VII. Гл-16. Учим летать на Ан-2 чеха

 *** VII. Девяностые. Запорожский Аэроклуб ***            
 
     В ноябре объявился у нас в штабе АТСК один чех, молодой парень, Радек Еж. Пилот- любитель. Летает у себя в Чехии на каких-то мелких самолётах. По европейским авиационным правилам имеет пилотское свидетельство Пи Пи Эл (РPL), то есть частного пилота. Хочет заиметь свидетельство Си Пи Эл (CPL), это свидетельство коммерческого пилота. По нашим понятиям, - не любителя, а профессионала. И самый простой и наиболее дешёвый путь – это освоить Ан-2. Но у них это дорого, Радеку не по карману. И придумал он освоить Ан-2 на Украине, для этого и приехал. Был в разных местах уже. Начинал от границы, был и во Львовском Клубе, ещё в каком-то, добрался до Киева. Нигде не получается. То Ан-2 нет, то уже сезон закрыли, то ещё что-то. Подсказали ему в Киеве, чтобы обратился он к нам. Сказали, и нам очень приятно это было услышать, что в Запорожье самый «живой» Клуб. По-русски Радек сносно разговаривает с небольшим акцентом, он в Чехии в школе русский язык учил.

     Мы совсем не против, даже только за. Обговорили, сколько часов налёта надо, прикинули, сколько это будет стоить. Грабить Радека мы не собирались, да и хотели помочь ему, поэтому считали по минимуму. В итоге у нас получилась сумма за нужный ему налёт равная 1200 американских рублей, то есть долларов. Он сам предложил доллары, других денег у него и не было. Договорились, что половину он платит сейчас, а половину по окончанию. Начать можем хоть завтра. Радек доволен. И тому, что получит то, что хотел, и тому, что сумма вышла небольшая. В принципе, переучиться на Ан-2 он мог бы и в Чехии, но, как сам Радек и говорил, - там это стоит очень дорого.

     Стали мы выезжать на аэродром. Хоть и ноябрь, но дождей нет, ещё и не очень холодно. Ночуем в домике, печка работает исправно. Володя Дмитрийчук занимается с Радеком на самолёте. Володя, можно сказать, личный инструктор Радека. Изучили матчасть. И теорию и на практике. Литература по самолёту у нас есть, самолёт тоже рядом. Вскоре начал Володя с Радеком уже и летать. Вытаскивали на старт радиостанцию, назначался РП. Всё, как положено. Техник готовит самолёт. Казак регулярно заливает бензин с ТЗ-МАЗа. Остальные присутствуют. Типа группа поддержки. Летает Радек целыми днями вывозные полёты по кругу. По словам Володи, Радек толковый пилот. Соображает, всё на лету хватает. Проблем для него освоить Ан-2 не будет.
 
     По вечерам слушаем рассказы Радека, как они там в Чехии в Европу входят. Сам он деньги на своё лётное обучение зарабатывал в Европе. Как мы поняли, у них проще попадать туда и работать там. Рассказывал, что работал и на уборке табака в Германии, и подрабатывал в каком-то порту в Италии, и даже гонял с друзьями подержанные авто из Франции в Алжир. Кроме русского, Радек в школе учил ещё и английский. И, видимо, был прилежным учеником, или обучение у них поставлено не как у нас, но Радек и по-английски «шпрехал». Для нас все его рассказы, конечно, удивительны. Слушаем, разинув рты. Но больше всего нас удивляло, как у них в Чехии обустроено всё с малой Авиацией. Всё просто и понятно. Очень много разных авиационных клубов и школ. Особо удивило то, что в каждой районной поликлинике есть врач, имеющий право проводить врачебно-лётную комиссию. У нас с большим трудом мы договариваемся проходить ВЛК в военном госпитале, больше нигде сделать это невозможно. А ВЛК приходится проходить раз в год и лётчикам и нашим спортсменам-парашютистам.
 
     Погода, хоть и мерзковато-промозглая, но без дождей, даёт летать нашему Ан-2. И Радек вскоре совершает свой первый самостоятельный полёт на новом для него типе – Ан-2. Поздравили мы его с тем, что теперь он может летать на самом большом в мире самолёте-биплане! Был небольшой «банкет».

     В конце ноября едем с моим знакомым Куркиным в Германию, он хочет купить там машину. Едем автобусом из Киева до Дрездена, там в пригороде живёт Дима Гольман, наш с Куркиным общий знакомый, уехал в Германию на ПМЖ год назад, как этнический немец. Через сутки с небольшим пересекли немецкую границу. Скоро и Дрезден, маршрут автобуса проходит рядом с тем населённым пунктом, где живёт Дима. Выходим на ближайшей остановке нашего автобуса, на парковке какого-то большого недавно построенного супермаркета. Позвонили из телефона-автомата Диме, он должен подъехать за нами.  Ждём, осматриваемся. Мы в Восточной Германии, ещё недавно это был ГДР. Чувствуется разница с Западной Германией – мало личных автомобилей, много автобусов. Обычно в супермаркеты немцы ездят на авто, а здесь большая остановка автобусов. Видно, много разных маршрутов, а сама парковка магазина полупустая. Большинство людей пользуются автобусом.

