Самоизоляция

При добровольной самоизоляции часто наблюдаются два процесса:
1. Неуюмоное фантазирование до размеров кашмара;
2. Нарастание агрессии.
Прежде всего рассмотрим что есть изоляция?
Изоляция (фр. Isoler– разобщать) –
1.В биологии – обособление части вида от остальной популяции;
2.В медицине – разделение пациентов с заразными болезнями и здоровых людей;
3.В правоприменительной практике – лишение человека свободы
При изоляции может возникнуть и Изолофобия – ( фр. Isolenent– одиночество, греч. phobos– страх) навязчивый страх остаться в одиночестве.
В широком понимании слова, изоляция является социально-психологическим явлением, которое прежде всего связано с отсутствием близких и тесных контактов с другими людьми, или же страхом потерять общение в результате вынужденной или обусловленной какими-либо причинами социальной изоляции.
Исходя из определения, можно решить, что изоляция человека при одиночестве имеет негативный характер, оно связано с  отсутствием удовлетворения такой важной человеческой потребности, общения.
Однако на самом деле феномен изоляции включает в себе и позитивную составляющую – уединение, то есть такое состояние, когда человек самостоятельно стремиться отгородить себя от внешних контактов, чаще всего находясь в поиске ответов на важные для себя вопросы и проблемы.
Одиночество при изоляции
Одиночество подобно запаху ядовитого растения: оно приятно, но одурманивает и со временем становится губительным для самых крепких людей. (Ф.Шпильгаген)
Можно рассматривать изоляцию как вынужденное или добровольное одиночество. Для большого количества людей одиночество является стеной, которая вырастает между индивидом и другими людьми и которую крайне сложно преодолеть.
Л.Н.Толстой очень емко выразился на этот счет: «Человек закован в свое одиночество и приговорен к смерти.»
Если человек долго пребывает жутком состоянии изоляции, он пытается найти выход из тупика, из видимой им ситуации несправедливости и жестокости этого мира. Его одиночество постепенно извращает его ум, заставляя делать, с одной стороны, достаточно хорошо аналитически обоснованные, но с другой, просто чудовищные по человеческой природе выводы.
Одиночество толкает его на преступление, которое становится защитным механизмом его психики, способом отрезвления от безудержной изоляции. А само одиночество, в конечном счете, приводит человека к большим душевным переживаниям. Если мы считаем одиночество нормальной формой существования, при этом подчеркивая, что речь идет об одиночестве как закрытости каких-то взглядов и идей личности для окружающих с целью лучшего понимания ей самой себя, то и неизбежная временная изоляция будет восприниматься нами совершенно иначе. Здесь вплотную мы приближаемся к другому виду одиночества.
Одиночество как уединение
В одиночестве каждый видит в себе то, что он есть на самом деле. (A.Шопенгауэр)
В древности поиск уединения считался чем-то сверхъестественным и ненужным. В то время, поиск великих экзистенциальных истин не так волновал человечество, даже сам великий Аристотель говорил: «Тот, кто находит удовольствие в уединении, либо дикий зверь, либо Бог.»
С тех пор ситуация очень сильно изменилась, некоторые люди умышленно начинают искать одиночество. И тут великие дают подсказку: «Уединение нужно искать в больших городах.» И действительно, где, как ни в наших городах, каждый день мы видим сотни различных людей, большую часть из которых даже не знаем.
Представьте, что вы едете в метро, смотрите на окружающих, и при этом осознаете, что вы их не знаете, и не должны знать. Вы чувствуете себя среди людей, но в то же время, вы отдалены от них, ваши мысли недоступны их сознанию.
Приятное ощущение, не правда ли? Если же углубиться в психологию, то такое уединение является важнейшим средством поиска человеком экзистенциальных истин, причин жизни и смерти. Позитивной представляется позиция А. Апшерони, который так отозвался об уединении: «Мудрость часто влечет за собой одиночество».
Мудрецу хорошо одному, в своем собственном обществе, наедине со своими помыслами, однако истинный мудрец не отворачивается от людей, вращаясь в самой гуще жизни, хоть его счастье и заключено в покое.» Такое восприятие одиночества наверняка близко каждому из нас, чем-то напоминая те переживания, которые мы испытываем, находясь в толпе людей в метро.
Однако в состоянии уединения кроется большая опасность. Такое одиночество крайне пленительно, и тем более в рамках мегаполиса сулит, казалось бы, огромные выгоды. Но не все так просто. К одиночеству, как ни парадоксально, очень быстро привыкаешь.
