От рокария до розария

     До недавнего времени я не собирался размещать эту статью здесь, считая её малоинтересной для широкого читателя. Написана она почти год назад и рассказывает о посещении ботанического сада завсегдатаями Ставропольской краевой библиотеки для слепых имени В.Маяковского. Мне подумалось, что сегодня, когда все мы вынуждены сидеть дома и когда стали вдруг актуальны онлайн-концерты, спектакли, экскурсии, моя статья тоже придётся ко двору.   


     Самая длинная улица Ставрополя носит имя вождя мирового пролетариата. Долгие годы это была и моя улица. На всём своём протяжении она разная: то узкая, то широкая, то сбегающая под уклон, то ровная, как дощечка, то тенистая, словно из папиной любимой песни Юрия Антонова, то запруженная и заставленная машинами. С некоторыми её частями связаны городские идиомы, а некоторые вообще получили собственные названия. Например, об одном и том же районе можно сказать: «Тебе в конец Ленина надо» и «Я живу на Ботанике» - всем ставропольчанам будет понятен намёк на расположенную там психбольницу и раскинувшийся по соседству ботанический сад. Его-то и собрались посетить члены клуба любителей активного досуга «Пилигрим» из числа сотрудников и читателей «Маяковки»! Не скажу наверняка, сам ли я такой фантазёр, или моя жизнь действительна богата на совпадения, но в начале лета  2019 года всё сошлось воедино! Я читал Даниила Гранина и ставший традиционным диктант в Пушкинский день писали по Гранину, его документальный роман посвящён советскому биологу  и генетику Н.В. Тимофееву-Ресовскому (автор даже использовал в качестве заглавия позднее прозвище своего героя – Зубр) и мне представился случай окунуться в царство Флоры!

     Бывать в ботаническом саду можно круглый год: одни больше любят цветы середины весны, другие – конца лета, третьим вообще нравится осенняя пора. У завсегдатаев библиотеки, сужу по себе, вошло в привычку отправляться туда в конце мая или начале июня. Все назубок знают, что территория ставропольского ботанического сада составляет 132 гектара, находится он на западной окраине города и ограничен опушками Круглого леса и Русской лесной дачи - как бы занимая «просвет» между ними. История его строительства и становления неразрывно связана с именем профессора В.В. Скрипчинского; знаменательно, что в этом году сразу отмечаются 110-летний юбилей со дня рождения самого учёного и 60-летие его детища! Живя в центре города, имею возможность регулярно прогуливаться или посиживать на скамейке в Театральном сквере, который иногда называют малым ботаническим садом. Но мне, вдохновлённому книгой, где упоминаются и фигурируют почвовед Докучаев, создатель науки биогеохимия Вернадский и генетик Вавилов, страстно захотелось приобщиться к миру растительному с научной стороны.

     Моё желание реализовалось не полностью, хотя мама, как всегда, зачитывала информацию с табличек, а во главе группы, за которой пришлось погоняться, обнаружился настоящий «учёный муж»... Причина нашего опоздания была банальна: день проведения экскурсии выпал на 7-е число, когда мы с родителями получаем пенсию, благо почтальон пришла раньше обычного! Обливаясь потом в жарком, влажном и оттого необычайно густом воздухе оранжереи, чувствуя, как хлещут по лицу большущие листья невидимых и неведомых «пальм», я сперва ополчился против занудного голоса и резковатой, не рассчитанной на слепых, манеры вести экскурсию этого ботаника. Никто к нему не обращался, а я не рискнул спросить, как его имя и отчество. По узким проходам между кадками с растительной экзотикой идти приходилось цепочкой, порой до меня долетали лишь обрывки фраз.  Например, около бассейна с площадью «зеркала» в 50 кв м, имитирующего тропический водоём, я расслышал: «Если бы вы пришли неделей раньше, застали бы цветение водяных гиацинтов... Впрочем, они не пахнут». Не подозревая об угрозе свалиться в воду, я, помнится, как раз предпринимал очередную тщетную попытку увидеть окружающие нас «джунгли» глазами детсадовца, что ходил здесь когда-то с открытым от удивления ртом, и вдруг осёкся... «Не пахнут»? Запахи, вот за что надо цепляться! Уж их никто не опишет так, как могу почувствовать сам! Словно прочитав мои мысли, неутомимый гид по выходе из теплицы станет настойчиво предлагать нам сорвать и понюхать ту или иную веточку, соцветие. Мама складывала их в свою сумочку, а я, уже довольный, почти ощущал себя натуралистом. Впрочем, о приятном – чуть позже.

