VII. Гл-18. Парашютисты - перворазники

 *** VII. Девяностые. Запорожский Аэроклуб ***               

     Отдыхаем от авиахимработ, но недолго. Наседают парашютисты-спортсмены, они «застоялись», прыгать хотят. А тут ещё Гриша Мазур со своей группой парашютистов-перворазников. Они всю зиму готовились, парашют изучали и всю «парашютную науку». Студенты ведь в основном, занятия закончились, сейчас у них каникулы, тоже прыгать рвутся.
 
     Самолёт готов, бензин в ТЗ-МАЗе есть, масло МС-20 мы регулярно покупаем двухсотлитровыми бочками, нашли фирму в Запорожье, у которых есть это масло, а его жрёт Ан-2, зараза, много. Короче, пора перебираться на аэродром. А тут ещё Ракша, мэр из Михайловки, просит, чтобы мы над чьей-то свадьбе там полетали на Ан-2 и сбросили с самолёта цветы. Ну, Ракшу надо уважить.

     В одну из суббот, летим «на свадьбу». Лёту до Михайловки всего-то пять минут строго на юг. Там главное – свадьбу найти. Михайловка, хоть и районный центр, но по сути – большое село. С севера на юг растянулось на девять километров и в ширину километров пять. Ракша ориентиры нам дал, время определили. Во время нашего туда полёта связи «со свадьбой» не будет. Так что, это свадьбе время выдерживать надо. Свадебное мероприятие, куда мы цветы сбросить должны, проходить будет в центре, на центральной площади, так что найдём. Долетели до центра Михайловки, найти его было не трудно, вся Михайловка, это небольшие сельские домики и большие огороды. И только в центре этого огромного чередования домов и огородов, пару пятиэтажек, двухэтажный дом культуры, два-три административных здания в два-три этажа и площадь. В центре этой площади видим группу людей, похожую на свадьбу. Прошли над ними, машут руками, даже невесту в белом видим. Значит нашли. Сделали круг, прошли над площадью, снизились ещё, сколько позволяли высокие тополя. Ветра вроде нет, с учётом нашей скорости и высоты, выбросил я в форточку, привезённый нам букет. Вроде попал. Сделали мы ещё пару заходов на «свадьбу» с разных направлений и ушли почти боевым разворотом.

     На аэродроме непривычно много народу. Собрались все спортсмены-парашютисты, давно не прыгали, застоялись. Гриша Мазур привёз целую ораву парашютистов-перворазников, с которыми всю зиму и весну занимался. Казак на ГАЗ-66 ездил к электричке и привёз полный кузов народу. Погода шепчет, тепло, яркое солнце и ветра нет. Ан-2 стоит на старте, как застоявшийся конь, давно парашютистов не поднимал.
 
     На лётном поле суета, вывезены парашюты, брезентовые столы, висит понуро колдун полосатый бело-оранжевый из парашютной ткани. Спортсмены готовятся, надевают парашюты. Ими сегодня командует Миша Пузанов. Гриша Мазур с перворазниками в парашютном городке отрабатывают отделение из кабины Ан-2, управление куполом в воздухе и приземление. Это теперь его «парафия».

     Планируем сегодня сделать много подъёмов, будем с Володей летать на выброску по очереди и по очереди быть РП. Гриша занят со своими перворазниками, Миша со спортсменами. Казак и самолёт готов из ТЗ заправлять и на ГАЗ-66 при необходимости парашютистов по полю собирать, а такое предвидится. Лёша Аносов тут, Алексей Безотосный и Володя Константинов, - все собрались. Будет кому порядок на старте поддерживать, ведь толпа большая по аэродрому шастает. Помимо парашютистов приехало много «сочувствующих» - друзей и знакомых, тоже потенциальных парашютистов.

     Делаем первый подъём для спортсменов. Они просят «сделать высоту», Володя будет набирать выше дух тысяч метров. Парашютисты хотели бы и побольше, но это хлопотно и долго, как-нибудь в другой раз. Спортсмены мечтают про 4000 метров.
     Вот в небе раскрывается первый купол, за ним второй, – началось. Ан-2 негромко стрекочет на высоте. За три захода выбрасывает всех и энергично с шумом и выхлопами в стороне от лётного поля снижается. Парашютисты что-то там в воздухе изображают, какие-то фигуры пытаются строить. Потом с шумом открывают парашюты и уже под куполами сходятся и расходятся.  Спортсмены, конечно, без проблем приходят в «круг», который вскопан на краю лётного поля. Кто-то метит в «квадрат». Это место, где весь аэродромный народ «кучкуется», стоит стол с радиостанцией, колдун болтается, парашюты сложены и брезентовые столы расстелены для последующей укладки парашютов. Тут же ждут своего применения МАЗ-ТЗ и ГАЗ-66 и несколько авто тех парашютистов, кто приехал на своих машинах.

