Казахстан и диалог цивилизаций

Об усилиях Казахстана по укреплению политики межконфессионального диалога в мировом масштабе.

Светская дипломатия хотя и мягкая,
но временами жесткая, жестокая и коварная, нежели
устоявшиеся догматические дипломаты от религий. У последних преобладает политика мудрости, у первых – политика силы.


Мухаммед Ибрахим

Cегодняшний мир еще не стал свободным от конфликтов и противоречий. Богастство мира кроется в его многообразии. Однако перед человечеством со всей остротой стоит вопрос. Почему люди разных вероисповеданий и этнического происхождения не всегда могут найти согласия между собой?
ХХ век породил пророчество о межцивилизационных конфликтах способных привести человечество к катастрофе. В зону риска попали страны, где бок о бок проживают конфессиональные и этнические группы. Казахстан, являясь полиэтническим и поликонфессинальным государством, пожалуй, являясь страной с наибольшей конфессиональной и этнической пестротой, также подпадает в эту зону. Однако, Казахстан со всей ответственностью ставит вопрос урегулирования межэтнических и межконфессиональных отношений, увидев в этом залог процветания. Убедившись на своем опыте, что согласие и консенсунс можно найти и поддерживать, он предложил всему миру сделать то же самое.   
В многонациональном Казахстане проживают представители около 130 этносов и свыше 40 конфессий. Прочно установились отношения мира, согласия и взаимного уважения. Благодаря этому мы планомерно выстроили казахстанскую модель развития и добились впечатляющих успехов в модернизации экономики.
С момента обретения независимости в Казахстане проводится взвешенная государственная политика в сфере религиозных и этнических отношений. Она основывается на следующих базовых принципах.
Во-первых, это законодательное и институциональное обеспечение свободы совести и вероисповедания. На уровне Конституции запрещаются любые формы дискриминации по конфессиональному и иным социальным признакам. Закон "О свободе совести и вероисповеданий в Республике Казахстан" создал все правовые основы для свободного функционирования религиозных объединений. Страна присоединилась к сорока международным соглашениям и договорам в области прав человека, в том числе к фундаментальным пактам ООН в этой сфере.
Во-вторых, мы исходим из обязанности государства создавать равные и благоприятные условия для реализации конфессиями своих функций. Либерализация религиозной сферы способствовала резкому росту числа религиозных учреждений – в пять раз за период независимости. Большинство населения Казахстана считает себя мусульманами. Однако доминанта ислама в Казахстане никаким образом не препятствует полноценному функционированию других вероисповеданий.
Примечателен рост числа религиозных учреждений немусульманских конфессий. За годы независимости количество православных приходов возросло в четыре раза, католических – в два раза. Действуют более тысячи миссий и молитвенных домов протестантских объединений, в стране также функционирует 21 иудейская община, впервые за многие века построен буддийский храм.
В-третьих, важным направлением нашей деятельности является стимулирование межконфессионального диалога в Казахстане. Мы создали такой уникальный институт межнационального и межконфессионального диалога, как Ассамблея народов Казахстана.
Успехи, достигнутые Казахстаном как во внутренней политике, так во внешней политике впечатляют. О реформах проводимых Главой государства в стране известны всему миру. Казахстан занимает достойное место в мировом сообществе и успешно развивается.
Хотим особо отметить, что  в Казахстане сама политика государства, Конституция способствуют свободному развитию народов и религий. Более того, эта политика проводится таким образом, что сами религиозные конфессии не ущемляют друг друга. Вот почему идея проведения съезда встретила горячую поддержку не только в самом Казахстане, но и во многих других мусульманских и христианских государствах, в Китае и Индии, у еврейских общин, у представителей самых разных религий.
Первый съезд мировых и традиционных религий, состоявшийся здесь, в Астане, в 2003 году привлек внимание всего мира. До этого столь универсального по представительству конфессий форума не было. Та астанинская встреча дала серьезный импульс для глобального диалога религий, различных форумов, конференций как регионального, так и мирового масштаба. Успешно прошел в 2006 году II съезд лидеров мировых и традиционных религий. В Астане принята декларация Второго съезда лидеров мировых и традиционных религий.
Если три года назад в форуме участвовали 17 конфессиональных делегаций, то в нынешнем съезде принимали участие уже 29 делегаций. Эта динамика показательна и отражает растущий авторитет нашего форума. Она означает, что мы продолжаем вместе идти по пути взаимного понимания, совместного поиска ответов на сложные вопросы, порождаемые современным миром.
Факт проведения подобного съезда рассматривается как большой успех. Иерархи мировых религий благословили Казахстан, назвали его "землей мира и согласия". Своевременной является внешняя инициатива Казахстана «Мусульманский мир и Запад». Как бы относясь к Исламскому миру, Казахстан первым проявил инициативу по проведению межконфессионального диалога с Западом, с христианским миром и не только.   
Еще в феврале 2003 года в Казахстане состоялась международная конференция по укреплению мира и согласия между верующими людьми разных религий. В ней приняли участие представители христианских, мусульманских, еврейских организаций. Эта встреча сыграла свою роль в сближении религий, культур и народов.