Есть ли возможность уйти потом из этого крайне важного для человека состояния уединения, не погрузившись полностью в одиночество, разрушающее личность?
Оказывается, что есть: «Все мы одинокие корабли в темном море. Мы видим огни других кораблей - нам до них не добраться, но их присутствие и сходное с нашим положение дают нам большое утешение.
Мы осознаем свое абсолютное одиночество и беспомощность. Но если нам удается вырваться из своей клетки без окон, мы начинаем осознавать других, встречающихся с тем же ужасом одиночества. Наше чувство изолированности открывает нам путь к сочувствию другим, и мы уже не так сильно боимся.»
Таким образом, само по себе одиночество – сближает, находясь в состоянии уединения, мы неизбежно сталкиваемся с тем, что вопросы и проблемы, волнующие нас, существовали всегда и везде, и множество людей их преодолело, разрешило, или же в настоящем времени пытается их побороть. Это, несомненно, дает надежду.
Уединение позволяет человеку осознать свою свободу, независимость от других. Так считал А.Шопенгауэр: «Кто не любит одиночества, тот не любит свободы, ибо лишь в одиночестве можно быть свободным.»
Находясь в уединении, человек может испытывать счастье, осознавая, что он сам делает свой выбор, в то время как другие люди позволяют себе быть выбранными. Человек, находящийся в состоянии уединения, чувствует себя истинно свободным и независимым.
Для некоторых людей невозможность находиться в уединении предстает сложнейшим испытанием, ведь в современном мире, человеку важно не только удовлетворять потребность в общении, но и потребность в самоанализе, саморефлексии, которую, будучи в кругу людей, реализовать предстает затруднительным.
Отсутствие уединения такая же серьезная проблема, как отсутствие общения: «Все наши беды проистекают от невозможности быть одинокими».
Подводя итог одиночеству как уединению, хотелось бы привести высказывание У.А. Хараша, которое точно отражает данный вид отчуждения: «Человек, назвавший себя одиноким, достоин не сострадания, а белой зависти сорадования, ибо это значит, что он пришел к осознанию реальности своего бытия и обрел безграничный простор для созревания и развития.»
Таким образом, человек, стремящийся к уединению, это уже личность, находящаяся в поиске себя, в поиске своего Я.
Уединение является мощнейшим зарядом для развития. В то же время, уединение способно рано или поздно обернуться одиночеством как негативным явлением. История знает немало примеров философов, писателей, которые, изучая различные вопросы бытия в уединении, в конце концов обращались к одиночеству как изоляции.
Возможно, здесь имеет место некоторая психическая незрелость, но в то же время глубины, которые открываются человеку во время такого самоанализа, могут оказаться поистине непредсказуемыми, пугающими, и тогда одиночество нависнет тяжелым грузом, сковывающим грудь и не дающим сил спокойно дышать и жить.
Так все же, одиночество – изоляция или уединение?
В заключении хотелось бы привести высказывание Ф.Ницше, ярко иллюстрирующее два вида одиночества: «…Для одного одиночество – бегство больного, для другого – бегство от больных».
В первом случае речь, скорее, речь идет об одиночестве как изоляции, то есть уходе человека от контактов в силу каких-либо психологических травм, а во втором – об одиночестве как уединении, то есть желании человека понять свою уникальность, неповторимость, почувствовать свою свободу.
Оба этих состояния важны для человека на разных этапах его жизни – одиночество как изоляция может служить буферной зоной между индивидом и окружающими, в тот момент, когда человек не в силах или не имеет желания делиться проблемами с другими людьми, одиночество как уединение помогает личности духовно расти, обогащаться, обретать какой-то смысл, осознавать свою свободу и непохожесть.
Было бы ошибочным разрывать понятие одиночества – ведь и изоляция, и уединение тесно друг с другом связаны. Уединение может приводить к изоляции, а изоляция – к уединению. Одиночество - это и то, и другое, здесь важен субъективный окрас индивидом этого термина в различные этапы его жизни.
И, несмотря на то, что психология стремится обладать объективным знанием, на вопрос, что же такое одиночество – однозначного ответа никогда не будет.
Проблема, которая должна волновать нас, заключается в другом – как избежать того, что изоляция, или же уединение, как угодно, могут привести к разрушению личности, тяжелым психологическим травмам и конфликтам? Какого рода должна быть поддержка человеку в таком жизненно необходимом для него состоянии одиночества?
