Партнерство во имя мира

Деловое сотрудничество никогда не бывает
безоблачным. Главное – после дождя необходимо
вовремя расчищать дорогу-взаимоотношений от грязи.   

Мухаммед Ибрахим

Соединенные Штаты одними из первых приветствовали государственную самостоятельность Казахстана. За это время наши страны добились высокого уровня отношений по вопросам обеспечения международной стабильности, энергетической безопасности, нераспространения оружия массового уничтожения, борьбы с международным терроризмом и экстремизмом, поддержки демократических реформ. Накопленный опыт сотрудничества является надежной основой для движения вперед в интересах обоих сторон. Президент Казахстана в одном из своих выступлений называет весьма  важным то, что американская сторона поддержала стремление Казахстана войти в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. "Мы приветствуем стремление американского бизнеса к расширению рамок сотрудничества, инвестированию капиталов в производственный и инновационный секторы экономики. И мы с оптимизмом смотрим на будущее двусторонних отношений, всестороннее развитие которых является одним из приоритетных направлений казахстанской внешней политики", - отмечает наш Президент.
Укрепление высокого уровня взаимоотношений с США является одним из важных приоритетов во внешней политике Казахстана. В настоящее время между двумя странами активно развивается двустороннее сотрудничество в экономической сфере. Сейчас в Казахстане работают 374 компании с американским участием. США являются крупнейшим инвестором в РК, на их долю приходится более одной трети из 40 млрд. долларов прямых иностранных инвестиций, вложенных в Казахстан за годы независимости. Укрепление сотрудничества с США отвечает национальным интересам Казахстана. У нас есть общие интересы, общее видение решения проблем, в том числе региональных, взаимовыгодные проекты. 
Характеризуя сегодняшний уровень казахстанско-американских отношений, можно  назвать их плодотворными. В частности, доля США в общем объеме прямых иностранных инвестиций, привлеченных в экономику Казахстана, составляет около 30% - более $12 млрд. Кроме того,   в современных условиях США являются самым ярким примером того, насколько долгосрочный экономический рост зависит от внедрения инноваций и технических разработок. В этой связи для Казахстана, реализующего стратегию индустриально-инновационного развития, данное сотрудничество представляет большие возможности с точки зрения доступа к современным технологиям и инновациям. Кроме того, энергетическое партнерство с США является важным фактором развития нефтегазового сектора Казахстана. Вашингтон поддерживает нашу политику многовекторности в развитии экспортных маршрутов транспортировки нефти и газа. В то же время, казахстанско-американское сотрудничество в области региональной безопасности является важным фактором стабильности во всей Центральной Азии. Несмотря на достижения, которые имеются в двусторонних отношениях, есть большой потенциал для укрепления нашего сотрудничества. Есть все возможности, в ближайшие годы резко активизировать и усилить взаимоотношения между Казахстаном и США.
Казахстанско-американское военное сотрудничество приобрело конкретный и взаимовыгодный характер и осуществляется на основе пятилетнего Плана.  В рамках Плана реализуется широкий спектр военно-технических программ, сотрудничество в области подготовки военных кадров, миротворчество, а также проведение совместных учений, в том числе антитеррористической направленности. Взаимоотношения затрагивают такие важные аспекты, как военно-политическое взаимодействие, сотрудничество в рамках совместного уменьшения угроз, в борьбе с терроризмом, приграничная безопасность, чрезвычайное и гражданское планирование и другое.
