Несуразица. Охота на слова

НЕСУРАЗНЫЙ, несуразый, несуражий, кур. несурожий, некрасивый, неказистый, безобразный, неуклюжий, нестатный, нескладный; || неугомонный, несговорчивый, упрямый, вздорный. || Несурожий, кур. не красивый лицом (разить и рожа, по сходству, спутаны). Несуразица ж. бестолковое, непутное дело, несообразица, нескладица, чепуха. Толковый словарь живого великорусского языка


НЕСУРАЗНЫЙ, несуразная, несуразное; несуразен, несуразна, несуразно (•разг. ). Нелепый, нескладный, дикий. Несуразный поступок. Несуразный человек. Толковый словарь русского языка Ушакова


Несуразный. Это слово образовано приставочным способом от суразный — «складный, видный».

Происхождение слова в этимологическом словаре Г.А. Крылова, да и в других словарях объяснено не до конца.
То есть, в слове НЕСУРАЗНЫЙ две приставки, одна образована из отрицательной частицы НЕ, вторая из предлога со значением присоединения, приближения СУ (СЪ, СО), а корень РАЗ может указывать и на единичность чего-либо, и на РАЗум (РАЗумение), в таком случае РАЗ – это ещё одна приставка.

В качестве яркого примера хочу привести два эпизода из мемуаров графа Алексея Игнатьева, участника Русско-японской войны  1904 – 1905 годов «50 лет в строю».


— А вот почему вы медали за японскую войну не носите? — спросило меня начальство.
Медаль представляла собой плохую копию медали за отечественную войну, бронзовую вместо серебряной; на обратной стороне ее красовалась надпись: «Да вознесет вас господь в свое время».
— В какое время? Когда? — попробовал я спросить своих коллег по генеральному штабу.
— Ну что ты ко всему придираешься? — отвечали мне одни.
Другие, более осведомленные, советовали помалкивать, рассказав «по секрету», до чего могут довести услужливые не по разуму канцеляристы. Мир с японцами еще не был заключен, а главный штаб уже составил доклад на «высочайшее имя» о необходимости создать для участников маньчжурской войны особую медаль. Царь, видимо, колебался и против предложенной надписи: «Да вознесет вас господь» — написал карандашом на полях бумаги: «В свое время доложить».
Когда потребовалось передать надпись для чеканки, то слова «в свое время», случайно пришедшиеся как раз против строчки с текстом надписи, присоединили к ней.

Ни в одно из прежних царствований не раздавалось, кажется, столько медалей и различных значков, как при Николае II. Начав службу, я носил при парадной и служебной форме только маленькую серебряную медаль на голубой андреевской ленточке «за коронацию». Потом присоединил к боевым орденам маньчжурскую медаль.

В 1912 году, уже совсем без заслуг с моей стороны, мне прислали медаль с надписью:
«1812. Славный год сей минул, но не пройдут содеянные в нем подвиги».
Надпись мне понравилась. Медали, отмечающей трехсотлетие дома Романовых, я не успел купить (ее мне не прислали): я уже служил за границей и был избавлен от необходимости участвовать на торжествах по этому поводу. Я всё больше сознавал, что династия, судя по ее последним представителям, не заслуживает почета.


Конец империи ознаменовался столетними, двухсотлетними и даже трехсотлетними юбилеями — по случаю их каждый полк, каждое учебное заведение выдумывали какой-нибудь значок, лишний раз продырявливалась левая сторона мундира. Высшие учебные заведения при этом старались подражать рисунку значка генерального штаба, который когда-то был единственным в русской армии, носившимся не на левой, а на правой стороне груди.

Серию подобных празднеств открыл, кажется, мой кавалергардский полк. В 1899 году отмечалось его столетие. В значке полк не нуждался. Зато ему навязали новый полковой штандарт. С неподдельной грустью расставались не только офицеры, но даже и солдаты с нашим старым полковым штандартом, тяжелым квадратным полотнищем, сплошь затканным почерневшим в пороховом дыму серебром. Он видел Аустерлиц, Бородино, Фер-Шампенуаз и Париж, держась за его край, я приносил офицерскую присягу, а теперь его, как покойника, взвод 2-го эскадрона отвез и «похоронил» в соборе Петропавловской крепости.

Церемония прибивки нового штандарта происходила в Аничковском дворце на Невском, где жила вдовствующая императрица — шеф полка. На столе лежала аляповатая икона, написанная масляной краской на холсте, изображавшая глядевших друг на друга седого старичка и старушку. Это были Захарий и Елисавета, в честь которых была построена при императрице Елисавете полковая церковь. День этих святых считался днем полкового праздника. Икона была обрамлена малиновым бархатом. На обратной стороне был вышит вензель Николая II, подчеркивая неразрывную связь войсковой части с личностью монарха. Офицеры, один за другим, по старшинству, специальным серебряным молоточком вбивали очередной гвоздик, прикреплявший полотнище к древку. Тяжелую серебряную цепь, на которой развевался наш старый штандарт, заменили хрупкой цепочкой, такой же дешевой, как и вся бутафория, заведенная при злосчастном царе. Не на полевом галопе, не на лихом карьере, а тут же, на Невском, при выезде из дворца цепочка... порвалась, и новый штандарт беспомощно повис, как бы предвещая беды и несчастья.

От себя добавлю, что перед распадом СССР в стране резко испортилось качество абсолютно всего: хлеба, молочных продуктов, водки, газет, газетных публикаций, тракторов, домов, мостов… . Больше стало фальшивок и обмана. В продаже появился линючий трикотаж, о котором, казалось, давно забыли: от носков или плавок на теле оставались грязные пятна. А потом весь ширпотреб стал завозиться из-за границы…

Качественные вещи мы встретили в продаже, когда переехали на ПМЖ в Германию. За эти годы – 13 лет - мир постепенно стал одноразовым, качество товаров упало в разы, касается это тряпок, обуви или электроники. Похоже, завершается закат капитализма, и несуразица, вызвавшая прекращение полётов самолётов, плавания круизных судов, передвижения транспортных средств между странами и народами, обязанность выполнять безумное требование «сидимдома» - яркое подтверждение, что дошли до ручки.


Рецензии