В начале славных дел

С краеведением у нас совсем беда. Вернее - без краеведения. Вот у нас, в Бирюченской стороне, после разгрома в 30-е годы прошлого века Воронежского областного общества краеведов, в деле изучения истории малой Родины случился огромный пробел. Есть дореволюционный конец в виде капитальных работ Матвея Ивановича Славинского. А дальше - обрыв, тьма египетская. В советские годы история целиком стала частной собственностью государства. Краеведения касаться вообще боялись. Говорить о старом времени хорошо не полагалось. Хотя тогда все дворянские и купеческие постройки дореволюционного Бирюча , как раз и говорили о времени его процветания. А про советское сегодня говорить полагалось только хорошо. Хотя все постройки советской поры выглядели , извините, курятниками по сравнению с классическим архитектурным Бирючом. И если на уровне истории можно было врать - поди, проверь, то врать о том, что тебя окружает, не получалось.Потому и помалкивали краеведы, хоть они и имелись. Помню робкие публикации в районной газете тематических заметок Крамарева и Плотника. Но и они были выдержаны в том же идеологическом ключе : Раньше было плохо, а нынче хорошо. Хотя за ХХ век несчастный Бирюч не только угасал, как город, но и трижды(!) менял название. Ни одному райцентру Черноземья не досталось такой несчастной судьбы.

Тут в краеведческом плане до 80-х годов прошлого века конь не валялся.

Потому огромным культурным событием в 1992 году стало появление книги Александра Степановича Бережного "Частица России".Именно он подхватил оборванный на Матвее Славинском канат краеведения и надёжно вплёл в него свою крепкую нить.

Книга Александра Степановича стала первым после разгрома Воронежских краеведов не замутненным идеологией трудом. Пыль с хартий отряхнув, автор во весь голос сказал, что Бирюч в ХХ веке почти уничтожен, из крупного уездного центра юга России низведен до статуса села и поселка. Утрачены ремесла, торговля, разгромлены десятки храмов, Исследователь признается, что "словно бусинки, собирает , казалось бы, малозначительные факты и события в ожерелье большой истории своей малой Родины".

Так случилось, что я был свидетелем рождения этой книги. С Александром Степановичем изыскательская судьба свела меня в начале семидесятых годов. Тогда я служил в районной газете, а Александр Степанович работал заместителем председателя райисполкома. Он был человеком, загруженным работой по маковку.. Меня отправили к нему за интервью по какому-то хозяйственному поводу, но на первой же встрече мы нашли общий язык . Я увидел человека, блистательно знающего цену тому месту, где мы живем, и с болью переживающего за него. После этого я не только в исследовательских, но и в просто жизненных случаях всегда чувствовал незримую, но твердую поддержку Александра Степановича. И уже часто разбирал с ним старые книги и рукописи ,вместо мы работали в архивах . И потому мне,,еще до публикации в его книге, был известен почти каждый её документ.

А с документами Александр Степанович работать умел! Иначе вряд ли стал одним из руководителей района. И я видел, как в вопросах текущего дня он разбирается с той же тщательностью. что и при работе с краеведческими материалами.

В районе знали : если Александр Степанович сказал - так оно и есть ... И эта формула вполне распространяется на его книгу.. Она достоверна, как документ. Не случайно, последовавший позже поток краеведческой литературы весь вырос из "Частицы России". .Автор во множестве приводит факты, называет имена, ранее не известные широкому кругу, или вовсе забытые. Он воссоздал картину дореволюционного Бирюча. Но с той же достоверностью рассказывает он и о годах советской власти. Он открывает имена участников и героев,е войны, связанных с нашим краем., первым подробно знакомит с биографией бирючанина - ученого с мировым именем Евгения Никаноровича Павловского...

Но ценность книги - не только в её содержании. Она стала толчком к оживлению краеведческой работы. И уже, как бы стоящим на плечах Александра Степановича ,краеведам нынешнего дня удалось почти невозможное - возвратить Бирючу статус и историческое имя.

Без книги "Частица России",, без личного вклада Александра Степановича Бережного этого добиться было бы невозможно. А нынче город имеет и великолепный краеведческий музей, и нескольких (хоть этого очень мало) достойных последователей краеведа Бережного. К сожалению, самого Александра Степановича уже нет с нами.

И у меня есть мечта.

В городе имеется Памятная доска с именем Матвея Ивановича Славинского.

Было бы верно отметить такой Доской и дом, в котором жил Александр Степанович..

История не может оставаться  разорванной.


Рецензии