Объединения усилий в сфере военной безопасности с учетом ситуации в мире и регионе очень актуальны. Сегодня очевидно, что ни одно государство, даже самое мощное, не способно в одиночку эффективно решать вопросы безопасности. В связи с этим Казахстан является ключевым партнером США и других государств по достижению регионального мира и стабильности. Сотрудничество в сфере обороны и безопасности, борьбы с терроризмом занимает особое место в системе межгосударственных отношений. Что касается военно-технического сотрудничества, то успешно претворяется проект по поставке новой военной техники американского производства. Завершается поставка большой партии автомобилей "Хаммер" различных модификаций. Кроме того, Конгресс США одобрил поставку в Казахстан вертолетов "Хьюи-2". Планом также предусмотрена поставка военно-транспортных самолетов С-130. В числе конкретных результатов  -  создание Военного института иностранных языков, оснащение подразделений Аэромобильных войск Казахстана. План является отражением, с одной стороны, внимания Альянса к региону, прежде всего в связи с ситуацией в Афганистане, с другой - лидирующих позиций Казахстана в регионе и возрастанием возможностей нашей страны для наращивания сотрудничества.
Планом предусмотрен широкий и многоуровневый спектр различных программ. Основной упор сделан на практической стороне – это повышение оперативной совместимости, углубление процесса оборонных реформ, подготовка миротворческого контингента, сотрудничество в области науки, чрезвычайного гражданского планирования, борьба с терроризмом. В военной плоскости взаимодействие осуществляется на основе программ "Процесс планирования и анализа", "Концепция оперативного потенциала", "Индивидуальная программа партнерства". "Подтверждением высокого уровня сотрудничества и роли нашей страны в регионе является тот факт, что у нас создан единственный в регионе информационно-документационный центр НАТО, именно в Казахстане размещен офис офицера связи НАТО.
В нашей стране предусматривается создание ряда региональных объединений – это миротворческий центр с усиленной инженерно-саперной составляющей, центр языковой подготовки, а также центр по подготовке офицеров-верификаторов.  Уже прошли первые курсы регионального уровня по подготовке верификаторов. Инструкторы из США и Великобритании обучали военнослужащих Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана. На основе Индивидуального плана действий партнерства  прошел региональный семинар по совершенствованию применения мер доверия и безопасности в центральноазиатском регионе. А в апреле 2007 года – семинар экспертов Центральной Азии по вопросам регионального сотрудничества и мерам доверия в сфере разминирования.
 Соединенные Штаты Америки планируют закупить оружие казахстанского производства. Эксперты оборонного ведомства США пришли к выводу, что для войск антитеррористической коалиции в Афганистане и армии этой центральноазиатской страны лучше подойдет оружие, производимое в странах бывшего Советского Союза. В Министерстве обороны Казахстана считают, что пока комментировать подобные намерения рано, но вместе с тем признали, что к реактивной системе залпового огня “Найза” сейчас проявляют большой интерес военные трех десятков стран, в том числе и США.
- Наше оружие действительно заинтересовало американцев и представителей афганской армии, - заявил начальник главного управления обеспечения вооружений и военной техники МО полковник Амантай Джутабаев. - Возможности “Найзы” и миномета “Айбат” они видели во время проведения совместных российско-казахстанских учений “Взаимодействие-2008”. В июне этого года в список вооружений, способных причинить существенный вред американской боевой технике и живой силе, попал самоходный миномет “Айбат” (“Гроза”). По заверениям чинов американского оборонного ведомства, в перспективе Соединенные Штаты могут закупить также и казахстанский миномет.
Говоря о результатах сотрудничества по линии Трастового фонда НАТО,  нужно отметить, что Казахстан уже приступил к реализации проектов по утилизации компонентов ракетного топлива, излишков стрелкового оружия и боеприпасов, очистке мест хранения неразорвавшихся боеприпасов. Казахстан - единственное государство в регионе, которое имеет полноценную военную миссию в штаб-квартире НАТО. Более 10 офицеров проходят службу в штабах НАТО и Коалиции. Или еще такая информация в плане «общения» Америки и Казахстана - Мажилис парламента РК и Конгресс США приступают к реализации Программы межпарламентского сотрудничества. В рамках данной программы, финансируемой Конгрессом США, предусматривается обмен рабочими группами между обеими палатами.  Это позволит казахстанским парламентариям поближе ознакомиться с выборными процессами, особенностями американской электоральной поры.  В мажилисе вызывают большой интерес казахстанско-американские отношения, которые динамично развиваются по всем направлениям. В связи с этим спикер палаты даже выразил признательность за поддержку США кандидатуры Казахстана при избрании на пост председателя ОБСЕ в 2010 году.  Данное событие является "важным для всей Азии". Новым этапом   стала и  сессия парламентской ассамблеи ОБСЕ в Астане.
