Оружие интеллектуальной экспансии

Елена Крадожён-Мазурова
Оружие интеллектуальной экспансии.
О конкурсе имени Игоря Царёва [1]

Если на улицах наших городов обратится к прохожим с вопросом «Кого из современных русских поэтов вы знаете?» – то многие окажутся в затруднительном положении. Те, кто постарше, пожалуй, назовут Евтушенко, Рождественского, Вознесенского, Ахмадуллину, Казакову и ещё несколько имён. А молодёжь в большинстве своём вряд ли что-то ответит…

О чем это говорит? Быть может о том, что ЕЁ Величество Поэзия жива лишь памятью о тех заповедных доперестроечных временах, когда каждое новое имя и каждая талантливая строка были интересны и литературной общественности, и всему народу? Как такое могло случиться в нашей стране, в которой поэтическое слово – одно из величайших культурных достижений?
Но говорить о том, что поэзия умирает, будет большой ошибкой. Интернет заполнен сайтами, где все желающие могут продемонстрировать свои поэтические достижения. В этом столпотворении легко потеряться, тем более, что серая масса «рифмующих» порой не позволяет пробиться свету истинного таланта, а «популярность» часто определяется числом взаимных восхищенных отзывов групп «друзей», объединившихся «по талантам и интересам».
Решением этой проблемы могли бы стать  поэтические конкурсы. И они в огромном количестве уже проводятся в сетях и литературных объединениях, хотя порой задача «отделения зёрен от плевел» перерождается, увы, в «междусобойчики», в которых победители определены заранее или же право быть замеченными участниками могут заработать разного рода взносами в копилку учредителей…
К счастью, бывает и иначе. Расскажу об одном из «чистых» конкурсов. С 2013 года проходит ежегодный поэтический конкурс Международной литературной Премии имени Игоря Царёва «Пятая стихия». Знаю о нём не только потому, что Малая родина Игоря Царёва – Дальний Восток, мой родной город Хабаровск. Русским поэтом Игорем Царёвым я профессионально заинтересовалась еще до учреждения Премии его имени. Классические рифмы и настоящие поэтические образы текстов стихов И. Царёва стали объектом  изучения для меня и моих студентов. Нами написаны  и опубликованы в сборниках научных и студенческих работ, в журналах многочисленные статьи о его творчестве. Имя Игоря Царёва стало знаменем молодежного ЛИТО г.Хабаровска, его стихи не первый год анализируются учителями-словесниками при подготовке к экзаменам по литературе учащихся школ. Игорь Царёв ещё при жизни назвали «классиком»!
Не следует подозревать меня в том, что порой относят к «провинциальному честолюбию», требующему привлечения внимания к землякам. Игорь Царёв заслужил и получил всемирное признание, и замечательно, что его близкие, друзья и многочисленные почитатели во всем мире не хотят допустить, чтобы его творчество в наше беспамятное время ушло в небытие!
Об этом мы говорили на Первых Царёвских чтениях, которые прошли в Хабаровске в ноябре – начале декабря 2015 года на нескольких площадках. Открылись они в Дальневосточном институте управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы (ДВИУ РАНХиГС) при Президенте РФ, где участников приветствовал директор ДВИУ Сергей Николаевич Кравцов, а завершились – в Дальневосточном государственном гуманитарном университете. В Чтениях прияли участие мать поэта Игоря Царёва – Заслуженный работник просвещения, учитель русского языка и литературы Екатерина Семёновна Кириллова, редактор отдела поэзии журнала «Дальний Восток» Елена Добровенская, доктора, кандидаты филологических наук, преподаватели вузов и средних специальных учебных заведений, поэты и писатели, студенты, слушатели духовной семинарии.
О широком признании творчества Игоря Царёва говорят и его победы в престижных  конкурсах, звание «Поэт года-2012», ставшее его последней наградой (поэт умер через две недели после вручения ему «Золотого пера» Лучшего Поэта года»).
О значимости его творчества говорит и состав учредителей Премии имени Игоря Царёва, и состав информационных партнёров.
Учредителями Премии стали литературные объединения Германии, США, Украины, России, международные альманахи и литературные журналы, представители культуры – такие как Марк Розовский (драматург, режиссер театра «У Никитских ворот»), Людмила Мережко (Заслуженный работник культуры РФ, директор Московского литфонда) и др.
