Ряньзя... Деревня сказка

                На фото поселок Ряньзя 1-е мая 1959 года.СледомПасха.
                С гармонью Янков Петр Максимович. Ему 19 лет.
                Впереди армия. На скамейке в центре Назин Н. Н.
                Из архива Назина Н. Н.
Была деревня с таким интересным названием на стыке Сасовского района Рязанщины и Мордовии, на опушке древнего Ценского леса…
Лес и сейчас шумит листвой, встречая и провожая случайного и неслучайного путника, стараясь будто рассказать, что видел за сотни лет своего древнего существования.
Изрядно потрепанный теперь, лес многое пережил. Проходили через него пути дорожки русские, связывавшие княжество Рязанское с внешним миром. Где-то рядом пролегали забытые теперь напрочь Идовская дорога и Казачий тракт. На смену которым в 17 веке проложен был новый тракт, связывавший рязанский городок Шацк с вновь осваиваемыми пензенскими землями.
Прошли здесь и ватаги Стеньки Разина, обосновав свои засеки в непосредственной близости на Черной речке при впадении её в реку Цна.
Разинские ватаги были жестоко перебиты царскими войсками, деревни сожжены, а у лесного края началась новейшая история.
На обезлюдевшее место, освоенное за прошлые века мордвой Мокша, боярин Салтыков Петр Самойлович. Завез из своих владимирских поместий народ, организовав производство поташа, как продукт пережигания древесины. Поташ был востребован в стране и за рубежом, промысел был выгоден и в память о нем остались поля, на которых раскинулись деревни и села, да названия их… Салтыковы Буты, деревня Новая (Буты тож), да несколько населенных пунктов с приставкой Майдан в названии.
Поселок Ряньзя был основан после революции на месте хутора князя Гагарина, образцовое имение которого находилось в семи километрах в деревне Липки. А женщины из окружных деревень ходили на Ряньзенские поля батрачить.
К слову сказать, землевладельцами Гагариными была создана система хуторов в своем хозяйстве и архивы доносят до нас их имена: Вадакшинский, Погарский… Видимо и хутор, существующий на речке Ряньзя, назывался также по имени ручья.
Но память народная сохранила отдельные штрихи Гагаринского хозяйствования на месте нового поселка. По всем признакам рукотворный пруд, то есть водоем в чистом поле в окрестностях деревни, родник по имени Барский… При заселении поселка вокруг этих жизнеобеспечивающих источников воды и вращались интересы новопоселенцев.
Семейное предание потомков первопоселенца Семионова Платона Абрамовича хранит его рассказ о том, как мечтал он получить нарез земли рядом с барским родником. Что и удалось ему, хотя и не с первого раза. И это было счастьем, поскольку крупного источника воды здесь не было…
По иронии судьбы обстоятельства свели наш поселок – деревню с одноименным почти населенным пунктом в Пензенской области, где существовало и существует крупное село Рянза на одноименной реке.
Дело в том, что в пензенской Рянзе в 1918 году прошлого столетия произошло крупное восстание крестьян. Оно было сразу подавлено и часть мятежного люда, кому удалось спастись от расправы, перебралось в наш околоток и основало одноименную деревню с небольшой ошибкой в названии.Позже на лесной стороне поселка, территориально в Мордовии, был открыт лесопильный завод, относящийся к Зубовополянскому району. К поселку потянулись выходцы из окрестных деревень. В основном из Новой, а также Шафторки, Студенца, Жульевки…
При создании Мордовии к новой республике отошла лесная часть Тамбовской губернии как ареал жизни коренного населения мордвы мокша.
   Первоначально освободившаяся после революции земля выделялась жителям деревни Новая, о чем свидетельствуют и фамилии жителей нового поселка: Якунины, Рябинкины, Семеновы, Янковы, Чирковы, Назины…
Присутствие в поселке объекта промышленности в виде лесопильного завода также притягивало народ возможностью гарантированного заработка на фоне колхозных трудодней. И в поселке появились выходцы из окрестных деревень. Грачевы из Салтыково, Тужилины из Шафторки, Хрящевы и Галактионовы из Крутого, Крюченковы из Студенца и так далее.
Первоначально поселок назывался поселок Красный, но в силу каких-то причин название не прижилось, и властью было зафиксировано название Ряньзя. То ли прибывшие пензяки оказали свое влияние, то ли по имени ручья был назван населенный пункт. Но нигде в источниках и архивах не удалось встретить малейшего упоминания о речке и населенном пункте под именем Ряньзя, что также склоняет в приносной версии топонима со стороны. А самого ручья нет даже в водном реестре. Корни топонима Ряньзя скорее всего надо искать в мордовском языке. И самым близким по звучанию здесь стоит мордовское слово РУЗОНЬ, что значит русский на обоих мордовских языках. Надо отметить, что пензенская Рянза заселялась в 1688 году также Салтыковым, только Федором, и также на мордовские земли. То есть мордовское население тех лет назвало новый населенный пункт РЯНЗЕЙ, то есть русским селом. И РУЗОНЬ заем трансформировалось в Рянзу. Так часто бывало в истории нашего края.
Само заселение рязанской теперь части поселка происходило В 1922-23 годах.
    Располагалась поселок буквой Г.
    Со стороны Шафторки Малая Ряньзя, с поначалу не прижившимся названием Красный. И значительно большая по размеру и населению основная Ряньзя, расположенная вдоль ручья. Позже эти два поселка объединили с одним названием Ряньзя.
   Через ручей от стыка двух порядков находился завод по переработке леса, подчинявшийся территориально Мордовии с одноименным поселком для рабочих.
Существовал в поселке колхоз «Красный пахарь» с фермами и пасекой. Неподалеку располагался лесной кордон с проживающим там лесником.

