К 60-летию русского поэта

Елена Крадожён-Мазурова
К 60-летию русского поэта Игоря Царёва

…Ну, не вышло из меня капитана, 
Обнесла судьба пенькой и штормами, 
Не оставила других капиталов, 
Кроме слов, что завалялись в кармане…
… Всё вышло. Игорь Царёв – Капитан современной поэзии, по масштабу открытия и описания земель поэтических неизведанных – вровень Ивану Крузенштерну или Христофору Колумбу.
В творчестве больших поэтов есть сквозные темы. Игорь Царёв – большой русский поэт. Одна из его сквозных тем – стихия: пишет ли он о поэзии, о родном языке или о любимой женщине… Игорь – морской, океанский поэт ?

Вслушайтесь в музыку «Ночных каравелл»:
С хрупким грузом королевского фарфора,
Паруса наполнив звездами зюйд-веста,
Сны мои, как каравеллы Христофора,
Каждый вечер уплывают в неизвестность.
А вот – о Николае Рубцове:
У матросов – нет вопросов, я, наверно, не матрос…
Почему мы смотрим косо на того, кто в небо врос?
И – апофеозом – о любимой, о музе и ангеле-хранителе: «Санта-Ирина – моя бригантина»!
Можно спорить: «Игорь Царёв – поэт речной…» (так сказал на подведении итогов конкурса «Пятая стихия» Международной литературной премии имени Игоря Царёва – 2015 поэт Игорь Витюк)… Он же пишет об Амуре:

Кто-то рос в Крыму, ел зимой хурму,
Кто-то мог смотреть на столичный цирк,
А меня все детство качал Амур,
И кедровой далью поил Хехцир.

Я, еще волчонком покинув кров,
Обижать себя не давал врагам,
Ведь волной амурской кипела кровь,
И дарила силу свою тайга.
А ещё в его стихах– Катунь-река, Ока и Кама, «русские реки Убля [1] и Вобля [2]»…
А стоит ли спорить? О чём бы Игорь Царёв ни писал в своих стихах, делал он это непременно талантливо!
На Дальнем Востоке – родине Игоря Царёва – его имя известно. Здесь, «в городе Ха» – Хабаровске живут родители поэта: Вадим Петрович Могила и Екатерина Семёновна Кириллова – корни, без которых не взросло бы дивное древо поэзии Игоря Царёва! Екатерина Семеновна Кириллова – учитель русского языка и литературы хабаровской школы, Вадим Петрович Могила – профессор Дальневосточного государственного университета путей сообщения, «настоящий физик».
Физика и лирика – родительские начала – переплелись в жизни и творчестве Игоря Царёва. Приняв решение идти по стопам отца, Игорь поступил в Ленинградский электротехнический институт. По распределению работал в Москве в «секретном ящике», занимался расчётами полётов.
Лирика пересилила, и Игорь Могила под псевдонимом Царёв начинает журналистскую и писательскую деятельность, итогом которой стали сотни публикаций. Желание рассказать людям о чудесах физики вылилось в научно-популярные издания – 16 научно-популярных книг, в том числе в соавторстве с женой Ириной Царёвой и другими авторами: «Колдун России»; «Планета призраков» (1990); «Знание» (1991); «Энциклопедия чудес» (1998); «Проект «Колесо фортуны»; «Формула удачи» (2001); «Призраки живой планеты» (2002); «Тайны неведомых сил» (2005); «Тайна ведьминых кругов» (2005); «Кунсткамера тайных знаний» (2006); «Если» (1994, №№2,10); «Синдром зомби», «Эзотерические знания, откуда они», «Мы живем в «неонке», «Сникерс и памперс в одном флаконе». При жизни вышли сборники стихов «Море камни не считает» (2002) «Соль мажор» (2011), электронный сборник «Переводы с языков пламени» (2013), и посмертно, благодаря Ирине Царёвой – «Любя и веря вопреки…» (2014).
В ноябре 2015 года Игорю исполнилось бы 60 лет! Прошедший год отмечен созданием в Хабаровске межвузовского ЛИТО им. Игоря Царёва. Готовится в Хабаровске открытие мемориальной доски на школе Пяти Героев Советского Союза, где учился поэт.
О волшебстве и чеканной силе строк поэта-романтика и поэта-гражданина Игоря Царёва и я говорю не первый год. Это и публикации в журналах «Аргументы времени» в 2014, «Дальний Восток» – в 2015, и выступления на радио «Восток России» и видеосюжет о творчестве И.Царёва с участием его родителей местного телевидения, продемонстрированный по центральным каналам.
Но главное, конечно, живое слово, когда можно посмотреть аудитории в глаза. И тогда, как в стихотворении Игоря «Скрипачка»:

