Лед. Байкал 2020 ч3

Начало http://proza.ru/2020/02/20/1973
http://proza.ru/2020/03/20/975

5.02.20 Ольхон.  Хужир.
Наконец  полный  и свободный день. Неспешное  гуляние  по льду  и берегу  Хужира. А вечером   намечен  храм. В расписании богослужений  в  17  часов  по средам  читают акафист Божьей  Матери Вседержавной.
Проснулась в восьмом часу.  В окно  посмотрела, как  восход  видится. Восход  за  домом  за  спиной  получается, но красиво розовеют вершины  гор на материке.   А пока  схожу  на второй  этаж умоюсь, на первый  за  кипятком в  термос, позавтракаю добытым вчера  в супермаркете.  Утеплюсь максимально, термос, кружка, печеньки,   и в  путь. Кружка  у  меня  двойная  металлическая, сама как  термос,  долго держит горячим   питье, но     как маленький  минус  на морозе- руки об нее не погреешь.
В  сапоги  положила  термонагревающиеся  прокладки, для  рук   в варежки с собой  прихватила пока.. Еще  с  вечера  вроде  освоила  селфи палку, так  что готова и во всеоружии. Два  телефона полностью заряжены. В путь.  Кстати вчера  вечером  заехала  еще  одна туристка, женщина из Омска, ей  семьдесят  исполнилось и дети подарили несколько дней  на Байкале.  Одна, бодрая, прямо радостно смотреть. Она сегодня  поехала на экскурсию «Север», на мыс Хобой.Ну  а  мне очень  нужен  свободный  день, наедине с  Байкалом, завтра  уже  уезжаю.
Улица  с утра  пустая  совсем. Только корова  любимая  с компаньонкой  лежит под забором, смотрит задумчиво. Она в  пятнышках, как  долматинец, еще  с лета  ее  заприметила. Вчерашний    водитель Николай  сказал, что есть у  них дом и хозяева, и ночуют там, а  днем  слоняются  по поселку. В моем понимании коровы  летом пасутся,   а зимой стоят  в  хлевах, сено  жуют… Ну  может  в  загончике на солнце  греются.. А здесь  они  гуляют по улицам. Ну  и на мыс  наверное  ходят, скудную травку щиплют…Но вот утром  лежит, на морозе…
Сегодня  потеплее, балаклаву  не одеваю,  забираюсь   к  столбам  священным, в  одиночестве, что особо прекрасно. Настраиваю  селфи, вроде  все получается, делаю несколько  видов  себя. Нахожу  на земле   пульт от селфи, кладу  на камень. Тут вдоль столбов  несколько валунов, на них  туристы  монетки  кладут. Разглядываю, наши и китайские. Летом    и иных монеток побольше наверное.
Спускаюсь к   пляжу. 
«Сарайский пляж или также Сарайский залив находится недалеко от Хужира рядом с мысом Бурхан. Название происходит от слова "сарай" - постройка, используемая для хозяйственных нужд. Раньше этот пляж был рыбацким. В выстроенных многочисленных сараях на берегу Байкала рыбаки хранили снасти Это одно из красивейших мест Ольхона. Пески уходят глубоко в сушу, поглощая хвойный лес, завоевывают все новые и новые территории. Береговая линяя пляжа около 3 км. Дно песчано-каменистое».
По береговой  линии торосы и много прозрачных пластинок - льдинок. Захожу  на  лед, устраиваюсь, начинаю разглядывать. Беру  в  руки   льдинку, голыми руками  и сразу  пальцы пристают. Погрызть хотела - чуть губа не примерзла. Но все  же  держу  в  руках, наслаждаюсь прозрачностью, фотографирую через них берег, себя, и пальцы  голые  и примерзшие.  Устраиваю фотоаппарат на распорках палки, отхожу  немного и укладываюсь, неповоротливо, на бочок,  на ледок. А как же  не полежать.    Солнце выползает из-за  холма,   снег и лед играет  - искрится.
