Женская сумка с красным крестом. Сценарий к 75-лет
Сценарий спектакля к 9 мая «Женская сумка с красным крестом»(основано на реальных событиях, из рассказа ветерана Великой Отечественной войны Людмилы Шевчук)
Пролог.
Включается фоновая музыка. По очереди из-за кулис начинают выходить чтецы (медсестры, Дамир, Амир).
…Да разве об этом расскажешь –
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!..
В то утро простился с тобою
Твой муж, или брат, или сын,
И ты со своею судьбою
Осталась один на один.
Один на один со слезами,
С несжатыми в поле хлебами
Ты встретила эту войну.
И все - без конца и без счета-
Печали, труды и заботы
Пришлись на тебя на одну.
Одной тебе - волей-неволей,
А надо повсюду поспеть;
Одна ты и дома и в поле,
Одной тебе плакать и петь.
А тучи свисают все ниже,
А громы грохочут все ближе,
Все чаще недобрая весть.
И ты перед всею страною,
И ты перед всею войною
Сказалась- какая ты есть.
Ты шла, затаив свое горе,
Суровым путем трудовым.
Весь фронт, что от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим.
В холодные зимы, в метели,
У той у далекой черты
Солдат согревали шинели,
Что сшила заботливо ты.
Бросалися в грохоте, в дыме
Советские воины в бой,
И рушились вражьи твердыни
От бомб, начиненных тобой.
За все ты бралася без страха,
И, как в поговорке какой,
Была ты и пряхой и ткахой,
Умела – иглой и пилой.
Рубила, возила, копала, -
Да разве же все перечтешь?
А в письмах на фронт уверяла,
Что будто отлично живешь.
Бойцы твои письма читали,
И там, на переднем краю,
Они хорошо понимали
Святую неправду твою.
И воин, идущий на битву
И встретить готовый ее,
Как клятву, шептал, как молитву,
Далекое имя твое…
Выносятся шторки, действие позади них меняется, выносятся нужные реквизиты, с полной готовностью шторки раздвигаются.
Действие 1.
Слова автора: Эта история рассказывает нам о ветеране Великой Отечественной войны. Эта история о Людмиле Шевчук. В 1939 году, окончив 7 классов, она хотела пойти учиться на танкиста. Написала письмо в танковое училище, на что ей ответили, что девочек туда не принимают. *Девочки одеты в формы советского союза, косички, заплетенные лентой, 5 стульев, какие-то предметы в руках девочек.*
Действие происходит в классе. Стулья. Дети шумят, играют. Заходит учительница, девочки перестают шуметь и смеяться, садятся на свои места (стулья расставлены в шахматном порядке или полукругом).
Учительница: Здравствуйте, дети!
Ученицы (хором): Здравствуйте, Елена Владимировна!
Учительница: Сегодня тема нашего классного часа «Кем я хочу быть». Обычно дети хотят быть учеными, балеринами, врачами и так далее. А кем хотите быть вы? (ученица 1 поднимает руку) Да, Аня?
Ученица 1: Я хочу быть врачом, Елена Владимировна. Буду помогать людям, лечить их. У меня и мама врач, и бабушка.
Учительница: Это очень важная и нужная профессия. Ты молодец. Кто еще хочет поделиться своими планами на будущее? (весело протягивает руку ученица 2)
Ученица 2: А я хочу быть учительницей, как вы. Я давно об этом мечтаю. С самого детства я люблю играть в школу, представляю себя учительницей. Я очень люблю детей, хочу давать им знания, воспитывать. Для этого я читаю много книг, помогаю делать домашнее задание сестренке.
Учительница: Я очень рада слышать это! Это очень достойная мечта. Но помни, что ты должна быть примером подражания для детей. Только так они будут тебя уважать и слушаться. Верно, Катенька?
Ученица 2 кивает в ответ.
Ученица 3: Елена Владимировна, Елена Владимировна, а я мечтаю быть певицей! Хочу выступать, петь красивые песни и радовать публику. Моя мама тоже певица, я хочу быть как мама. А еще я хочу быть учительницей музыки, учить детей петь. И играть на пианино.
Учительница не успевает ответить, ученица 4 сразу начинает свою реплику.
Ученица 4: А я буду воспитательницей. Буду работать в садике, я так люблю детей! Буду с ними играть, нянчиться, читать им сказки…
Начался шум. Девочки с радостью обсуждают свои планы. Только Люда молчала на задней парте, внимательно слушала своих одноклассниц, одновременно что-то рисуя.
Учительница: Девочки, тише! (девочки замолчали) Люда, а ты чего молчишь? Расскажи нам о профессии своей мечты.
Ученица 2: Да-да, расскажи! Нам интересно!
Ученица 1: Вот именно! Мы рассказали, а ты нет. Нам тоже хочется послушать.
Люда: А мне не хочется быть врачом или учителем. И не горю желанием становиться певицей. Я хочу поступить в танковое училище и быть танкистом.
Ученица 3: Что! Но ведь это невозможно!
Ученица 4: Вот-вот.
Ученица 1: Да, туда девочек не принимают. Танкистами могут быть только мальчики.
Люда: Я знаю… (тяжелый вздох). Я писала письмо в танковое училище. Они мне также ответили.
Ученица 2: Видишь, и сама понимаешь это. Так зачем мечтать о том, что не сбудется?
Ученик 3: Да, это глупо и смешно.
Ученица 1: И бессмысленно. Какая нелепая мысль: девочке учиться на танкиста!
Дети начинают тихо смеяться.
Учитель: Тише, дети. Нельзя смеяться над этим. Это невежливо и неуважительно. Так вы показываете свою невоспитанность. А вы ведь хорошие и воспитанные девочки.
