VII. Гл-15. Пилотаж с Прозоровым Е. В

*** VII. Девяностые. Запорожский Аэроклуб ***               

     На очередные полёты на Як-52 пригласили мы Евгения Викторовича Прозорова. Он с удовольствием согласился поучаствовать. Я рассчитывал, что он покажет мне штопор, а главное – такие не очень понятные мне фигуры, вроде поворота на горке и вертикали. Мне всю мою лётную жизнь, начиная с училища, вбивали в голову, что с педалью в полёте надо быть «осторожнее». Дача педали, особенно на малой скорости, влечёт за собой скольжение, срыв потока, сваливание самолёта в штопор. Это было, как аксиома. А тут в Инструкции Як-52, при описании техники выполнения разворота на горке и на вертикали, прямо «русским по белому» было написано – «…дать полностью ногу»! Это было выше моего понимания.

     Приехал на аэродром Прозоров, выкатили мы Як, заправили, подготовили к полётам. Предложили Евгению Викторовичу для начала слетать на пилотаж, размяться, пилотаж нам показать.

     Взлетает Прозоров, а мы собрались смотреть его пилотаж. Набрал он не очень большую высоту, метров 800, и стал выполнять пилотаж на Як-52. Это был, действительно показательный полёт – от начала до конца все фигуры выполнялись слитно, как одна. Як вертелся, практически без прямолинейных участков, не считая вертикалей. Не все фигуры я сразу и разобрал, да и были некоторые для меня просто в диковинку. Он начал с переворота, выполнил комплекс – «переворот-петля-полупетля». Потом, после переворота выполнил разворот на вертикали, это когда самолёт, вертикально набирая высоту, в верхней точке разворачивается на крыло на малой уже скорости на 180 градусов и также вертикально пикирует отвесно вниз. Затем выполнил непонятную мне фигуру, когда самолёт вертикально набирает высоту и уже совсем на малой скорости, отдачей ручки от себя, лётчик заставляет его буквально как будто переваливаться через препятствие на минимальной скорости. И потом пикирует отвесно вниз. Объяснили мне, что эта фигура называется «сапог»?! Выполнил ещё несколько не совсем понятных мне фигур.  Весь полёт был каким-то монолитным, чётким. Что говорится, - без лишних движений. Одно слово - Мастер!

     После посадки, прошу Евгения Викторовича слетать со мной на штопор и показать мне эти непонятные «повороты». Я в передней кабине, он в задней, инструкторской. Набрали 1200 метров для штопора. Прозоров показывает выполнение штопора, комментирует. Убран полностью РУД, задран нос. Потом нос ложится на горизонт, скорость 110, резко уходит левая педаль. Отмечаю, что Прозоров тоже начинает с левой фигуры! Мягко держусь за управление, чувствую, что энергично на себя идёт ручка. Як так же энергично «через левое плечо», кивнув носом, валится влево вниз и начинает «штопорить», то замедляя вращение, то ускоряя. То задирает нос, то опускает. Ввинчивается Як в воздушное пространство точно «штопором». Приходится висеть на ремнях, падаем вертикально вниз, к зелёному нашему лётному полю. Делаем второй виток, Як ввинчивается всё энергичнее. Резкая дача правой педали, ручка энергично уходит от себя. Самолёт задирает хвост, прекращает вращаться, педали и ручка в нейтральное положение.  Як, подумав мгновение, начинает отвесно пикировать. Ручка пошла на себя, растёт скорость, а с ней и перегрузка. Выходим в горизонт. Потеряли метров 500 высоты. Набираем снова 1200. Теперь штопор выполняю я. И тоже левый.

     Убираю РУД, ручку на себя, падает скорость, задирается нос, скорее – проваливается «зад». Стрелка скорости подходит к 110. Ложу нос на горизонт, даю полностью левую ногу. Як заваливается влево, беру резко ручку на себя. Самолёт, дёрнув вверх носом, энергично уходит влево вниз. Начинаем «штопорить». Земля внизу размашисто крутиться как циферблат часов. Делаем один виток, начинаю выводить. Правую педаль давлю до упора, потом ручку от себя. Прекращается вращение, нос смотрит вертикально вниз. Ставлю рули нейтрально и вывожу из пикирования. Потеря высоты где-то 300 метров.

