Этюды неприветливой весны
Фантазия искусствоведов ничуть не уступает фантазии творцов искусства. Когда мы рассматриваем пристально фреску Рафаэля «Афинская школа» (сейчас лучше рассматривать репродукцию, а не оригинал), то в голове вспыхивает множество вопросов. Возможно, автор намеренно вложил в неё не только изысканную художественную идею, но и какую-то непостижимую сквозную метафору.
За пятьсот лет все уже успели привыкнуть к Платону с лицом Леонардо да Винчи. И каждый из знающих об этом превращении по-своему объяснил маленький каприз гения. Но самая загадочная загадка таится в левом нижнем углу полотна: там изображен Пифагор, сосредоточенно пишущий что-то, отвернувшись от других, и некто слева от него, пытающийся тайком разглядеть письмена, вышедшие из-под руки Пифагора. В этом персонаже искусствоведы (в большинстве своем) признают Северина Боэция. Видимо, у этого предположения есть достаточные основания, но оно до сих пор возбуждает мысль и воображение своей смелостью.
Чтобы было понятно, о чем идет речь, напомню несколько фактов. Пифагор жил в 6 веке до н.э., Боэций в 6 веке от РХ. Пифагор - человек с огромным диапазоном научных интересов; занимался математикой, философией, медициной, никогда (насколько можно судить из доступных источников) не интересовался логикой. Боэций - переводчик Аристотеля (4 век до н.э.) на латынь, философ, основной заслугой которого называют попытку «узаконить» античность в средневековье. Он не только интересовался логикой, но активно развивал эту науку (которую можно назвать интеллектуальным искусством) - изобрел «логический квадрат», разработал теорию «гипотетического силлогизма». Что же хотел подглядеть просвещенный Аристотелем Боэций у доклассического Пифагора?
Кто сейчас вспоминает имя этого средневекового философа, казненного императором Теодорихом за измену, который впоследствии был канонизирован как святой мученик? А вспомнить - самое время. Любому человеку до-карантитнного периода, не привыкшему к жесткой, но неизбежной, самоорганизации, будет интересно узнать, как складывалась в далекие времена жизнь вполне образованных людей в условиях несвободы, лишений, физического насилия и прочих неблагоприятных моментов.
Северин Боэций, находясь в тюремной келье, каким-то удивительным образом сумел отрешиться от тяжелых мыслей, сосредоточиться и написать трактат, который благотворным образом повлиял на современников, находящихся на свободе, на потомков, на всю эпоху Средневековья. Трактат «Утешение философией» стал самым знаменитым и читаемым текстом этого автора даже за пределами философского мира.
Философия в облике прекрасной дамы произвела поразительное впечатление. «Некая восхитительная женщина, своим взглядом пронзая все вокруг», явилась Боэцию. Явилась, чтобы оказать покровительство невинно осужденному и праведному человеку. Чему она учит Боэция? Смирению. В условиях, когда изменить ничего нельзя, оно - лучшее средство для обретения душевного равновесия. (Смирение философа - замечу в скобках - плодотворно: он мыслит и пишет. Но писать может каждый, не только философ).
Наставница Боэция выражается простым и доступным языком, не прибегая к пространным рассуждениям, предельно конкретно: «Настроишь язык свой на желчный манер, нападая на всех без разбору и пощады, - встанешь рядом с цепной собакой…» Совсем не лишнее напоминание и для живущих пятнадцать веков спустя. Философия, низведенная (или возвышенная?) до житейской мудрости близка и понятна каждому.
КАМПАНЕЛЛА
Томмазо Кампанелла (1568-1639) - монах-доминиканец, он же поэт и философ, он же патриот Калабрии, провел в тюрьме Неаполя более четверти века (27 лет). За это время произошло множество знаменательных событий. Ушла из жизни королева-девственница Елизавета I, сорок пять лет правившая Англией; во Франции у короля Генриха IV и Марии Медичи родился наследник, который впоследствии женился не по своей воле на Анне Австрийской, стал королем Франции и Наварры Людовиком ХIII; Галилей изготовил телескоп; в России случилось «смутное время», после чего царь Михаил основал династию Романовых.