Все (хором): Да, Елена Владимировна.
Включается запись школьного звонка.
Учитель: Ах, ребята, как быстро с вами время пролетело! Всем спасибо за урок, продолжим тему на следующем занятии.
Все: До свидания!
Ученицы (кроме Ани и Люды) берут свои стулья и отправляются за кулисы. Останавливаются Аня и Люда.
Ученица 1: Глупая ты, Люда. Нет бы о серьезных вещах думать, о будущем, а не об этом.
Люда (опуская взгляд в пол): Да… Наверное, вы все правы.
Ученица 1: Конечно. Заходи лучше ко мне сегодня, уроки сделаем.
Люда: Да, конечно. Иди, я догоню тебя.
Все уходят со сцены, включая учительницу, кроме Люды. Стул ее уносит учительница.
Люда: Я так люблю свою Родину и хочу ее защищать. Разве можно не любить свой дом, родителей, улицу, по которой ходишь? Даже находясь далеко, любой из нас ведь тоскует по родным местам. Можно назвать это ностальгией, а я же хочу назвать это чувство любовью к Родине. И ведь это естественное желание защищать Родину от врагов. Разве я не права?! (Обращаясь к залу)
Но все смеются над тем, что я хочу быть танкистом. Называют это нелепостью и глупостью. Но как же хочется, чтобы все мечты исполнялись. Хочу, чтобы гордились родители, Родина. Хочу быть полезной, нужной любимой стране. Как здорово защищать людей, спасать их. А потом видеть их счастливые глаза, слушать слова благодарности и быть частичкой этого счастья! Ах, не честно, что одни мечты сбываются, а другие – нет. Несправедливо… (опуская голову вниз)
Голос за кулисами: Люда, ты где?!
Люда: Иду. (Бежит за кулисы)
Действие 2.
СЦЕНКА 1 (МАТЬ И ДОЧЬ)
Дочь (почесывая ссадину на руке): Мама-а-а!
Мать: Снова дралась во дворе?
Дочь:
Да! Мама, но я не плакала!
Вырасту, выучусь на моряка.
Я уже в ванне плавала!
Мать:
Боже мой, не девочка, а беда!
Сил моих больше нет!
Дочь: Мама, а когда я вырасту?
Мать: Вырастешь, не торопись. Ешь скорее кашу.
Дочь: Мама, купим живого коня?
Мать (возмущаясь): Коня? Да что ж это делается?!
Дочь: Мама, а в летчики примут меня?
Мать:
Примут, куда ж они денутся?
Ты же из каждого, чертенок,
Душу сумеешь вытрясти!
Дочь:
Мама, а правда, что будет война,
И я не успею вырасти?
Мать: Что же ты такое говоришь, доченька, конечно нет! Доедай кашу и иди встречать сестру и брата. (Заходит Люда и братик, сестренка кидается им на шею)
Выдвигаются шторки, действие позади них меняется, выносятся нужные реквизиты и декорации, шторки раздвигаются, начинается 3 действие.
Действие 3.
Декорации: стол, стулья, цветы, ваза, ведро, тряпка, чайный сервис, красивая шкатулка (с фигурками внутри), мяч.
Братик: Люда, Люда, а я книжку дочитал, которую мы начали читать вчера.
Люда: (обращаясь к братику) Ты такой молодец, я горжусь тобой! (обращаясь к маме) Привет, мама.
Мама (подметая): Привет, родная моя! Садись поешь, потом помощь нужна будет по хозяйству.
Люда: Да, конечно, мама! (берет тряпку, протирает стол)
Братик: Люда, ты обещала нам рассказать сказку!
Люда: Да?
Братик: Да, да! Ты обещала, что когда придешь со школы, расскажешь сказку!
Люда: Значит, хочешь сказку?
Братик (громко прыгая и хлопая в ладоши): Да, хочу-хочу! Очень хочу!
Мама: Ах, проказники! Сестра занимается делами, а вы ее отвлекаете!
Братик и сестра (расстроенно): Ну, мама!
Люда (улыбаясь): Мама, я расскажу сказку, а потом займусь делами, хорошо?
Мать: Как знаешь. Но потом обязательно сделайте уроки. Зайду к Марине ненадолго за молоком, не теряйте меня! (Уходит за кулисы или помогает с кукольным театром)
Дети (хлопая ладошками): Ура!
Люда достает шкатулку, открывает достает фигуры, раздавая детям. Начинается кукольный театр или теневой, голос Люды рассказывает сказку с боку, а театр стоит посередине сцены: Жили-были муж да жена. Были у них дочка Машенька да сын Ванюшка.
Собрались как-то раз отец с матерью в город и говорят Маше:
— Ну, дочка, будь умница: никуда не уходи, береги братца. А мы вам с базара гостинцев привезём.
Вот отец с матерью уехали, а Маша посадила братца на травку под окном и побежала на улицу, к подружкам.
Вдруг, откуда ни возьмись, налетели гуси-лебеди, подхватили Ванюшку, посадили на крылья и унесли.
Вернулась Маша, глядь — братца нету! Ахнула она, кинулась туда, сюда — нигде Ванюшки не видно. Кликала она, кликала — братец не откликается. Стала Маша плакать, да слезами горю не поможешь. Сама виновата, сама и найти братца должна.
Выбежала Маша в чистое поле, глянула по сторонам. Видит — метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за тёмным лесом.
Догадалась Маша, что это гуси-лебеди унесли её братца, бросилась догонять их. Бежала, бежала, видит — стоит в поле печка. Маша к ней:
— Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
— Подбрось в меня дровец,— говорит печка,— тогда скажу!