     Вот и Дима подъехал на автобусе. Едем к нему домой, естественно автобусом. Живёт Дима в двухэтажном небольшом сером доме. Дом далеко не новый. Хоть и трёхкомнатная, но небольшая квартира на первом этаже. Выделил «социал». Здесь Дима живёт уже с полгода после «лагеря» с женой и сыном школьником. Ходят все втроём на языковые курсы, получают деньги от «социала». Накрыла жена его стол, угощают нас. Проблем с продуктами, с бытовыми вопросами особых нет. Денег, что получают от социала вполне хватает, хотя выплаты здесь меньше, чем в западной части Германии.  В квартире прохладно. Дима объясняет, что отопление печное, топят какими-то угольными брикетами, которые бесплатно выделяет социал. Выдают немного, можно ещё докупить, но на этом экономят. Печь стоит на кухне, обогревает и вторую комнату. В третьей комнате отопление вообще не предусмотрено. Да, условия почти спартанские.

     Но Дима доволен. Планирует после окончания языковых курсов идти работать. Куда, ещё даже не представляет. И с работой в Восточной Германии проблем больше и платят меньше. Дима рассказывает, что некоторая часть восточных немцев сожалеют о ГДР.   Вот такие вот парадоксы. Сын Димы учится то ли в шестом, то ли в седьмом классе. В Запорожье занимался в музыкальной школе, играл на саксофоне. Думал продолжить здесь, но тут нет музыкальных школ, можно заниматься только частным образом, что довольно дорого.

     Спрашиваем у Димы, что за развалины в Дрездене, вроде как после бомбёжки? Это мы видели, когда на автобусе проезжали и немного "зацепили" черту Дрездена. Услышали сногсшибательный ответ, что это действительно результат американской бомбёжки в 1945 году. Немцы до сих пор потихоньку восстанавливают...
 
     Созвонился я освоим братом Сашей, он живёт в небольшом местечке недалеко от большого города Кайзерслаутерна, это на самом западе Германии, у границы с Францией. Саша должен за нами приехать. С нами поедет и Дима, он может вырваться на пару дней.
     Забрал нас троих Саша и мы двинулись чуть ли через всю Германию с востока на запад. У брата машина сильно подержанная, не очень большая – Опель Кадет, но бежит резво. Пока ехали по Восточной Германии, двигались не очень быстро – кругом ремонт дорог, строят автобаны. А когда проехали Эрфурт и заехали на Западные земли, поехали быстрее. Здесь, конечно, дороги получше, много автобанов.

     Погостили у брата, места у него много – большая трёхкомнатная квартира. Он работает в какой-то фирме, работает по своей специальности с камнем, реставрируют старые здания и памятники. Дима как раз и интересовался работой, может сюда перебраться.
     Поездили по автохаусам, приобрёл Володя Куркин себе бензиновый Фольксваген Пассат. Не очень новый, но в приличном состоянии и недорого. Дима вернулся на поезде домой, а мы ещё гостили у моих родственников.

    Пора ехать домой. Едем по автобанам, шуршит асфальт, разгоняй любую скорость, на автобане по немецким правилам ограничения скорости нет. Правда много участков с ремонтом, там ограничения. Рулим по очереди, держим курс на Дрезден, заедем к Диме. Появился со стороны двигателя какой-то свист, снизили скорость, прислушиваемся. Свист то появится, то исчезнет. Заехали на стоянку, осмотрели мотор, ходовую, вроде всё в порядке. Приехали к Диме, рассказываем ему про наше «горе». Дима, человек не очень автомобильный, говорит:
 - А может это ремень свистит?
Проверили ремень вентилятора, подтянули, - свист пропал! Да, век живи, век учись… у неавтомобилистов.

     Переночевали у Димы и двинулись строго на восток. Добрались до польской границы, небольшая очередь. Много польских самосвалов. Похоже, из Польши возят щебень и песок в Германию на строительство дорог.
     Меняясь за рулём, почти без остановок, добрались до украинской границы. Там очередь с польской стороны огромная, пришлось всю ночь медленно плестись. К утру проехали украинских пограничников и жадных таможенников. Ну а там уже и рукой подать по украинским ухабам и до Запорожья. Какая-то одна тысяча км!
     Без особых приключений добрались до Запорожья.

05.04.2020 – Севастополь.

* - на фото: - учим летать на нашем Ан-2 чеха – аэр.Васильевка – 1996г.
                Стоят: М.Пузанов, А.Козаченко, Радек Еж, Г.Чергизов.
                Сидят: …, В.Дмитрийчук.
Следующее
http://www.proza.ru/2020/04/05/1254


Рецензии
Уважаемый Геннадий! Понемногу читаю Ваши воспоминания. В 1993 году получал на заводе в Куновице (Чехия) новый самолёт Л - 410 УВП (Э). Где - то неделю торчали на заводе, пока чехи туалет нормальный в салоне сделали и флаги Казахстана на фюзеляж нанесли. У них такого понятия, как аврал нет, всё делали неспеша. Так вот, чехи обучали лётчиков канцлера ФРГ Коля летать на Л - 410 УВП. Достались им от ГДР эти самолёты, выбросить жалко, вот и переучивали лётчиков канцлера. По сути, для канцлера ФРГ (объединенной) машина, что надо. А вокруг завода, как жмели летали маленькие самолётики, приват - клубов. Авиазавод во время войны Мессеры выпускал, а после войны стал делать спортивные самолёты для соцстран СЭВ. Спасибо, Радек Еж напомнил о былом.
С уважением, Николай

Николай Панов   16.04.2020 18:38     Заявить о нарушении
Уважаемый, Николай!
Спасибо за отзыв. Да, Чехия по сравнению со многими странами, просто авиационная держава. Ведь у них давно был авиазавод Аэро, до войны ещё выпускали самолёты. А после войны "клепали" и МиГ-15, -19, -21. Потом Л-29 и -39.
С уважением,
Геннадий Чергизов.

Геннадий Чергизов   16.04.2020 19:16   Заявить о нарушении