И огоньком ее прелюдий
Так освещается житье,
Что не толпа уже, а люди
Стоят и слушают её...
Стихи Игоря Царёва регулярно звучат в Краевом доме творческой интеллигенции; на встречах с учителями русского языка и литературы, на вебинарах в Хабаровском краевом институте развития образования – это прямое включение школ края в 17 муниципальных районах. А территория у нас – ого-го: площадь почти 800 000 квадратных километров (точнее – 787 633 км;) – 4-е место среди субъектов Российской Федерации!…от моря до моря: омывается край Охотским и Японским морями.
Дети 26 национальностей учатся в школах края, а государственный язык – русский, поэтому с уверенностью говорю, что вместе с учителями и преподавателями русского языка и литературы на Дальнем Востоке мы пропагандируем современную русскую литературу и творчество нашего земляка – Игоря Царёва. Наши студенты публикуют по итогам Студенческой весны свои эссе о текстах стихов Игоря Царёва. В 2015 г. несколько публикаций пришлись по вкусу благосклонной «Избе-читальне», спасибо большое Валерию Сергеевичу Белову!
Мне по роду деятельности выпало работать и с государственными и муниципальными служащими, – читать лекции в Высшей школе государственного управления. И своим слушателям с гордостью говорю о нашем поэте и о том, что пора включить его произведения в школьную программу.
Люди серьёзные хотят мотивировки: почему именно Игоря Царёва? Стараюсь убедить: классик!
Доказываю: Игоря Царёва знают во многих странах, не только ближнего, но и дальнего зарубежья! В конкурсе «Пятая стихия» участвуют поэты из Австралии, Бельгии, Германии, Израиля, Польши, США, Франции. Профессор Анатолий Ливри, тонкий эстет, сам прекрасный поэт, читает цикл лекций в Ницце (Франция) о современной российской поэзии и о творчестве Игоря. В Лос-Анджелесе (США) более двух десятилетий ведёт русские музыкально-поэтические гостиные Анатолий Берлин. Он – ценитель и пропагандист творчества Игоря Царёва.
Царёву подвластны все жанры и стили. Он умно «поверяет алгеброй гармонию». В его стихах есть классические приёмы, нам с вами очевидные: языковая игра, омонимия, паронимическая аттракция (ужалят – жалость; кокосы – как осы):

Млечный путь питают, трескаясь, кокосы.
У туземок на уме сплошная шалость –
С тонкой ниткой бус на талии, как осы,
Не ужалят, так возьмут тебя на жалость.

Его развёрнутые метафоры оригинальны и непредсказуемы:

Оркеструя этюды Листа
Свистом ветра и хрустом наста,
Ночь, как Линда Эвангелиста –
Потрясающе голенаста!
Вероломно меняя облик,
В звёздном шарфике от Армани
То – куражится в пасадобле,
То – вальсирует над домами…
Игорю замечательно удаются портреты – в его стихах живут Борис Пастернак, Николай Гумилёв, Булат Окуджава, Николай Рубцов и Иосиф Бродский, которых он ощущает братьями по крови и по духу. У него в галерее Марина Цветаева и Анна Ахматова...
Игорь Царёв, действительно, человек эпохи. А, может быть, человек-эпоха? Это покажет время. Только большой поэт мог написать:

…Я не ношу атласные лампасы
И не смотрю на рифмы свысока –
Я рядовой словарного запаса,
Я часовой родного языка…
В его стихах зашифрован код эпохи – это послание потомкам. Тексты нередко выводят на уровень философских, библейских рассуждений. Для их прочтения необходима духовная и лингвистическая подготовка, а потому интерес к ним будет только расти. И теперь – о будущем.
…Мне довелось бывать на круизном теплоходе «Сергей Рахманинов», а в Москву из Хабаровска в середине ноября я летела на воздушном судне «Фёдор Достоевский»... Думала о просторах русской литературы, о просторах земли русской, о размахе русского таланта… Год Литературы в России подходит к концу, но русская литература – бескрайняя Вселенная. Уверена, что появится судно «Игорь Царёв» и будет покорять просторы одного из океанов! Потому что настоящие поэты не кончаются во времени и пространстве, как и память о них! 

-------------------------------------

[1] Речка Убля – у Старого Оскола.
[2] Река Вобля протекает около Рязани


Рецензии