VII. Гл-21. Полёт Як-52 выше 4000 м

 *** VII. Девяностые. Запорожский Аэроклуб ***             

     Подошла осень, у студентов начались занятия, парашютные прыжки сошли на нет. Иногда моросит дождик. Летаем неспешно на Яке на пилотаж над точкой. Однажды, в ещё тёплый солнечный день, при редких кучевых облаках над аэродромом, привлекла внимание мощная красивая, буквально глыба кучевой облачности на востоке. Казалось, до неё несколько километров и высота её немного выше той 1000 метров, что мы набираем над точкой для пилотажа. Решил я достать её, что говориться, - потрогать. Взял курс на эту белую мощную кучёвку с набором и упорно набираю высоту. Пересёк в наборе железку, автотрассу Харьков – Симферополь. Что-то медленно она приближается, а точнее – совсем не приближается. И по высоте, что-то не очень я к ней приблизился. У меня уже 2000 метров, а до нижнего края этого нагромождения облаков ещё ого-го! Зрелище завораживающее – как клубы застывшего пара торчат во все стороны белые, как снег, огромные, выпирающие пузыри. Вертикальная скорость уменьшается, высота уже больше 3000 метров. Уже прохладно, воздух становится каким-то «жидким», дышать приходится глубоко. Вот уже виден внизу впереди город Токмак, а до него от нашего аэродрома сорок километров. Высота приближается к 4000. Облачность как была впереди вверху, так особенно и не изменила, зараза, своего положения.

     Стало холодно, дышать приходится глубоко и часто, в ногах ниже колен что-то покалывает, как будто немеют ноги.  Понятное дело – проблемы с кислородом, на этой высоте его уже ощутимо меньше. Но до 4000 метров проблем, насколько я понимаю, не должно быть. Стало ясно, что облачности я не достану, но интересно полетать на такой высоте. Двигатель гудит, как обычно, высота на него не особенно действует, чувствую я себя, вроде нормально, не считая частого дыхания и покалывания в ногах. Вот только уже подмерзаю. Да, надо прекращать «эксперимент». Набрал я для «рекорда» где-то 4300 метров и стал со снижением разворачиваться назад. Иду вдоль автотрассы Васильевка – Токмак, ползут редкие машины. Снижается ячок резво, в кабине теплеет, дышать становится легче. Вот уже и Васильевка показалась, а за ней и наша «точка».

     Тут предлагают нам поработать на десикации подсолнечника в одном хозяйстве Токмакского района. Мы с удовольствием соглашаемся, на десикации мы ещё не работали. Хотя, какая нам разница, только препараты другие, а остальное всё так же. Съездил я в хозяйство, обговорили с агрономом нюансы работы, уточнили поля, определились с размещением и организацией работы.  Заключил с директором договор. Подсолнечника не так много, вокруг убранные поля после пшеницы или засеянные озимые. Есть и заброшенные поля, вроде как луга, заросшие травой. Поля большие и ровные, я ещё подумал, что на них запросто можно на Яке садится.

     Вышел на связь Олег Балицкий, предлагает слетать на Як-52 в ближайшее воскресенье на "показуху" в Токмак. Там какой-то праздник и Балицкие имеют некоторое отношение к нему. Полетели мы с ним на праздник, до Токмака минут 15 лёта, погода простая. Нашли тот праздник – что-то гуляет народ на центральной площади. На 500 метрах выполнили несложный пилотаж, прошли пару раз над площадью пониже, на этом наша «показуха» закончилась.

     Ещё перед полётом в Токмак появилась идея слетать к месту работы нашего Ан-2 на подсолнечнике, он как раз в это время там и работает. Посмотреть, как там дела и заодно попробовать на Яке посадку на «неподготовленную площадку». Тем более, что от Токмака к месту работы кукурузника километров десять, совсем ерунда.

