Пашийская пещера

 
       (18 августа 2019)
 
       На эти скалы Владимир Логинов по пологому спуску взбирался по снегу и стоял на вершине этой скалы 9 февраля 2019 г
Теперь мы приехали пройти по другим местам.  Все скалы, в том числе «Пашийская пещера» нам доступна. А как мы туда добирались и где ещё побывали, вот об этом будем мой рассказ. Но прежде надо узнать  о пещере у моего лучшего друга интернет.  Некоторые из нашей группы там раньше побывали и теперь многие, несмотря на «мерзопакостную» погоду пройдут туда над обрывом реки Вижай.
 
 В пещере мне не бывать, а  по стенду можно узнать её достопримечательности. На этом моё знакомство и закончится.

     «Пашийская пещера расположена в скалах Большие Воронки на левом берегу реки Вижай. Местным жителям пещера известна давно. В литературе впервые упоминалась Н.И. Новокрещенных еще в XIX веке – в 1891 году. В 1930-е годы группа краеведов из Пашии проводила исследование пещеры, расчистила ходы от глыб и составила первый план пещеры. Были открыты новые ходы и гроты пещеры.
Вход в пещеру имеет диаметр 2,5 метра, расположен на высоте 30 метров от уреза воды реки Вижай. После входа в пещеру предстоит спуск с уступа по металлической лестнице.

      Протяженность разветвленных ходов пещеры достигает 520 метров, глубина 30 метров. Пещера отличается высокими сводами. Включает 15 гротов, среди которых гроты Летучих Мышей, Нижний, Глыбовый, Слепой, Большой, Чудес, Белый, Сталактитовый, Южный, Озерный, Карстовый, Любительский, Мальцева, Ущелье Звуков. Самый объемный грот так и называется – Большой. Его длина достигает 90 метров, ширина – от 1,5 до 5-6 метров. Высота грота – от 5 до 13 метров. В пещере течет ручей, падающий водопадом в подземное озеро. Его дебит от 12 до 20 л/мин. Ручей течет по основному ходу, затем в гроте Озерный падает с высоты 12 метров в озеро. В этом водопаде – главная уникальность Пашийской пещеры».

      Для общего знакомства и этого достаточно.  Так много сразу узнала, но жаль, что побывать в пещере я не смогла и уже не смогу. Но мои друзья просто «больны» любопытством, любознательностью и любители острых ощущений, стремятся попасть в саму пещеру. На этот раз погода нас не баловала. Туман, мелкий дождь, моросящий беспрестанно. Да разве удержишь нас, раз задумано…
О пещере моя повесть будет позднее, а пока мы пройдём по Пашии пешочком да по мосточкам к другим  скалам, не менее интересным. Остановились за мостом, недалеко от завода, среди частных гаражей. Куда ни глянь, всюду скалы, горы и даже лестницы и мостки, по которым надо взбираться до жилых домов. Что делать?  Полезли по широкой лестнице наверх. Здесь расположены мастерские, гаражи.  Видимо какое-то производство, ибо много различных механизмов. Миновали их и вдоль по улице надо теперь почти бегом к речушке. Речушка так себе, мелкая, но мост через неё внушительных размеров, очевидно с учётом весенних разливов. Только дорога до мостика каменистая. Я, конечно, отстала от основной группы. Что поделать, нет уж у меня той прыти, что ещё года два тому назад была. Они помчались на скалы, а я же только издали сквозь листву деревьев сделала фото.
 
 Друзья потом хвастались своими фотками. Естественно экзотика, адреналин. Бегайте, ребята, успевайте видеть мир и чудеса в природе. Я же побрела потихоньку вдоль берега к нашей стоянке. По пути фотографировала скалы, на которые чуть поодаль и была та лестница, по которой взбирались. Вот так вся Пашия и живёт на скалах и около скал. Под этими скалами огороды. На грядках вызревал урожай кабачков, огородной мелочи, цветов и конечно, кругом была рябина. Я эту скалу обошла со всех сторон, и ракурс её был самый разнообразный.
 