Информационную поддержку проводимых конкурсов Премии осуществляют издание Правительства РФ «Российская газета», Издательский Дом «Книжное обозрение», Российский литературный журнал «Дальний Восток», Международный литературный журнал «Зарубежные задворки», Международный литературный журнал «Сетевая словесность», Международный творческий ресурс соотечественников «Подлинник», Интернет-журнал «Эрфолг», творческая гостиная DILIGANS (Украина), литературно-художественный журнал «Гостиная», ОРЛИТА (Объединение Русских ЛИТераторов Америки), радиостанция «Старое радио», сетевые поэтические сайты.
Конкурсная комиссия «Пятой стихии» создана не на основе худсоветов или редколлегий устроителей, как это происходит обычно, а сформирована из сменяющихся членов жюри – представителей разных городов и разных стран. Работы конкурсантов поступают в жюри под зашифрованными компьютерной программой номерами. Сама работа конкурсной комиссии абсолютно прозрачна – оценки каждого члена жюри, также выступающего под идентификационным номером, можно увидеть на сайте «Пятая стихия» на каждом этапе (туре) судейства в системе онлайн. Конкурсные работы сопровождают комментарии литературного обозревателя из Украины, который также
не знает имён участников и членов жюри, оценивающих работы.
Такая система не оставляет места для подтасовок и позволяет на конечном этапе конкурса открывать читателю имена ярких и талантливых поэтов, произведения которых отличаются благородством и честностью личного мироощущения, безупречным владением русским языком и высокой техников стихосложения.
Всё это я сумела оценить уже после Первого конкурса «Пятой стихии» (2014), за которым внимательно следила. Девизом конкурса были последние строчки стихотворения Игоря Царёва «Недописанное»:

…Слова, что тем и хороши,
Что в них – ни фальши, ни апломба,
Лишь сердца сорванная пломба
С неуспокоенной души…
А когда назвали имена финалистов, стало ясно, что в числе лучших не только облаченные регалиями мэтры. Из двух поэтов, поделивших Гран-при и получивших главный символ Премии – «Большой Бронзовый колокол», один – уже признанный поэт из Москвы Юрий Гладкевич (Беридзе), а второй – Владимир Квашин, охотник из глухого таёжного поселка на Северном Урале. Тогда я поняла, что этот конкурс честно выполняет свою задачу поиска новых имён. Как тут не вспомнить грустно-ироническое стихотворение Игоря Царёва «Иероним»:

Съели сумерки резьбу, украинскую избу.
Звёзды выступили в небе, как испарина на лбу.
Здесь живёт Иероним – и наивен, и раним
Деревенский сочинитель…Боже, смилуйся над ним!..
…На печи поёт сверчок, у свечи оплыл бочок –
Все детали подмечает деревенский дурачок:
Он своих чернильных пчёл прочим пчелам предпочел.
Пишет – будто горьким мёдом… Кто б ещё его прочёл…
Когда во втором сезоне ко мне пришло письмо с приглашением войти в состав жюри конкурса, я дала согласие. И работа в жюри, продолжавшаяся полгода (четыре тура, включая отборочный), подтвердила чистоту конкурса, которую я почувствовала изначально. Среди безымянно-нумерованных работ я нашла стихи, которые не могут оставить равнодушным даже самого взыскательного читателя!
…Четырнадцатого ноября 2015 года Торжественной Церемонией вручения наград был завершён Второй конкурс «Пятой стихии». Его лейтмотивом стало стихотворение Игоря Царёва «Город Ха» («Ха» – это родной поэту Хабаровск).

Гроза над Становым хребтом
В шаманские грохочет бубны,
И пароходик однотрубный,
Взбивая сумерки винтом,
Бежит подальше от греха
К причалу, пахнущему тёсом.
Туда, где дремлет над утесом
Благословенный город «Ха»…
…Я с детства помню тальники
И лопоухие саранки,
И уходящие за рамки
Кварталы около реки,
Коленопреклоненный дом
В дыму сирени оголтелой…
И до сих пор сквозь все пределы
Я этим городом ведом.
