Прогрессивные мыслители Центральной Азии

Придавать или не придавать значения сказанному
слову, сделанному шагу или делу, зависит от того,
 на каком уровне культуры находится человек.


Мухаммед Ибрахим


На территории Центральной Азии Казахстан занимает самую большую площадь. Эту древнюю землю называли Великая Степь, Дешт-и-Кипчак и т.д. В разные тысячелетия и века Степь была одним из центров ряда цивилизаций. Именно из этой Великой Степи распространялась в свое время по странам и весям, на Запад и Восток, на Север и Юг великая культура, наука, ремесла и многое другое. На территории древнего Казахстана бурно развивались и расцветали сотни городов, которые еще в те далекие века имели свои иррига-ционные поля, водопроводные и коммуникационные сооружения, поражающие своей мощью даже сегодняшних моих современников XXI столетия, третьего тысячелетия. Они имели все атрибуты компакт¬ной городской жизни. Изучая прошлое Казахстана, пришел к выводу, что сегодня, по моим подсчетам, только в одной отдельно взятой Южно-Казахстанской области свидетелями былых великих цивили¬заций являются останки около ста больших и малых городов и городищ. Соответствующие данные о некоторых из них можно найти в арабских, европейских, персидских и китайских источниках.
В период с III века до нашей эры и до раннего средневековья, важное значение имел процесс эллинизации, определивший своеобразие духовного развития народов Центральной Азии. Учения мыслителей античности послужили основой расцвета науки, философии, литера¬туры и искусства в эпоху Центрально-азиатского Ренессанса. До ислама в Центральной Азии сосуществовали зороастризм, буддизм, манихейство, христианство несторианского толка, маздакизм и шаманизм. В IV-VII веках в Центральной Азии возникла уникальная плюралистическая культура. Толерантность стала одной из состав¬ляющих черт народов Центральной Азии.
К концу VII века па территорию Центральной Азии стал проникать ислам. Начиная с VIII века, ислам превратился в господствующую идеологию на территории Центральной Азии. Новая религия взяла под контроль все сферы общественной жизни. Ислам явился духовно-идеологической и правовой базой грандиозных изменений, произо¬шедших в Центральной Азии. В системе товарно-денежных отношений было отвергнуто ростовщичество. Образ жизни мусульман основы¬вается на шариате (шариат - это свод правил и нравственные основы образа жизни мусульманина). В процессе формирования исламского права и норм шариата были учтены местные условия. Основные принципы, правила и законы ислама отражены в Коране. Хадисы - второй религиозный источник после Корана. Они состоят из наставлений и высказываний пророка Мухаммеда. Весь мусульманский мир склоняет голову перед такими гениальными собирателями хадисов и их толкователями, как аль-Бухари (810-870), ат-Термези (824-892), Абу Мухаммед ад-Дарими Самарканди (797-868) и другими. Хадисы - это жизненные принципы, которых должны придерживаться последователи ислама. Ислам еще более глубоко утвердил в сознании людей честность, правдивость, доброжелательность, взаимоуважение, любовь, заботу о детях и стариках, чувства и понятия долга, совести, верности, нравственной чистоты и совершенствования.
В результате завоеваний арабов к VIII веку была образована обширная империя от Испании до Индии - Арабский Халифат. Благодаря инициативе халифов па арабский язык были переведены научные труды греков, индийцев, византийцев, были собраны основные научные достижения человечества того времени. Резуль¬татом Возрождения в Центральной Азии являются величайшие достижения в политической, экономической и духовной жизни общества. Научный подвиг, который совершили Хорезми, Фергани, Фараби, Фирдоуси, ибн Сина, Бируни, и их научные открытия составляют гордость народов Центральной Азии и не только. Наши философы, медики, математики, поэты, правоведы и другие мыслители стали признанными в мировой науке, культуре и т.д.
Социально-правовые воззрения мыслителей Центральной Азии и отражение их идей в современной концепции национальной государ¬ственности Казахстана имеют немаловажное значение. С древнейших времен среднеазиатские этносы административно и территориально входили в разные типы сложных по структуре и неустойчивых в системной целостности империй, царств, государств - Ахеменидов, Македонского, Селивкидов, Греко-Бактрии, Кангха, Кушапское, Эфталитское, Тюркский каганат, Саманидское, Караханидское, Тамерлана и т.д.
