Спасение утопающих

Зарисовки с занятий арт-терапевтической группы экзистенциального опыта «Присутствие»


*****

В группе зашла речь о «спасательстве».
Тема была актуальна для всех участников: каждый рассказывал о том, что часто испытывает вину рядом с человеком, которому плохо. И это побуждает его развивать активность в стремлении помочь, правда, без спросу и без просьбы об этом стороны «нуждающегося».

- Не понимаю, зачем я это делаю! – горячо возмущается одна из участниц, - ведь в итоге моя помощь оборачивается во вред мне же самой, ведь мне приходится ущемлять свои интересы и терпеть собственную неудовлетворённость.

После практики Терапии творческим присутствием она делится своими открытиями:

- Я разочарована… Оказалось, что моё спасательство, которое я считала таким искренним, я же вроде бы как для другого стараюсь, оказалось, что оно рассчитано не на другого, а на меня саму.
- Любопытно, что-то ты получаешь с этого для себя…
- Да очень просто – это нужно, чтобы мне почувствовать себя сильной и неуязвимой на фоне вот этого «слабого». Я представляю, словно я сижу в шлюпке, в спасательном жилете, и так снисходительно бросаю спасательный круг…
- И ты как будто что-то скрываешь при этом…
- Ну да, нельзя, чтобы другие узнали о моей чувствительности, ранимости, так как, когда я проявляю себя-настоящую… я становлюсь как будто голая (говорит с видимым смущением).
- Сейчас ты «обнажена»… как тебе это?
- Вообще-то, пока ты не сказал, я не обращала на это внимания. Теперь как-то неловко стало…
- Можно ли так сказать, что, пока ты проявляешь себя из собственной позиции, ты в процессе и ты органична, тебя не заботят оценки. Но как только ты пытаешься посмотреть на себя чужими глазами, так ты начинаешь себя осуждать, одёргивать, и цепенеешь, замороженная стыдом?
- Хм… Да, пожалуй… это стыд… Когда «голая», то становишься уязвимой… Я поэтому вообще никому не открываюсь. Вообще! У меня нет ни одной подруги, с которой я была бы открыта полностью. Здесь единственное место, где я могу быть открытой. Даже то, что вы просто молча выслушиваете, пока я рассказываю (обращается ко всем участникам группы) – это большая поддержка для меня!


*****

Автор рисунка: Teodora Jelenic


Рецензии