Маша поскорее дровец нарубила, в печку подбросила. Печка сказала, в какую сторону бежать. Побежала Маша дальше. Видит — стоит яблоня, вся румяными яблочками увешана, ветки до самой земли склонились. Маша к ней:
— Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
— Стряси мои яблочки, а то все ветки погнулись — стоять тяжело!
Стрясла Маша яблочки, яблоня ветки подняла, листики расправила. Маше дорогу показала.
Бежит Маша дальше и видит: течёт молочная речка — кисельные берега. Маша к ней:
— Молочная речка — кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?
— Упал в меня камень,— отвечает речка,— мешает молоку дальше течь. Сдвинь его в сторону — тогда скажу, куда гуси- лебеди полетели.
Отломила Маша большую ветку, сдвинула камень. Зажурчала речка, сказала Маше, куда ей бежать, где гусей-лебедей искать.
Бежала, бежала Маша и прибежала к дремучему лесу. Стала на опушке и не знает, куда теперь идти, что делать. Смотрит — сидит под пеньком ёж.
— Ёжик, ёжик,— спрашивает Маша,— не видал ли ты, куда гуси-лебеди полете ли?
Ёжик говорит:
— Куда я покачусь, туда и ты иди!
Свернулся он клубочком и покатился между ёлками, между берёзками. Катился, катился и прикатился к избушке на курьих ножках.
Смотрит Маша — сидит в той избушке баба-яга, пряжу прядёт. А Ванюшка возле крылечка золотыми яблочками играет.
Подкралась Маша тихонько к избушке, схватила братца и побежала домой.
Немного спустя глянула баба-яга в окно: нету мальчика! Кликнула она гусей-лебедей:
— Скорей, гуси-лебеди, летите в по гоню!
Взвились гуси-лебеди, закричали, по летели. А Маша бежит, несёт братца, ног под собой не чует. Глянула назад — увидела гусей-лебедей... Что делать? Побежала она к молочной речке — кисельным берегам. А гуси-лебеди кричат, крыльями хлопают, нагоняют её...
— Речка, речка, — просит Маша,— спрячь нас!
Речка посадила её с братцем под крутой бережок, от гусей-лебедей спрятала. Гуси-лебеди Машу не увидали, мимо пролетели.
Вышла Маша из-под крутого бережка, поблагодарила речку и опять побежала.
А гуси-лебеди увидали её — воротились, летят навстречу. Подбежала Маша к яблоне.
— Яблонька, яблонька, спрячь меня!
Яблонька заслонила её ветками, при крыла листочками. Гуси-лебеди покружились, покружились, не нашли Машу и Ванюшку и пролетели мимо.
Вышла Маша из-под яблони, поблагодарила её и опять пустилась бежать!
Бежит она, несёт братца, уж недалеко и до дома... Да, на беду, гуси-лебеди снова увидали её — и ну за ней! Гогочут, налетают, крыльями над самой головой машут — того и гляди, Ванюшку из рук вырвут... Хорошо, что печка рядом. Маша к ней:
— Печка, печка, спрячь меня!
Печка её спрятала, заслонкой закрыла. Гуси-лебеди к печке подлетели, давай заслонку открывать, да не тут-то было. Сунулись они в трубу, да в печку не попали, только крылья сажей вымазали.
Покружились они, покружились, покричали, покричали да так ни с чем и вернулись к бабе-яге...
А Маша с братцем вылезла из печки и пустилась домой во весь дух. Прибежала домой, умыла братца, причесала, посадила на лавочку, сама рядом с ним села. Тут и родители приехали.
Кукольный или теневой театр заканчивается. Герои выходят на середину сцены.
Братик: Люда, а ты спасала кому-то жизнь?
Люда: Нет, но я хотела бы помогать людям. Это ведь так прекрасно, это делает меня счастливой. Ведь делая добро, мы становимся лучше… А теперь пойдем в комнату. (Берет его за руку, ведет за кулисы) Сделаем уроки.
Далее выступление
Действие 4.
Звук грома. Выступают чтецы под тревожную музыку, черный фон.
Той первой ночью
Ещё той ночью игры снились детям,
Но грозным рёвом, не пустой игрой,
Ночное небо взрезав на рассвете,
Шли самолёты на восток.
Их строй
Нёс, притаясь, начало новой ноты,
Что, дирижёрским замыслам верна,
Зловещим визгом первого полёта
Начнёт запев по имени — война.
Но дирижер не знал, что в этом звуке,
Где песнь Победы чудилась ему,
Звучат народа собственного муки,
Хрипит Берлин, поверженный в дыму.
Той первой ночью, в ранний час рассвета,
Спала земля в колосьях и цветах,
И столько было света,
Столько цвета,
Что снились разве только в детских снах.
Той ночью птицы еле начинали
Сквозь дрёму трогать флейты и смычки,
Не ведая, что клювы хищной стаи
Идут, уже совсем недалеки.
Там где-то стон растоптанной Европы,
А здесь заставы день и ночь не спят.
Притих в лазурной дымке Севастополь.
Притих под белой ночью Ленинград.
Штыки постов глядятся в воды Буга.
Ещё России даль объята сном…
Но первой бомбы вой коснулся слуха,
И первый гром — и первый рухнул дом.
И первый вопль из детской колыбели,
И материнский, первый, страшный крик,
И стук сердец, что сразу очерствели
И шли в огонь, на гибель, напрямик.
И встал в ту ночь великий щит народа
И принял в грудь ударов первый шквал,
Чтоб год за годом, все четыре года,
Не утихал сплошной девятый вал…
… Всё отошло. Заволоклось туманом.