Я вижу и закрыв глаза
Сквозь сеть ненастного ажура,
Как от Хехцира до Джугджура
Гремит шаманская гроза…
И переборками звеня,
Держа в уме фарватер трудный,
Мой пароходик однотрубный
Опять уходит без меня.
Строчки «…И до сих пор сквозь все пределы я этим городом ведом…» из этого стихотворения и стали девизом Второго конкурса, итоги которого были подведены в ноябре 2015 года к Юбилею Поэта – до своего шестидесятилетия он не дожил два года семь месяцев и семь дней…
Финалисты были определены ещё в августе – сильный состав, представляющий не только Россию, но и зарубежье. Часть имён известна по многим победам, по публикациям в сетевых и печатных СМИ. Но, как и в предыдущем сезоне, прозвучали новые имена. И то, что их открыла «Пятая стихия», – большая победа устроителей этого конкурса.
Но Гран-при в этом сезоне не достался никому. Такое решение приняли учредители, посчитавшие, что до единогласно признанного победителя не дотянул ни один финалист. Однако были отмечены и премированы «Специальным призом учредителя» четыре основных претендента на это звание: Елена Копылова (Латвия, Рига), Клавдия Смирягина (Санкт-Петербург), Галина Булатова (Казань), Наталья Малинина (Ярославль).
Были и другие специальные призы, учрежденные общественными организациями . «За мужественную гражданскую позицию в поэзии и прозе» – от МОО «Изба-читальня», «За глубокое творчески-профессиональное отношение к русской классике ХХ! Века – поэзии Игоря Царёва» – от директора Московского Литфонда Л.Н. Мережко (22.08.1938-12.03.2019), «За лучшее стихотворение о Санкт-Петербурге – одним из городов судеб в жизни и творчестве Игоря Царёва» – от Оргкомитета «Пятой стихии», специальный приз «Надежда» начинающему поэту, «За верность традициям классической поэзии» – от ЛИТО им.Игоря Царева (г.Хабаровск).
Не только для всех присутствующих, но и для самих учредителей первых двух специальных призов стало неожиданностью, что их получил один и тот же человек – Анатолий Ливри (Швейцария, Базель), поэт, профессор Университета Ниццы, ведущий курс семинаров о современной  русской поэзии, автор ряда публикаций (в том числе и в России) на самые острые философские и социально-политические темы. Его творчество привлекает внимание серьёзных учёных-лингвистов. Например, Наталья Пахсарьян, профессор кафедры Зарубежной литературы МГУ им. М.В. Ломоносова, пишет о сборнике стихотворений поэта: «В пестрой и разнообразной картине сегодняшней поэзии, отличающейся обилием имён, течений, школ, появление сборника Анатолия Ливри, тем не менее, вряд ли останется не замеченным, поскольку «Сын Гнева Господня» обладает своим, «необщим выраженьем».
…И всё же, если искать особенно близкие Ливри поэтические голоса, то обладатели их самим поэтом не называются, а, скорее, угадываются читателем, слышаться в своеобразной вязи сложносоставных прилагательных и причастий – как у Бальмонта или Северянина («терпандрострунный». «омандельштамлена», «пестросапожная», «закатно-ржавая», «усталодланная», «черночешуйный», исчерноземлен» и т.п.), в игре созвучий («Ярися, ярь», «наст – ностальгии», «рифов рифм»), и ритмике строф («О нем довольно… Бью челом Очеловечцам слов заочно») – как у Марины Цветаевой. Неуловимое сходство с её поэзией возникает и в ломкой динамике строк («растерзан века и собак Клыком – история не нова»), в соседстве «цветаевских» слов «стан» и «рябина» («черный стан рябины островной»), в своеобычном частом использовании тире  («Сквозит ладонь – нет кисть! – плотиной»)».
За стихотворение о Санкт-Петербурге приз был вручен тоже иностранцу – Анатолию Берлину (США, Лос-Анджелес).
Приз «Надежда» получил очень молодой, но подающий большие надежды Сергей Курьян (Хабаровский край).
И ещё были «Призы симпатий» от литературного обозревателя, членов жюри, членов оргкомитета, от жены Поэта Ирины Царёвой. Ими наградили поэтов России и зарубежья: Геннадия Акимова (Курск), Анастасию Приедниеце (Латвия), Майю Шварцман (Бельгия), Юрия Бердана (США) – два приза, Татьяну Комиссарову (Москва), и … снова Анатолия Ливри (Швейцария.).