К скале пошла, к Шаманке,  там дороги натоптаны. Снег так  скрипит на морозе от шагов, что, конечно, снимаю  видео  со словами  «слушайте, москвичи».   А лед ухает громко, рокочет, почти постоянно  что-то сдвигается, трескается на глубине, такой  суровый голос Байкала. Но не страшно совсем. Длинный   разлом  тянется  вдаль вдоль пляжа, сверху    сантиметров    десять раскрытие, и в нем   иней  красоты  неописуемой.  И ложусь с телефоном, и на палке  опускаю, чтобы   резкость поймать для  фото такой  красоты.   
Вот и скала. В ней  три гротика- пещерки. Снимая видео в одну побольше,  зашла, метр  может глубины  и сужается  углом,  камень там большой, а за ним что-то рыжее увидала, труп животного «Ой» - сказала, камеру  отвела, досняла  вид  из пещеры. Потом все  ж  разглядывать стала, еще думала, а  вдруг лиса… Бешеная  может,  забилась и сдохла, хотя  не знаю точно, водятся  ли тут лисы. Но оказалась собака, в ошейнике, жалко, конечно,  но думаю не с лета же, тут летом вода наверно, а зимой, если здоровая, всегда уйти можно. Больная значит, может кто искал и ищет, а ей тут теперь лежать...
Ну потом начались всякие наледи красивые,  и печаль прошла. Устроилась у  скалы  на солнышке, возле  торчащих вверх с  камней  сосулек, под которым видимо травы-растения  жесткие,  лед  не прозрачный совершенно, матово -белый.  Тут и решила попить чаю. Даже   скинула куртку для фото, ибо не холодно. Минус 18, но на солнце хорошо.
У  скалы  много выпадов  и впадин, за  каждым поворотом  новые  восхитительные виды, иду  неспешно  в одиночестве. Со льда  за  скалой  поселка не видно,     машины    в это время  по льду не ездят еще, полное  единение  с природой.  Так обошла Шаманку,    пересекла залив и опять вдоль скал пошла в  сторону  пристани. Там  лед вынимают,  тоже хотела  приблизиться, а  может и потрогать.
 И так  дошла, иногда  смотря  не только на лед или  сосулины, а и вверх, потому  что  есть места, где  скалы когда то разломились,  и можно рассмотреть спрессованные  веками породы. Уже почти у огороженного  места  выемки льда  увидела просторную пещеру с  прозрачным льдом. Снег  туда  не замел, и можно рассмотреть дно, камни, пузыри. И своды  ледяные, и огромный ледяной сталагнат, толстый  такой, хотелось обхватить его, обнять, прижаться. Так  и сделала. А когда  вышла  из пещеры, увидела  рядом  машину  легковую и троих молодых людей.  Сказала,  как  классно в пещере, они тоже зашли,  разговорились, оказалось это  съемочная  группа,  с коптером,  они и сказали,  что фестиваль  ледовых скульптур  будет здесь  с 22 февраля, для  него лед  вырезают.  Я  читала  только про такой фестиваль «Байкальская  нерпа» в Листвянке. Может, первый  раз здесь, спрашивала  вчера  у  местных, они не знали, зачем  лед  вырезают.
Коптер запустили из пещеры  и направили в  сторону   выпиливающих  лед  бензопилой   рабочих, а  я  села  на ледяной  выступ  еще  чайку хлебнуть. И еще попросила  меня  сфотографировать со стороны.
Дошла  до  ледяных  прямоугольников, полюбовалась, погладила, и к  пристани. Там    причаленный старый   кораблик  проржавелый, но покрытый  льдом, выглядит сказочно. Ну  и выход со льда  тут. Я  снова  на земле. 
Любуясь на дома, прошла  пару  улиц, пообщалась с голубоглазой  хаски,   и вот моя  гостиница.  Отдохнула немного и пошла к 17 в храм.
Готовясь к  поездке, я  много читала  о нем,  как и какими силами строился, кто помогал. Храм в честь иконы Державной Божией Матери, как  говорится, новодельный. Строительство храма продолжалось 6 лет, с 2000 года начинается приходская жизнь. Возводили его всем  миром, кто жертвовал деньги, кто материалами помогал. Много интересных людей поучаствовало и вообще  обосновались в Хужире, наладили свой  бизнес  на туризме.