США считают императивом для Казахстана проведение реформ в сфере демократизации общества - об этом   заявлял как-то конгрессмен США Алси Хастингс. "Значительное количество мер и шагов было сделано для избрания Казахстана на должность председателя ОБСЕ в 2010 году, и я хотел бы, чтобы было известно - кандидатура Казахстана мною поддерживалась и поддерживается", - сказал А. Хастингс. "Однако мы считаем императивом для Казахстана провести реформы в таких областях, как права человека и демократизация общества - для того, чтобы продемонстрировать международному сообществу и казахстанскому гражданскому обществу, что страна готова занять пост председателя ОБСЕ.
Теперь об экономике. За время сотрудничества объем товарооборота между РК и США за год увеличился более чем вдвое. В 2004 году сумма товарооборота между Казахстаном и США составила порядка 835 млн. 500 тыс. долларов США. Через год этот показатель возрос более чем вдвое, достигнув примерно 1 млрд. 870 млн. 500 тыс., из них на долю экспортных поставок из РК приходится около 666 млн. долларов.  Такой рост стал возможен благодаря дальнейшему развитию сотрудничества между двумя странами. Мощный импульс укреплению двусторонних отношений в сфере экономики придала Хьюстонская инициатива, явившаяся результатом договоренности Президента Казахстана, которая была достигнута в ходе официального визита в США в декабре 2001 года. И эта инициатива, нацеленная на комплексный подъем и диверсификацию экономики республики, рост малого и среднего бизнеса, обеспечение конкурентоспособности на мировой арене, призвана способствовать дальнейшему развитию нашей страны. На сегодняшний день в Казахстане открыты представительства более чем 90 американских компаний, а размер инвестиций в экономику республики со стороны США (на эту страну приходится большая часть этих средств) достиг 12 млрд. долларов - в основном, в нефтегазовую сферу. Теперь же хотелось бы говорить об инвестировании таких отраслей, как сельское хозяйство, связь, информационные технологии, строительство.
 Казахстан также заинтересован в прочных и стабильных отношениях с США. Отношения будут развиваться поступательно в сфере экономики. Прежний акцент американских инвестиций на энергетической сфере и в целом сырьевом секторе, по всей видимости, сохранится. Американский бизнес проявляет интерес к сельскому хозяйству Казахстана, США будут стремиться создавать условия для наращивания экспорта в нашу страну, и это естественно. В краткосрочной перспективе возможности американских компаний снизятся, что связано с кризисными явлениями в экономике США. Есть серьезные эксперты в Казахстане, которые считают, что экономическое присутствие этой страны в несырьевом секторе нашей республики может сократиться.
Важной сферой двустороннего сотрудничества является региональная безопасность. Ситуация в Афганистане все еще продолжает оставаться напряженной, и антитеррористическая операция США - серьезный фактор, определяющий безопасность на южных рубежах Центральной Азии, что обуславливает необходимость взаимодействия наших стран. Кроме того, с момента распада СССР США превратились в один из ключевых элементов геополитического баланса сил в регионе. Соответственно, их присутствие следует рассматривать в более широкой стратегической перспективе, в контексте взаимоотношений мировых и региональных держав в регионе и на континенте.  Интересы США за последние десять лет мало изменились. К ним относятся, во-первых, поддержка независимости государств региона и обеспечение геополитического плюрализма в регионе; во-вторых, энергетические интересы США и поддержка американского бизнеса; в-третьих, развитие демократии и рыночных реформ; в-четвертых, поощрение стран региона к региональному сотрудничеству между собой и странами Южной Азии, прежде всего Афганистаном. Последние 3-4 года мы наблюдаем сокращение невоенной активности США в Центральной Азии. Эксперты объясняют это переключением США на решение проблем, связанных с растущими расходами на иракскую и афганскую кампании, а также возросшим противодействием со стороны России и Китая, которых не устраивает усиление американских позиций в регионе. Но, похоже, США эта ситуация в настоящее время вполне устраивает, они не только заняты более значимыми для них международными проблемами. Другая важная причина состоит в том, что в США растет понимание, что в регионе еще отсутствуют условия для серьезных геополитических, рыночных и демократических трансформаций. Как только эти условия будут подготовлены,   США снова перейдут к активной фазе внешней политики в Центральной Азии.
