Жизнь движется по кругу

Интересно - о чем думал Марк Аврелий, последний из пяти хороших императоров, в своих дальних походах к окраинам державы? Эмиль Чоран полагает, что его в это время занимала гораздо больше идея смерти, чем идея империи, поскольку смерть даром не дается и ее тоже надо заслужить. Зря уходить со света неблагородно, не по философски. А умирать за отечество может и гражданский долг императора, но только не всякая смерть нужна отечеству, и даже подвиг ему не всякий полезен. Может быть и так.
 
Марк Элий Аврелий Вер Цезарь был стоик и смерть для него являлась тем, что оправдывало жизнь и придавало ей смысл. Его предшественник Сенека в "Нравственных письмах Луцилию" писал: - "Смерть - это небытие; но оно же было и раньше, и я знаю, каково оно: после меня будет то же, что было до меня. Если не быть - мучительно, значит, это было мучительно и до того, как мы появились на свет, - но тогда мы никаких мук не чувствовали." 
 
Однако сейчас многое изменилось и теперь мы не исключаем, что время в этом мире локальный феномен, а император, бессильный вообразить будущее, бессилен осмыслить последствия своих действий.
 
Представляется, что кроме неудобств походного быта и размышлений о смысле смерти и строительства империи, он испытывал сожаление о том, что расстался с созерцательным дискурсом. Ему словно стало скучно побеждать. Скука, этот неизменный показатель неснятого философского напряжения, которое никогда не беспокоит идиотов и политиков. Только мудрецов. Политик может восемь часов разглядывать свой башмак. Врать он вынужден только тогда, когда пустеют песочные часы его влияния.
 
Вполне возможно, если бы император-философ родился тремя столетиями позже, он завидовал бы мудрецам прошлых эпох и, как Юлиан-Отступник, тратил свои дни на битвы с персидскими катафрактами, а ночи на написание антихристианских сочинений.
 
Все дело в том, что любой философ и мыслитель ценен лишь в той мере, в какой он обманывается относительно того, к чему стремится, что любит и что ненавидит. Если человек ни к чему не стремится в этом мире, он страдает, не ведая этого. Если человек к чему-то стремится, он страдает - и знает это, но страдает очень не спеша, лениво...
 
... " жизнь движется по кругу, как планида"...
Однажды император Марк Аврелий
Дословно повторил Экклезиаста
Тем самым подтвердив свой взгляд на время,
В котором измененье не возможно.
 
Так мир эпохи кризиса империй
Слегка напоминает обелиск
С единственною гранью, по которой,
Ползти вперед всегда великий риск
Вновь оказаться на исходной точке.
 
Я поясняю:
Например, когда
Вы к зеркалу подходите и вместо
Лица вдруг видите свой собственный затылок
- Вот чувство, по которому уместно
Понять философа, стоящего у власти
В прогнившем государстве:
Стоицизм себя изжил,
Как Август, Антонины
Как принципат. Повсюду подлецы,
Упадок. Христианство.
 
Смерть души предшествует, наверно, смерти тела...
Такое знанье умножает скорбь.


Рецензии