     По карте я уже раньше «прикинул» маршрут полёта, взял нужный курс, смотрим в четыре глаза с Олегом, где там наш Ан-2, да вообще-то всё время ведём круговую осмотрительность, «партизаны-химики» могут быть в любом месте. Это может быть и Ан-2, и разные мотодельтапланы. Особой опасности то и нет, «химики» летают на предельно малой высоте, да и перелёты тоже выполняют «низёхонько», стараются не афишироваться.

     По карте и ориентирам, нашли нужное место, Виден, стоящий на поле наш бравый Ан-2, возможно загружается. По редким дымам определи ветер. Выбрали большое заброшенное поле с невысокой травой, рядом с Ан-2. Прошли над предполагаемым местом посадки, осмотрели, - ничего лишнего там не заметили. Ни техники, ни столбов, ни каких-либо бугров. Выполнил я заход по кругу, сел на поле с невысокой травой. Посадка почти как на нашем аэродроме.  Видно на этом поле несколько лет ничего не сажали. Это первый год прёт высокий бурьян, а потом растёт нормальная трава.
    
     Побыли мы здесь не долго, пообщались с нашим экипажем, они планируют завтра закончить работу и будут лететь домой. Осмотрел я поле, на которое мы сели на предмет взлёта и, вдруг, в траве заметил какие-то железяки. Стал рассматривать и понял, что это остатки системы орошения. На поле, метров через 50 стоят вроде как водораздаточные колонки, высотой с полметра, в одну линию через всё поле. Я вдоль них и садился. С воздуха их не видно. Да, повезло, что не попал на них. Тут я осмотрел уже весь участок взлёта, убедился, что на пути нет никаких железяк.   
     Без проблем запустили мотор, взлетели и минут через 20 уже были мы с Олегом на нашем аэродроме.
 
     Запомнилась нам эта десикация! Будь она не ладна. Почти уже закончили работу, - оставалось пару вылетов и, вдруг, «сдох» РИМ. Это агрегат такой, который помогает запустить двигатель. Без него почти невозможно запустить мотор. А «почти», это потому, что есть один эксклюзивный, как сейчас говорят, способ. О нём иногда рассказывают «старожилы», но он больше похож на авиационную байку. Это, когда берётся валенок, одевается на одну лопасть винта, за него привязана длинная и крепкая верёвка. И несколько человек резко тянут ту верёвку, Винт проворачивается и… запускается. Не сразу, конечно, а с …надцатого раза. И не всегда. Короче, нужен новый РИМ на замену.

     Еду в «Универсал-Авиа», там такого агрегата нет, трудно уже стало с запчастями. Только старые запасы. С трудом нахожу у кого-то из техника в «личных» запасах этот РИМ. Договариваюсь за приличную сумму. Но находится этот дефицитный почему-то у его тёщи в селе. Едем туда, километров за сорок, забираю, возвращаюсь в Запорожье. Потом везу РИМ к самолёту, километров 100 от Запорожья. Оказывается, нужен ещё специальный ключ. Снова еду в «Универсал Авиа». В общем – катаюсь. Привожу ключ. Короче, всё веселее и веселее.

     Техник, Володя Блохин, весь перемазанный маслом, какой-то мазутой и просто злой залез весь под капоты и крутит там тот проклятый РИМ. Сначала надо снять старый, потом ставить новый. Снять его в полевых условиях, как объясняют мне «знающие люди», это отдельная проблема. Там, под капотами, очень тесно, крутить гайки можно только на ощупь, и не каждый техник туда может протиснуться. Вот Блохин потому в мазуте и злой.

     Пока он там ковыряется, Казак рассказывает мне сногсшибательную историю о том, как они после отказа РИМа запускали двигатель Ан-2. Ведь надо было выполнить ещё два вылета, чтобы закончить десикацию. Блохин взялся запустить мотор старым оригинальным способом с помощью валенка и верёвки.  Поскольку валенка не было, просто сделал на конце толстой верёвки петлю, надел на лопасть винта. Собрал весь народ, что был на площадке, и приступил к запуску. По его команде тянули верёвку, резко проворачивая винт. За отсутствием валенка, возились долго, - петля срывалась.  С трудом, после нескольких попыток, но мотор зачихал и заработал. И так выполнили два запуска и два вылета. Как работу закончили, работники моментально сбежали и уже некому было таскать верёвку. Теперь вот уповают на новый РИМ.