Казахстан, как крупнейший торговый и инвестиционный партнер США в Центральной Азии, продолжает придерживаться принципов полноценного, открытого и конструктивного партнерского сотрудничества. Необходимо поднимать вопросы глобальной продовольственной и энергетической безопасности, некоторые вопросы экономического сотрудничества Казахстана со странами центральноазиатского региона, вступления Казахстана во Всемирную Торговую Организацию. США высоко оценивают усилия Казахстана по увеличению объемов добываемой нефти.  Принимая во внимание, что цены на нефть достигают рекордных уровней в последнее время, американцы очень ценят те усилия, которые предпринимает Казахстан по увеличению объемов добываемой нефти, а также по диверсификации и транспортировке ее на мировой рынок.
Американцев воодушевляют усилия Казахстана в рамках инициативы прозрачности добывающих отраслей промышленности,  по их мнению Казахстан выйдет далеко за рамки этих минимальных требований и станет примером для других стран, показав, каким образом можно сбалансировать политические вопросы с одной стороны, а с другой - экономические и социальные сложности и вызовы, связанные с нефтяным богатством страны. Актуальным продолжает оставаться вопрос перевода сотрудничества с США из области добычи нефти и газа в сферу переработки. На казахстанско-американском форуме по инициативе государственно-частного партнерства, прошедшем  не так давно в Астане, обсуждалась возможность диверсификации американских инвестиций в экономику Казахстана. Каждый четвертый доллар иностранных вложений пришел в республику из США. Однако большая часть этих инвестиций до сих пор направлена на добычу нефти и газа.
Открывая форум, вице-министр индустрии и торговли Едиль Мамытбеков отметил, что объем взаимного торгового оборота Казахстана и США за 2007 год составил $2 млрд. По размеру вложенных инвестиций в экономику Казахстана США традиционно занимает первое место. «Это очень хороший показатель, но потенциал наших отношений далеко не исчерпан», - добавил вице-министр. Для перехода от сотрудничества большей частью в области добычи нефти и газа к партнерству в сфере переработки потребуются усилия предпринимателей и правительств обеих стран. Встречи казахстанских и американских предпринимателей позволят перейти на более высокий уровень партнерства. Эта инициатива уникальна, так как она будет двигаться в основном за счет частного сектора. США всегда отводили большую роль развитию отношений с Казахстаном.
Иностранные инвесторы неоднократно отмечали привлекательный инвестиционный климат в республике. Представитель Американской торговой палаты в Казахстане Кеннет Мак уверен, что в республике есть много возможностей для прибыльных вложений. Однако в связи с недавним ужесточением законодательства в отношении иностранных инвесторов в добывающих отраслях он подчеркнул важность того, чтобы решения, затрагивающие иностранных инвесторов, принимались на основании законодательства и принципах справедливости. Говоря о возможности экспорта казахстанских товаров и услуг в США, американцы выражают принципиальную возможность этого.  Вместе с тем американское правительство помогает бизнесу своей страны при выходе компаний на экспорт, предоставляя финансовую поддержку торговых операций через Эксимбанк США, Зарубежную частную инвестиционную корпорацию и другие организации. Приход американского бизнеса в Казахстан облегчился после открытия Ситибанка, который поддерживает выходящие на местный рынок компании из США.