Материал Википедии
Социальная изоляция
Социальная изоляция явление, при котором происходит отторжение индивида или социальной группы от других индивидов или социальных групп в результате прекращения или резкого сокращения социальных контактов и взаимоотношений.
В общем случае, к изоляции прибегает та сторона, которая в процессе общения чувствует себя несчастной. Изоляция не предусматривает вражду. Любые деструктивные действия, если они даже и происходят, имеют целью исключительно прекращение контактов, и заканчиваются сразу после этого.
Изоляция отдельного человека может быть:
от конкретного человека (приятного или неприятного). Частный случай.
от конкретной группы лиц (имеющей для него значение).
от общества в целом (или от большей части). Крайний случай.
Приводимые ниже типы и виды применимы для каждого из этих случаев. Изоляцию одних социальных групп от других можно рассматривать как изоляцию (входящего в одну группу) индивида от другой группы.
Причины Социальная изоляция является одновременно потенциальной причиной и симптомом эмоциональных или психологических проблем. Под причиной понимается неспособность взаимодействовать с окружающим миром. Как симптом, периоды изоляции могут быть хроническими или эпизодическими, в зависимости от каких-либо циклических изменений настроения, особенно в случае клинической депрессии. В случае изоляции, связанной с настроением, индивидуум может изолироваться во время депрессии, ожидая, когда его настроение улучшится. Человек может попытаться оправдать своё поведение как приятное или удобное. Признать своё одиночество может быть очень трудно, потому что это почти как если бы человек признал отсутствие чувств принадлежности, любви и привязанности, которые являются наиболее фундаментальными областями жизни[2]. Изоляция может увеличить чувства одиночества и депрессии, страх перед другими людьми, или создать негативную самооценку. Согласно результатам исследования, проведенного Киммо Херутта, Пекка Мартикайнен, Юсси Вахтера, человек который живет один в большей мере социально изолирован и может обратиться к употреблению алкоголя и других веществ. Социальная изоляция может начаться в детстве. Примером того может быть чувствительный ребенок, который считает себя запуганным или недооцененным. За это время развития, человек может стать более озабоченным чувствами и мыслями о своей индивидуальности, которыми нелегко делиться с другими людьми. Это может быть результатом чувства стыда, вины или отчуждения в детстве. Социальная изоляция может также быть вызвана отклонениями в развитии. Лица с нарушениями в обучаемости могут столкнуться с проблемой в социальном взаимодействии. Эти трудности могут сильно повлиять на уважение индивида и чувство собственного достоинства. Примером может быть необходимость повторить год в школе (это не происходит во многих странах, именно по этой причине). В раннем детстве необходимость быть принятым имеет первостепенное значение. Дефицит обучения и общения в свою очередь может привести к возникновению чувства изоляции.
Потеря любимого человека может стать причиной социальной изоляции. Например, если человек теряет супруга, он, вероятно, потеряет свою основную социальную поддержку. Теперь он должен найти какой-то другой вид поддержки, чтобы пережить этот трагический период. Исследования показали, что вдовицы, которые поддерживают связь с друзьями или родственниками имеют лучшее психологическое здоровье. Социальная изоляция негативно сказывается на психическом здоровье человека.
Типы социальной изоляции Полная изоляция — полностью отсутствуют как личные контакты с другими людьми, так и опосредованные способы общения (телефон, письмо). Такая изоляция от всего общества переживается человеком как тяжелейшее испытание. Защитной реакцией психики обычно является раздвоение личности («разговоры с самим собой»).
Физическая изоляция — не имеющий возможности (желания) личной встречи, индивид свободно общается через технические средства связи — телефон, почту, Интернет. Телефонная (и видео-) связь, как очень близкая к непосредственному общению, предпочитается или игнорируется соответственно желанию или избеганию личных встреч.
Формальное (деловое, бытовое) общение — индивид является полноправным членом группы, однако (у него в этой группе) минимум неформального общения, то есть — социальных контактов. Является нормой для функциональных групп (работа, учёба, организации) и незнакомых людей. Такой тип изоляции от всех окружающих людей происходит при попадании в полностью другую среду (переезд в другой город, — временно, до вхождения в одну из групп, или надолго — в случае отторжения индивида в закрытой группе).
Виды (по инициатору) (общество) Принудительная изоляция — индивида или социальную группу изолируют в местах лишения свободы, это один из факторов существования криминальных субкультур или контркультур. Примеры: тюрьмы, больницы с принудительным лечением.