И подняла Победа два крыла.
Но эта ночь, как штыковая рана,
Навек мне сердце болью обожгла.
Аудио-сопровождение, слова атора: объявление о войне, крики людей, детей, плач, рыдания. Эти люди с криками и волнениями разносят весть по дороге к своему дому, взрослые и дети кричат в унисон от страха. Все понимают, что больше не будет как раньше, что наступил страшный день, а название у этого дня-война.
Крик 1: Война началась! Война! Ах, что же теперь будет! Дочка, беги скорее к своим.
Крик 2: Мама, мне страшно!
Крик 3: Что же теперь будет?
Крик 4 (плач): Не отдам детей своих на растерзание фашистам!
Резкое затемнение сцены, шторки, выносятся декорации. Шторки раздвигаются, за ней комната. Мать сидит, готовит. Выбегает Люда, платок слетел с головы, она напугана. Люда выбегает на сцену, платок упал с плеч, запыхавшаяся, с красным разгоряченным лицом. Падает на колени, упав. Но не замечает этого.
Люда: Мама, война началась! Люди на улице кричат про войну. Мамочка, война началась! Неужели это правда? Как же мне страшно… Что же теперь будет?
Утыкается лицом в ладони. Заходит испуганный брат. Мама, ошалевшая, уронила чашку. Тревожная музыка.
Братик: Война! Война! – Кричали люди – прячьтесь! (мама роняет чашку с рук)
Маленький сынишка бежит к матери с одним вопросом:
-Мамочка, скажи, а правда, что война?
Голос за кадром: Не хотела она признавать, хотела уши закрыть и не видеть всего этого, спрятать детей своих и ждать конца этого ужаса, но нет, так не выйдет:
Мать: Да, родной, это так, но ты не бойся, нас это не коснётся, всё будет хорошо, нас защитят.
Голос за кадром: Старшая дочь Люда всё слышала, сердце сжалось от волнения, знала одно она, что точно пойдет на войну, что ничего ее не остановит.
Люда: Мама, я пойду на войну! Я пойду защищать нашу Родину! Я пойду!
Голос за кадром: Забилось сердце у матери…
Мать: Даже не думай! Не допущу такого! Ни за что! (нервно кричала мама)
Люда: Мама, мамочка, ты прости меня, но сердце рвётся, к бою рвётся! (кричала Люда, падая на грудь матери).
Мать: Не пущу! – Судорожно вопила мать – Не смей, только через мой труп!
Но Люда уже не слышала мать, она собирала вещи, хлеб, носки, всё самое необходимое и нужное в дорогу. Мать бросалась ей в ноги, отбирала вещи, не давая их собрать и плакала, Люде маму было жалко, но куда ты денешься, если рвётся в бой душа. Братик маленький не понимая, что происходит, стоял в углу, вытирая слезы.
Люда собрала вещи, мама от безысходности сидела за столом, взявшись за волосы, и плакала тихонько.
Мать: Глупая, глупая дурочка, ну куда тебя чёрт влечёт, на смерть верную...
Люда подошла к маме, села и положила голову на колени ей, поглаживала её мама по голове и плакала.
Голос за кадром: Не понимала она дочь свою, зачем её на смерть влечёт, к врагу ненавистному. Хотела она уберечь ее, спрятать от всего плохого и страшного, но не смогла, рвётся она в бой…
Люда: Мам, пора мне, пока не опоздала. (Аккуратно, в полголоса сказала Люда)
Мать: А если не вернешься … (тихонько прибавила) Умру, если только не вернешься. Умру!
Подняла Люда на маму глаза, слезы ей вытирая.
Люда: А я вернусь, я тебе обещаю, вернусь! Вернусь целой и невредимой.
Встала Люда, завязала платочек с вещами потуже, оттряхнула подол, посмотрела на мать, подошла к братишке, обняла, что есть мочи, поцеловала и прошептала.
Люда (шепотом): Будь храбрым, никогда ничего не бойся и иди за мечтой! И береги маму. Помогай ей.
Братик: Люда! – в слезах крикнул он, обнимая - Обещаю, что буду беречь мамочку, что буду слушаться, не буду капризничать. Ты только возвращайся.
Подошла к матери, посмотрела в глаза уставшие, обняла и одно лишь сказала:
Люда: Обещаю, я вернусь.
Мать: Я буду ждать тебя днём и ночью. (Стук сердца заглушал все вокруг у нее).
Люда отвернулась, но мать до последнего пыталась удержать её руку.
Резкое затемнение сцены.
Действие 5.
Костюм медсестер, сумки с красным крестом, бинты, аптечка, ковер, стол. Каждая медсестра выходит занимаясь чем-то или вдвоем под руку с другой медсестрой.
Медсестра 1: (объясняет второй, как правильно перебинтовывать) Да, вот так. Левой придерживаешь, а правой – наматываешь.
Медсестра 2: А как завязывать?
Медсестра 3: Давай я покажу, смотри.
Медсестра 4 (на ней показывают как правильно)
Медсестра 5 (собирает аптечку)
Медсестра 6 (ведет учет)
Заходит Люда. Все повернулись к ней.
Люда (смущенно): Здравствуйте…
Медсестра 7: Ой, а ты новенькая? (обращаясь к главной героине)
Люда (тихо): Да.
Медсестра 1: Не стесняйся, проходи!
Медсестра 2: Как тебя зовут?
Медсестра 3: Откуда ты?
Люда: Я Люда. Из Акимовки. А вы? Как вас зовут? Расскажите о себе, пожалуйста…
Медсестра 1: Я Катя, тоже из Акимовки. (Улыбаясь) Земляки значит.