В советскую эпоху, входя в состав Союза ССР, Казахская Респуб¬лика, по сути дела, не обладала всем комплексом черт и признаков, необходимых для конституирования ее как независимого и суверенного государства с четко выраженным национальным обликом и правовыми атрибутами. По с тех времен, насколько это позволяют определить письменные источники, на опыте изучения и осмысления, возникающих и исчезающих империй и ханств, формировались философские и правовые взгляды и идеи мыслителей Центральной Азии о государстве, власти и правлении. Именно их наследие в этой области в совокупности с выработанной концепцией о человеке закладывали основы представлений о разумном обществе, о справед¬ливости монархов и законов, о социальном равенстве всех граждан государства, об управлении страной и воспитании. Многие из изложен¬ных в трактатах и рукописях положений и мнений, отражающих, в сущности, народные идеалы, чаяния и устремления, и сегодня не утратили своей свежести и значимости.
Освещению социально-политической жизни своей эпохи посвятил свои труды аль-Фараби, немало места и внимания уделивший разработке принципов добровольного общества, основу которой составило учение об идеальном государстве. Он в теоретическом аспекте сумел построить более или менее развернутую конструкцию своего феномена, включающую в себя ряд элементов, предвосхи¬щающих на многие века вперед структурные и содержательные качества демократического устройства государства. Так, в приво¬димом им же перечне таких форм правления, как монархия, аристо¬кратия, диктатура, он выделял и демократию, то есть народовластие, при которой, согласно его убеждению, «нет в действительности ни руководителя, ни подчиненного». В таком государстве «жители помогают друг другу в достижении самых превосходных вещей, с которыми связаны истинное бытие человека, его существование, пропитание и сохранение жизни» и где «все должны получать свою долю благ по заслугам, в противном случае, это будет несправедливо».
Еще тысячу лет назад на территории современного Казахстана успешно функционировала почтовая связь как внутри, так и с внешним миром. О былом величии Дешт-и-Кипчака говорит и то, что на его территории при различных государственных образованиях и социально-политических формациях расцветали сотни городов. В исторических летописях упоминаются более десятка великих городов-столиц, таких как Испиджап-Сайрам, Баласагун, Озгент, Сузак, Жанкент, Тараз, Отрар, Сауран, Сыгнак, Туркестан и другие. Например, древние летописцы упоминали о существовании одного из таких многих городов, как Чирик-Рабат в XIV веке до нашей эры. Этот город находился в 300 километрах от нынешнего города Кызылорды, окруженный глубоким рвом и крепостной стеной шест и метровой толщины. Саки-дахи из Великой Степи были прекрас¬ными воинами и принимали участие в походе Александра Македон¬ского на Индию.
В истории есть интересный и достоверный факт, что на территории Центральной Азии, и можно сказать, на евразийском пространстве, из множества существовавших за последние почти полторы тысячи лет и существующих поныне древних городов только город Испиджап (ныне село Сайрам) удостоился внимания пророка Мухаммеда Мустафы Салялляху Алейхи Уассялляма. Сайрам также упоминается в главной книге зороастризма — Авесте (VII век). Пророк Мухаммед отмечал, что в этом городе живут добропорядочные и трудолюбивые люди. И что земля это благодатная и особая по своей значимости.
В подтверждение высказываниям пророка Мухаммеда хочу отметить, что древняя земля казахов дала миру великих прогрессивных мыслителей, гаких как аль-Фараби из древнего города Отрара, видных ученых Мирали-бапа, Абулхасана аль-Испиджаби из Сайрама. Великого правителя-полководца Жакыпа Абу Ляйса (XI век) из древнего города Озгент, сумевшего благодаря своему дипломатичес-кому таланту отстоять без кровопролития земли и народы, подвласт¬ные ему при войне с сельджукским султаном Малик-шахом. Известный поэт и мыслитель Жусуп (XI век) из Баласагуна, исламский религиоз¬ный деятель Ходжа Ахмед Яссави (XII век) из Туркестана. Только под именем аль-Фараби еще известны исламскому миру двенадцать видных ученых и мыслителей из древнего города Отрара и т.д. Все они прогрессивные мыслители своего времени внесли огромный вклад в развитие политического, общественного и религиозного устройства, в развитие науки, просвещения и культуры.
