Источник изучения современного русского языка

Клена Крадожён-Мазурова
Региональные литературно-художественные произведения
как источник изучения современного русского языка в вузе и в школе

Проблема снижения качества устной и письменной речи очевидна. Общество бьёт тревогу и с энергией и скоростью пожарных расчётов на помощь устремляются специалисты различных профилей. Популярными стали просветительские акции.
6 июня в День русского языка и в День рождения поэта А. С. Пушкина Общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей литературы и русского языка» совместно с Федеральным государственным бюджетным образовательный учреждением высшего образования «Московский педагогический государственный университет» и Некоммерческим партнерством по содействию в поддержке и сохранении русского языка «Родное слово» проводят Пушкинский диктант. Форма стала популярной, и вот уже Географический, Исторический и Этнографический диктанты латают бреши в образовании современников. Однако только акциями положения не исправить. Внимание к речи и её смысловому наполнению – вещь необходимая. То, что большинство выпускников школ разучилось мыслить логично и излагать связно, демонстрируют итоговые сочинения, вновь введённые в практику выпускных классов средней школы.
Как научить людей XXI века говорить и писать грамотно? Наверное, нет универсального рецепта, но ясно, что должны быть образцы, на которые следует равняться. Да, Пушкин – это наше всё, это солнце русской поэзии, но в пушкинский текст, как в заповедный лес, сегодня без опытного проводника – ни ногой! А то и заплутать, и дров наломать недолго. В «Евгении Онегине» – «энциклопедии русской жизни» столько всего непонятного без комментариев Ю.М. Лотмана, что среднестатистический школьный учитель-словесник, пожалуй, не спасёт положения без этого мощного «навигатора».
Молодые люди всё реже цитируют Пушкина и всё меньше им интересуются – работ, посвящённых творчеству А. С. Пушкина и его современников, почти нет на школьных и вузовских научных конкурсах и конференциях. Л. Н. Толстого знают, но почти не читали – выручили экранизации.
Однако именно качественный, образцовый художественный текст – это инструмент формирования нравственности, художественного вкуса, формирования человека. Что же делать и как быть? Думаю, следует обратиться к источникам, которые ближе и понятнее сегодняшним читателям.
Есть ли классические тексты в современной литературе? Как их распознать? Положиться на чутьё редактора и собственное. Молодёжь всегда романтичнее старшего поколения, значит, не чужда поэзии. В Дальневосточном федеральном округе издаётся несколько «толстых» литературных журналов и один из лучших – российский литературный журнал «Дальний Восток», которому в октябре 2018 года исполнилось 85 лет.
Именно здесь начинал публиковаться Аркадий Стругацкий (повесть «Пепел Бикини» в соавторстве со Львом Петровым). Здесь печатались Пётр Комаров, Всеволод Сысоев, Николай Наволочкин и многие другие классики современной русской литературы. Сегодня авторы текстов публикаций демонстрируют высокий профессионализм, умение владеть родным словом. Читателей привлекает и местный колорит, и современная тематика. На рубеже XX и XXI веков Дальний Восток подарил России новые имена классиков. Среди них – Игорь Вадимович Могила (Игорь Царёв).
Он родился в Приморье в  посёлке Гродеково, рос и учился в школе в Хабаровске, а потом – в Ленинградском электротехническом институте. Но с детства инженер Игорь Могила писал стихи, и выбор между физикой и лирикой свершился в пользу последней.
4 апреля 2013 г. в рабочем кабинете закончилась литературная и журналистская деятельность Игоря Царева (Могилы) – ответственного редактора «Российской газеты», заместителя шеф-редактора «РГ-Неделя». До этого он работал в редакциях газет «Труд» и «Московский комсомолец», публиковал шаржи в журнале «Советский Союз», печатался в журнале «Студенческий меридиан». На его счету более тысячи публикаций, в том числе солидные научно-популярные издания. В 2012 году Игорь Царёв принял участие в конкурсе национальной литературной премии «Поэт года» и был удостоен первой премии. «Он награжден «Золотой Есенинской медалью», «Серебряной медалью Николая Гумилева», дипломами «Золотое перо Московии», «Золотое перо Руси», «За верное служение Русской культуре и литературе», имени В.И.Вернадского, Александра Блока и другими».
Тексты стихотворений Игоря Царёва образцовы по форме и содержанию, информативны. Им, без сомнения, присуща фасцинативность. «Фасцинативность – это совокупность характеристик текста, превращающих этот текст в объект притяжения для адресата… фасцинативный текст становится более значимым при повторном обращении к нему, он не поддаётся сжатию либо расширению, то есть обнаруживает зависимость от своей формы». Современная лингвистическая наука активно развивает направление когнитивной поэтики. Ж.Н. Маслова подчёркивает, что «в силу такого качества, как фасцинативность, существующий поэтический текст не может быть изменён с помощью механизмов информационной компрессии без потери художественной ценности». Ценность поэтических текстов нашего земляка Игоря Царёва подтверждается учёными-языковедами.
В 2018 году тексты Игоря Царёва были включены в задания муниципального этапа Олимпиады школьников Хабаровского края по русскому языку. Так, обучающимся 7-8-х классов были предложены следующие задания:
Прочитайте фрагмента текст стихотворения И. Царёва «Окна Хабаровска». Какие средства выразительности речи использованы автором? (назовите примеры из текста и прокомментируйте их).