Медсестра 2: А я Ульяна. Закончила семь классов. Люблю читать. И танцевать. Ты бы видела, как я танцую. (Делает кое-какие движения, некоторые засмеялись негромко)
Медсестра 3: Тише, Уля, болтушка наша. Я Роза, до войны училась в школе в 6 классе, мечтаю быть учительницей. (Мечтательно закрывает глаза) Когда война кончится, пойду в пединститут, а затем устроюсь в родную школу.
Медсестра 4: А я буду художником. Как люблю рисовать, не представляете, девочки. Особенно леса, реки, озера, мирное ясное небо. Меня, кстати, Олей зовут (опомнившись, она сказала)
Медсестра 5: Я Настя. Я просто соскучилась по родителям и друзьям. По школе. По маминым пирогам. Не хочу ничего. Домой хочу. Как же несправедливо, что война решает наши судьбы.
Медсестра 6: Полно, Настя. У нас же гостья, зачем девочку расстраивать. Все мы скучаем по родителям. Я вот хочу просто надеть мое любимое синее платье и пойти на танцы. И ни о чем не думать, просто кружиться. И забыть эту проклятую войну. Хотя бы на денек.
Медсестра 7: Надеть бы легкие туфли и любимый сарафан, забыть бы о бедах и радоваться каждому дню. И видеть маму счастливой и улыбающейся. И прочитать бы сказку сестричке. (Мечтательные лица у них)
Медсестра 1: Это Варя и Валя, наши лучшие медсестры.
Люда: Я вас всех понимаю. Так хочется домой. К маме, сестре, братику. (Плачет, медсестры подбегают к ней) А вдруг я их больше не увижу?!
Медсестра 2: Не плачь, гони-ка эти мысли с головы. Конечно, увидишь. Никуда ты не денешься.
Медсестра 3: Встретитесь. Я верю, Победа скоро. И все, все мы вернемся домой. Давай лучше эти мысли выкинем из головы. Ты умеешь перевязывать раны?
Люда (очнувшись): Точно, я ведь и не умею. Научите меня пожалуйста. Простите, девочки, за слабость минутную. Нельзя плакать, нужно трудиться во благо Родины, чтобы защитить ее от фашистских захватчиков.
Медсестра 4: Верно говоришь, слезами горю не поможешь. А делами, спасая жизни, мы сделаем победу еще ближе к нам!
Люда: Да, солдатам нужна наша помощь. Скорее учите меня делать перевязки.
Медсестра 1: Чему сможем-научим. А всему война научит…
Девочки садятся, делают перевязки. Грустное молчание, вздыхания. Начинается песня-монолог.
"Монолог медсестры"
Ах, девочки! Дожить бы до победы!
Сменить кирзу на лаковый каблук
и в легком платьице в цвет утреннего неба
пройтись по городу в кругу своих подруг.
Забыть войну и цвет бинтов кровавый!
...За городом над чистою рекой
упасть в цветущие дурманящие травы
и насладиться мирной тишиной...
Забыть войну. И в первый раз влюбиться
в героя или просто паренька,
да так, чтоб с ним навек душой сродниться
и не расстаться больше никогда!
И пусть потом у нас родятся дети:
два мальчика и девочка одна!
И будет вечный мир на белом свете!
Потом...Когда закончится война...
Ах, девочки! Дожить бы до победы!
Начинается песня
Все вздыхают. Внезапно молчание прерывается. На сцену забегают две девушки-партизанки. Одна поддерживает другую, вторая ранена в руку, держит руку. Медсестра поворачивает голову к ним, тут же вскакивает.
Медсестра: Девочки, раненый солдат. Срочно помощь нужна.
Все вскакивают, Люда смотрит. Медсестры усаживают раненую. Берут бинты, какие то бутылочки.
Медсестра 2 (обращаясь к Люде): Чего стоишь? Пойдем, помогать будешь, заодно и научишься.
Люда подбегает.
Подруга раненой (гладит ее по голове, плачет): Держись, Марина. Сейчас тебе помогут.
Раненая (со слезами): Как же больно. Никогда я не чувствовала такую боль. Так вот что чувствуют, когда стреляют.
Медсестра 3: Где же вас ранили?
Подруга: Да там, возле холма. Хорошо, что ребята помогли, иначе Марина много крови бы потеряла.
Медсестра 4: Да, вы вовремя подоспели. Молодцы.
Раненая: Как же больно. Я не умру? Я обещала вернуться своей семье.
Люда: Нет, конечно. Наши девочки помогут тебе. И ты вернешься домой, будешь здоровая. До свадьбы точно заживет!
Раненая: Спасибо. Я так испугалась…
Девочки заканчивают перевязку.
Медсестра 5: Проводите ее в другую комнату. Сейчас ей нужен отдых и покой.
Девочки уходят.
Люда: Вы такие молодцы! Теперь я точно уверена в победе, зная какие медсестры у нас замечательные!
Медсестра 6: Да что ты. Это еще пустяки. Могут привести такого раненного, что не знаешь, как помочь. Он смотрит на тебя с надеждой, а ты понимаешь, что нет у тебя лекарств таких или что опытный врач нужен, чтобы провести операцию. А он далеко. В такие моменты особенно тяжело... Понимать, что ты ничем не можешь помочь.
Медсестра 7: Не надо о грустном, прошу! Будем делать наше дело. Лечить и помогать. Ради победы. Чтобы следующее поколение и поколения далее не совершали таких ошибок. Идем, Люда, я покажу тебе здесь все, что где лежит. Научу тебя всему, что знаю. Скоро и тебе нужно будет спасать людей.
Медсестры уходят. Выступление.