     «Сейчас мы пройдём к рокарию», - с этими словами наш «профессор» устремился вперёд. Боясь что-нибудь ненароком затоптать, я намеренно остался поодаль, но отправил маму с поручением всё фотографировать и запоминать! Честно говоря, ни тогда, ни после, когда нашёл в Интернете сухое объяснение этого мудрёного, созвучного «розарию» термина, я так и не получил ясного представления, так и не сложил впечатления и факты в «картинку». Судите сами: «Небольшой по размеру каменистый сад, элемент ландшафтного дизайна. Значительную долю поверхности отведённого под него участка занимают относительно крупные камни, которые укладывают или параллельными линиями, или в хаотичном, естественном, стиле. Обычно используют одну породу камня. В рокарии выращивают низкорослые, стелющиеся и подушковидные растения». От себя могу добавить, что с языка эсперанто «roko» переводится как скала, утёс. На данном этапе экскурсии – назовём его теоретическим - никто ничего, разумеется, не рвал, поэтому и особых впечатлений, повторюсь, у меня не осталось.
   
     Следом по программе был привал, экскурсовод даже разрешил задавать ему вопросы. Любитель пернатых, я чуть было не поинтересовался, какие птицы «водятся» на территории ботанического сада... Но тут кто-то упомянул о популярных на Западе японских садах камней и, к моему ужасу, разговор снова завертелся вокруг рокария и т. п. Оказывается, на сей раз тоже не обошлось без Поднебесной, где местность гористая и много ручьёв. Как я понял, первые такие сады появились в VII веке и создавались они исходя из китайских натурфилософских представлений. Камню и воде, олицетворяющим мужское и женское начала, уделяется первостепенное значение. Иногда роль воды вынужденно выполняет белая галька. Со временем функция «домашнего оберега» была утрачена, и сегодняшние публичные сады камней – это место для размышлений и моциона. Задумка же рокария в том, что летом глаз должны радовать цветущие растения - эдельвейсы, горечавки, - а зимой – причудливо выложенные камни. Рассказ нашего «профессора», который передаю по памяти, неожиданно украсила байка об одном додельнике - фамилию намеренно опускаю - из Главного ботанического сада РАН. Будучи уже немолодым заслуженным человеком, он покривил душой против природы и якобы в угоду кому-то отдал под сад камней участок ивняка. Но «ландшафтный изыск» не смотрелся на фоне дубов, искони росших в районе столичной Ботаники. Экскурсовод со смехом упомянул о памятнике «размером с кошку», что стал ответом самих учёных на злокозненный поступок их коллеги.

     Вернёмся, однако, к запахам. Я не буду перегружать текст названиями прочих отделов ботанического сада, потому что воспринимал экскурсию, скорее как увлекательную прогулку в сапогах-скороходах, чем просто лекцию на ногах! Мы блуждали по «неведомым дорожкам» лесного участка, то и дело ныряя в самую гущу,  соприкасаясь со всеми его ярусами разом, и нюхали, нюхали! Потом выходили к воссозданному участку не то луга, не то степи и снова нюхали... Ничего удивительного: ведь в районе Ставрополя проходит естественная граница лесостепной и степной зон, климат благоприятствует произрастанию всех древесных и кустарниковых пород средней полосы, а также частично растений южных районов. Увлекательный и несколько суматошный процесс напоминал священнодействие при покупке одеколона: раньше я любил приходить вместе с мамой в магазин и подолгу подбирать соответствующий сезону и настроению аромат! Знакомой продавщице нравились свежие цитрусовые нотки, маме, напротив, были по душе сладковатые, а мне всегда хотелось  мужественной «горчинки»... Так вот, запах цветков валерьяны оказался на удивление приятным и неназойливым, хотя совершенно не переношу тошнотворный душок всем известного седативного средства. В отношении бирючины - кстати, именно это растение правильно называть волчьей ягодой - наши с мамой мнения разошлись. Будь мы пчёлами, я наверняка полетел бы на интенсивный запах с той самой «горчинкой», а маме он показался терпким и потому отпугнул бы! Разные «травки» вызывали у меня разные же эмоции... Так, шалфей пах резко, хватило одного вдоха, а иссоп, который, по словам неотлучного провожатого, можно класть в борщ, я «раскушал» сразу. Насчёт последнего мама снова была не согласна: для неё пахнущий в прямом смысле слова пряно иссоп никак не ассоциировался с кухней. Главным разочарованием неожиданно стала некогда воспетая Софией Ротару лаванда... То ли нам попалась почти отцветшая былинка, то ли я на время утратил прежнюю остроту обоняния... Принято считать, что у слепых небывало обостряются оставшиеся за отсутствием зрения чувства. Лично я не усматриваю в этом чего-то сверхъестественного. Даже зрячие люди под покровом ночи поневоле обращают внимание на стук дождя или шум ветра, на тиканье часов или тарахтенье старого холодильника, а оправившись от банальной простуды, вдруг замечают, как много привычных запахов ускользало от них, когда был заложен нос. Вдобавок я склонен делить всех без исключения «нюхачей» исходя из гендерного принципа: женщины, думается мне, более восприимчивы и моментально составляют мнение об аромате, мужчины могут либо вообще не придавать ему значения, либо подолгу к нему привыкать, перенося сложившееся впечатление на самого носителя запаха.
 