«Кто-то рос в Крыму, ел зимой хурму,
Кто-то мог смотреть на столичный цирк,
А меня все детство качал Амур,
И кедровой далью поил Хехцир.

Я, еще волчонком покинув кров,
Обижать себя не давал врагам,
Ведь волной амурской кипела кровь,
И дарила силу свою тайга».

Для учеников 9-х классов были разработаны более сложные задания:

Задание 1.
Прочтите первую строфу стихотворения Игоря Царёва «Бродскому». Найдите в ней явление омонимии и определите, какое.

«Не красками плакатными был город детства выкрашен,
А язвами блокадными до сердцевины выкрошен,
Ростральными колоннами, расстрелянною радугой
Качался над Коломною, над Стрельною и Ладогой...

И кто придет на выручку, когда готовит Родина
Одним под сердцем дырочку для пули и для ордена,
Другим лесные просеки, тюремные свидания,
А рыжему Иосику – особое задание...

Лефортовские фортели и камеры бутырские
Не одному испортили здоровье богатырское.
Но жизнь, скользя по тросику, накручивая часики,
Готовила Иосику одну дорогу – в классики».

Задание 2.
Определите значение слова «фортели» («фортель») из третьей строфы стихотворения Игоря Царёва «Бродскому» (см. текст в задании 1). Составьте словосочетание или предложение с этим словом.

Задание 3.
«Топоним – это собственное название отдельного географического места (населённого пункта, реки, угодья и т.д.)». Какие топонимы отражены в первой строфе стихотворения Игоря Царёва «Бродскому»? На какой город, прямо не названный в тексте, указывают данные топонимы? Запишите современное название этого города.
Тексты стихотворений И. Царёва можно рассматривать и с позиций научной составляющей их содержания. Ждёт своего исследователя работа о гидронимах в его стихотворениях. «Гидроним – собственное имя водоёма (реки, озера, моря и т.п.) как объект лингвистического изучения».
В недавно опубликованной книге Игоря Царёва «Дети Империи» (2018) есть раздел, озаглавленный «…и отражается река, и наши мысли, и мы сами». Игорь Царёв предстаёт в текстах этого раздела как энциклопедист. Российский читатель может и не знать, что есть на Рязанщине речка Вобля, а под Старым Осколом – речка Убля. Игорь Царёв, немало поездивший по стране в качестве журналиста, пишет стихотворение «Русские реки Убля и Вобля»:

«С какого вопля, судите сами,
Пошло название речки Вобля?
Да и земля хороша в Рязани:
Воткнешь оглоблю – цветет оглобля!
А потрясенье берез осенних!
А небо... Братцы, какое небо!
Не зря тут жил хулиган Есенин.
А я, признаться, почти что не был –
Так... Пару раз проезжал на «скором»,
Глядел в окошко, трясясь в плацкартном...
Зато под Старым гулял Осколом
На речке Убля (смотри по картам).
И там простор без конца и края,
И как в Рязани до слез красиво.
А то, что жизнь далека от рая...
Зато в названьях - какая сила!