   Вылезает из-под капотов Блохин, радостный, говорит, что открутил. Я тоже обрадовался, думал, скоро улетим. Но оказалось, что техник пока открутил только одну гайку. Блохин сказал, что сегодня не закончит. Плюнул я и поехал в местную контору к агроному оформлять акты выполненных работ.
     Только на следующий день техник установил новый РИМ и Ан-2 вернулся в Васильевку.

     Подошло время получать наши заработанные деньги у Вовы Шмидта. Сезон закончен, хозяйства урожай продали, должны рассчитаться с Вовой, а он с нами. Едем к нему в Мелитополь за расчётом. Вова особой радости от нашего приезда не испытывает. Подняли всю нашу с ним «бухгалтерию», посчитали, что он нам уже заплатил, расходы на бензин и прочее, отняли от общей суммы и получился кровно наш заработанный Вовин нам «долг». Составили «итоговый документ». Сумма получилась приличная, мы с удовольствием готовы её получить, но Вова рассказывает нам, что хозяйства плохо расплачиваются, ему приходиться с них «выбивать». Короче, расплачиваться с нами не спешит, а похоже и не очень хочет.

     Мы, в принципе, готовы были с Володей Дмитрийчуком к такому повороту. Поехали к одному его однокашнику, бывшему лётчику-инструктору-парашютисту, а ныне одному из обычных запорожских бандитов–рэкетиров. Объяснили ситуацию, попросили помочь в выбивании долга. Раньше о подобном смотрели в кино, а вот теперь участвуем. А что делать?! Однокашник обещал помочь за определённую сумму в американских рублях.

     Через несколько дней с Вовиным однокашником и парой его ему подобных друзей съездили мы в Мелитополь, встретились и поговорили с Вовой Шмидтом. Дали ему время на «подумать». Тот вроде бы всё понял, обещал через неделю рассчитаться.

     Через неделю, как и обещал, Вова Шмидт сообщил, что готов заплатить половину суммы долга, остальное позже. Собрались мы с Володей ехать в Мелитополь. Чтобы избежать неожиданностей, заказали мы на эту поездку милицейскую машину с вооружённой охраной. Такое стало возможным и даже где-то обыденным. Милиция зарабатывала, как могла.

     И вот едем мы с Володей в Мелитополь. В качестве такси у нас милицейская машина с двумя, вооружёнными автоматами милиционерами. Когда проезжаем по трассе ГАИшный пост, один из милиционеров поднимает и показывает инспекторам автомат. 
     Когда мы приехали к Вове Шмидту с таким эскортом, тот не на шутку перепугался и с расчётом не задерживался. Было интересно наблюдать как милиционеры тоже играли «в войнушку» - один с автоматом стоял в коридоре офиса, другой с автоматом ждал у машины, а я важно шёл к машине с портфелем в котором лежало около ста тысяч гривен. Ну, прямо кадры из боевика.

     Приехали мы с милиционерами к банку, отпустили их, подписав какой-то «Акт выполненных работ». В банке мы обменяли гривны на доллары, получилось что-то чуть больше пяти тысяч американских рублей. С этими долларами поехали домой на троллейбусе, безо всяких «понтов».

