Бедные люди

Свидетельство о публикации №220040502228
Настоящим свидетельствуем, что литературное произведение «Бедные люди» было обнародовано на сервере Проза.ру 05 апреля 2020 года. При этом было указано, что его автором является Валентина Душина.
Адрес размещения произведения: http://proza.ru/2020/04/05/2228
Обнародование литературного произведения на сервере Проза.ру в соответствии со статьей 1268 ГК РФ было осуществлено на основании Договора, который заключили Душина Валентина Николаевна и ООО «Проза». Авторские права на произведение охраняются законом Российской Федерации.
Единый номер депонирования литературного произведения в реестре: 220040502228.

Генеральный директор
ООО «Проза»

Д. В. Кравчук
Свидетельство о публикации действует в электронной форме, распечатывать его не требуется

Приложение: текст произведения в первоначальной редакции
Бедные люди

"Люди живы настолько, насколько в них живет Бог. Ибо только Бог – жизнь. Есть живые и неживые, что зависит от меры Бога в них, меры жизни, которую они несут в себе. Со страхом говорю тебе: есть неживые люди. Хотя неискушенным они кажутся такими же живыми! Они же существуют! Разве их нет? – спросишь ты. Да, но и когда угасает костер, дым еще долго витает над пепелищем."(Святитель Николай Сербский)


Роду Поля была простого, по отцу Тарасу Трофимовичу Приходько состояла она мещанкой Новгородкой губернии Боровичевского уезда. Родители ее прожили в честном браке сорок лет и умерли от лихоманки в один год. Хоронить пришлось аккурат на Чистый четверг перед Пасхой.
Поля поплакала, пометалась между родными и соседями и пошла к своей крестной матери Таисье, игуменье монастыря святого праведного Иоакова Боровичского, находящегося на окраине города, попытать доли.Девица она была грамотная, после окончания Боровечского городского училища в прошлом, 1875 году, пол-года вела счета в мануфактурной лавке купчихи Солоповой Марии Ивановны.
Матушка встретила ласково.
-"Сам Бог тебя послал. Лукерья, моя ключница померла, уж неделю как...А верного человека нет. Заменить не кем.Ты будешь мои глаза и уши.В конфликты с сестрами не вступай. Наблюдай и обо всем, даже самом незначительном происшествии, мне докладывай.
Матушка Таисья,худощавая,высокая женщина шестидесяти лет. По характеру властная, со склонностью к мстительности и кляузам. Обид не прощала.Как шептались ее недруги, чистый иезуит, не было ни одного случая, когда бы матушка спасовала перед трудностями.
Так, благодаря случаю и сложившимся обстоятельствам стала Поля в семнадцать лет доверенным лицом самой матушки Таисьи.Числилась она при монастырском штате белицей и имела свободный доступ в город.
Келью ей выделили маленькую, два метра на два, с полукруглым невысоким сводом и большим окном. У стеночки стояла узенькая кровать, а у окошка крошечный столик.
Отроковицы, девицы, вдовицы из богатых семейств приносили при поступлении в монастырь большой денежный вклад, им выделялась пожизненно своя келья, а те, у кого денег не было спали в общем помещении.Поля и поверить не могла своему счастью, что все так хорошо для нее устроилось.
Поле не хватало жизненного опыта,находясь столь близко при настоятельнице, она надеялась перенять ее опыт общения с сестрами, что помогло бы ей избежать обычных человеческих ошибок. Дав себе твердое слова не судить сгоряча назначаемые послушания, запоминать уроки, осознавая сколь тяжел крест матери Таисьи. Это была первая ночь после похорон родителей, которую девушка спала спокойно.
На следующий день после утренний службы Полю пригласили к настоятельнице.
Матушка Таисья посадила перед собой Полю и сказала:
-Аполлинария, я хорошо знала твоих родителей. Корня они слыли честного, ни убийц, ни грабителей в роду не было. Ты, моя крестница. Все, что я ни прикажу выполнять слово в слово.Ты будешь свободно выходить в город и в лавки, и даже в торговые ряды, и куда мне нужно. Скоро все будут знать тебя, как и то, что ты приходишь по моему поручению. Никто тебя не обидит. Главное, чтоб ты соблюдала осторожность,не своевольничала. По пути никогда и ни к кому не заходила, будь то сродственник или подруга, не важно.Ты вошла в возраст, когда девицу сватают, да замуж отдают. Приданного, кроме родительского дома за тобой нет.Как и человека хорошего на примете, кому можно было бы доверить твою судьбу.Я, отвечаю перед Богом за твою жизнь, поэтому будь благоразумна, повинуйся во всем.
-Слушаюсь, матушка!-сказала Поля встав на колени и поцеловала протянутую матушкой руку.По звонку вошла сестра Параскева и повела по приказанию матушки Полю к ризничей монахине Николае, где с нее сняли мерки для пошива рясы и подрясника.
После ухода Полины, матушка погрузилась в воспоминания. Ее высокие тонкие брови сомкнулись на переносице, большие черные глаза затуманились.Матушка знала то, о чем Поля даже и не догадывалась. Дело в том, что отец Аполлинарии был в третьем поколении правнуком от внебрачной связи достаточно известного и влиятельного человека, друга и благотворителя монастыря, ныне нашедшего упокоение в бозе.
По его воле она стала игуменьей в одном из Новгородских монастырей.
- Вот и пришел черед отплатить добром за добро.-произнесла матушка вслух.
-Девица милая и скромная, нужно найти хорошую партию и замуж отдать. Завтра же начну хлопотать.-судьба Аполлинарии была решена, лицо матушки просветлело и она позвонила в колокольчик,чтоб принесли чай.