Великие мыслители казахского народа Коркыт-ата, аль-Фараби, Кожа Ахмет Яссави, Мухаммед Хайдар Дулати, Айтеке би, Казыбек би, Толе би, Абулхаир-хан, Аблай-хан, Суйинбай Аронулы, Курман-газы Сагырбайулы, Абай Кунанбайулы -гордость казахского народа. Об их любви и преданности родной земле ходят и поныне бесчислен¬ные легенды и сказания в народном фольклоре. Они были примером единения народов разных наций и народностей, исповедовавших разную религию. Все они были любимцами своих современников. Поэтому, несмотря на прошедшие века, память об этих великих личностях жива в среде многомиллионного и многонационального Казахстана. Каждая эпоха и цивилизация рождает своих великих людей. Таковой является и наша эпоха и цивилизация - наша новейшая история, определяющая уже сегодня достойных сынов и дочерей моего Отечества.
С распадом Советского Союза, во всех пяти государствах Централь¬ной Азии - Узбекистане, Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане и Туркменистане - возросли бедность и безработица, снизились темпы производства, а также произошло колоссальное сокращение расходов на здравоохранение. Однако с 1998 года в регионе произошло значи¬тельное улучшение, которому способствовали быстрый экономичес¬кий рост в России и Китае, улучшение ситуации в соседнем Афганис-тане, высокие цены на энергоносители и прогресс в области экономи¬ческих реформ, достигнутый в некоторых центрально-азиатских странах. Региональное сотрудничество необходимо для поддержания и усиления этих позитивных процессов.
Страны Центральной Азии могли бы добиться еще более ошелом¬ляющих успехов в деле своего процветания путем еще большего укрепления братских отношений и регионального сотрудничества. А также при конкретно консолидированном сосуществовании упро¬чилась бы стабильность в регионе. В результате возрос бы авторитет каждой отдельно взятой центрально-азиатской страны в мировом сообществе и в целом появился бы баланс, противовес, как хотите понимайте, с которым пришлось бы считаться мировым державам. Несомненно, у братских народов - Узбекистана, Казахстана, Кыргыз¬стана, Таджикистана и Туркменистана - есть огромный потенциал внутри каждой страны для самостоятельного расцвета. А каким бы он был мощным и гибким, если бы они объединились во благо будущих и грядущих поколений, понимают, к сожалению, только внешние силы. Они-то и заинтересованы, в первую очередь, вбивать клин между нами, жившими на протяжении многих веков рука об руку, душа в душу братскими народами.
Уверен, что, рано или поздно, все образуется, и мы - родственные сердца - народы Центральной Азии, найдем точки соприкосновения в этой нелегкой жизни человеческого бытия. Это предопределено судьбой. Оказавшись за пределами родной земли, мы цетралъноазиаты, встретившись с земляками, всегда уверены в том, что на чужбине прежде всего поддержим друг друга. В нас просыпается родственная душа, о которой я писал выше. Наши прародители всегда объеди-нялись в лихие годины. И надо ли нам ждать того момента, когда кто-то извне кого-то из нас обидит т.д. Я не призываю к агрессии. Да потом у наших народов нет такого чуждого явления в наших мента¬литетах, как агрессия. Я призываю всех, чтобы нам потом не было поздно собираться перед иногда жестким и жестоким положением миропорядка: когда не мы будем решать свою судьбу. А кто-то будет решать за нас. Вот это самое страшное.
Потому велика ответственность моего поколения перед грядущими потомками, годами и столетиями. Казахская мудрость гласит: «уйлену онай, ;й болу - ;иын». На русском языке, звучит, примерно, так: «Обзавестись семьей не трудное дело. А вот суметь удержать в доме благополучие и счастье - нелегко». Мы, страны Центрально-Азиат¬ского региона, обзавелись своими самостоятельными «шаныраками», - независимостью и суверенитетом - благодаря благосклонной воли судьбы. Они пришла к нам без какой-либо борьбы, без кровопролития, тягот и лишений. Мировая история говорит об обратном: сотни больших и малых народов обрели и обретают свою независимость и суверенитет при неимоверно тяжелых испытаниях судьбой и временем. На этом пути геройски погибают, склоняют головы десятки, сотни, а то и тысячи славных сыновей и дочерей своего Отечества.