Вскоре вернулись счастливые скалолазы, и теперь Татьяна объявляет, что едем  на Пашийскую пещеру. Опять дорога всё идёт в гору, где мы были зимой. Остановились на грунтовой дороге. Татьяна команду дала, чтобы прихватили свои сумки и рюкзаки с припасами. Я не ожидала, что через несколько метров от дороги начнётся крутой спуск. А предводительница наша умчалась первая. Тропа скользкая, узкая, размыта дождями, и уклон градусов под сорок пять. Пройдя несколько метров, меня, как подкосили. Упала, опору ищу ногами. Ага, где тут найдёшь опору, только скользкая трава. Слышу «Ой»! Кто-то упал. Меня трое поднимали, да потом охраняли, помогали спуститься до самого конца. Оказалось, стоим на скале, внизу река, и  остановились под высокой скалой.
 
     Ноги уже не держали, я просто упала под эту скалу. Так там и лежала пока ребята варили уху. Ныло ушибленное бедро и колено. Моросил такой мелкий дождь, от которого не спрятаться. Каждый одел свой плащик или полиэтиленовую накидку. Началось колдовство по разжиганию костра под дождём. Да, ребята, это искусство разжечь костёр под дождём да ещё сварить уху и чай. Однако, люди здесь бывалые, знатоки всего и во всяких условиях бывали. Прихватили с собой сухих дровишек, какие-то приспособления для костра в таких условиях. Слава Богу, костёр разожгли, дровишки подбрасывают, но ведь дождь!!! Котелок для ухи и для чая уже подвешены, надо спасать от дождя. Что делать, как спасать? Нашлась лишняя накидка, её натянули несколько человек за края. А Володя, обмахиваясь от обильного дыма, сделал свою работу: уха была и чай готовы. Как только наполнялась накидка дождём, её сливали. Вот под таким пологом всё сварилось. А весело-то было!!! Какой там дождь?! Да его как – будто и не было. Нашлась бутылочка на всю компанию. «По усам текло, да в рот мало попало». Жаль, стола общего негде было сделать.  Уха наваристая, вкуснятина! А чай с травами!!! Нет! Дома вы такого чая не попьёте. Это был для меня день памяти мамы. Я напекла блинов, какие мама меня научила печь. Светлана Ивановна напекла оладьи, Валентина пирогов напекла. Так что пир удался, а дождь и не замечали вовсе.
 
    Да, пока одни возились у костра, группа смельчаков умчалась в пещеру. Мы переживали за них, так как тропинка узенькая и прямо над обрывом. Всё же скользко, как бы кто не сорвался. Валера даже в этих условиях записал на видео этот поход в пещеру, чем сильно рисковал сорваться с тропинки.  Всё же тридцать метров до реки лететь бы пришлось. Но всё обошлось. Владимир поднялся на скалу, под которой я лежала, и сделал снимок нашей компании сверху с видом на Вижай. Потом ещё фото на фоне моей спасительницы скалы.
За весь день лучик солнца нас не побаловал. Конечно, нам же солнышко необходимо для хорошего фото, но мы не расстраивались. У каждого много впечатлений и фото.
- Ребята, а как я буду подниматься в гору? Может, уж я останусь тут.
-Тамара, не горюй, цепляйся за меня! – предложил мне свою руку помощи Валерий. И вот так почти вынес меня наверх.
Настроение приподнятое. Все возбуждены, довольны и песни до самого дома.
 
 
 
 
 .


Рецензии
Тамара, интересно написала про свои приключения. Сейчас нам главное не упасть на скользкой тропе. Я ходила по обледенелой дороге в январе - серьёзный перелом ( бедро), операция.. Побереги себя, дорогая. А друзья хорошие у нашей путешественницы. Сижу у окна на лоджии в апреле, рукодельничаю, книжки читаю, никогда не скучаю с собой. Всем желаю оптимизма!

Зинаида Малыгина 2   06.04.2020 14:43     Заявить о нарушении
Зина, сочувствую. ходить нам и падать тоже надо умеючи.Вот и закончила я свои воспоминания о путешествиях.что буду дальше делать? Займусь видео слайдами.мне тоже с собой не скучно. выхожу и гулять около дома.

Тамара Белова   06.04.2020 20:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.