 За период с 1993 по 2007 годы Казахстан привлек более $70 млрд, из которых 23% приходится на США. США является крупнейшим инвестором, вложив в страну $16 млрд, большая часть которых приходится на горнодобывающий сектор экономики. При этом общий объем иностранных инвестиций продолжает расти. В 2007 году в республику было привлечено $17 млрд, что больше чем за 2005-2006 годы вместе взятые. Казахстан, помимо традиционных вложений в добывающий сектор, нуждается в американских инвестициях в транспортную инфраструктуру, телекоммуникации и нефтехимию. В то же время в обрабатывающую промышленность привлечено всего 9,5% всех инвестиций с 1993 года.
В последние годы инвестиции в обрабатывающие отрасли стабильно вырастают за год в два раза. Просто инвестиции там небольшие. В структуре всего объема инвестиций они пока незаметны, но темпы роста выше среднего уровня. Доля малого бизнеса в торговле с американскими партнерами очень незначительна. Для выхода небольших казахстанских компаний хотя бы на региональный уровень необходимо создать условия. Основная же причина отсутствия выхода малого бизнеса на внешние рынки низкая конкурентоспособность производства казахстанских товаров и услуг. Надо достигать конкурентоспособности за счет качества. Механизмы государственно-частного партнерства должны стимулировать качественное развитие бизнеса. Государство не должно оставаться в стороне. Для увеличения доли МСБ во внешней торговле Казахстана правительство должно улучшить условия для бизнеса. В том числе не только в пределах Казахстана, но и чтобы бизнесмены могли поставлять товары и услуги за рубеж, создали корпорацию по поддержке экспорта. Меры адекватные, но надо снижать все имеющиеся барьеры хотя бы в рамках существующих СЭЗ. 
Известно, что американские капиталовложения в экономику Казахстана составляют треть от общего объема прямых иностранных инвестиций, в основном в сфере энергетики.   Казахстан является надежным партнером США в области безопасности в этом зачастую нестабильном регионе. Отношения с Казахстаном для США важны по нескольким обстоятельствам, в том числе по экономическим. Эта бывшая советская республика – одно из самых динамично развивающихся новых независимых государств на постсоветском пространстве. Казахстан успешно осуществляет индустриальную модернизацию и имеет большой шанс достичь своей стратегической цели – войти в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Наша новая столица Астана за короткий срок превратилась в один из самых красивых городов в Центральной Азии. За несколько лет население города увеличилось до 700 тыс. человек, из которых люди моложе 29 лет составляют половину.
США с начала 1990-х годов сразу же взяли курс на обретение прочных экономических позиций в Казахстане и, следует признать, преуспели в этом. Сегодня США – самый крупный иностранный инвестор в республике. Каждый третий доллар иностранных инвестиций – из США (12 млрд.). Объем товарооборота между Казахстаном и США в 2005 году возрос по сравнению с 2004 годом почти вдвое и достиг 1,8 миллиарда. Казахстан занимает седьмое место в мире по запасам углеводородного сырья и, как ожидается, начиная с 2015 года, выйдет на стабильный уровень добычи нефти в 100 млн. тонн на протяжении 25 лет. Существуют и более масштабные оценки. Говорится и о 170 млн. тонн к 2015 году, из которых 150 млн. пойдет на экспорт. Так или иначе, Казахстан в обозримом будущем будет одним из основных игроков на мировом рынке нефти, и американской администрации, естественно, хотелось бы, чтобы казахское «черное золото» обеспечивало бесперебойное функционирование экономики западного мира.