Мы все должны быть благодарны судьбе. Особенно те люди, кому доверено решать судьбу и строительство нового государства. От их верности Отчизне и принципиальности в исполнении правил общественного бытия зависит в целом настоящее и будущее страны. Это должны быть люди честные, бескорыстные, беззаветно любящие и служащие своей земле и своему народу. Придет время, и о них, а о некоторых уже при жизни слагаются благодарным народом мифы и легенды об их беззаветном служении Отечеству. Народу небезраз¬лично, когда иные люди свои личные и семейные интересы ставят выше государственных и общественных. По этим и другим ценност¬ным критериям, народным традициям общество судит о каждом человеке. Доказательства правоты своих суждений находил и встречал не только во многих источниках (книгах) мировой истории, культуры и литературы, а также и в трудах своих великих мыслителей -соотечест-венников. Пишу свой маленький труд и посвящаю людям не от праздной жизни. Мне, так же как и вам, мой дорогой читатель, небезразлична судьба каждого из вас и в целом общества. Я посвящаю свой труд тем, кто бескорыстно предан и беззаветно любит свой народ и отечество не на словах, а на конкретных примерах и фактах. Нас мудрые окружающие люди судят не по нашим словам, а по поступкам. Красиво говорить и писать умеет каждый человек. Являясь безработ-ным, имея пятерых малолетних детей, имея огромные долги перед банком почти в сто тысяч американских долларов, не сокрушаюсь тяжелой жизнью, решил издать вот эту настоящую книгу за свой счет, которая однозначно и ровным счетом не приносит мне никакой прибыли, кроме дополнительных расходов и нервотрепок. Все это я делаю на голом энтузиазме. Некоторые люди - «псевдо-деятели» - крутят пальцем у виска, когда узнают о моих таких патриотических порывах во имя родины и соотечественников. Так ведь я точно знаю, и подтвердит мои высказывания честный и порядочный читатель, что тот, кто сегодня ехидно и с ухмылкой крутит пальцем у виска своего в мой адрес, над ним крутит у виска все остальное общество. Простой народ всегда задает вопрос тому, кто призван родом своего занятия делать добро и благо для своего общества, и не только: «А что ты сделал бескорыстно, на энтузиазме своему народу и вообще людям?!» «Что ты сделал для поднятия имиджа своей страны?!» «Заслужил ли ты любовь своего народа?!» или «Заслужил презрение?!» Как и полагается, вопросов у благопристойного моего народа и гостей страны всегда больше, чем ответов.
Независимость и суверенитет, нам - народам Центральной Азии -подарены Всевышним Аллахом. Мы с этим «подарком судьбы» должны обращаться ответственно и бережно. Она нам дана как испытание, как экзамен. «Бесплатный сыр может быть только в мыше¬ловке». Грош нам цена, если она развалится завтра или со временем, так же, как канул в бездну некогда великий Советский Союз. Именно излишняя самоуверенность, неумение работать с национальными меньшинствами государственных мужей этой страны погубили эту супердержаву. Эти руководители не оправдали надежд и доверие своего народа, а затем и веру, чаяния национальных окраин своей великой империи. Нужно отметить, что еще изначально, с первых дней образования СССР, у них внутренняя политика, в частности проблемы и вопросы межнациональных отношений, решались не с учетом реалий жизни и природы человеческого бытии. Именно об этом, и более подробно, я в свое время отмечал в других своих работах, как человек, являвшийся на протяжении двадцати лет коммунистом этой страны.
Быть первыми почетно и ответственно. Большая ответственность сегодня лежит на «первостроителях». Речь идет о нас, сегодняшнем старшем поколении, кто принял эту великую миссию и начал строить наш прекрасный свой личный дом и наш общий дом — Центрально-Азиатского региона. Разве мало примеров в мире, когда объединяются многие страны, континенты; например, Европа, страны Юго-Восточной Азии, арабские страны и, наконец, страны Латинской Америки т.д. Дворец будет крепко и мощно стоять на ногах, а обитатели в нем будут жить в благополучии и здравии только тогда, когда первыми «проектировщиками и строителями» заботливо и внимательно, с максимальными расчетами будут учтены и решаться все плюсы и минусы государственного и общественного строи-тельства. Это, прежде всего, неукоснительное исполнение всеми, невзирая на должности и положения в обществе - Главного Закона страны - Конституции. А затем и других правил и законов. Только тогда появится сильная, мощная и безальтернативная возможность достойно, с меньшей потерей перенести и пережить все внезапные стихийные бедствия природы или спланированные недругами катаклизмы, а также хитроумные и другие правила игры сосущест-вования между дальними, ближними государствами и миропорядка вообще. Как-то один известный писатель-друг из ближнего зарубежья, ознакомившись с настоящей статьей, сказал: «Баке, ты написал настольную книгу для будущих правителей». На что я ответил: «Я живу в стране народовластия. Каждый из нас является правителем своей судьбы. Но вместе с тем мы не забываем интересы Отечества».