Не могу не отметить, что и это был не последний приз Ливри. Его представителю пришлось выходить на сцену четыре раза!
Ведь кроме номинации «Поэзия» была ещё номинация «Верность памяти», один из призов которой – «Малый Бронзовый колокол» с формулировкой «За популяризацию  творчества Игоря Царёва в академической среде Франции» также был вручён Анатолию Ливри! Лауреатами этой номинации стали ещё восемь человек – за переводы стихов Игоря Царёва на другие языки, за организацию конкурсов и создание литературных объединений его имени в других регионах, за популяризацию его творчества в стихах и прозе…
Отдельное слово об особой номинации Премии – «Музыкальные произведения», учрежденной радиостанцией «Старое радио» (автор проекта – поэт, музыкант, солист ВИА «Синяя птица» Юрий Метёлкин). Были, конечно, опасения, в том числе и у самого Метёлкина, что номинация провалится из-за непрофессионализма многочисленных авторов, пишущих песни на стихи Царёва. В интернете число таких песен уже перевалило за две сотни, и с каждым днём их становится больше. Стихи, в которых уже есть своя музыка, притягивают, их хочется спеть, но, увы, многие чувствуют и понимают текст по-своему, не вдумываясь в то, что заложил в них поэт. И тогда «музыка» вступает в конфликт с текстом. Все это учредители знали, но на эксперимент решились.
…И вот победители этой номинации держат в руках «Средний Бронзовый колокол», звучат их песни, и зал взрывается аплодисментами…
Победители Первого сезона Премии – Ольга Кузнецова (Москва) и Владимр Зачепа (Украина, Харьков). Второй сезон украсили новые имена: Александр Ермаков (Тула) и дуэт «АкваЛибра» из Балашихи – Мурат и Татьяна Елекоевы. И ни у кого не осталось сомнений – настоящие победители, сумевшие создать произведения, позволяющие не только высоко оценить их музыкальность, но и почувствовать новые грани и оттенки самих стихов…
Церемония вручения наград Премии имени Игоря Царёва традиционно завершаются презентациями.
В тот год это была книга Ирины Царёвой «Ангел из Чертаново», посвященная мужу и повторяющая название одного из известных его стихотворений.
В этом сезоне презентовался сборник «Пятая стихия», в который вошли стихи лауреатов Премии. Такие сборники будут выходить после каждого конкурса. Их ждут не только в нашей стране, но и за рубежом, где живут и пишут на русском языке участники конкурса. А вместе со сборниками в другие страны отправятся и музыкальные диски с песнями победителей «Музыкальные произведения», презентация которых прошла одновременно со сборниками стихов.
Да и следующий сезон Премии (2016), который уже объявил о своём старте на сайте «Пятой стихии», будет отмечен презентацией нового сборника стихов лауреатов и новым музыкальным диском, которые так же, как и презентованные в этом году, найдут своих читателей и слушателей и у нас, и за рубежом. География Премии имени Игоря Царёва охватывает практически все регионы РФ: от Дальнего Востока до Калининграда, всё Ближнее зарубежье и значительную часть Дальнего зарубежья: США, Германию, Францию, Австралию, Польшу, Швецию, Швейцарию, Бельгию, Израиль, Португалию…
Замечательно, что на церемонию вручения наград приезжают или присылают своих представителей участники из самых дальних уголков нашей страны, и из-за рубежа. Ведь и меня не остановили тысячи километров и семь часов полёта от Хабаровска до Москвы!
Вот только несколько отзывов о финале конкурса «Пятая стихия – 2015».
– Виктор Маньков (Удмуртская Республика): «Меня переполняют чувства от теплой встречи церемонии вручения наград конкурса «Пятая стихия – 2015». Все еще нахожусь под впечатлением от соприкосновения с разумным, добрым, светлым и радостным, от сопричастности к родному, близкому и Великому… Два дня, проведенных в Москве, надолго останутся в сердце, согревая и вдохновляя на жизненном пути, даруя малиновую благость колокольного звучания…»
– Галина Булатова (Татарстан): «Безграничное счастье и волнение – так можно описать эмоции призеров. Награды тем более ценны и весомы, что конкурс «Пятой стихии» – одна из тех немногих литературных премий, где все честно, все по-настоящему и все справедливо».