Действие 6.
Голос за кадром: Юная девчонка, уже привыкшая к взрывам и пулемётным выстрелам, юрко перевязывала раненных бойцов. Однажды, Люда в бою услышала чей-то жалобный зов, она вполз пошла на тяжелые стоны, как оказалось ранен наш солдат, видно было, что юный белокурый парень был не просто ранен, но сильно испуган, глаза метались из стороны в сторону, ища надежду на жизнь, но испуг был сильнее, увидев Люду, более хрупкую и смелую девушку, он, стараясь взять себя в руки, зажмурил глаза, будто проглатываю жидкость чего-то горького и горячего.
Люда: Солдатик, миленький! (кричала Люда) Ну дайся же ты мне, дай я тебя перевяжу!
Солдат: Фашистская морда, гад! Сестричка, ну чем же ты мне поможешь, я ранен! Ранен, видишь!?- Жалобно, но в то же время храбро взвыл он. - Иди, иди прошу тебя, мне не помочь, я тяжко ранен!
Люда: А как я брошу то тебя, живого, раненого, мы с тобой одно дело делаем, Родину защищаем, и как же так, руки опустить решил!? Да не за что не поверю, что русский солдат, да просто лёг от пули фашистской без борьбы!
Одним сильным движение она пододвинула его плечо к себе, принялась перевязывать рану.
Голос за кадром: И всё же Люда думала: «Что он ощущает, как борется с нахлынувшим страхом и, что заставляет его пойти против собственного инстинкта самосохранения?».
Люда: Ну, всё солдатик! Жить ты будешь, победу будем добывать! – успокоила она его.
Пока она перевязывала солдата, немцы зафиксировали точку и били по ней.
Подавай патроны! – кричал ей второй пулемётчик.
Люда: Что? Ну как, я не умею! – в растерянности сказала она, но увидев сердитое лицо солдата, поняла, что выхода нет, что надо помогать. – Давай я лучше стрелять буду, я умею! А ты патроны мне давай!
Голос за кадром: И стреляла она до тех пор, пока не остановили они немцев, которые шли на них. Ничего кроме шума в ушах, тупой боли во всем теле, растерянности и ненависти. Никакие чувства не может испытывать белокурая девчушка, не понимает и вовсе, почему солдаты смотрят на неё с тревогой.
Солдат: - Ты милая…- Он не знал, как не спугнуть юную, как правильно сказать.- Смотри на меня, а главное доверься…
Голос за кадром: Люда видела разные раны, много смертей, но никогда не могла понять солдат, которые лежали без единой слезы, с холодным разумом, что они чувствовали при ранениях, что они чувствовали, находясь на волоске от смерти. Но теперь точно знала, почему хладнокровность к себе, почему так храбро и смело шли на смерть, теперь понимала, что и жизнь отдать не жалко за Родину, что один страх может быть у русского солдат - это потерять Родину, отдать фашистам. Люда взглянула на свои ноги, они были ранены, пуля была так глубоко, что кровь не могла остановиться, уже красным цветом окрасилась юбка, вся сумка, которая весела на бедре для бинтов была ярко красная. Люда взглянула на солдата с улыбкой, без тревоги, а с мужественностью…
Солдат взял все бинты, неловкими движениями сделал жгут потуже, взял на руки Люду, которая уже теряла сознания, и быстро понёсся за помощью врачей, к счастью недалеко был пункт, в котором оказали первую помощь юной девушке. Относит за кулисы. Оттуда голоса под тревожную музыку.
Голос 1: Господи, бедная девочка.
Голос 2: Давайте я возьму ее на руки.
Голос 3: Кто-нибудь позовите врача. Врача надо! Срочно!
Голос 4: Девочка потеряет много крови. Чего стоите?!
Голос 5: Что же это? Как же так?
Выдвигаются шторки. Сцена меняется. Шторки раздвигаются, следующее действие. Появляются медсестры. Меняются декорации, одна катит стол, вторая стул. Там были медсестры, но никто из них не мог провести тяжелую операцию. Девушки начали думать, что Люда не сможет ходить (беседа медсестер).
Медсестра 1(сидит за столом, пишет письмо): Наша милая Люда, такая смелая и отважная. И такое несчастье. Я не знаю, как написать ее семье о том, что она ранена. И большая вероятность того, что она не сможет ходить…(не закончив, шмыгает носом, плачет)
Медсестра 2: Она героиня. Спасла жизнь солдату. Почему судьба так распорядилась? Она ведь хотела вернуться домой, обнять своих родных. А теперь она останется калекой. Ах… Бедная девочка. (Все подхватывают: «Бедная девочка»)
Медсестра 3: Да вы что, девочки. Нужно всегда надеяться на лучшее. Даже, когда кажется, что ситуация безнадежная. Люда очень сильная девочка, она справится со всеми трудностями.
Медсестра 4: А если нет? Как мы ей скажем, что она не сможет ходить? Кто скажет? Ты? Я не смогу. Это очень тяжело. Все врачи говорят, что с такой раной шансов остаться не инвалидом минимальны. А они ведь опытные и умные врачи. И все качают головой, сдерживают слезы, что не смогут ничего делать. Одна надежда на Ивана Александровича. Если и он не сможет провести операцию, то уже никто не сможет.
Медсестра 5: Варя пошла за ним. Иван Александрович лучший врач. Я уверена, он поможет. А вы уже поставили крест на Люду-то нашу. Она со всем этим справится, и еще будет бегать и танцевать. Вот увидите.
Медсестра 6 (вздыхая): Мне бы твою уверенность. Как же сочувствую Люде. Лишь бы надежда не угасала в ее глазах.
