Музыка

Пошла я после школы поступать в Театральный институт, на отделение искусствоведения. Но там у меня даже документы не приняли. Сказали:
 
-Куда ты, девочка, пришла? Здесь принимают всего двенадцать человек и, помимо основных документов, необходимо представить не менее двух статей по искусству, опубликованных хотя бы в «Пионерской правде» или «Пионере Востока».

Это заявление Приёмной комиссии вызвало у меня недоумение и растерянность. Как же так? Я же просто жизни своей не представляла без музыки, без служения искусству. А тут какие-то статьи. Откуда мне было знать об этом? В голове и в душе звучала только классическая музыка, виделись сотни, сотни литературных произведений - от классических до рассказов и повестей, напечатанных в последних номерах постоянных наших с сестрой спутников - журналов «Юность», «Смена» и других литературных изданий. Я даже умереть боялась, не успев прочитать и услышать всё это музыкально-литературное богатство.
 А на филфак ТашГУ я недобрала баллов. До сих пор храню выписку из какого-то там протокола. И здесь, кстати, в очередной раз, я столкнулась с несправедливостью. Выяснилось, что сначала меня зачислили, как областную. Даже показали «Личное дело студента». Потом, по чьему-то распоряжению, оставили только выпускников ташкентских школ. А всех нас – районных и областных, отнесли ко второму сорту. Вот так не повезло мне в наше славное время. Но не стоит о плохом. Лучше расскажу о музыке в моей жизни.

Музыку я любила всегда, с самого детства. Откуда это во мне? Любовь к песне, пению – понятно. В нашем доме всегда пели. Я рассказывала об этом в миниатюре «Мама». Пел и отец. Мама рассказывала, что в нашем раннем детстве он брал нас с сестрой нА руки и пел нам свои протяжные иранские песни. Я и сейчас с удовольствием слушаю музыку народов Персидского залива, прежде всего, конечно, - иранскую. А недавно по телевидению с интересом посмотрела какой-то иранский многосерийный фильм. И совсем не стыжусь этого. Это же искусство народа, к которому принадлежит наш отец, а значит, - маленькой частицей его являемся и мы с сестрой!
Но откуда любовь к классической музыке? Да, привИла мне её моя сестра. Она старше на два года, и всегда, во всём я была её последовательницей. Но тогда, откуда у неё эта любовь? Загадка.
Слава Богу, наше Советское радио, потом и телевидение во времена моего детства, ранне-подросткового возраста, да и потом, не скупилось на ежедневные передачи, посвящённые классической музыке, в которых звучали самые разные произведения великих и не очень известных композиторов. Рассказывали и о самих композиторах. Я даже завела общую тетрадь и записывала в неё всё, что слышала в течение дня. Часто по радио передавали концерты по заявкам радиослушателей. В тринадцать лет я даже посылала свою заявку на радио. Была в те годы передача - «В рабочий полдень», начинавшаяся в 14-10, в которой и звучали заявленные произведения. И просьбу мою выполнили! Вот это был восторг! Вот это было счастье! Я знала почти всю классику. По радио уже по первым тактам узнавала почти все музыкальные произведения, конечно же, и оперные арии. Знала и до сих пор помню многих музыкантов и оперных певцов того времени. И сейчас телеканал «Культура» иногда рассказывает о них. И себя  видела в будущем певицей.Но нет, не оперной. ГОлос у меня совсем не "оперный".Пела бы народные песни, может быть, и романсы. Любила романсы, много знала их.

В мои тринадцать лет в Ташкенте при Консерватории открылся интернат для музыкально одарённых детей. И принимали туда только до тринадцати лет. Мы с сестрой просили маму отпустить меня туда. А мама ответила:

- Какой такой интернат? Ещё чего придумали. Тебе что - дома плохо живётся?

 На этом и закончилось моё музыкальное образование. Правда, потом, когда мы с сыном ходили в музыкальную школу, я познакомилась с основами музыкальной грамоты, немного научилась игре на пианино. К сожалению, сын мой не унаследовал моей любви к музыке и не захотел связать с ней свою жизнь.
В школьные годы, бывало, на улице, услышав где-то вдалеке из репродуктора что-то знакомое и любимое, я просто застывала на месте, и не могла даже пошевелиться, пока всё это звучало. Наверное, окружающим это казалось немного странным. Всё это продолжалось и во взрослой жизни. Да и сейчас смотрю только телеканал «Культура», где, к счастью, по-прежнему много музыки. Правда, иногда просто вынуждена переключаться на другие каналы.

На выпускном сочинении меня обидело, даже оскорбило, что некоторым помогали справиться с сочинением. А ко мне подойдут, посмотрят, скажут – «молодец», сама справишься. И всё. Я всегда была вспыльчивой, но умела сдерживать себя, а здесь, от вопиющей несправедливости, выскочила из-за стола и выбежала из класса, и - на улицу. Все учителя всполошились, пытались остановить меня, вызвали маму. А я долго гуляла по нашему пришкольному парку и плакала. Прекрасно понимала всю нелепость создавшегося положения, но ничего не могла поделать с собой. Наконец, на моё счастье, из репродуктора до меня донеслась какая-то прекрасная Музыка. Я, как всегда, замерла на месте и всей душой погрузилась в неё, дослушала это произведение до конца, успокоилась. Потом вернулась в класс и написала своё сочинение.
Такое разве можно забыть?
 


Рецензии