     Делаем ещё пару подъёмов со спортсменами. Моя очередь лететь. У меня совсем небольшой опыт полётов на Ан-2, но самолёт настолько простой, надёжный и неприхотливый, что такое ощущение, что летаю я на нём давно. Даже иногда возникает странное ощущение, что летит Ан-2 сам и надо только сильно не мешать ему. Летаем мы на Ан-2 по одному, поэтому справа всегда кто-нибудь сидит. То Володя Константинов, то Анохин или Лёша Безотосный, бывают и пассажиры разные.

     Наконец, появляется Гриша Мазур со своими перворазниками. Делит их по подъёмам. Основных парашютов хватает всем, а вот запасок у нас только на один подъём. Разбирают перворазники парашюты, подгоняют их под себя, разбирают и шлемы, их у нас тоже хватает. Гриша хлопочет над ними как квочка, помогают ему и спортсмены. Среди перворазников есть и несколько девчонок. Разнообразят «однообразный» состав парашютистов. Построил Гриша первый подъём, придирчиво всех осмотрел и повёл в самолёт.

     Этот подъём у нас будет на 1000 метров. Первый подъём с парашютистами-перворазниками на аэродроме Васильевка. Гриша выпускающий, он в самолёте, будет прыгать замыкающим. Миша Пузанов с «матюгальником» (громкоговорителем) ждёт парашютистов в квадрате. Понимаем, что будут некоторые приземлятся и далеко от квадрата, поэтому Казак уже сидит за рулём 66-го.

     Заходит Ан-2 на боевой курс, дверь открыта, вот стих мотор и тут же вываливается первый парашютист, за ним ещё один. Падают друг за другом вниз и по очереди над ними раскрываются купола, прыгают ведь «на верёвке». Гриша там затягивает в самолёт чехлы, а самолёт уже, взревев мотором, разворачивается на новый заход. В следующем заходе вываливается три парашютиста. Миша уже кричит первым выпрыгнувшим через «матюгальник» что-то про большой и малый относ, про «чулки» и «носки». Чтобы одни стягивали (чехлы со строп), а другие вытягивали (носки обуви). Парашютисты поймут.

    Первые парашютисты снижаются вроде не далеко от квадрата, следующие подальше, но места всем хватит, лётное поле у нас большое. Уже всё небо в круглых белых куполах и где-то повыше в стороне скользит жёлто-синее крыло Гриши. Это он после отделения сразу, без задержки раскрылся и ушёл в сторону, наблюдает за своими «перворазниками».

     Вроде нормально и недалеко приземляются первые парашютисты под надзором Мишиного «матюгальника». Остальные летят, что говорится, кто куда. Кто-то летит в кукурузу, кто-то на ровное аэродромное поле, но далеко и уже даже не слышит «матюгальник». Кто-то умудрился даже скрыться при приземлении за посадкой. Казак уже рванул туда на ГАЗоне. Первые уже собирают парашюты в сумки, волокут в квадрат. Кто-то тащится издалека с парашютной сумкой на горбу. Казак возвращается и по пути подбирает остальных. Гриша уже приземлился в квадрате и дымит своим Беломором. Ан-2 стоит в стороне, Володя на посадку заходил на край лётного поля, чтобы быть подальше от парашютистов. Те умудрились в безветренную погоду рассредоточиться почти равномерно по всему аэродрому и даже за его пределами. Это нормально. Ожидаемо. Со вторым подъёмом спешить не будем. Надо первый переварить. Но уже видно, что готовил перворазников Гриша хорошо, действовали «относительно» грамотно. На аэродром все попали, ничего никто, тьфу, тьфу – не поломал. При приземлении землю встречали правильно, на ногах устоять никто не пытался. Так, мелкие ссадины и шишки. Правда один купол чуть порван. Это зацепился куполом за ветки дерева в посадке на границе аэродрома один «товарищ» и Казаку пришлось то дерево рубить. Но это мелочи…

     Собрались все «перворазники» в квадрате. Сочуствующие, друзья и знакомые набежали, поздравляют новоиспечённых парашютистов. Те гордо принимают поздравления. Пересчитали их, вроде все. Морды довольные, рты не закрываются, возбуждённо говорят все одновременно. Руками машут, делятся впечатлениями. Меньше всех почему-то говорила Женя Терещенко, одна из перворазниц-девчонок. Хотя, казалось, девчонка могла бы и щебетать. Больше всех махал руками и не замолкал худой и длинный Саша Лебедь, толи первокурсник, толи десятиклассник. Были среди перворазников и ученики старших классов.

     Гриша готовит следующий подъём, а новоиспечённые парашютисты уже занялись под руководством Миши Пузанова укладывать свои парашюты. Прыгать сегодня они уже не будут, но парашюты уложить надо.

     Сделали ещё один подъём с перворазниками. Всё прошло нормально, если не считать, что пришлось рубить ещё одно дерево. Но Казак, человек бывалый, взял с собой Лёшу Анохина, чтобы топором махал. Блин, как эти парашютисты на деревья попадают, когда этих деревьев здесь всего ничего.