Как ублажает слух слово «независимость» и появляется гордость за свою страну. Это о ней так мечтало не одно поколение наших предков. Суверенитет пришел к нам на «блюдечке с голубой каемочкой». Это великое счастье даровано судьбой. А удержим ли мы его - это счастье, многовековую мечту наших отцов и дедов?! Вот в чем главный вопрос. Отмечу, что больший процент вероятности по удержанию этого феномена в нашей жизни будет, если мы, народы Центральной Азии, объединимся и смело будем входить в мир глобализации, который нам будет уже не страшен. Все мы хорошо знаем поговорку: «Если не будем кормить свою армию, то будем кормить чужую». Не обязательно иметь объединенные центрально-азиатские вооруженные силы. Взаимоотношения должны быть такими, которые бы отвечали интересам нашего региона и интересам нашего общего благополучия в мирном, дружественном и братском сосуществовании. Только объединившись на равноправных и уважаемых паритетах, мы будем великой силой, способной защитить себя от иных посягательств на наш общий дом и суверенитет. А по отдельности нам трудно будет выстоять. Сила ломает любую умную, изощренную и тем более гуманную дипломатию. Жизнь не раз доказывала, что на дипломатии далеко не уедешь. Это просто оттяги¬вание лишь на время притаившегося или дремлющего зверя, выжидающего удобного случая и момента для своего смертельного прыжка. Откуда и когда он может появиться?! Это известно только одному Всевышнему Создателю и тем людям, кому народ доверил свою судьбу. У сильных людей - сильная интуиция. Она есть у любого любящего свою страну человека. Только глубина и широта диапазона этой интуиции, шестого или седьмого чувства, различается от статуса и положения человека занимаемого в обществе. Одним словом, от объема осведомленности.
Примером моему высказыванию служит договор между СССР и Германией «О пакте не нападения друг на друга», который подписали считавшиеся «великими дипломатами» своего времени - Маленков и Риббентроп - от имени своих стран перед второй мировой войной. СССР был ошеломлен и потрясен, когда Германия без объявления войны застала врасплох своим внезапным нападением. В результате своей наивной политики и наивной дипломатии СССР, считавшийся одной из мощных мировых держав на планете, оказался в первые годы войны у ног коварного Гитлера. Ошибка политиков советского государства обошлась стране почти в пятьдесят миллионов челове¬ческих жизней! Народ СССР, к сожалению, в силу своей рабской психологии и ментальности не спросил после окончания войны с тех, кто допустил эту страшную трагедию и был виновен в этой бессмысленной кровавой бойне. Тем самым цинично было растоптано достоинство и души геройски сражавшихся и погибших за свою землю доблестных воинов и народных ополчений. Вместо справедливого осуждения халатности и беспечности руководства того времени народы СССР после окончания войны рукоплескали виновникам этой великой трагедии на протяжении сорока шести лет! Наверное, великодушный, простой, ни в чем неповинный советский народ простил своих горе-руководителей. Но Господь и история не простили их. Мы знаем из священных книг - Библии и Корана, - что Господь великодушен, и что история делается руками правителей. Но и у Господа, и у истории, видимо, кончились чаши терпения. Супер¬держава СССР развалилась изнутри - без единого выстрела извне. Евангелие от Луки гласит, что «кому многое дано - много от него и потребуется».
На протяжении многих веков дружбу между нами всегда закладывали наши прогрессивные мыслители, люди творчества и искусства, правители. Несмотря на жесткий центризм, тоталитаризм, на ограничение национального самосознания и познания умели дружить и любить друг друга ваши отцы и деды в советскую эпоху. Пример большой братской дружбы между народами Центральной Азии показывали Шараф Рашидов и Гафур Гулом из Узбекистана, Чингиз Айтматов из Кыргызстана, Мирзо Турсунзаде из Таджикистана, Мухамедназар Гапуров из Туркменистана, Динмухаммед Кунаев и Сабит Муканов из Казахстана. Их было намного больше.