(индивид) Добровольная изоляция индивида или социальной группы происходит под действием двух факторов: 1) по собственному желанию или убеждению; 2) из-за влияния субъективных факторов. Примеры: монахи, отшельники, хикикомори (физическая изоляция от общества); замкнутость/скрытность/недоверие при общении с людьми (чистая социальная самоизоляция).
(случай) Невольная (вынужденная) изоляция — происходит по причине случайных объективных факторов: незапланированное длительное пребывание в безлюдном месте или во враждебной/чуждой/незнакомой социальной среде, болезнь. В случае чуждой социальной среды с течением времени возможно вливание в неё, однако полного удовлетворения эти отношения не приносят. Как правило, такая изоляция (места пребывания) временны и покидаются индивидом при первой возможности.
(группа) Разрыв отношений, бойкот — другие участники социальной группы минимизируют любое (даже формальное) общение с индивидом (как правило, из-за нарушения им норм данного общества). В мобильных группах оканчивается добровольным уходом индивида из группы или его изгнанием.

Автор Наталья Орехова
Как одиночество искажает наше сознание: последствия социальной изоляции В современном же мире отказ от контактов с другими людьми влечет за собой не только разного рода болезни, но наибольший удар приходится по работе сознания. Например, изоляция влияет на наше восприятие времени. Люди, которые провели долгое время без солнечного света, отмечали эффект временного сдвига. Микель Сиффре отправился в двухнедельную экспедицию по изучению подземных ледников французских Альп. По прошествии некоторого времени он обнаружил, что под воздействием темноты его сознание начало меняться, и решил провести под землей еще два месяца. Исследователь оставил все измерительные приборы снаружи и жил в соответствии со своими биологическим часам. После завершения эксперимента Микель обнаружил, что двум минутам земного времени были эквивалентны 5 его субъективных минут под землей.
Аналогичный эффект замедления времени наблюдал социолог и спелеолог-любитель Маурицио Монталбини. В 1993 году он провел 366 дней в подземной пещере, построенной NASA для подготовки космонавтов. Сам Маурицио был убежден, что за время его отсутствия прошло всего 219 дней, его дневной цикл увеличился почти вдвое. Недавние исследования также показали, что в темноте большинство людей перестраиваются под 48-часовой ритм — 36 часов бодрствования и 12 часов сна. Причины данного явления до сих пор не установлены.
В середине ХХ века проводилось множество экспериментов по социальной депривации человека. В 1950-60-х годах существовало мнение, что китайцы используют камеры-одиночки для «идеологической обработки» американских военнопленных, захваченных во время Корейской войны. Примерно в то же время министерства обороны США и Канады начали финансировать серию экспериментов, которые с точки зрения современной западной этики казались недопустимыми. Например, исследование психолога Дональда Хебба, которое проходило в медицинском центре университета МакГилл в Монреале. Ученые пригласили волонтеров — в основном, студентов колледжа — пожить от двух до нескольких недель в звуконепроницаемых помещениях. Цель была в том, чтобы свести физическую деятельность испытуемых к минимуму и посмотреть на их реакцию. Подопытным раздали специальную амуницию, сводящую способности воспринимать инфорацию к минимуму: очки, перчатки, картонные манжеты, доходящие до кончиков пальцев, U-образные звукопоглощающие подушки, которые надевались на голову. Внутри комнат были установлены кондиционеры, чей шум заглушал любые внешние звуки. Спустя всего пару часов волонтеры почувствовали тревогу, они хотели вернуть себе способность чувствовать и пытались нарушить монотонность своего времяпрепровождения: пробовали говорить, петь или читать стихи вслух.
Позже многие из них стали вести себя крайне эмоционально и беспокойно, изоляция повлияла и на их интеллектуальные возможности, способность решать арифметические задачи и проходить ассоциативные тесты. Наиболее тревожными последствиями были галлюцинации — огоньки света, превращающиеся в линии, пятна и даже конкретные визуальные образы вроде белок, несущих рюкзаки за плечом, или процессии очков, спускающихся вниз по улице. Испытуемые не контролировали свои видения: кто-то воображал собак, кто-то — младенцев. У некоторых были слуховые галлюцинации: они слышали звуки шарманки или хоровое пение. У других — мнимые тактильные ощущения, как будто им стреляли в руку или били током. В реальном мире испытуемым было нелегко сбросить с себя это измененное восприятие реальности. Им казалось, что комнаты, где они сидели, находятся в движении, а объекты окружающего мира постоянно изменяют свою форму и размеры.