     Кульминацией прогулки по ботаническому саду стало посещение розария! Недавно сплочённая группа рассыпалась: зрячие «пилигримы» задались целью сфоткать розу каждого сорта, а незрячие, оказавшиеся даже в более выигрышном положении, смогли без спешки оценить всю глубину утончённого аромата царицы цветов. Помню свою эйфорию, когда вбирал полной грудью нагретый солнцем и напоённый «дыханием»  роз воздух, когда наклонялся и дотрагивался до разнообразных по форме и размеру цветочных головок, что были одинаково размягчены жарой... Уколоться не боялся, наоборот, неприязненно подумал о тех, кто делает из этих самых лепестков варенье... Мне вдруг захотелось во всеуслышание процитировать подходящее к случаю место из недавно выписанного отрывка: «Запахи приходили неожиданно и так же неожиданно исчезали, и каждый был окрашен в свой цвет... Сладко-терпкий аромат розовых кустов, тягучий, будто сваренный в меду, самый яркий из всех запахов мира, казался янтарным...» Нет, это не гранинские строки, но ощущения мои они отражают вполне. Уходить совсем не хотелось, слабым утешением стали два магнита на холодильник с белым пионом и красной розой.

     Троллейбус вёз нас в обратном направлении по улице Ленина. Район Ботаники остался позади, скоро будет остановка «Дружба», когда-то названная так в честь не существующего ныне кинотеатра (здесь выходим, если направляемся в библиотеку), а ещё дальше, где троллейбусных линий уже нет, - идущий под снос двор моего детства. Вот там запахов всегда было хоть отбавляй! Зимой пахло морозной свежестью или подтаявшим снегом, весной – фиалками и сиренью, летом – яблоками с дерева, что росло над нашей крышей, и вареньем из них, наконец, осенью – колотым грецким орехом и палым листом...

     Непосредственно во время экскурсии одна женщина, знакомая с моими публикациями, спросила, не напишу ли и об этом мероприятии. Польщённый, я прикидывал, как построю свой рассказ, а на краешке сознания маячила вычитанная именно у Гранина мысль: «Одно дело заповедники, крохотные резервации, из милости оставленные природе, другое дело природоохранная деятельность». Мне близка такая постановка вопроса, но если человек никоим образом не связан с наукой и вообще смотрит на всё обывательски, то без городских рощ, скверов и дендрариев чувство любви к природе, ответственности за неё ему никак не привьёшь. Начало же ботаническим садам в России положили «аптекарские огороды»: уже при Иване Грозном заморские растения собирали и культивировали с практической целью изготовления лекарств.

     Позже моя «вдохновительница» пришлёт по электронной почте несколько фотографий, которые будут разительно отличаться от постановочных кадров. Описывая мне их, мама, впервые ставшая жертвой папарацци, не сможет скрыть досады... Я же подумаю о том, что поездки и экскурсии являются для нас, членов клуба любителей активного досуга «Пилигрим», не меньшим лекарством, чем растения из аптекарского огорода для наших предков!

Июнь 2019 г.
 


Рецензии
Добрый вечер,Дмитрий!
Д-а-а, если бы мы были пчёлами, мы бы полетели к цветочным полям и этой весной...
Теперь любое воспоминание о беззаботных прогулках становится каким-то анти дежавю. Что ни говори, виноваты в нашем сегодняшнем положении те, кто был одержим страстью к перемене мест, многие поперлись в дальние страны в феврале и марте,когда был коллапс в Китае. И теперь нам всем остаётся только сидеть дома и вспоминать о былых прогулках.
В детстве я была в ялтинском ботаническом саду, а ведь в Москве тоже есть такой сад. Даже станция метро так называется - "Ботанический сад", и я бывала в тех краях неоднократно. Если мы когда-нибудь заживем по-прежнему, я обязательно туда отправлюсь - так на меня повлияла Ваша статья.

Лариса Бережная   14.04.2020 20:20     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Лариса! Спасибо за тёплый дружеский отзыв!
Здоровья и терпения Вам!

Дмитрий Гостищев   15.04.2020 15:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.