Сегодня я один из немногих казахстанцев, кто пережил и был очевидцем великой узбекской трагедии - ташкентского землетрясения 1966-1967 годов. В тот трагический год и в последующие паши братья узбеки воочию испытали настоящую дружбу народов некогда великой страны. Одними из первых на их горе и несчастье тогда отозвались и казахстанцы, и кыргызы, и туркмены, и таджики - братья по Центрально-Азиатскому региону. Безвозмездно помогали во всем. Казахи из близлежащих районов Казахстана шли на стройплощадки города Ташкента. Ташкент и тогда считался Звездой Востока. В те нелегкие годы казахские писатели и поэты посвящали свои рассказы, поэмы и стихи великому братскому узбекскому народу и легендар¬ному многонациональному Ташкенту. Поддерживали не только материально, но и духовно. Благодарный узбекский народ все это еще не забыл. Такое не забывается.
Сегодня мы, казахстанцы, гордимся Тимуром Зульфикаровым, Абдухалидом Самадовым, Маджидом Салидом из Таджикистана, Абдуллой Ариповым и Хуршидом Давроном, Насреддином Мухаммадиевым из Узбекистана, Маром Байджиевым, Тендиком Аскаровым и Айтмырзой Абылкасымовым из Кыргызстана, Атамурадом Атабаевым и Гозел Шакулиевой из Туркменистана, воспевающих в своих трудах дружбу и братство между нашими народами. Чуть больше могу сказать об узбекских друзьях. Например, книгу Героя Узбекистана, народного писателя, председателя комитета по международным связям Парламента Республики Эркина Вохидова «Мухаббат» я считаю символом любви ко всему прекрасному на земле. В этом сборнике есть замечательные стихи, посвященные казахам. Она так и называется «;озо; о;инларига», где он воспевает в своей поэзии Абая, Жамбула, Абдильду Тажибаева, Олжаса Сулейменова, город Джезказган и т.д. И заканчивает:
Ниятда хамиша буюклик бўлсин,
        Ўлан хам, шеър хам суюклик бўлсин.
Бор бўл эгиз огам, бор бўл тувус;он,               
Ўзбекнинг уйида эъзозли мехмон.
При полном прочтении стихотворения понимаешь о большой любви автора к казахскому народу и вообще к людям. Эта поэзия - великолепное творение, воспевающее дружбу между народами. А вот Абдулла Орипов, ныне Герой Узбекистана, народный поэт, председатель Союза писателей Узбекистана еще много лет тому назад писал в посвященной Олжасу Сулейменову стихотворении:
Тини;, чашмалар бор хаддан зиеда,
Мовийдир Балхашнинг суви хам биро;.
Биро; ;озо; хал;ин ;алби д;неда
Барча чашмалардан тини;ро;.
Орипов пишет, что много чистых родников вокруг. Но воды Бал¬хаша прекрасней. И что казахская душа - душа чистая и прозрачная. Великий мыслитель, академик, лауреат Государственной премии СССР, писатель Гафур Гулом в своих стихах «;ардош ;озо; элига» пишет:
Бизлар кетиб борамиз ;ардош козо; элига,
Кўркам ўзбек сўзини ;илмо; учун намойиш.
Зехни илмга монанд, мосдир тили дилига,
Бизнинг хар бир ишимиз, ўртада шериклик иш.
Тут какие-либо комментарии излишни. Он отмечает, что наши общие интересы являются нашими общими делами, общими целями и чаяниями. Носир Фозилов в своей книге «Дийдор» очень хорошо пишет о нашем известном писателе Сабите Муканове. Великий узбекский поэт, один из основоположников современной узбекской литературы Хамид Олимжон, написал также замечательную статью про Жамбула, которая вошла в третий том его собраний и сочинений. В свою очередь казахские писатели посвящали свое творчество узбек-ским друзьям. Среди них маститый казахский поэт Сырбай Мауленов, Буркит Исхаков и многие другие.
Позитивным является и то, что представители музыкальной куль¬туры Центральной Азии, современной эстрады посещают с гастролями друг друга. В своих песнях поют о великой дружбе народов и показывают свой неповторимый национальный фольклорный колорит. В такие моменты мы еще больше узнаем друг друга. Такие добрые традиции мы должны поддерживать всегда. У казахов есть поговорка: «К;зге к;з т;ссе, ж;зге мейір т;седі». Это примерно звучит так: «Чем больше люди общаются, тем больше в них будет любви, уважения и милосердия друг к другу». Это извечная тема актуальна, как никогда, и сегодня тем более.