     Через несколько дней вызывает нас с Володей Дмитрийчуком к себе в кабинет наш, можно сказать, начальник – председатель областного Комитета ОСОУ. И, с интересом разглядывая нас, рассказывает, что к нему по дружески обратился начальник областной налоговой службы, они арендуют помещения в нашем здании ОСОУ, и поведал о том, что к ним из Мелитополя пришла какая-то бумага, в которой фигурирует наш АТСК.  Что одна мелитопольская фирма должна нашему АТСК 27 тысяч доллларов. По тем временам это была более, чем приличная сумма. Начальник наш с изумлением спрашивал нас, правда ли это. Мы как могли убеждали его, что в этой сумме и расходы на бензин, и на дорогие импортные химпрепараты, а наших денег там совсем чуть–чуть. На самом деле наших денег там была половина. Но и этой суммы, если бы мы сказали об этом нашему областному начальнику, хватило бы на то, чтобы он считал нас «богатыми буратинами» со всеми, вытекающими из этого, неприятными для нас последствиями.

     Благодаря дружеским отношениям нашего начальника и начальника налоговой, дело это для нашего АТСК не имело последствий, а Вова Шмидт был раскручен по полной программе. Позже мы узнали, что Вова Шмидт «кинул» тех, кто с ним работал, и один из них сдал его с потрохами в налоговую, передав туда тот самый «итоговый документ», что мы совместно составляли.
 
     Позвонили в Мелитополь, напомнили о второй половине долга. Вова Шмидт стал плакаться, что налоговая и менты его душат и, что и до нас доберутся. Мы Вове пояснили, что мы в курсе и свою проблему уже порешали. На следующий день Вова примчался из Мелитополя, просил помочь решить его «вопрос» с налоговой, уверовав в наши «возможности». Мы его не разубеждали и, напустив побольше «тумана», обещали помочь после того, как рассчитается с нами. В течение ближайших дней вернул нам Вова Шмидт оставшийся долг, где-то 7000 американских рублей. А Вову налоговики обобрали как липку и с миром отпустили. За Вову после этого мы больше и не слышали.

     Сезон, как лётно-парашютный, так и авиационно-химический закончился. Итог во всех отношениях, в том числе и финансовом, был неплохим. Из Киева узнали, что по результатам деятельности всех авиационных Клубов ОСОУ в текущем году, наш запорожский АТСК претендует чуть ли не на первое место.

06.04.2020 – Севастополь.

* - на фото: - почти «мессер» - наш трудяга Ан-2 - аэр.Васильевка - 1999г.

Следующее
http://www.proza.ru/2020/04/06/2186


Рецензии
Была у нас такая работа на Ил-14, разгон облаков над Москвой. В зимнее время применяли обычный цемент. Летали по 8 часов, оператор обычным детским совком сбрасывал этот цемент из мешка в фотолюк. Оплата была всего лишь по первой группе. Но, если подняться хотя бы один раз на высоту более 5000 метров, то за весь полёт шла оплата по пятой, наивысшей группе. Для этого в конце полёта запрашивали эшелон 5100 метров. Диспетчер обычно спрашивал, а есть ли у нас кислородное оборудование, поскольку у Ил-14 естественно никакой герметизации не было. Мы честно говорили, что да, оборудование установлено и даже маски кислородные болтались. Правда самого кислорода и в помине не было. Как только занимали 5100, сразу докладывали, что работу закончили и сыпались вниз. Один раз, как обычно, запросили 5100, а диспетчер разрешил 5400. Ну 5400, так 5400, разница-то в 300 метров. Поднялись на эту высоту и как обычно доложили, что работу закончили и готовы снижаться. А он и говорит, что под нами пройдут два борта и только после этого даст разрешение на снижение. Проторчали мы на этой высоте 15 минут. Я первый раз видел, что при каждом мигании можно сказать из глаз искры сыпались. То есть мигнёшь, а в глазах остаются ромбики как на прицеле МиГ-17. Молодые были, ещё здоровые.

Виктор Кабанов   04.05.2021 08:39     Заявить о нарушении
Виктор, спасибо за отклик! Да, молодость и соответствующее здоровье прощали многое. Приходилось и вместо барокамеры на ВЛК подниматься в незагерметезированном Ан-26 на высоту выше 4000 м, точно уж и не помню на какую...
С уважением, Геннадий Чергизов.

Геннадий Чергизов   04.05.2021 20:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.