     После вывода в горизонт скорость около 300. Евгений Викторович берёт управление, будем делать поворот на горке. Мягко держусь за ручку. Прозоров переводит в набор высоты, увеличивает угол набора градусов до 70, на скорости около 160 плавно и полностью даёт левую ногу. Самолёт также плавно поворачивает нос влево, продолжая набирать высоту. Скорость продолжает падать. Это тот самый удивительный момент для меня, когда в крутом кабрировании, на малой скорости даётся полностью нога. Это же скольжение, за которым должен следовать срыв потока и неминуемый штопор!? Но Як послушно, плавно и невозмутимо разворачивается, громко урча мотором. Только ручка пошла вправо и от себя. Это, чтобы самолёт не заваливался на спину от дачи ноги. Вот нос уже опустился ниже горизонта. Я понимаю, что сейчас мы летим практически боком, самолёт как санки в развороте скользит и перемещается влево по радиусу по воображаемой горке и стремится развернуться вообще хвостом вверх. Прибираются обороты. Як летит уже вниз, с тем же углом 70 градусов. Скорость начинает расти, теперь Як несётся «с горки» круто вниз. Наше зелёное лётное поле летит со всего размаху в лицо, растёт в размерах. Як резво разгоняется, скорость 190, ощущаю, как берётся ручка на себя и самолёт начинает выходить в горизонт. Давит перегрузка. Выходим в горизонт, скорость за 300. Всё, поворот на горке выполнен. Я, конечно, удивлён такой спокойной реакцией самолёта на полную дачу ноги на малой скорости.

     Теперь поворот на горке буду выполнять я. Евгений Викторович отдаёт мне управление. Мне остаётся только повторить то, что только что делал Прозоров, что я и выполняю. Обороты полные, тяну ручку на себя до угла 70 градусов, фиксирую угол, скорость неумолимо падает. На скорости 160 даю полностью левую ногу, самолёт начинает разворачиваться влево, продолжая набирать высоту, словно скользит по снежной горке. Ручку немного от себя и вправо, чтобы удержать самолёт в плоскости. Скорость продолжает падать. Вот Як уже не набирает высоту, развернулся хвостом вверх, нос смотрит на землю. Отпускаю педаль и Як, разгоняясь скользит, словно с горки вниз. Выдерживаю угол 70 градусов, но уже на снижении. Скорость быстро растёт. Уже 190. Надо выводить из пикирования. Тяну ручку на себя, вывожу в горизонт. Приличная перегрузка. Горизонт.

     Но это ещё не всё, Евгений Викторович «обещает» следующей фигурой – поворот на вертикали!
     Как норовистый скакун, на полных оборотах, несётся Як по горизонту. Ручка энергично пошла на себя и Як, упираясь перегрузкой, энергично переходит в набор. Угол набора всё время растёт, пока плоскость крыла не становится перпендикулярно горизонту. Летим вертикально ввысь, в обзоре только небо. Скорость падает, вот уже 70 км/час. Жду, что дальше. Полностью уходит левая педаль, нос заваливается влево. Левая консоль крыла плавно уходит вниз, чертит линию, перпендикулярно горизонту. Слева «наваливается» земля, точнее – зелёное поле. Правая консоль чертит линию через весь небосвод, через зенит. Чувствую, как Прозоров работает ручкой, чтобы не завалиться на спину. Мощный гул мотора стихает от убранного РУДа. Вот уже вишу на ремнях, лицом вниз. Можно сказать, падаем в Яке на землю. Падаем отвесно вниз, стрелка указателя скорости бежит по шкале прибора, разгоняемся. Ручка идёт на себя, наваливается перегрузка. Почти горизонт, скорость разгоняется до 320.

     Моя очередь выполнять поворот на вертикали. И снова повторяю все действия Прозорова. На полных оборотах вывожу Як на вертикаль, смотрю на крыло, определяю эту самую вертикаль. Вот консоль крыла, вроде, перпендикулярна горизонту. Смотрю на другую консоль, она тоже под 90 градусов к горизонту. Скорость быстро падает, уже нужные 70. На вертикали начинается поворот раньше, чем на горке, ведь скорость здесь падает быстрее. Даю левую ногу и держу. Самолёт валится влево, движениями ручки удерживаю его в плоскости. Вот нос проходит горизонт, убираю газ на малый, педалями и ручкой удерживаю самолёт на вертикали вниз. Як быстро набирает скорость, тяну ручку на себя, перегрузка растёт, самолёт выходит в горизонт. Отдаю управление.

