4. Знакомство с подводной лодкой Марина

           Море было немного ветрено и тёмно синие волны залива слегка покачивали их катер. Татьяну Ивановну сразу укачало, и она бледная, где полусидя, где полулёжа боролась с морской болезнью. А внук успокаивал её и говорил:

          - Бабушка, потерпи немножко. В море не будет качки, а через час мы уже придём.

          - Не верю я тебе, - отвечала бабушка, - это ты говоришь для того чтобы я не вышла на остановке и не отказалась участвовать в вашем путешествии.
Так, в лёгких препирательствах прибыли в Кувшинскую Салму. У пирса стояла подводная лодка. Надводных кораблей у причала не оказалось. На берегу, недалеко от пирса, находилось трёхэтажное здание, только что отремонтированное и покрашенное в светлые тона. Дорога асфальтированная, но её было не больше сотни метров.

          - Илюша, а что ледокол уже ушёл и нас не дождался? – спросила с надеждой у Ильи бабушка.

          - Какой ледокол? Ах да, извините меня, пожалуйста, но я вам приготовил сюрприз. На сей раз, мы пойдём на географический Северный полюс на подводной лодке. Я знаю, что никто из вас никогда не ходил на таком виде транспорта, вот я вам и решил устроить такую прогулку.

          - Я бывал на двух типах подводных лодках; - на лодке-цель «Кефаль», которая использовалась Тихоокеанским флотом как подводная мишень и по ней корабли отрабатывали бомбометание, и на одной дизель-электрической 641 проекта, кажется, но, честно скажу, ни разу не погружался под воду. Так что когда будем пить морскую воду, я тоже плафончик выпью и кувалду поцелую, – сказал Владимир Ильич.

          - Зачем пить морскую воду? - возмутилась Татьяна Ивановна, - я не буду.
          - Традиция такая есть, милая, - сказал ей дед, – когда человек в первый в жизни погружается на подводной лодке на глубину 100 метров, он должен выпить плафон забортной воды и поцеловать качающуюся кувалду, а то в походе удачи не будет. Ты хочешь, чтобы поход наш был удачным?

          - Хочу, - тихим обреченным голосом ответила бабушка.

          - Тогда, значит, тоже будешь и морскую воду пить и кувалду целовать, - подытожил дед.

          - А зачем меня тогда взяли? – сердито спросил профессор. – Чтобы как в закрытой бочке поплавать, как королевич из известной сказки Пушкина, и через три месяца прийти снова сюда, ничего не увидев и не услышав даже завывание северного ветра?

          - Зря вы так говорите, Анатолий Иванович. Особенно для вас это путешествие будет очень интересным и познавательным. Давайте пройдём на лодку. Кстати, я назвал её, в честь моря, как это принято, именем «Марина».
Марина покраснела и, обняв Илью, прошептала:

          - Спасибо тебе Илюша.

          Мама и бабушка были расстроены. Теперь ещё одна женщина вклинялась в право называть их сына и внука Илюшей.

          Таким образом, наконец-то, все узнали правду о путешествии и были кто приятно, а кто, может быть, и не очень приятно, удивлены. Профессора совершенно не устраивало, что их путешествие на Северный полюс будет не на ледоколе, а на подводной лодке.
 
          Оказалось что эту лодку Илья купил и затем капитально переоборудовал на верфях судостроительного завода «Севмаш» Северодвинска. Но, при этом, так тщательно скрывал своё приобретение, что даже всё знающая бабушка не знала об этой покупке.

          В настоящее время по мировым океанам ходят лодки убийцы американских корабельных ударных группировок и атомных подводных лодок многоцелевые атомные полукорпусные подводные лодки проекта 885 «Ясень» и «Ясень М». Они способны применять все находящиеся на вооружении ВМФ РФ крылатые ракеты, а так же ракеты систем «Калибр» и «Оникс» морского базирования. «Ясень-М» может использовать крылатые ракеты «Циркон». Они также могут наносить удары ракетами и по наземным целям. Конечно эти лодки более современные и более бесшумные, чем подводная лодка 705 проекта, которую приобрёл Илья, но по цене она была ему более доступна. Да и по шумности они были приблизительно одинаковы. Если вы находитесь в воде и лодка пройдёт от вас в метре, то вы её не услышите. Илья давно мечтал иметь, как капитан Немо, свою подводную лодку. На этой лодке планировал приступить к изучению шельфового дна Северного Ледовитого океана и найти затонувший континент «Гиперборею». Именно для осуществления своей мечты, он и приобрёл одну из лодок этого  проекта, которые, в связи с сокращением финансирования, вывели из состава военно-морского флота в конце двадцатого века.