Выбегает Медсестра 7, запыхавшись после бега: Девочки, чего сидим? Иван Алексеевич пришел, нужно Люду к нему принести. Помощь нужна! Идем!
Медсестры быстро вскакивают, забирают стул, стол.
Медсестра 3: Идем, идем!
Идут за кулисы. Выходят выступающие девочки, поют песню.
Действие 7.
Выносят лежачую Люду. На сцене врач, медсестры.
Врач: Здравствуйте, девочки.
Медсестра 1: Здравствуйте, спасибо, что пришли. Вы - наша последняя надежда.
Доктор: Я пришел к Люде! Я готов осмотреть ее.
Медсестра 2: Пожалуйста, помогите ей. Я не вынесу этого. Она… она совсем…
Доктор (перебивая): Девочки. Я все понимаю. Я ведь уже пришел. И хотел бы ее осмотреть.
Медсестра 1: Да-да. Конечно. Извините, проходите. Только, пожалуйста…
Доктор: Да?
Медсестра 1: Не дайте ей умереть, пожалуйста, только не дайте ей умереть…
Подходит доктор к Люде, другие медсестры помогают ей сесть, также везут на передний план сцены. Врач осматривает девочку, ее ногу.
Люда: Девочки, что случилось? Уже совсем светло, а я еще в постели? Почему же я не встаю? (пытается встать) Я не могу встать!
Доктор: Нет, нет, давай пока не будем вставать!
Люда (замечает врача): Здравствуйте. Вы врач? Но почему вы все здесь? Что случилось? И почему я не могу встать? Я только очнулась? ...
Медсестра 3: Видишь ли, дорогая, у тебя сильное ранение. В тебя попали, когда ты спасала того солдата.
Люда: Ах, да, я вспоминаю, я стреляла во врагов! Я и не заметила, как меня ранили. Помню боль, а потом глазах потемнело. А очнулась, увидела всех вас. Но не могу ногами пошевелить. Что же это?!
Доктор: Да. И теперь тебе придется некоторое время полежать.
Люда: А как долго будет это время, мне ведь надо Родину защищать. Завтра мне легче будет?
Доктор: Нет, боюсь, что завтра еще не сможешь.
Люда: А, я поняла. У меня сломаны ноги, да?
Доктор: Да…
Медсестра 4: Милая, как ты себя сейчас чувствуешь?
Люда (со странной улыбкой): Мне лучше, только у меня сломаны ноги и поэтому я не могу встать. Но я рада вас всех видеть. Все живы и здоровы.
Медсестра 5: Милая наша, Люда… (гладит ее по голове и плачет).
Люда (не понимая, с улыбкой): Ой, Леночка, а почему ты плачешь?
Медсестра 5 (вытирая слезы): Это, милая, я от радости, что ты пришла в себя, это от радости…
Люда: Тот солдат выжил? С ним все хорошо?
Медсестра 6: Да, милая, он жив и идет на поправку. Ты его спасла, если бы не ты, он бы погиб.
Люда (радостно): Я так счастлива! Вообще это конечно печально провести целый месяц в постели, но я рада, что я спасла жизнь человеку.
Доктор: А сейчас, давай примем вот эти таблетки и немного поспим.
Люда: Но я вовсе не хочу спать!
Доктор: Чем больше ты будешь спать, тем быстрее пойдет выздоровление, ведь ты не собираешься болеть долго?
Люда: Конечно, нет. Давайте сюда таблетки.
Доктор: Ну, вот и хорошо, вот и славно…
Люда: Варя?
Медсестра 7: Да, милая.
Люда: Ведь война скоро же кончится? Не может быть такого, чтобы этот ужас продолжался столько времени?
Медсестра: Да, милая.
Люда (обнимая девочек): Я тогда лягу спать. Чтобы поправиться быстрее.
Медсестры: Спи дорогая, выздоравливай скорее!
Медсестра 1 и 2 с врачом отходят от постели.
Медсестра 1: Иван Александрович, вы просто волшебник, спасибо вам!
Доктор: Девочки, боюсь нам рано радоваться.
Медсестра 2: Что? …
Медсестра 1: Что случилось? …
Доктор: Я боюсь … что… Что Люда больше не сможет ходить…
Медсестра 1: Нет, нет, только не это! Вы уверены? Нет, только не это. Мы же так надеялись на вас!
Доктор (опуская взгляд вниз): Боюсь, что это так.
Медсестра 2: Нет, я не могу поверить, что наша крошка больше не сможет ходить.
Во время последнего диалога Люда просыпается, привстает на руках. Глаза ее округляются. Медсестры испуганно смотрят на нее
Люда: (кричит) Нет! Как же так?! За что?
Медсестры 3,4,5,6,7: Она знает! Она услышала!
Люда падает от шока на руки Вали. К ней подбегает врач.
Люда: Доктор?!
Доктор (тихо): Да? ...
Люда: Зачем вы это сказали? Скажите, что это не так! Что это не правда!
Врач отворачивается.
Люда: Почему вы не смотрите на меня? Это что, правда? Я больше не смогу ходить?! (Ее голос очень сильно дрожит)
Доктор (начинает нервничать): Не надо думать об этом. Просто пока не думай об этом и все!
Люда: Но как же я могу не думать об этом? Как же я посмотрю в глаза моим близким? Если я буду калекой, моя мама не выдержит этого горя. А мой братишка… Я ему обещала вернуться целой и невредимой.
Свет постепенно гаснет. Проектор на Люду. Все, кроме Люды уходят.