     Прошу Евгения Викторовича показать правый поворот на вертикали, знаю он имеет особенности.
     Полный газ, Як снова выходит на вертикаль. Крыло стоит перпендикулярно горизонту. Отвесно набираем высоту, скорость падает, вот уже непривычные в воздухе 50 км/час. Правый поворот на вертикали выполняется на меньшей скорости. Энергично полностью ушла правая педаль. После разворота градусов на 30, уходит назад рычаг шага винта, это затяжеляется винт. Сменился гул двигателя, стал натужным. Нос опускается ниже горизонта. Винт снова «облегчается», РУД убран полностью. Падаем отвесно вниз, растёт скорость. Пошла ручка на себя. Давит перегрузка. Выходим в горизонт.

     Моя очередь повторить правый поворот на вертикали. Беру управление. Полный газ, ручку на себя, Як резво несётся ввысь. Выдерживаю вертикаль по крылу. Скорость около 50, даю правую ногу полностью, ручкой не даю Яку заваливаться. Левое крыло чертит дугу через весь небосвод. Прибираю шаг винта, самолёт слегка тормозит, меняется гул мотора. Вот уже Як развернулся носом вниз. Ручку шага двигаю полностью от себя, гул двигателя меняется, тут же убираю РУД на малый газ и педалью прекращаю поворот. В лицо несётся земля, точнее – трава. Пора выводить. Скорость продолжает расти. Беру ручку энергично на себя. Давит перегрузка. Скорость растёт уже медленнее. Выход в горизонт. Отдаю управление Евгению Викторовичу.

     Всё, хватит на сегодня, надо теперь всё это переварить, чем больше узнаю Як-52, тем больше он меня удивляет своими возможностями. Идём на посадку.

     Осень, погода тёплая. Отдыхаем от парашютных прыжков, от поездок на аэродром. Вспоминаем про АХР. Пилоты-«химики» говорят, что в это время раньше много работали по подсолнечнику. Есть такая авиахимическая обработка подсолнечника, чтобы подсушить его и можно было убрать с полей до наступления дождливой погоды. Называется – десикация.  Но «химия» для этого достаточно дорогая и мало какие хозяйства по нынешним «нежирным» временам выполняет эту десикацию.

     Выезжаем иногда на аэродром, наводим порядок в «хозяйстве». Надо на кукурузнике регламентные работы провести. Пригласили бригаду из «Универсал-Авиа». С этим сейчас проблем нет. Платим денежку и приезжает со всеми нужными запчастями и материалами эта бригада и выполняет необходимые регламентные работы. Капитализм, мать его!

     В штабе АТСК ковыряемся с бумагами, надо заполнить разные формуляры. И самолётные и двигателей. Заполняем разные журналы. Бумажной бюрократии хватает. Подаём разные «сведения» в Киев в Центральный Комитет ОСОУ. Запорожский АТСК теперь один из самых передовых Клубов ОСОУ во всей Украине. И по количеству выполненных прыжков и по налёту. По АТСК издали приказ №22 от 15.10.1996г. о том, что я «Переведён на должность зам. начальника АТСК по лётной подготовке».

     Решили мы, что уже созрели и набрались опыта для организации и проведения парашютной подготовки перворазников. Набрали группу, в основном это студенты, желающих много. Теперь Гриша Мазур и Миша Пузанов по выходным занимаются с парашютистами-перворазрядниками. В этом же здании, где и наш штаб, есть у нас большой класс, там можно даже укладкой парашютов заниматься. С началом следующего «прыжкового» сезона будем уже работать и с перворазниками. Думаем, что будут и ещё желающие прыгать с парашютом.

05.04.2020 – Севастополь.

* - на фото: - у Як-52 на стоянке аэр.Васильевка – 1997г. - 
             В.Дмитрийчук, Г.Чергизов, Прозоров Е.В., А.Безотосный, М.Пузанов.

Следующее
http://www.proza.ru/2020/04/05/909


Рецензии