          На самом деле кто-то из чиновников решил погреть свои грязные руки на титановых корпусах этих лодок. В лихие девяностые американцы на своих предприятиях по хранению и переработке металлолома искали и находили титан с наших подводных лодок проекта 705. На некоторых титановых пластинах была гравировка (цифры 705), а Америка, в то время не умела ещё плавить титан. Это очень сложное производство, в то время, им не было доступно. Титан выпускали только три страны - ЮАР, Израиль и Россия, да и сегодня не больше десятка стран способны его производить на своих предприятиях.

          А, кроме того, надо было облегчить задачу американского военно-морского флота и лишить Россию самых лучших в мире подводных лодок «убийц атомных субмарин США». Всего их было сделано 7 штук. Первая лодка была спущена на воду 22 апреля 1969 года. А в ноябре 2006 года последнюю лодку пытались доставить на разборку из пункта базирования подводных лодок на Севере Западной Лицы в Мурманск, но сначала непогода, затем какие-то другие трудности помешали это сделать, и она до 2031 года простояла у причальной стенки.

          Удивительно, но все приборы на лодке были в исправном состоянии. И только ядерный реактор, заглушенный более тридцати лет назад, из-за остывшего свинцово-висмутного охладителя восстановлению не подлежал и требовал полной замены.

          Когда Илья Витальевич привёл всю группу на своё детище, которым безумно гордился, он первым делом занялся размещением людей по каютам. Конечно, условия там отличались от условий на платформе, но только лишь по размерам. Всё остальное; и оборудование кают, и эстетическое оформление, и бытовые условия были на высшем уровне. Дизайн подводной лодки был разработан теми же дизайнерами, которые разрабатывали дизайн платформы. Красное дерево, позолота, кают-компания и другие помещения были выполнены с любовью и изяществом. Каюты были рассчитаны на одного или двух человек и оснащены удобными кроватями, креслами, душевыми комнатами, столами и красивыми шкафами. На полу лежали ковровые дорожки, а по переборкам были размещены красиво оформленные репродукции картин известных художников в объёмном исполнении. Удивительно было и другое – всё это было сделано из не убиваемого, не горящего и не ломающегося материала.

          В кают-компании на каждого члена команды и пассажира было оборудовано место. В пункте управления находились удобные кресла и два полутораметровых выпуклых иллюминатора. Большинство «пассажиров» ни когда не бывали на подводных лодках, а тем более не ходили на них, и им было безумно интересно ознакомиться с этой лодкой, которая станет для них на несколько недель домом. А как окажется на самом деле не на несколько недель, а на несколько тревожных и опасных месяцев.

          Вскоре все гости получили свои каюты. Владимиру Ильичу с Татьяной Ивановной досталась каюта на двух человек. Марина, Елена Сергеевна и профессор Сибирский получили каюты на одного человека. У Ильи на лодке были свои постоянные апартаменты, в которых размещался он один. Эти апартаменты предназначались не только для проживания, но и для активной работы. Шесть членов команды проживали также в своих каютах.

          В каждой каюте на кроватях лежала одежда; голубые шорты, майка-тельник, голубая куртка и кожаные тапочки. В шкафах путешественники нашли тёплые штаны, унты, зимние кожаные морские регланы, шапки-ушанки и перчатки. Удивительно, но всем гостям все вещи подошли по размеру. Илья нигде не ошибся. На карманах курток были размещены нашивки с фамилией хозяев.

          Когда вопросы с проживанием и переодеванием были утрясены и вещи в каютах уложены на свои места, по громкоговорящей связи Илья собрал всех в кают-компании и предложил обед.

          - Илюша, а кто и чем нас будет кормить? – не унималась бабушка.

          - Кормить нас будет кок Чумичкин Николай Петрович, да, кстати, а вот и он, - и Илья поздоровался за руку с вошедшим полноватым человеком лет тридцати. Он, конечно же, не был ребёнком, но в его лице и движениях было что-то детское. Скромность, вежливость, неуверенность проступали наружу. Когда все наперебой стали с ним знакомиться он застеснялся и стал потирать перед грудью свои ладони.