Тревожный конец
Эксперимент пришлось прервать ранее запланированного из-за неспособности студентов физически продолжать испытания — никто не смог продержаться в таких условиях дольше недели. Впоследствии Хебб писал в American Psychologist, что результаты его насторожили: «Одно дело читать о том, как китайцы «промывали» мозги военнопленным, совсем другое — своими глазами наблюдать, как лишенные возможности наблюдать, слушать и осязать люди сходят с ума».
В 2008 году клинический психолог Ян Роббинс совместно с BBC повторил эксперимент Хебба. Он посадил шесть добровольцев на 48 часов в звукоизолированные камеры бывшего ядерного бункера. Результаты оказались схожими — развитие тревожности, повышенная эмоциональность, навязчивые мысли, нарушение психики, галлюцинации. Почему мозг лишенного тактильных ощущений человека так себя ведет? Когнитивные психологи верят, что часть мозга, отвечающая за выполнение текущих задач, привыкает принимать и обрабатывать большое количество поступающей к органам чувств информации. Роббинс отмечает, что когда источники информации пропадают, нервная система все еще продолжает передавать сигналы в центральный процессор головного мозга, несмотря на ложность этих сигналов. Мозг в свою очередь пытается интерпретировать их, создавая на данной основе целостные образы. Другими словами, он пытается сконструировать мир на базе слабо доходящих до него импульсов, в результате чего порождает фантастическую реальность.
Подобные обманы психики не должны удивлять нас. Во-первых, мы знаем, что другие приматы тоже плохо приспособлены к социальной изоляции. Гарри Харлоу, психолог Университета Висконсин-Мэдисон, решил изучить данный вопрос в 1960-х годах на примере макак-резус. Новорожденные макаки от нескольких месяцев до года росли совершенно одни. Они проявляли тревожность уже после 30 дней, по прошествию года их способность к социальным контактам любого уровня практически была уничтожена. Во-вторых, потому что человек учится осознавать свои эмоции благодаря общению с другими людьми. Биологи верят, что именно сотрудничество наших предков в далеком прошлом способствовало эволюции чувственного опыта человека. Первоначальная функция эмоций — социальная. Если не будет никого, кто может разделить с нами чувство страха, гнева, тревоги или грусти, и оценить их уместность, то человек будет жить с искаженным представлением о самом себе, иррациональным восприятием окружающих событий и явлений.
На сегодняшний момент в особо охраняемых тюрьмах США находятся около 25 тысяч заключенных. Без социального взаимодействия у таких узников нет никакой возможности проверить реальность своих эмоций и адекватность своих мыслей, рассуждает Терри Куперс, судебный психиатр Калифорнийского института в Беркли. Это одна из причин того, что многие люди страдают тревожностью, паранойей и одержимостью. Крэг Хэйни, психолог Калифорнийского университета в Санта-Круз и ведущий специалист по психическому здоровью заключенных США, утверждает, что некоторые из них целенаправленно начинают открытую конфронтацию с надзирателями с целью подтвердить свое существование, вспомнить, кто они есть.
Стратегии противостояния
Социальная изоляция может разрушить сознание человека, но существуют способы противостоять этому. Каждый справляется по-своему — кто-то лучше, кто-то хуже. Существует ли способ защититься, если вы по воле случая оказались в заключении? У ученых нет единого мнения на этот вопрос, но давайте посмотрим на примеры тех людей, которым удалось избежать помешательства после многих лет проведенных наедине с собой.
Когда Сару Шурд арестовали в Иране, она определенно была не готова к этому. У любого человека в подобной ситуации мир может перевернуться с ног на голову. Ему некому помочь, не с кем поделиться своими переживаниями. Он должен найти в себе силы и осознать все те трудности, с которыми ему придется столкнуться. Понять, как ему существовать в новой реальности.
Хуссейн Ал-Шахристани был главным советником Саддама Хуссейна по ядерным вопросам. Его посадили в тюрьму Абу Храим рядом с Багдадом после того, как он отказался поддержать проект разработки атомного оружия для Ирака. Хуссейну удалось сохранять свой рассудок на протяжении 10 лет одиночного заключения, он тренировал свой мозг, решая математические задачки, которые сам для себя и сочинял. Сегодня он работает заместителем министра энергетики Ирака. Подобный метод использовала во время своего семилетнего пребывания в плену у венгерского коммунистического правительства Эдит Бон, доктор медицинских наук и переводчица. Она конструировала счеты из кусочков черствого хлеба и перебирала в уме словарный запас из шести языков, которыми владела в совершенстве.