Кроме того, для США Казахстан крайне важен как страна, которая занимает второе место в мире по запасам урана (25% мировых запасов). Республика к 2012 году может стать крупнейшим производителем этого стратегического сырья и уже к 2010 году намерена увеличить его добычу в пять раз – до 17,5 тыс. тонн.  В будущем США и Казахстан объединят усилия «по расширению глобальных поставок энергии» и будут «искать новые способы доставки этих ресурсов на международные рынки». В настоящее время «черное золото» Казахстана поступает на мировой рынок по нескольким трубопроводным маршрутам. Действуют нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума Тенгиз - Новороссийск, соединяющий месторождения Западного Казахстана с российским побережьем Черного моря (32 млн. тонн в год, а в случае расширения - 58 млн. тонн в 2011 году), трубопровод советской постройки Атырау - Самара, дающий доступ в российскую магистральную сеть (15 млн. тонн с планами модернизации до 25 млн.), трубопровод Атасу - Алашанькоу (Китай), по которому в Поднебесную поставляется 10 млн. тонн нефти (с планируемым удвоением мощности). Для экспорта нефти используется также путь из Актау через Каспий в Баку и оттуда железнодорожным транспортом в Батуми (Грузия), нефтяной терминал которого отгрузит в этом году 12 млн. тонн «черного золота» (максимальная мощность - 15 млн. тонн).
Кроме того, в связи с перенацеливанием азербайджанского экспорта на трубопровод Баку - Тбилиси - Джейхан Казахстан мог бы использовать высвобождаемые мощности нефтепроводов Баку - Новороссийск и Баку - Супса (Грузия). По первому в прошлом году было прокачано 4 млн. тонн, по второму - 6,5 млн. Астана ведет переговоры и по новым маршрутам: Баку - Тбилиси - Джейхан (конкретных договоренностей не достигнуто) и в направлении Ирана (чему противится Вашингтон). Энергетическая тема важна для американцев не только с экономической, но и с геополитической точки зрения. Заокеанские аналитики и политики, в общем-то, и не скрывают своей заинтересованности в том, чтобы нефть и природный газ Казахстана поступали на мировой рынок в соответствии с их сценарием «большой игры».  Экспорт нефти и природного газа из Казахстана в обход России и Ирана является «стратегическим приоритетом» для США.
Даже если идет поиск вариантов расширения существующих путей экспорта через Россию. Для США стратегическим приоритетом является работа с Правительством и частной индустрией Казахстана для открытия идущих на Запад экспортных путей через Каспийское море и по земле через Азербайджан, Грузию и Турцию в обход территорий, подверженных контролю со стороны России или Ирана. Казахстан имеет потенциал стать крупным источником энергетического экспорта на мировые рынки и обеспечить новые важные поставки энергии для Европы и США. Обсуждались с представителями Правительства и бизнеса возможности увеличения добычи нефти и газа, а также «создания новых экспортных коридоров через партнерство между Казахстаном и Азербайджаном».
Экономический рост региона будет зависеть отчасти от эффективной разработки и распределения энергетических ресурсов. Поэтому США поощряют строительство разветвленной сети трубопроводов, чтобы у центральноазиатских стран был выбор в экспорте нефти и газа. Американцы лоббируют сейчас проект строительства транскаспийского газопровода в обход России, но этот вопрос остается пока нерешенным, хотя Администрация США готова профинансировать работы по составлению технико-экономического обоснования для стран региона, в первую очередь Казахстана.      Вашингтон, стремясь сохранить свое влияние на события в Центральной Азии, по-прежнему делает ставку на продвижение своей идеи дальнейших «демократических политических реформ» на постсоветском пространстве. 
В сложном геополитическом положении Казахстан находит все же возможность проведения сбалансированной внешней политики, чему во многом способствуют его успешно развивающиеся экономические и политические связи с Россией. Полагаю в сложившейся геополитической обстановке Казахстану удастся сохранить свою национальную социо-культурную самобытность прежде всего на путях совместной с Россией, Белоруссией и Узбекистаном ускоренной реинтеграции единого экономического и оборонного пространства. Видимо, это и стало бы первым шагом к реализации важной для всех народов идеи нашего Главы государства о создании Евразийского союза на постсоветском пространстве.


Рецензии