          - Скажите, Николай Петрович, а еды на весь поход хватит, - снова подала свой голос обеспокоенная походом Татьяна.

          - Ну что вы, хватит…, конечно…, можем полгода странствовать.

          - А хлеб, вы сами печёте?

          - Нет, не пеку. Хлеб у нас спиртовый и запасено его месяца на четыре, а если не хватит, у нас есть мука и мы может у себя на камбузе испечь и оладьи, и блинчики…, и хлеб конечно.

          - А что такое спиртовый хлеб? Я такого не встречала, - снова напала на кока Татьяна Ивановна.

          - Спиртовый хлеб находится в запечатанном целлофане и пропитан парами спирта. Перед употреблением я его открываю, даю немножко постоять, и, смочив, отправляю на десять минут в печь, для того чтобы спирт окончательно испарился. И готово. Получается отличный, как будь-то только что выпеченный хлеб.

          - А можно его есть сразу после вскрытия? Съел и голова пошла кругом, а то мой дед только хлебом и будет питаться - конечно, этот вопрос задала тоже бабушка. Она была страшным противником употребления спиртных напитков.

          - Нет, сразу нельзя. Он от присутствия спирта не вкусный и горьковатый, - ответил на последний вопрос Чумичкин, - но каждый день на обед вы будете получать по сто грамм замечательного красного вина «Черные глаза» производства анапского винзавода. Всё-таки мы же находимся на атомном корабле, и пропел куплет замечательной песни:

«Анапа – Чёрные глаза»,
Ты для души как тот бальзам,
Пройдёшь по горлу в три глотка,
И замолчит твоя тоска.

          Довольный Владимир Ильич заулыбался и в восторге тоже потёр ладони перед грудью.

          - Я знаю историю этого вина и песни о нём, и как ни-будь, обязательно вам её спою, - сказал он.

          На этом знакомство с коком было закончено.

          На обед были поданы на первое (борщ со щавелем), на второе (макароны по-флотски), на третье (традиционный компот из сухофруктов) и на десерт мороженную морошку. Ещё год назад была организована экспедиция за морошкой и щавелем в Кислую Губу, где они в изобилии произрастали. Морошку и щавель заморозили и подавали к столу для восстановления витамин в организмах людей получающих недостаток солнечного света. После сытного обеда Владимир Ильич попросил Илью ознакомить их с подводной лодкой, на которую они так неожиданно попали.

          Первоначально Илья Витальевич показал на макете общий вид подводной лодки. Макет располагался в центральной части кают-компании и отовсюду был хорошо виден. Он отлично смотрелся на фоне морских атрибутов. Гости собрались вокруг макета. Настроение у всех было замечательное. Они не могли налюбоваться на себя в новенькой морской форме, и это было приятно как мужчинам так и женщинам.

          - И так, я вам предлагаю ознакомиться с историей этого класса подводных лодок, – начал Илья. - Подводные лодки проектов 705 «Лира» (по классификации НАТО - «Alfa») – были целой серией советских атомных подводных лодок состоящей из семи штук. Небольшие высокоскоростные одновальные лодки с титановым корпусом не имели аналогов по скорости и манёвренности и были предназначены для уничтожения субмарин противника.
 
          Это был единственный в мире серийный проект атомных подводных лодок на реакторе с жидкометаллическим свинцово – висмутовым теплоносителем.

          - А что такое теплоноситель? – неожиданно прозвучал голос Марины.
          - Теплоноситель или охладитель ядерного реактора это слова синонимы, означающие одно и то же, - ответил ей Илья Витальевич и продолжил:

          - Максимальная скорость «Лиры» составляла 41 узел или для слабо знающих морские измерения, и он посмотрел на Марину, 76 км/ч. Они уступали по скорости только современным подводным лодкам, да и то далеко не всем.
«Лиры» могли преследовать любую субмарину и оторваться от любого преследования. На разгон до полного хода им требовалось всего около 1 минуты.
Скорость лодки позволяла ей отрываться даже от многих противолодочных торпед, на циркуляцию с разворотом на 180° ей требовалось всего 42 секунды.