Даже во время Свт. Иннокентия Иркутского, эпоху расцвета миссионерской деятельности в Сибири, на Ольхоне были только часовни. В советское время ссыльные католики тайком крестили здесь местное население, а современным священникам, приезжающим на остров, приходилось совершать до конца таинство Святого Крещения по православным канонам. Ну а  больше здесь процветают вездесущие на Байкале буддизм и шаманизм.   
Хозяйка моей гостиницы  сказала, что верующих на острове  мало, но на службы  приезжают и с  материка.
До храма  идти  минут десять. Проулочек ведет вверх, и вот   уже  территория за  оградой. Никого не видно, захожу. В  храме тоже   никого,  он крохотный,  сначала притвор с вешалкой, лавочкой, свечным  ящиком, бочонком со  св. водой. Полка  с  литературой, полочка  с платками. Я свои, привезенные  из дома,  разложила, написала  записки о здравии и упокоении, и свечи взяла, все  на пожертвования, денежку   опустила в  ящик. Водицы ледяной испила, и вступила  в среднюю часть. Приложилась к  иконе на аналое, свечи поставила  на канон и иконе Державной Божией Матери,  все иконы рассмотрела, их немного, и долго разглядывала  роспись стены от притвора. На ней  писаны  мучения   Церкви в годы  революции и Советской власти, расстрелы  священников, разрушение  храмов, уничтожение  икон и мощей, все это проделывают красноармейцы в  буденовках с  ружьями и штыками.
     Побыть в  храме  одному - особая  благость. Вот уж и пять вечера, но никого. Решила  сама почитать вслух молитвы основные.
Потом посидела на лавочке. Тут дверь скрипит, вошел мужчина в простой зимней одежде, поздоровался, к    праздничной иконе  приложился, открыл оклад, а там много их, тоненьких икон, на верх иную положил, и ушел. Я  и к  ней  приложилась, и  пошла. Но у калитки смотрю  -от домика рядом назад идет он. Встретились, и  говорит «Могу чем помочь?» «А вы батюшка?» «Да иерей Василий»
Рассказала  что я турист, зашла  посмотреть  и помолиться. Поговорили немного, он сказал что сегодня  не будет акафист читать, вот только из Иркутска приехал. Спросил, все  ли я  сделала, что хотела, записочки написала? Приходите  в  субботу.
Мне завтра  уезжать, и просила  благословение  в дорогу.
Ну и так хорошо расстались, еще  о погоде  перемолвились и о красотах  здешних.
А меж  тем  солнце  клонилось,  я  на бугре  далеко все  видала, походила по  камням, берег высокий, лед теперь   внизу  и не спуститься. Солнце село в облака, красы по небу почти и не было. Так бугром и вышла  к  дороге на поселок и к своей  улице. Напоследок  посмотрела  сверху  на виды, эдак  душевно - патетически  молвила «Прощай, Байкал. Больше  уж  не увидимся…»
И тут же  усмехнулась - а с  чего бы?  Жива  буду, так  что  мне и на следующий  год приехать?
Так что обнадежила  «Жди. Вернусь.»
Пока  бродила - подмерзла,  уже и 18 вечера,  пара ужинать.  Сначала  в  кафе,  а потом в кофейню рядом    ..художественную и с  лета  запримеченную. Непременно хотела  посетить. А там  камин горел, настоящий, на дровах, внизу, возле  стойки, и стол  рядом.   Там и пристроилась. Вкусный .кофе, шоколадный десерт, жаркое  пламя. Поболтали о жизни с  девочками, о морозе, туристах,  киска пришла.  А стены  все  в  картинах - и виды  Байкала  во все  сезоны, и просто красоты  всякие…
Потом пошла  в дальний супермаркет,  купила орешков кедровых  и чаю травяного  себе и  в   подарки. Да  вот и все.  Собраться, спать, завтра  длинный  переезд в  Листвянку.

Продолжение http://proza.ru/2020/04/24/2187


Рецензии