– Клавдия Смирягина (Санкт-Петербург): «Я до сих пор нахожусь под впечатлением от праздника, да-да, праздника, который нам подарили. Такая теплота, такая душевная семейная атмосфера дорогого стоит».
– Анатолий Берлин (США), глава литературно-музыкального салона в Лос-Анджелесе. Вернувшись в США из Москвы, где в качестве лауреата вместе со своей женой Софией присутствовал на Церемонии вручения наград, он распространил по многим адресам зарубежья свой «отчёт» о поездке в Москву. Вот небольшой отрывок: «…награждение, которое дорого памятью о большом поэте Игоре Царёве, с которым судьба свела  на непростительно короткое время. Международная литературная премия имени Игоря Царёва увековечила память об этом исключительном человеке. Учёный, поэт, журналист, исследователь, писатель, Игорь Царёв войдет в русскую литературу как классик. Второй год итоги конкурса «Пятая стихия» объявляются ко дню рождения Игоря. В прошлом году я получил приз «Малый Бронзовый колокол», который ждал моего приезда в Москву. В этом году меня наградили Дипломом конкурса за лучшее стихотворение о Санкт-Петербурге – одном из городов-судеб в жизни и творчестве Игоря Царёва. Вручение премии происходило в библиотеки имени М.Ю. Лермонтова. Прекрасное здание библиотеки стало традиционным местом проведения этого знаменательного мероприятия.
Надо отдать должное Ирине Царёвой – верной спутнице жизни поэта, соавтору ряда его прозаических произведений. Её любовь и преданность памяти мужа при неустанной поддержке всех членов семьи помогли донести до читающей России наследие великого поэта.
На церемонии, продлившейся около четырёх часов, присутствовало порядка восьмидесяти человек. Последовавшее за официальной частью застолье, на котором профессионально исполнялись стихи и песни на слова Игоря и стихи, посвященные памяти, ещё раз напомнили о значимости его вклада в русскую поэзию.
На следующий день группа из пятнадцати человек поехала к мемориалу Игоря Царёва, выполненному другом семьи, поэтом и скульптором Игорем Лукштом. Прекрасный памятник во весь рост, припорошенный снегом, мраморные стелы с его стихами… Бронзовый Игорь смотрел на нас, как живой. Возложили цветы, зашли в церковь, зажгли свечи. Попрощались…»
И ещё следует добавить, что именно Анатолий и София Берлины провели в Лос-Анджелесе Вечер памяти Игоря Царёва, на который  пришли те, кто и за пределами России трепетно относится к русской поэзии. А потом русскоговорящее зарубежье и в других городах посмотрело многочасовую запись этой встречи…
Международный конкурс имени Игоря Царёва ненавязчиво и без суетного шума не только открывает для России новые имена талантливых людей, но и продвигает русское поэтическое слово по всему миру. Информационные партнёры премии на своих ресурсах печатают подборки стихов лауреатов конкурса, которые становятся доступны для читателей всего мира.
Важно ли это для расширения ареала русской поэзии, свободной от официальных рамок писательских союзов?
На этот вопрос отвечу словами Людмилы Николаевны Мережко, директора Московского литфонда, заслуженного работника культуры РФ, прозвучавшими на церемонии:
«Если верить статистике, с момента распада Советского Союза количество людей-носителей русского языка сократилось почт на десять миллионов. И этот процесс продолжается. И ускоряет его агрессивная политика тех, кого на официальном уровне называют «нашими партнёрами». А нынешняя русофобская политика   западных стран направлена на то, чтобы ослабить, а по возможности и уничтожить «русский мир». И первый шаг к этому – удар по языку.
Сокращение носителей русского языка неизбежно нанесет серьезный удар по русской культуре в целом. Переломить возникшую в настоящее время ситуацию можно только в том случае, если неповторимая по своей силе и красоте русская литература и ее высшее проявление – поэтическое слово – станут объектом экспорта и «оружием» интеллектуальной экспансии нашего языка…»


Рецензии