          Одной из главных достоинств лодки было то, что на ней имелась комплексная автоматизированная система управления, позволявшая сосредоточить всё управление лодки на центральном посту. Таким образом, управление подводной лодкой, её боевыми и техническими средствами осуществлялось из главного командного пункта. Комплексная автоматизация обеспечивала решение задач применения оружия, сбора и обработки тактической информации, боевого маневрирования, воспроизведения внешней обстановки, кораблевождения, автоматического и дистанционного управления техническими средствами и движением.

          По большому счёту, управление лодкой мог осуществлять один человек, точно так же как для управления автомобилем нужен всего лишь один водитель. Этот тип лодок был очень надёжным, что привлекло моё внимание именно к этой лодке. За более чем 20 лет службы при борьбе за живучесть не погибло ни одного человека. А титановый корпус лодки имел гарантию эксплуатации 100 лет, так что она, эта гарантия на корпус, еще далеко не вышла.
 
А теперь, рассмотрим внутренне строение и историю именно этой замечательной подводной лодки, под литером К-123, на которой мы собираемся совершить свое путешествие. Во время экскурсии сравним характеристики нашей лодки с характеристиками подводной лодки капитана Немо «Наутилуса», которая покорила мое детское воображение лет десять назад, когда я прочитал книгу о капитане Немо.

          Для начала рассмотрим на плакате внутреннее и наружное строение нашего подводного корабля.

          И он подвёл группу к монитору и высветил схему подводной лодки:

          - На схеме мы видим нашу лодку до переоборудования и ремонта.
Теперь сравним нашу лодку и Наутилус. Обе лодки двухкорпусные, корпус нашей лодки, как я уже говорил, изготовлен из титана толщиной около 4-х сантиметров, корпус Наутилуса из метала. Наибольшая длина нашей лодки составляет - 81,4 метров, а Наутилус – 70 метров, то есть Наутилус более чем на 10 метров короче. Ширина корпуса наибольшая у нас 10,0 м (13,5 м по стабилизаторам), а у Наутилуса – 8 метров. Таким образом, наша лодка прилично больше Наутилуса и поэтому на ней проживание и быт людей намного комфортнее.

          Надводная скорость нашего корабля составляла немного – всего 14 узлов, а вот подводная скорость была на максимальных оборотах 41 узел. Но наши инженеры потрудились над лодкой, добавили устройство, которое во время хода под большим давлением выпускает перед собой воздух и перед лодкой образуется водно - воздушная пузырьковая смесь. Таким образом наше судно встречает перед собой субстанцию с меньшим сопротивлением и сейчас «Марина» может передвигаться в надводном положении 28 узлов, а в подводном - 60, тогда как Наутилус мог двигаться только со скоростью 50 узлов.

          Рабочая глубина погружения лодки была - 320 метров, а предельная глубина - 450 метров. После реконструкции и добавления титановых перемычек между прочным и лёгким корпусом, этот показатель прилично увеличился, и на сегодня лодка может нормально работать на глубине до 1000 метров, так же как и «Наутилус».

          Все, затаив дыхание, слушали Илью и пытались осмыслить те данные, которыми он апеллировал, и сравнить их, но от количества цыфр у многих голова пошла кругом. А Илья продолжал:

          - Автономность плавания К-123 была всего 50 суток, а экипаж состоял из 32 человек. Но так как лодка стала не военной, то количество человек на ней резко уменьшилось, и сейчас нас здесь всего 12 человек, что позволило увеличить автономность в три раза. Кстати, при необходимости количество ученых мы можем довести и до 12 человек, наша лодка для этого рассчитана. Но так как у нас экспедиция не научная, а скорее экскурсионная, нас здесь только шестеро.
Кроме того, с лодки убрано много вооружения, что позволило брать с собой больше продовольствия и воды. Таким образом, автоматически получилось, что автономность нашей лодки ограничивается только психологическим состоянием и выдержкой людей.

          Надводное водоизмещение лодки составляет - 2300 тонн, а подводное - 3180 тонн. Тогда как водоизмещение «Наутилуса» составляло всего 1500 тонн. Средняя осадка - 7,6 метров. Эти характеристики остались неизменными. Силовая установка одна РЖМТ ОК-550 (БМ-40А) 155 МВт, одна газотурбинная установка мощностью ГТЗА мощностью 40000 л.с. и два АТГ по 1500 кВт каждый. Для вас это просто цифры, а вот для настоящих подводников они имеют значение. Так что и мощности и энергии у нас хватает с избытком.