Современный Казахстан, расцветая полнокровно, уверенно входит в орбиту международных отношений по всем сферам жизнедея¬тельности человека, начиная от аграрных вопросов до ядерных технологий и космического освоения. Многие мои соотечественники становятся известными в мире политиками, дипломатами, писателями, поэтами, учеными, художниками, музыкантами, спортсменами и т.д. Я горжусь всеми талантами моей прекрасной Родины. Являясь светским человеком, не забываю о них молиться и просить у Господа благополучия как подданным моего Дешт-и-Кипчака, так и всем людям на этой прекрасной планете Земля.
Как мне сказал один известный писатель в стране, что, возможно, найдутся скептики со своими мнениями и суждениями по отношению к моим позитивным и искренним суждениям о моих современниках с большой буквы. Это, он уверен, будет исходить от неко¬торых завистливых, бездушных, черствых и чванливых людей, привыкших в большинстве своем, вместо благочинного труда, заниматься склоками и недвусмысленными высказываниями о коллегах в обществе. Он также сказал, что плохо знаю свой казахский народ. Так я русскоязычный писатель. Уважаемый в стране человек, дал мне повод задуматься. Самое главное, он верил моей искренности в написании настоящей книги. Потому что отлично знал, что я никогда не был участником или членом какой-либо группы стремящейся к власти. Мою так себе, обычную карьеру без умопомрачительных взлетов на государственной службе, он также связывает с моим прорусским характером, и с тем, что я казах – уроженец Узбекистана. Он также как и многие мои знакомые, отметил мою скупость, уметь изъясняться на словах. По его утверждению, оказывается, мое молчание говорит больше, чем я хочу что-то сказать на самом деле...         
Все герои моих книг - первопроходцы в строительстве нового независимого государства и новой формации - капитализма. Наши отцы и деды не оставили нам опыта как жить и работать в таких невероятно жестких и жестоких условиях. Всему приходится учиться на ходу. Не каждому под силу поднимать страну и вести свой народ к великому будущему. Это сложная и тяжелая, но вместе с тем и почетная миссия - быть родоначальниками новой формации и новой жизни в отдельно взятой стране. Конечно, в семье не без урода. Кто-то праведно, а кто-то неправедно получает положение и должность в обществе. Духовная деградация отдельных уважаемых личностей подает отрицательный пример. И что самое негативное, некоторая часть молодежи начинает ложно понимать, что так и надо жить. А кто же тогда будет любить и защищать родину?! Кто же тогда будет думать о своем народе и его процветании?! Настоящим патриотам Отечества некогда заниматься пустословием и различными кабинет¬ными интригами. Народ видит настоящих тружеников. И отличает «зерна от плевел». Как тут не вспомнить высказывание одного из столпов духовного возрождения нации в новейшей истории страны Мырзатая Жолдасбекова: «А любим ли мы свою землю и народ, как любил наш великий Абай?». «А так ли как Абай переживаем за свой народ и страну?» Об этом же думал, мечтал и желал до конца своих дней апостол истинной духовности и верности служению своему народу, великий интернационалист Узбекали Жанибеков, славный сын казахского народа, человек большой души Исатай Абдукаримов и другие.
Так хочется, чтобы люди, заслужившие любовь и уважение в обществе, достойно отмечались государством. Ведь немало примеров в жизни, когда любовь народа к какой-либо личности игнорируется некоторыми власть предержащими людьми. К сожалению, эти люди не понимают, что общество не слепое и очень хорошо знает, чьих это рук дело ставящих «палки в колеса» успешным, благородным и бескорыстным личностям. Вспомним, например, незабвенного великого и талантливого ученого и мыслителя Евнея Букетова. Как ему жилось среди бездарных и серых с волчьими нравами людей, занимавшихся травлей. Общество и тогда и сегодня клеймит позором этих отщепенцев. Такое не забывается. Кто-нибудь задумался о том. сколько загублено талантливых и святых душ? Скольких соотечест¬венников подтолкнули или дали повод им к разочарованию в жизни, убили в них веру в справедливость и т.д. Обращаюсь к некоторым своим соотечественникам; одумайтесь, мои соотечественники, славные сыны и дочери моей благодатной земли! Любите не только себя! За вами наблюдает народ!