Члены военных организаций переносят изоляцию сравнительно легче. Кэрон Флетчер, психиатр-консультант, работающий с бывшими военнопленными, говорит, что задержания и допросы, которым он не раз подвергался во время службы в королевских ВВС, хорошо подготавливают к принятию собственного заключения. «Вы учитесь основам сопротивления, — говорит он. — Кроме того, вы верите, что ваши друзья и коллеги вывернутся наизнанку, чтобы освободить вас. На мой взгляд, военным людям в меньшей степени свойственно поддаваться отчаянию в тяжелой ситуации. Чувство безнадеги и беспомощности могут сыграть с вами злую шутку, они подрывают моральный дух и волю к жизни".
Американский сенатор Джон Маккейн доказал на своем примере, что военный склад ума дает психологические преимущества в данном вопросе. Пять с половиной лет, проведенных им в тюрьме Вьетнама, только укрепили его дух. О двух годах своего заключения он рассказывает так: «Одиночные камеры — это страшная вещь. Они подавляют твой дух и ослабляют способность к сопротивлению сильнее, чем любая другая форма жестокости… Отчаяние охватывает вас незамедлительно. Оно — ваш главный враг на период заточения».
Экстремальная реальность
Психологи, изучающие то, как люди справляются с последствиями изоляции, узнали много нового из опыта первооткрывателей и альпинистов. Для многих любителей приключений, добровольно отдалившихся от социума, нахождение в контакте с природой может послужить эффективной заменой личному общению. Норвежский психолог Гру Сандал из Бергенского университета проводил опрос группы путешественников на тему того, как они справляются в экстремальных условиях в одиночку, и отметил, что способность принять ситуацию является основным методом решения данной проблемы: «Тогда они чувствуют себя в безопасности, чувствуют себя менее одинокими». Аналогичный психологический феномен объясняет, почему у потерпевших кораблекрушение и выброшенных на необитаемый остров моряков появляются вымышленные друзья, а порой и группы мнимых соратников, с которыми они пытаются разделить одиночество. Подобное безумство — это просто-напросто защитный механизм. Как в истории путешественницы Эллен Макартур и ее тримарана под названием Моби. Во время своего кругосветного плавания в 2005 году девушка отправляла письма друзьям с подписью «С любовью, Э. и Моби». В своих публичных записях в интернете она использовала местоимение «мы», вместо «я».
Сложно найти более яркую иллюстрацию силы одиночества, которое способно сокрушить одного человека и раскрепостить другого, чем история Бернарда Муатессье и Дональда Кроухерста, двух участников кругосветной регаты Sunday Times Golden Globe 1968 года. Муатессье, аскетичный француз, на протяжении всего своего путешествия занимался йогой и кормил буревестников, садившихся к нему на корму — ему настолько понравился процесс, что идея возвращения к цивилизации стала ему чужда. Проплыв еще один раз вокруг земли, он высадился на острове Таити: «Я все время провожу в открытом море, потому что здесь я счастлив, — заявил он. — Быть может, это поможет спасти мою душу». Второй участник, Кроухерст, чувствовал себя несчастным с самого начала. Он покинул Англию, недостаточно подготовившись к мероприятию, и с самого начала пути отправлял фальшивые отчеты о своем местонахождении. Он бесцельно дрейфовал в течение нескольких месяцев у берегов Южной Америки, а его уныние и одиночество только усиливались. В конце концов, он закрылся в своей каюте, написал предсмертную записку и прыгнул за борт. Его тело так и не нашли.
Какой вывод мы можем сделать из этих историй противостояния и отчаяния? Очевидно, мы теряем немало сил, оказываясь вне общества. Изоляция, по мнению писателя Томаса Кэрлайла, лежит в основе несчастья. Однако, существуют и более оптимистичные оценки, которые не менее справедливы — мы всегда можем остаться в здравом уме, даже находясь в одиночестве, если сумеем найти утешение за границами собственного «я». Нужно всегда быть наготове и уметь проявлять стойкость. Вместе с тем, нельзя недооценивать силу нашего воображения, которая стучится в стены одиночных камер, проникает внутрь ледяных пещер и знакомит нас с вымышленными друзьями.
Наталия Орехова
22 мая 2015


Рецензии