Люда: Как же я могу не думать об этом? Теперь это единственное, о чем остается думать. Ведь это значит, что я больше не смогу спасать Родину, лечить больных, помогать людям, больше не пойду в школу, не пойду в гости к моим любимым и близким. Я буду бесполезной, вечно прикованной к постели. Это значит, что я вообще никуда теперь не пойду! Но ведь я теперь не смогу делать добрые дела! Чем же я могу быть полезна, когда не могу ходить? Чему можно радоваться, когда больше никогда в жизни не сможешь ходить!?
Люда откидывается назад, хватаясь за голову. Фонограмма с эхом, перекличка трех фраз в разных вариациях: Но ведь я теперь и радоваться совсем перестану! Чему же можно радоваться, когда не можешь ходить? Чему можно радоваться, когда больше никогда в жизни не сможешь ходить!?
Действие 8.
Люда лежит. Рядом с ней сидит Катя.
Катя: Люда. Просыпайся, уже утро.
Люда: Доброе утро, Катя. Хотя не знаю. Можно ли назвать его добрым?
Катя: Представляешь, пока ты спала заходил тот солдат, которому ты жизнь спасла. Он хотел отблагодарить тебя, но ты спала.
Люда (улыбаясь): Правда?
Катя: Да…
Люда: Я так рада. А он еще здесь? Скажите, что он еще здесь.
Катя: Ты хочешь его увидеть? Сейчас позову его, он решил подождать, когда ты проснешься.
Люда: Конечно, зови! Я так рада, что вы пришли!
Заходит солдат, с перевязанной рукой, лицо в ссадинах, но счастливый.
Солдат: Здравствуй, Люда!
Люда: Здравствуйте! Я так рада видеть вас!
Входят Медсестра2 и доктор. Оба улыбаются.
Люда: Здравствуйте, Иван Александрович. Представляете, это тот самый солдат, с которым мы были вместе на поле боя….
Доктор (перебивая): Люда, у нас для тебя два радостных известия. Первое это то, что ты отправляешься в поездку.
Люда (с недоумением): В какую поездку?
Доктор: Я написал о твоей болезни своему знакомому врачу, и он согласился посмотреть, что он может для тебя сделать.
Люда: Ой, это прекрасно! Это значит, что есть большая вероятность того, что я смогу встать на ноги и ходить?
Медсестра 2: Да, милая.
Медсестра 1: Это лучшая новость за последнее время! Давай собираться, Люда. Времени мало.
Люда: Я так рада, так рада. Это значит, что я вернусь домой здоровой, как и обещала своим родным!
Медсестра 1: Да. Поэтому мы сейчас же начнем собираться.
Люда: Ой, спасибо девочки. Вы самые замечательные!
Солдат: Это тебе спасибо, Люда! Если бы не ты, то не было бы меня на этом свете. В добрый путь!
Действие 9.
На сцене стол, стулья, мать сидит грустная, вздыхает, чем-то занимается. Братик тоже сидит рядом. Вдруг доносится шум, выходит Люда с перевязанной ногой, счастливая.
Люда: Мама! Братик мой! Я вернулась! Я дома, как и обещала вам!
Мама и братик вскочили, посмотрели на Люду, у матери с рук упала чашка.
Мама: Люда, доченька моя!
Братик: Сестра, ура, ты вернулась! Мама, я же говорил, что она сдержит обещание!
Люда: Конечно, сдержала. Я всегда сдерживаю обещания.
Семья обнимается. Мать берет лицо дочери в руки.
Мама (плачет): Как же ты изменилась, мудрость в глазах появилась, так повзрослела.
Братик: Мы все твои письма храним. И перечитываем каждый вечер. Мы знаем, что ты героиня, что была медсестрой в 924-м стрелковом полку. Я так горжусь, что у меня такая храбрая сестра! А мама плакала…
Мама (перебивая): Я так испугалась, узнав, что тебя ранили, моя маленькая девочка. Не могла сдержать слез. Как же ты выросла. Какая же ты смелая и отважная. (целует в лоб).
Люда: Мама, братик, я о вас каждую ночь думала. Мысли о вас и об обещании сделали меня такой сильной. И любовь к людям и нашему народу. Спасибо вам, что ждали меня, что…
Внезапно стук в дверь, выбегают ученицы в простых платьях, косынках.
Ученица 1: Люда! Ты вернулась!
Ученица 2: Как же мы рады видеть тебя!
Ученица 3: Как же мы соскучились!
Ученица 4: Думали о тебе каждый день и ждали твоего возвращения!
Люда: Девочки, как же я рада видеть вас! (обнимаются)
Ученица 1: Расскажи нам о своих подвигах! Ты теперь героиня! Вся деревня знает!
Все ученицы: Да-да, расскажи! (Люда берет за руки двух, все дружно берутся за руки, идут на передний план, смотрят на зрителей)
Люда (обращаясь к залу): Конечно, расскажу! Но эту великую Победу построили мы все вместе. Все мы герои. Все мы трудились, чтобы снова сверкало солнышко на мирном небе! В каждой семье есть свой герой! Хотим поблагодарить наших уважаемых ветеранов. Вы являетесь великой гордостью, эталоном и примером для подражания. Вы внесли несоизмеримую лепту в развитие и жизнь нашей великой страны. Желаем вам здоровья и долголетия, чтобы вы своим примером всегда ставили ориентиры для молодежи. Сердечное вам спасибо за вашу самоотверженность и мужество!
Низкий поклон нашим героям! Честь и слава им! (все вместе кланяются)
Аплодисменты. Выходит гитарист, звучит песня. Когда песня кончается, начинается финальный танец.
После финального танца выходит режиссер с небольшой речью, затем показывается видео с ветераном.
КОНЕЦ.
Свидетельство о публикации №220040500884