Читая «русский народ загублен»
В газетах Дублина и Гренобля,
Я вспоминаю про речку Убля
С рязанским кукишем речки Вобля».
------------

Стихотворение «Рыбацкое-простецкое» даёт читателю возможность нанизать на нить своей памяти бусины гидронимов:

«Хорошо по Каме плыть
рыбакам –
не мешают берега
по бокам.
Там под юною волной
Озорной
ходит щука, словно туз
козырной.

По Уссури разгулялся
ленок.
На Амуре бьют налимы
у ног.
А в Сибири выдает
Ангара
три ведра плотвы за час
на гора.

Из Туры по зову полной
Луны
выползают по ночам
валуны.
А когда идет на нерест
таймень,
варит рыбные пельмени
Тюмень.

Пусть невиданных доселе
Высот
достигают пустосель
и осот,
Тянет сети вдоль Исети
народ –
будет детям по рыбёшке
на рот.

Где по Судогде-реке
рыба язь
мутит воду никого
не боясь,
вобла стоит пятачок
за пучок,
так как ловится на голый
крючок.

И Ока для рыбака
хороша.
Широка ее речная
душа.
Возле Мурома, хоть дождь
мороси,
сами прыгают в ведро
караси.

Плещут Волга у порога
И Дон,
И дорогу заменяя
и дом.
Безотказно их живая
Вода
Сквозь рыбацкие течет
Невода.

А еще есть Бия, Мга
и Уса,
Индигирка, Оленёк,
Бирюса...
Даже только имена
этих рек
не испить тебе вовек,
человек!»

Тем, кого тема заинтересовала, рекомендуем обратиться к оригинальному тексту «Река Поэзии Капитана Игоря Царёва», опубликованному в пятом номере российского литературного журнала «Дальний Восток» за 2018 год. Приведённые выше тексты не только вызывают интерес современного читателя, но и дают материал для межпредметных связей: география – русский язык – литература.

«По тонкой грани между тьмой и светом,
Сквозь рифмы, как сквозь рифы корабли,
Проводят нас Верховные Поэты
К божественному краешку земли…
Я не ношу атласные лампасы
И не смотрю на рифмы свысока –
Я рядовой словарного запаса,
Я часовой родного языка.
Неровной строчкой гладь бумаги вышив,
Пишу, ещё не ведая о чём,
Но ощущая, будто кто-то свыше
Заглядывает мне через плечо».
«Я рядовой словарного запаса».
Стихотворения И. Царёва обладают глубоким гражданским смыслом, оказывают воспитательное воздействие на обучающихся, учат гордиться своей Родиной, родиной предков. «Молодая классика» России помогает растить людей, не равнодушных к родному языку и родному слову. 

-----------------------------------------
[1] Впервые опубликовано в журнале «Дальний Восток» № 2, 2016, 231-235 
Литература:
Карасик, В. И. Языковые ключи. / В. И.  Карасик. – М.: Гнозис, 2009. – 406 с.;
Крадожен-Мазурова, Е. М. Индивидуальность поэтического стиля Игоря Царёва: текстологический анализ. // Актуальные проблемы исторической и современной русистики: Материалы региональной научной конференции посвященной 150-летию со дня рождения А.А. Шахматова. / под ред. В. Т. Садченко. – Хабаровск: ДВГГУ, 2014. – С. 20-27;
Крадожен-Мазурова, Е. М. Река Поэзии Капитана Игоря Царёва. // Дальний Восток. – №5. – 2018. – С. 188-1944;
Крысин Л.П., Современный словарь иностранных слов. – М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014. – 416 с.;
Лотман, Ю.М Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий: Пособие для учителя/ Лотман Ю. М. Пушкин: Биография писателя; Статьи и заметки, 1960–1990; «Евгений Онегин»: Комментарий. – СПб.: Искусство-СПБ, 1995. – С. 472-762;
Маслова, Ж.Н. Введение в когнитивную поэтику: учебное пособие/ Ж.Н. Маслова; М-во обр. и науки РФ, Балашовский ин-т (филиал) ФГБОУ ППО «Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского». Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2014. – 251 с.;
Царёв, И. В. Любя и веря вопреки… / И.В. Царёв. – М.: Авторская книга, 2014. – 504 с.


Рецензии