Одноклассники

Идя по главной площади деревни, Сергей вспомнил, что мать просила купить стиральный порошок.  Пройдя на рынок мимо прилавков, где продавались фрукты, конфеты, он поднялся на небольшой взгорок, там в закутке был   ларёк с бытовой химией.
Рассмотрев стиральные порошки, купил один из них и услышал знакомый женский голос, обернулся. Женщина расплачивалась за покупки, уже отходила от прилавка. Он обратился к покупательнице:
- Татьяна?
Она подняла голову и удивлённо произнесла:
- О, ты Серёжа? – она всегда, ещё со школы немного растягивала слова.
- Я.
- Хорошо выглядишь, к маме приехал?
- Да.
Сергей внимательно посмотрел на Татьяну, но сказать, что она так же выглядит хорошо, как-то не стал. Его бывшая одноклассница сильно располнела, лицо огрубело, стало круглым, с обвисшими щеками, невыразительным, в глазах светилась усталость и безразличие. Её толстые ноги были широко расставлены и двигалась она грузно, говорила с придыханием.
 Сергей всю жизнь занимался спортом, старался держать себя в форме, широкоплечий, с приземистой фигурой, он двигался легко, волосы у него почти не поседели, лишь немного на висках. Лицо было свежее, только на широком лбу, когда он поднимал брови, прорезывались мелкие продольные морщины.
- Сколько же это мы не виделись? – Сергей наморщил лоб, - двадцать пять лет. Можно сказать, юбилей.
- Да, самого выпускного.
- Ты не куда не спешишь? Давай посидим в кафе, расскажешь, как тут кто живёт, ты же к ним ближе, не то что я за четыре тысячи километров живу.  За всё плачу, купим вина, поговорим - предложил он.
- У меня выходной.
- Где работаешь?
- В городе, на заводе.
Они зашли в кафе, напротив рынка, Сергей купил вина. Выбор закусок был не велик, он приобрёл два шашлыка на тонких деревянных палочках, салат из капусты, пирожки. Разлил вино в пластмассовые стаканчики.
- За встречу, - они подняли стаканчики, чокнулись и выпили.
- Хороший тут шашлык, видно свежий, ты закусывай, не стесняйся.  Как тут одноклассники поживают, расскажи?
-  Женька всё по горам лазает.
- Знакомо это, сам всю жизнь спортом занимаюсь, бросить не могу, тянет как наркомана.
-  Павла Дьякова нет в живых, убили его.
- Он же всё как Ленин, по тюрьмам и по ссылкам, - не хорошо ухмыльнулся Сергей, - помнишь, как в третьем классе мы его чуть не побили все, за то, что он нам сорвал социалистическое соревнование по успеваемости. Мы вместо поездки в Москву поехали на Малую землю, где, - Сергей скопировал речь бывшего генсека, - наш дорогой Леонид Ильич воевал. Не удивительно, видать на зоне что - то не поделили, вот его и пустили под нож.
- Да ещё, - в голосе Татьяне прозвучала грусть, -  Ивана Матвеева то же убили.
- Его то за что? – удивился Сергей, - Иван был совершенно безобидный.
- Он, как и ты куда - то на север поехал, там выпил, зашёл в не ту квартиру. Его избили, на мороз выбросили, там и замёрз.
- Вот сволочи, нелюди. Хороший был парень был.
- Нина Гигаури умерла, рак был у неё, совсем молодая двадцать восемь лет всего.
 - Давай помянем, царство им небесное, - он разлил вино по стаканчикам, выпили не чокаясь. Татьяна спросила:
- Ты как там поживаешь?
- Знаешь, не хотелось бы хвастать, но, нормально. Я после службы на флоте на завод устроился, техникум закончил заочно, отработал два года на заводе и махнул на север. 
По началу помыкался по общагам, когда женился, комнату дали, дети родились, потом в семейное общежитие перебрался, со временем квартиру получил. Институт тоже заочно окончил, сейчас начальник участка, вполне обеспечен. Сын у меня в армии служит, дочка в восьмом классе.