Время шло, унося с собой пережитые горести и радости.Стоят теплые погожие дни.Лето в разгаре. Выезжая в город, матушка Таисья часто берет с собой Полину. Девушка повзрослела, одетая в великолепную шелковую лиловую рясу, с белым платочком на голове, восседая в пролетке рядом с матушкой, она с любопытством посматривает по сторонам.За два года проведенные в монастыре, она приобрела благородные манеры, читает, говорит и пишет по немецки, и французски. Умеет готовить изысканные блюда.Матушка ею совершенно довольна, поступают предложения из приличных семей по поводу сватовства ее воспитанницы.
Рядом с Аполлинарией, цветком весенним, игуменья и сама помолодела. Мысли в голове приятные, благостные. Не упустить бы ничего, надо сказать сестре Николае, чтоб приданное шить начали.Да не сплоховать бы, из троих кандидатов в мужья, лучшего для Полины выбрать.
Смотрит Поля на матушку, а та ей в ответ улыбается. И невдомек красавице, что матушка себя в ней видит.
Ну, какая из Аполлинарии монахиня, столько в ней живости, радости, телесности. Убеждает себя матушка в правильности своего решения. Одни красные щеки чего стоят, так и пышут здоровьем.За купца отдам, Луку Федулыча.

Месяц ноябрь наступил,не заметили.Багрянец, позолоту листвы ветром с деревьев сорвало.Разверзлись хляби небесные.Дождь льет без остановки.Гладкие вороные простучали копытами по булыжной мостовой,карета у ворот двухэтажного каменного дома остановилась. Монашка выскочила, зонт раскрыла, руку статной женщине в черном подает, к крыльцу ведет.Слышно в доме забегали.
-Матушка, матушка приехали!- кричит Полина.
-Ну показывай, как устроилась, чадо любимое?- игуменья широким крестом крестит склоненную в почтительном поклоне голову воспитанницы.
-Хорошо, матушка. Сами взгляните.Здесь направо зала в три окна,а с левой стороны комната для прислуги и кладовая.В верхнем этаже четыре комнаты. Пожалуйте отдохнуть, чаю откушать!- Поля старается поддержать матушку за локоть.
-Сама.Сама. А что, Лука Федулыч?-матушка строго смотрит на Аполлинарию.
-Еще вчера за товаром с братцем уехали.- успокаивает матушку Поля.
-Ну, дай Бог! Дай Бог, хорошего пути им и удачи. Ладите?
Поля опускает ресницы и смущается.
-Ну, ну, вижу, что все хорошо.
Матушка Таисья садится в удобное мягкое кресло.На столе исходит паром горячий самовар. Сестра Параскева достает из корзины и раскладывает на столе монастырские гостинцы. Матушка поднимает руку и машет:
-Иди, больше ничего не надобно!
Монахиня кланяется и выходит, осторожно прикрыв дверь.
-А я к тебе, Аполлинария с хорошей новостью...-матушка не спеша отпивает чай.