   На стыке двух рязанских улиц находился клуб, где собиралась деревенская молодежь. Сельский клуб того времени представлял собой комплекс, состоящий из деревянной  хаты  с печью- голландкой, радиолы  с набором  самых  ходовых  пластинок  и  завклуба,  в  обязанности  которого  входило  открыть  и  закрыть  клуб, зимой  протопить  и  чисто  внешне  приглядывать  за  порядком. Однако сложившийся микроклимат в каждом клубе был свой. В Ряньзе было много гармонистов, и особой  доблестью  вечером  для  гармониста
 было проиграть весь вечер, а для девчонок отдробить в пляске, сыпя из  себя  частушки. Бедой для гармонистов было то, что пока он наигрывал, всех девчат
разбирали.  Наш зять Петр Янков всю жизнь объяснял, что невесту в 
соседней деревне Жульевке он нашел именно по этой причине.  Коль свои девчонки не достаются, отправился искать в окрестностях. Без гармониста клуб был очень редко. Но были любимцы, умеющие не только хорошо  сыграть, а  к  тому  же  и  поддержать пляску  меткой  частушкой, узнать настроение  плясунов  и  коллектива  и  создать должную  обстановку.
В пору моей юности в Ряньзе было два гармониста, известных кроме поселка и на всю округу своей игрой. Это Борис Шуйский и Анатолий Егорцев, по-деревенски больше известный как Толис Янков. Егорцев была его настоящая фамилия, а Янков потому, что воспитывался он у своего деда Максима Кузьмича Янкова, также потомственного гармониста.
Каждый из них самоотверженно исполнял свое общественное предназначение. Причем оба из них владели как гармонью, так и баяном. Но при этом Борис Шуйский больше прослыл игрой на гармони, а Янков как баянист.
Толис Янков играл красиво и профессионально, но настолько  увлекался  переборами, понятными  только  ему,  что  нуждающаяся  в  выплеске  своей  энергии
 молодежь его воспринимала его не всегда, поскольку каждому хочется не только  полюбоваться  чужими  талантами,  но  и 
показать свои, и получить оценку своему искусству. С этой точки зрения общим любимцем и душой компании  был  Борис 
Шуйский, умеющий упредить каждое желание плясуний и частушечниц. Но он в отличии от моего зятя  девок  не  терял. Помнится парень из Лесных Цветов Володя Базин, потерявший левую руку, попав в комбайн.  Он изредка просил кого-то из ребят подержать  гармонь  левой  рукой, аккомпанируя  на  басовой  стороне,  а  сам  вел  мелодию  уцелевшей  правой.  Все  замирали.
 Была  у  него  любовь  на  лесозаводе, поселке  через  ручей  от  деревни,  Татьяна  Безручка.  Получила она кличку
 свою за тот факт, что также потеряла руку  на  лесоразработках.
Все названные парни ушли уже из жизни, оставив о себе добрую память….
Хотелось бы отдельно остановиться на культе игры на гармони, существовавшем в нашем околотке деревень. Культ этот существовал в прямом смысле слова в деревнях Новая, Студенец, Шафторка, Лесные Цветы… И выплеснулся наружу в творчестве композитора Александра Петровича Аверкина, родившегося в соседней деревне Шафторка.
В юности своей автора этих строк всегда поражали произведения, исполняемые на музыку Аверкина… Баянные переборы, звучащие из динамика радиоприемника, были настолько родными, что казалось играет кто-то летним вечером за окошком родного дома, и хотелось по шире распахнуть его… Но мы тогда еще не знали имени автора музыки… Того что, что он наш земляк, душой впитавший звучащее и чарующее многоголосье баяна среди наших родных полей и перелесков двумя десятилетиями раньше нас.
Широкая известность к А. П. Аверкину пришла несколько позже.
С описываемом поселком Ряньзя Аверкина связывало то, что в деревне жила его родная тетя.
В поселке родился и жил большую часть своей жизни фотограф – самородок Николай Никитович Назин, оставивший архив бесценных фотографий, запечатлевших жителей, быт и панораму деревни. В коллекции его фото можно увидеть как членов правления колхоза послевоенной поры, так и пейзажи лесной речушки Идовка…
Услугами Николая Никитича пользовались все окружающие деревни, поскольку такого сервиса в сельской местности не существовало.
В поселке жил описанный в рассказе «Среди топи» писателем, нашим земляком Алексеем Силычем Новиковым-Прибоем, персонаж Ивашкин Степан Максимович. Единственное фото которого также сохранилось в архиве Н. Н. Назина.
Сейчас деревня практически не существует. Жизнь её была ярка, хотя и коротка по историческим понятия. Что такое сто лет в масштабах истории?
Но живы еще представители поколения, которым название Ряньзя было родным. С поселком было связано их детство, и имя его звучит как название чУдной сказки, очаровавшей на всю жизнь…


Рецензии