Находясь в неволе, Кампанелла постоянно работал, написал не одно произведение, но остался в памяти народов как автор трактата «Город Солнца». Мечта о прекрасной жизни в стране победившего добра, где все продумано и предусмотрен выход из любой неблагоприятной ситуации, где царит абсолютная гармония, естественна для находящегося в заточении человека. Нет условий для свободной и радостной жизни у меня - так я придумаю её для каких-то других людей (возможно, так мыслил философ). Воображаемая картина благополучия - не одного человека, а целого общества, вдохновляет и дает силы жить. Кампанелла дарит людям, обитающим по ту сторону тюремной решетки, свою вольную мысль, свою мечту. Подробно описывая обычаи и нравы соляриев (так автор называет тамошних жителей), он не скрывает восхищения их достижениями. Пусть в воображении, но ему удалось создать совершенное общество,«где обязанности, художества, труды и работы распределяются между всеми, каждому приходится работать не больше четырех часов в день; остальное время проводится в приятных занятиях науками, собеседовании, чтении, рассказах, письме, прогулках, развитии умственных и телесных способностей, и все это делается радостно».
А как изящно и доходчиво объясняется преимущество общинного уклада жизни, который обеспечивает торжество справедливости, благоприятный нравственный климат.Солярии «утверждают, что крайняя нищета делает людей негодяями, хитрыми,лукавыми, ворами, коварными, отверженными, лжецами, лжесвидетелями и т. д.,а богатство - надменными, гордыми, невеждами, изменниками, рассуждающими о
том, чего они не знают, обманщиками, хвастунами, черствыми, обидчиками и т.
д. Тогда как община делает всех одновременно и богатыми, и вместе с тем
бедными: богатыми - потому что у них есть все, бедными - потому что у них
нет никакой собственности; и поэтому не они служат вещам, а вещи служат им».
Особенно любопытны и актуальны для нашего карантинного времени рассуждения Кампанеллы о медицине соляриев, методах лечения разнообразных недугов. Ведь и в идеально устроенном обществе никто не застрахован от болезней. Вот только один пример, касающийся исцеления от лихорадки, сопровождающей многие инфекционные болезни. С точки зрения современного человека, возможно, выглядит наивно, но все равно интересно. Можно сказать, это средства народной медицины соляриев:
«… лихорадки лечат пряностями и жирным бульоном, или же сном, или музыкой, или
весельем; трехдневные - кровопусканием и приемом ревеня, или другими
очищающими средствами, или же отваром из послабляющих корней и кислых трав…Четырехдневные лихорадки они легко излечивают посредством внезапного испуга, а также травами, противодействующими влаге, свойственной четырехдневной лихорадке, или же другими подходящими средствами…
Особенно старательно лечат они длительные лихорадки, которых они очень
боятся, и борются с ними и наблюдением звезд, и подбором трав, и молитвами
богу… Кушанья они приправляют мастерски: подбавляют в них корицу, мед, сливочное масло и множество сильно подкрепляющих пряностей.
… Они не пьют ни остуженных снегом, ни искусственно подогретых напитков, как китайцы, не нуждаясь в таких средствах против влаги для усиления природного тепла, но поддерживают его толченым чесноком, уксусом, тмином, мятой и базиликом, особенно летом и при утомлении. Им известна и тайна обновления жизни через каждые семь лет безо всякого ущерба, способом приятным и прямо удивительным…»
Правда, эту тайну автор читателям не раскрывает…
После освобождения из заточения Томмазо Кампанелла продолжал занятия философией, астрологией, увлекался магией. Последние пять лет жизни он провел в Париже, под покровительством Людовика ХIII и кардинала Ришелье. Мы можем только предполагать, насколько благосклонно французский монарх относился к социальным идеалам итальянского философа, к его идее создания прекрасного общества, описанного в трактате «Город Солнца».
Свидетельство о публикации №220040502164
Сейчас - благодаря знакомству случайному с Вашей публикацией - вернулась к ярко запечатлевшейся в памяти картине Рафаэля. А еще - обрела знания новые о Боэции, хоть и на склоне лет.))
Их тогда бы иметь...
Такой вот полуночный калейдоскоп впечатлений, воспоминаний, образов.
Спасибо Вам.
Тамара Николенко 27.06.2020 15:34 Заявить о нарушении