-Нашла тебе учеников, чтоб ты не скучала.Три мальчика и четыре девочки.
Всем им по десять лет.Завтра к девяти придут. Сама на них посмотришь.
Позанимаетесь, а в двенадцать отпустишь их по домам. Детки из семей не бедных.Вот и будут у тебя свои деньги на свечи ,подаяния, лепту для Храма, да и на подарок мужу, Луке Федулычу останется.
Говорила я с ним, знаю, что он для тебя денег не жалеет, но свое дело надо знать и иметь, чтоб для себя толк в жизни был.
Матушка пробыла в гостях два часа.Поленька проводила ее до кареты.
Садясь, игуменья обронила:
-Что дом-то родительский продали.
-Да.- ответила Поля.
-Сторговались.Задаток уже получили.Через три дня остальные деньги принесут.
-Слава Богу!-промолвила матушка Таисья и карета тронулась.

Вернувшись в дом, Поля приказала кухарке убирать со стола.Велела оставить только вазочку с шоколадными конфетами в яркой обертке.Любит меня матушка, а за что?-подумала молодая женщина.Спросила было матушку, а она пословицей отговорилась:"Не та родна дочь, что бежит от дела прочь, а та дочь родна, что на всякой работе видна." Стараться надо мне, на благое дело силы тратить. Поля подошла к резному киоту с иконами, перекрестившись, стала выбирать из лежащих на комоде священных книг чтение на вечер.
Монашество — это крестный путь, скорби и трудности неотъемлемы от него.Не каждому человеку он под силу...-прошептала Поленька.И не удержалась, воскликнула вслух:
-Это как же надо любить нищего, смрадного, темного, заблудшего человека, чтоб молиться о нем и его грехах всю жизнь, как молится матушка Таисья.
Полю охватила тоска по родителям.Поленьке живо вспомнились все нерадостные обстоятельства тяжелой болезни папеньки и маменьки и свое неизмеримое горе от их ухода в вечность.
Насколько утешительнее и радостнее ей было бы разделить с ними свою сегодняшнюю трапезу, окружить их заботой и вниманием.Как жаль, что в прошлом ничего нельзя изменить.Поля пошла вниз, желая предупредить кухарку о приходе учеников следующим утром, но подойдя к двери услышала песню.

Ой, чий то кiнь стоїть,
Що сива гривонька.
Сподобалась менi,
Сподобалась менi
Тая дiвчинонька.

Все в Поле замерло.Она слушала и слезы лились по ее лицу.

Не так та дiвчина,
Як бiле личенько.
Подай же дiвчино,
Подай же гарная
На коня рученьку.

Вся боль и любовь исстрадавшегося сердца неграмотной и забитой тяжелой жизнью женщины поднималась к потолку и рассыпалась на мелодичные чистые звуки.
-Кто же Вас так выучил петь, голубушка? - помолчав, спросила Поля.
-Да само оно из нутра идет.-нимало не задумавшись ответила баба.
Вот он божий промысел, поняла Поленька.



Продолжение следует.В работе.


Рецензии