Казахстан выстроил модель межэтнического и межконфесионального диалога. Наша модель межнационального и межрелигиозного согласия – это вклад Казахстана в общемировой процесс взаимодействия различных конфессий. Мы хотим, чтобы нас именно так воспринимали на международной арене.
Несколько лет назад у нас была учреждена Ассамблея народов Казахстана, где были представлены интересы всех без исключения наций и религий. Помимо всего прочего Ассамблея является трибуной для представителей различных конфессий.  По реформе ее девять представителей избраны в Парламент Республики.
Съезды мировых религий в Астане это очень важное звено в новом направлении международной политики. Первый Президент Казахстана говорит, что пришла пора подключить огромные возможности и ресурсы, которыми располагают мировые религии, к решению назревших политических, экологических, духовных проблем человечества. Далее он отмечает, что речь идет о самом существовании человеческой цивилизации. Происшедшие за последние годы изменения не сделали мир безопаснее. Вновь возникают глобальные угрозы.
Миру не раз приходилось слышать о столкновении цивилизаций и исламском фундаментализме. Будто бы основная угроза миру исходит именно из исламских государств. Терроризм ни в коем случае нельзя определять по национальному или по религиозному признаку. Это всемирное зло. Следовательно, победить его можно, только объединив усилия всего мира. Надо устранить сами причины возникновения терроризма, сделать мир более честным и справедливым, создать условия для более успешного и гармоничного развития бедных стран, в которых проживает большая часть человечества.
Центром исламского фундаментализма объявляются Иран и некоторые арабские страны. Но кровавые столкновения идут по всему миру: в Европе, Азии, Африке, на Ближнем Востоке и т.д. Самое тревожное, что в них принимают участие и религиозные общины. Однополярный мир становится бесконтрольным. Президент страны на одном из своих выступлений отметил, что значение и авторитет ООН в последние годы существенно снизились. Что-то надо делать. Но что? У Казахстана есть свой ответ на этот вопрос. Мы выступаем за региональную интеграцию - как экономическую, так и в сфере коллективной безопасности. Вместе с Россией, Украиной и Белоруссией мы вошли в Единое экономическое пространство. Мы хотим, чтобы огромный континент Евразия стал территорией мира и согласия. И хотим, чтобы люди разных национальностей, разных религий жили здесь достойно и без потрясений.
Казахстан придерживается такой модели развития межконфессиональных отношений, который существует пока скорее как некий идеал. Она основана на диалоге и сотрудничестве государств, народов и религий, на признании за каждой страной права на свой собственный путь развития, на более справедливом распределении доходов от международного разделения труда, на признании всех людей равными независимо от того, в какой стране они живут. Каждая страна, каждый народ - это бесценное сокровище цивилизации. Богатство мира заключается в его многообразии. Глава государства лично является сторонником именно такой глобализации. Религиозные лидеры могут помочь политикам сдвинуть мир в сторону более гармоничного и справедливого варианта развития.
Президент за то, чтобы облегчить жизнь простому человеку в наше непростое время и хочет, чтобы люди могли свободно передвигаться через границы, перевозить товары, общаться, учиться, обогащаться, одним словом - жить нормальной, полноценной жизнью. Лидер страны отметил, что он хочет, чтобы свобода человека определялось не только сугубо правовыми нормами, но и нравственными законами. Потому что только в том случае, если люди начнут руководствоваться нравственными законами, они смогут сохранить нашу землю для жизни следующих поколений, защитить природу, обеспечить чистоту рек и океанов, перестанут загрязнять мир ядовитыми отходами, смогут преодолеть пропасть между нищетой одних и богатством других. Эти нравственные законы-заповеди давным-давно присутствуют в канонических текстах всех религиозных учений.
Известно, что мировые религии в значительной степени автономизировались, отдалились друг от друга. Они "варятся в собственном соку", не вмешиваются в политику. Отрадно, что инициативу первым проявил представитель светской власти, Первый Президент Казахстана Н.А. Назарбаев.
Глава государства впервые встретился с Папой римским в 1994 году. Тогда они долго говорили о роли и значении разных религий в жизни человечества, о том, можно ли им найти точки соприкосновения. Затем Президент страны сразу же отправился в Саудовскую Аравию на встречу с королем - держателем основных святынь ислама. Ведя беседу с королем, Президент также поинтересовался у него, почему лидеры ислама и лидеры христиан так мало общаются между собой? Интересовался у Патриарха всея Руси, почему православные не хотят развивать связи с католиками?
И если бы лидеры мировых религий решились более активно участвовать в повседневной жизни человечества, это бы как раз и явилось тем самым чудом, с которого, возможно, начался бы отсчет нового времени. Н.А. Назарбаев отмечает, что «Казахстан сделал еще один великий шаг на пути к непреходящим ценностям, дарованным Творцом человеческому роду – к взаимному пониманию, мирной жизни, достойному существованию, гармонии интересов».
Казахстан был председателем ОБСЕ, ОИК (Организация Исламская Конференция). Это является признанием вклада Казахстана в межнациональное и межэтническое согласие. Верховный комиссар ООН Антонио Гутеррес при посещении Казахстана в ноябре текущего года отметил: «Ввиду экономического развития Казахстан является магнитом в Центральной Азии, люди переезжают сюда в поисках лучшей жизни. Поэтому опыт Казахстана в этом вопросе является очень важным».   


Рецензии