          На лодке было 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм, но 4 аппарата мы сняли, а два оставили, но не для боя конечно, а для раскалывания при необходимости льда. Из двадцати торпед САЭТ-60 оставили четыре, а 24 мины ПМР-1 и ПМР-2 убрали, они нам просто не нужны. Площадь палуб у Наутилуса составляла 1011 м2, а у нас в полтора раза больше. А вот лазерная пушка в таких походах может пригодиться, для прокладывания маршрута во льдах. Эту пушку мы разместили на рубке, а управляется она, как и всё на лодке из центрального поста управления. При испытаниях лазерная пушка разрезала металлическую пластину толщиной 100 мм на расстоянии 200 метров. Вот так-то.

          Кроме того, на всякий случай на борту установили психологическую пушку «Альфа-ритм». У человека в головном мозге существует Альфа-частота от 7–14 Гц. Эта частота способствует лёгкому сну, медитативному состоянию. Излучая её при помощи электронной пушки, мы помогаем человеку или животному полностью расслабиться и находимся в состоянии покоя. У каждого человека эта частота немного разная, поэтому излучающаяся частота линейного излучения плавно меняется около 7 герц. Она действует угнетающе на мозг, как человека, так и животных и превращает их на некоторое время в «овощ». Но эту пушку мы ещё не испытали, поэтому, возможно, испытаем в нашем походе.

          После переоборудования подводная лодка не ухудшила свои характеристики ни по одному параметру. Она может так же набирать полный ход за 1 минуту, а разворачиваться на 180 градусов за 42 секунды. Это не может делать ни одна подводная лодка в мире до сих пор, не считая конечно маленьких подводных лодок чисто научного и спасательного назначения. С некоторыми из этих лодок я вас ознакомлю.

          На «Наутилусе» была библиотека в 12 тысяч томов, курительная комната, десятка три картин украшали стены гостиной, фонтан, освещённый снизу электрической подсветкой, небольшой набор художественных фильмов и музей раковин.
 
          В нашем компьютере находится не 12 тысяч, а многократно больше книг, кинофильмов и другой информации. Электрическая подсветка всюду. А вот курительной комнаты мы не предусмотрели, потому что в нашем коллективе курящих людей не бывает.

          Кроме того, что я перечислил, на лодке были сделано ещё много усовершенствований. Полностью заменена силовая установка, генераторы, вспомогательный дизель-генератор, аварийные аккумуляторные батареи, создан новый комплекс электронного оборудования на современной базе. Этот комплекс надёжен и многократно опережает то, что было, как в скорости работы, так и в наработке на один отказ. Ну а вес и габариты комплекса, сами понимаете намного миниатюрнее.

          Теперь перейдём в первый отсек. Да, неудобно наклоняться в люках, но если вы не желаете разбить себе лоб и ноги о комингсы, придётся кланяться этому морскому чуду при передвижении постоянно и повыше поднимать ноги.

          И Илья, махнув призывно рукой, повёт всю группу в торпедный отсек. По пути продолжал вести захватывающий рассказ о своём детище, часто останавливаясь и показывая различные предметы неизвестного назначения для окружающих:

          - Первый отсек располагается в передней части лодки и называется торпедным. Он предназначен для установки торпедных аппаратов и хранения торпед. Так как мы убрали часть торпедных аппаратов и торпед, там образовалось достаточно места для установки спасательных средств. Первоначально на лодке была всплывающая спасательная камера, но я решил эту проблему по-другому. Мы убрали всплывающую камеру, разместили на её месте и на месте бывших торпедных аппаратов и торпед шесть аппаратов глубокого погружения. Сейчас перед вами находятся три персональных батискафа Манатее.
 
          В отсеке все увидели три удивительных «пузыря». Прозрачные полусферы придавали подводным аппаратам просто невероятный внешний вид. Батискафы и небольшие субмарины, что стояли рядом, были похожими на корабли пришельцев или аппараты из далекого будущего.