Со временем каждый получит оценку своей деятельности. Кто-то при жизни, а кто-то - после. Ведь немало среди нас «орденоносцев» и «заслуженных деятелей», чьи действительные заслуги народ и общество ставят под сомнение. Ведь немало примеров, и об этом отмечает общество и СМИ, когда к всевозможным праздникам насады делят между собой лишь руководители различных рангов и положений. Тогда как рядовые труженики любой сферы деятельности, начиная от государственной службы и кончая корпоративно-частной, утверждают, что любая работа, прежде всего, делается их интеллектом и трудолюбием. Ведь не зря сказано в народе, что «каждый человек ту или иную ситуацию понимает по-своему мышлению, по своему уровню испорченности». Хороших людей намного больше, в том числе энтузиастов, чем предполагают некоторые. И они работают не за награду. Им нужна достойная оценка своему труду при жизни. А не спустя многие годы. Конечно, нет ничего хуже, чем остаться в забвении и ухода в небытие. Избавь, Господь, моих соотечественников от незаслуженных оценок их честного и благородного труда во имя Отечества!
Не сомневаюсь, что пытливый и проницательный ум грядущих  поколений о героях моей книги найдет множество позитивных, а может быть даже, и великие дела, которые сегодня являются незначитель¬ными и незаметны в суетной жизни бытия. Великое видится на расстоянии. Подтверждением моим высказываниям станут позже многотомные и многолетние, а может быть, и вековое документы, покрывшиеся пылью истории архивы различных позитивных дел, фиксирующие современную жизнь нашего общества.
Сегодня маяками общества, на которых равняются люди, с которых хотят брать пример порядочности, справедливости, гуманности и патриотизма, являются Олжас Сулейменов, Какимбек Салыков, Абиш Кекилбаев, Толен Абдик, Гарифолла Есим,  Сейдахмет Куттыкадам, Амангельды Айталы, Мухтар Шаханов, Герольд Бельгер, Дулат Исабеков, Владимир Гундарев, Марфуга Айткожина, Александр Тараков, Фариза Онгарсынова, Мурат Ауэзов, Владимир Коченов, Азимбай Гали, Серик Абдрахманов, Нурлан Еримбетов и многие другие.
Большого уважения заслуживают среди народа, видные политологи смело раскрывающие недостатки имеющиеся в государственных структурах и в обществе дающие советы по улучшению их работы как Серикболсын Абдильдин, Евгений Жовтис, Жармахан Туякбай, Тулеген Жукеев, Рысбек Сарсенбайулы, Мухтар Тайжан, Досым Сатпаев, Бахытжан Торегожина, Тулеген Жукеев, Зауреш Батталова, Газиз Алдамжаров, Балташ Турсымбаев, Ораз Жандосов, Булат Абилов, Болат Атабаев, Владимир Козлов, Айткожа Фазылов, Гульжан Ергалиева, Ермурат Бапи, Петр Своик, Амиржан Косанов, Ирина Савостина, Сая Исса, Шарип Куракбай, Айдос Сарим, Жанболат Мамай, Лукпан Ахмедьяров, Айнур Курманов и многие-многие другие. Это люди, получившие признание и любовь миллионов казахстанцев. Мыслящие неординарно. Имена большинства мною названных личностей известны за пределами страны. Все они достойные сыны и дочери славного Отечества. Их отличие в том, что они видят иной путь развития Казахстана. Это они подтверждают своими действиями и поступками, что в Казахстане есть демократия, существует плюрализм мнений. Все они горячо любят землю своих предков и свой народ. Желают и хотят благополучия, процветания своей стране.      
Невозможно в одной небольшой статье рассказать обо всех само¬родках и талантах нашей земли. Много позитивного хочется сказать еще о многих замечательных современниках, душой и сердцем болеющих за благополучие Родины. Несомненно, о тех, про кого не успел сказать в этой работе, расскажу в последующих трудах. Считаю своей обязанностью, как представитель скромной творческой интелли¬генции, довести до сведения грядущих поколений: о чем болело и кипело в моем сердце и душе в мое время. Как нам жилось в первые двадцать лет становления нового независимого государства – Республики Казахстана.


Рецензии