     После выполнения по одному первому прыжку собрали мы с Володей Дмитрийчуком перворазников, поздравили их, вручили каждому от имени ОСОУ именное «Свидетельство парашютиста». А ещё раньше под руководством спортсменов-парашютистов были они посвящены в парашютисты ударом запаски по «пятой точке». Так передавали традицию. Потом Гриша Мазур повёл своих питомцев в тень посадки проводить разбор прыжков. Ну и всё остальное…
     Выполнили ещё пару подъёмов со спортсменами и завершили насыщенный прыжковый день.

     Теперь по выходным стали регулярно проводить парашютные прыжки. Спортсмены прыгают, перворазники. Слухи про парашютные прыжки разнеслись по Запорожью быстро, да и не только по Запорожью. Уже звонят и из других городов. Много объявилось желающих совершить первый парашютный прыжок. Задумались мы, посовещались, а тут ещё пару запорожских спортсменов подъехало из Москвы, вроде как на побывку. Работают там и прыгают где-то в Подмосковье. Поделились опытом, как там это дело организовано. Оказывается, уже давно существует практика подготовки парашютистов-перворазников по сокращённой Программе за несколько учебных дней.  Решили и мы попробовать у себя эту новую Практику. Миша Пузанов, как командир парашютного звена, написал Программу, мы её утвердили приказом по АТСК. Я съездил в областную страховую контору, переговорил с начальницей про страховку. Ничего специального у них для парашютистов нет. Тётка оказалась продувинутой, изобрели совместно с ней одноразовую страховку спортсмена. Выдала она мне стопку бланков. Спортсмен платит три гривны и может рассчитывать на двести гривен страховой суммы. Вроде, система должна работать. Ещё, оказывается, и я буду получать какие-то комиссионные. Смешно, но факт.

     Стали потихоньку отрабатывать новую систему «быстрой» подготовки парашютистов. Поначалу приезжали всякие друзья и знакомые парашютистов-спортсменов и наших «перворазников», потом круг стал расширяться. Работало «сарафанное радио». Казак в субботу утром встречал народ с электрички и вёз на ГАЗ-66 на аэродром. Требования к будущим парашютистам были не сложные – должна была быть справка от врача, что «нет противопоказания к парашютным прыжкам», должна быть спортивная обувь, спортивная одежда и 20 гривен оплаты. Гриша Мазур вёл эту ораву, а народу поначалу было от пяти до десяти человек, в парашютный городок, рассказывал им там про парашюты и парашютные прыжки, что надо было знать и было минимально достаточным. Отрабатывались все необходимые действия в подвесной системе, отделение и приземление. Грише помогали наши, можно сказать, «молодые» спортсмены-парашютисты – Миша Багаев, Погребной и другие. Даже занимались укладкой парашюта, под строгим контролем, конечно. Уходило на это несколько часов. Потом Гриша принимал зачёт и заносил всё это в специальный журнал, то есть – всё по-взрослому. Получалось, что уже после обеда Гриша вёл почти готовых парашютистов на «старт». Там Ирина, наш клубовский врач, осматривала будущих парашютистов, проверяла их справки, могла у кого-то и давление замерить. Тут же выписывалась им страховка за три гривны, и они были готовы к прыжку.

     Обычно делали смешанные подъёмы. С перворазниками в самолёт «лезли» и спортсмены, заодно помогали одевать и подгонять парашюты, что-то подсказывали и вообще – вселяли уверенность. С тысячи метров бросали перворазников, потом кукурузник лез выше для выброски спортсменов. На земле «новых» парашютистов встречал кто-нибудь из «постоянного состава» с «матюгальником». Казак дежурил на «66-ом» и обязательно за кем-нибудь ехал, иногда рубили деревья в посадке.
 
     Вроде, «быстрая» система парашютного прыжка для любого человека, до этого совершенно незнакомого с парашютом, работала. За один день человек проходил минимальную теоретическую подготовку, тренировался в действиях при выполнении прыжка и приземлении, сдавал зачёт и совершал свой первый прыжок. Практически ни для кого не было проблемой получить медицинскую справку о «годности» к прыжку, если, конечно, у человека не было каких-либо серьёзных проблем со здоровьем. И по деньгам это было недорого. И страховка себя оправдывала – в будущем пару человек ломали конечности, что для парашютизма почти неизбежно, и получали страховку.

     Так, можно сказать, была поставлена «на поток» подготовка парашютистов в славном Запорожском АТСК.

05.04.2020 – Севастополь.

* - на фото: - вот он, Запорожский Аэроклуб образца 1997 г. – парашютисты и    лётчики, трудяги Як-52 и Ан-2      - аэр.Васильевка.

Следующее
http://www.proza.ru/2020/04/05/2217


Рецензии