         Илья подвёл группу к одному из этих «пузырей» и продолжил свой рассказ:

          С помощью этого батискафа каждый желающий при минимальной подготовке сможет исследовать океанические глубины. Аппарат оснащен надежными аккумуляторами и мощными двигателями, за счет чего упрощается его маневренность. Управлять этим чудом техники несложно – для этого достаточно освоить функционал главного джойстика и панели со встроенной операционной системой и сенсорным дисплеем. В кабину батискафа подается кислород из расчета 12-часовой работы плюс 100 резервных часов на случай аварии. Максимальная глубина погружения аппарата – более 9 километров. Кабина рассчитана на 4 человека. Максимальная скорость перемещения – 25 километров в час. Внешнее и внутреннее освещение организовано с помощью высокоинтенсивных светодиодов. Для остекления кабины пилота использовано устойчивое к высокому давлению акриловое стекло сферической формы, сквозь которое наблюдатель может рассмотреть подводный мир в деталях.

          А вот ещё три чуда техники, - продолжил Илья Витальевич, подходя к следующему аппарату. – Подводная лодка Тритон. Подводный аппарат Тритон 3300/3 рассчитан на погружение на глубину до одного километра. Кабина выполнена в виде огромного пузыря, для изготовления которого использовано также акриловое стекло. Сквозь стекло открывается роскошный панорамный вид на подводные красоты. Находясь в прозрачной акриловой «капсуле», человек ощущает эффект полного погружения в подводные красоты. Создается впечатление, будто между наблюдателем и морскими глубинами нет никакого барьера.
 
          Здесь также могут размещаться четыре человека. Для освещения глубоководного ландшафта используются также светодиодные лампы.

          И так, на нашей лодке при помощи спасательных средств, с глубины в один километр можно спасти 24 человека, то есть в два раза больше, чем нас здесь есть. Для спасения необходимо спасательные лодки и батискафы вручную переместить в промежуточную камеру, заполнить её водой, открыть задвижки и вперёд, в открытое море. И так по очереди в течении пары часов всему экипажу можно покинуть аварийную лодку. Управлять всем этим «хозяйством» можно с пульта дистанционного управления, поэтому решать, кто будет последним и останется в водной пучине навсегда, здесь не придётся. Немного погодя боцман проведёт с вами занятия по выходу из подводной лодки при помощи спасательных средств.
Профессор ни как не мог отойти от этих чудес техники. Он заглядывал внутрь, он нюхал в камерах воздух, он гладил акриловое стекло и, наконец, задал неуместный вопрос, - а есть стёкла ещё прочнее?

          Владимир Ильич расхохотался.

          - Извините друзья. Я просто вспомнил, как однажды, я возил группу школьников в город Новороссийск на крейсер – музей «Михаил Кутузов». Когда детей завели на корабль, они сразу стали подниматься по трапам всё выше и выше, и когда забрались на самый верх один мальчик вопросительно на меня посмотрел и спросил:

          - А можно ещё выше?

          - На что я, естественно, ответил,- а выше просто некуда. Там больше ничего нет. Так что вспомнилось, простите.

          Все, понимая мысли деда, заулыбались.

          - Есть, - ответил Илья, - стекло с добавлением палладия не ломается, а гнётся. Его поверхность не берётся даже алмазным кругом, поэтому на него невозможно нанести не только сколов, но и царапин. Но, на сегодняшний день оно очень дорогое и поэтому пока практически нигде не используется. С уменьшением его стоимости, оно займёт место акрилового стекла.

        Профессор почесал рукой затылок и произнёс глубокую по смыслу фразу, - здорово!

        - Давайте перейдём в следующий отсек, - продолжил Илья, - отсек под номером 2 является электромеханическим отсеком. Это специальный отсек для размещения электромеханических приборов. Их здесь очень много самого разного назначения. С ними вам работать не придётся, так что пройдемте в наш третий отсек.

          Сейчас мы снова пришли в кают-компанию. Отделка переборок на старой лодке была совершенно не такой. Да, на нашей лодке шесть водонепроницаемых отсеков. Мы с вами в основном будем проживать, работать и отдыхать в этом водонепроницаемом отсеке. Он трёхэтажный, и поэтому располагает достаточным количеством площадей. Давайте поднимемся в центральный пост.

          Когда все поднялись на ГКП (главный командный пункт), сердце подводной лодки, Илья продолжил:

          - Здесь и только на этой лодке вы можете насладиться подводными пейзажами и осмотреть рыбок и других животных в естественной среде, - и Илья открыл большие занавеси, закрывающие огромные полутораметровые выгнутые иллюминаторы, через которые просматривались морские красоты на расстояние до ста метров, а может быть и больше.