- Как там не мёрзнешь?
Сергей улыбнулся:
 - Там мороз переносится гораздо лучше. Тут при 10 градусах холоднее из-за сырости, чем на севере в 30 градусов. Да и вообще, мороз до двадцати пяти там и за мороз не считается.
- Далеко тебя занесло.
- Я слышал Вера в Питере живёт? Помню, как она с девчонками вина напились и плакали за школой на выпускном. Понимали, разъедутся и не смогут вместе собраться уже никогда.
- Живёт. Там и Ольга Климова живёт.
- Мне Вера нравилась, начиная с восьмого класса, а до этого Ольга Климова, но она такой фифой была, куда ей до меня. Первая красавица в классе, да к тому дочь председателя колхоза.
- Да она такой и осталась. В Питере на модельера выучилась, иногда сюда приезжает, мать тут у неё живёт. Идёт вся такая из себя, через губу здоровается. Татьяна Якушева университет закончила, математику в школе преподаёт
- Она хорошо в математике разбиралась, а я был в ней дуб дубом.
- Остальные, как поживают?
- По - разному, но, в основном обычно, семья, работа, дети.
- Может быть оно и лучше, чем потрясения, такое однообразие.  Ты как? Я слышал ты замужем была, развелась, муж жутко ревнивый был?
- Да ну его,- махнула рукой Татьяна, - надоел совсем.
Сергей усмехнулся:
- Не видел ни одной разведёнки глубоко расстроенной, некоторый аж светятся от счастья, мол, от такого козла избавилась.
- Так он был сначала такой заботливый, не углядела.
- Я вот наоборот, показал жене все самые плохие качества свои, смотрю, терпит, ну, думаю надо брать.
- Как же любовь?
 Он тяжело вздохнул:
 - Хотел я на одной девушке жениться, любил её, она не захотела за меня замуж и что - то как отрезало.
- А, жена?
- Уважаю, забочусь о ней, что ещё женщине надо больше всего?  Любовь она редко у кого до конца жизни бывает, она огоньком свечи манит, как мотылька, потом чувства сгорают, словно его крылья. Ну, давай ещё выпьем.
- Ты к матери приехал с семьёй?
- Да.
- На машине?
- Нет, хотя машина есть, жена не любит ездить на машине, самолётом прилетел.
Татьяна взглянула на часы:
- Мне идти пора, внучку приведут, посидеть надо.
- У тебя сколько детей?
- Одни сын. Женился, внучке год. Молодым сейчас не легко, помогать надо.
- Когда простым людям легко было? Это вон тем, кто кроме бутылки водки ничего не надо, тем легко, напился ни забот, ни проблем, кроме как опохмелку достать. Тут всю жизнь корячишься, чего- то хочешь, добиваешься.
- Ты прав, Витька Тимофеев и Василий Иванов спились, хотят по деревне, оборванные, грязные.
- Сами выбрали себе такую жизнь, никто им в рот водку насильно не заливал. Тебя проводить?
- Не надо, я не далеко живу.
- Как хочешь, кого увидишь, привет передавай.
Татьяна встала и ушла, Сергей подошёл к продавщице, купил ещё два пластмассовых стакана вина на разлив. Сел, повернувшись к витрине, не спеша стал пить вино небольшими глотками. Он видел, через витрину, как по улице не спеша шли люди по своим делам, маленькая девочка гонялась за голубями, из школы возвращались школьники.
Он понял, что всё, что он видит это только мгновение жизни, с чувством душевной тоски ощутил, как мимо него протекает мощным потоком время, неудержимо, унося в прошлое всё, что было ранее.  Этот ток времени и жизни будет длиться не известно сколько, десять, двадцать или может быть сорок лет. Но, все его одноклассники так и останутся мальчиками и девочками из далёкого выпускного десятого «Б» класса.


Рецензии