          Профессор радостно кинулся к открывшемуся иллюминатору и, разведя руки, крикнул:

          - Вот это да! Красота, то какая! Действительно я не зря согласился на эту экспедицию! Ура товарищи!

          А наш всезнающий экскурсовод продолжал:

          - Техническая реализация данного проекта стала возможной во многом благодаря акриловому остеклению. Акрил эффективно и безопасно работает там, где другие материалы попросту бессильны. Выбор же в пользу сферической формы вполне обоснован по нескольким причинам и одной из главных причин является то, что обтекаемые сферические конструкции выдерживают большое давление, легко маневрируют на глубине и гарантируют полную безопасность для экипажа и пассажиров. Акриловые сферы способны работать под огромным давлением на глубине в несколько километров. Для обеспечения максимальной надежности проведены специальные расчеты толщины остекления. Этот параметр взят с большим запасом прочности. Акриловое стекло обладает высочайшей прозрачностью, которая не снижается при постоянной эксплуатации в воде. Выпуклость придает отличный панорамный обзор без искажения форм, размеров и цветов.

          Перед наблюдателем через иллюминатор, сделанный из акрилового стекла, открывается реальная картина подводного мира. Точность передаваемого изображения позволяет вести фото - и видеосъемку непосредственно из этого помещения и получать яркие, красочные снимки. На поверхности акриловых сфер не появляется зелень и грибок, поскольку акрил устойчив к воздействию любых биологических факторов.

          Да, у нас установлены четыре светодиодных прожектора, при помощи которых можно освещать пространство вокруг лодки на 200 метров. Так что независимо от глубины и времени суток можно наблюдать за окружающими лодку водами. Управление прожекторами осуществляется при помощи джойстиков «палочек радости», которые представляют собой качающиеся вертикальные ручки, находящиеся на тумбах около иллюминаторов.

          Всем гостям больше всего понравились акриловые иллюминаторы, через которые можно было смотреть живой мир вокруг лодки. Все увидели через иллюминатор стайку небольших рыбёшек, которые проворно крутились около лодки. И это вызвало вздох восхищение увиденным зрелищем.

          - Отсеки под номерами 4,5, и 6 – это специальные отсеки в которых находится реактор, турбозубчатый агрегат, отсек рулевых машин и другие технические приборы. Эти отсеки запрещены для вашего посещения. В них разрешается входить только допущенному обслуживающему персоналу, да и то только по приказу.

          - Илья, а как на лодке нужно пользоваться туалетом? - спросил Владимир Ильич. – Я не раз слышал, что на подводных лодках, как и на космических кораблях, очень сложная система посещения туалетов. Куча клапанов, открыл, закрыл, и ты с ног до головы в своих же какашках.
 
          - Когда этот вопрос возник при ремонте лодки я, зная, что на борту обязательно будут неопытные люди, попросил, - спокойно ответил Илья, - чтобы туалеты сделали удобными, и ими можно было бы пользоваться так, как мы пользуемся в обычных квартирах. А краны закрывать будут, как ты сказал, «открыл-закрыл», специально приставленный к этому член команды по заполнению общего накопителя.

          - И это замечательно, - ответил дед, - а то я уже беспокоился, как наша бабушка будет «открыл-закрыл» делать, - и он с хитрецой в глазах посмотрел на Татьяну Ивановну.

          - Илюша, я как раз недавно прочитала книги об отношении людей на подводных лодках, автора Эдуарда Овечкина «Акулы из стали» и про жизнь матросов и офицеров на флоте Александра Покровского «Расстрелять». Прямо скажем, когда ты нам сказал, что наше путешествие будет проходить на подводной лодке, я испугалась. Я думала, неужели на нашей лодке так будут разговаривать команда между собой и с нами. А оказалось что совсем не так. Здесь собрались милые хорошие и культурные люди. Что Покровский и Овечкин были не правы, когда писали свои книги, - возмущённо спросила Татьяна Ивановна.
 
          -Бабушка, у нас же частная подводная лодка. Здесь нет офицеров и матросов, и нет военных служебных отношений. Да, если честно, то Покровский и Овечкин выбирали самые шокирующие и часто неприятные отношения между людьми, и риторику не всегда добросовестных и порядочных офицеров. Они в своих произведениях гнались за популярностью. И, кстати, своего добились и стали известными писателями – моренистами.

 



Рецензии