Письма с фронта. Геннадий Гусаченко

Они лежат на моём письменном столе, пожелтевшие за семьдесят пять лет хранения в ободранном фанерном чемодане, истрепавшиеся по краям. По наспех вырванным
из школьной тетради листкам бегут неровные поблёкшие строчки, написанные химическим карандашом. Солдатские письма с фронта, без конвертов, сложенные треугольником, известные как «полевая почта».
Их передал мне знакомый бригадир строителей Борис Кулешов.
— Старый деревянный барак сносили,— сказал Кулешов.— В комнате на полу среди всякого хлама разбитый чемодан валялся. Фанерный такой… Крышка у него отвалилась, вот письма и выпали. Хозяин квартиры Михаил Тимофеевич Попов, одинокий старик, жил там. Умер недавно…
Так и не дождался обещанного переселения в новое жильё.
Ребята из моей бригады собрали письма. Раритеты, говорят… Может, в музей снести?
— А что ещё осталось в чемодане? Фотографии, другие письма?
Кулешов плечами пожал:
— Трактором барак столкнули. Весь строительный мусор на свалку вывезли. Кто теперь знает, что ещё могло быть в том чемодане?
Да… Сегодня эти письма и в самом деле уже раритеты.
Они хранят память о тех незабываемых днях… Химический карандаш стёрся на сгибах листков, но всё же многие слова отчётливо и сурово доносят смысл грозных, полных опасностей дней войны.
«2 ноября 1941 года.
Здравствуй, брат! Никого нет у меня роднее тебя, и поэтому всегда в трудную минуту мысленно обращаюсь к тебе за советом, а если выдаётся свободная минута, спешу поделиться своими горестями и радостями.
Как ты уже знаешь, на третий день войны я пришёл в военкомат и попросился добровольцем на фронт. Недолго пришлось обивать порог, прежде чем мне посчастливилось, наконец, самому взять в руки винтовку и бить подлых фрицев. Конечно, специалисты сейчас нужны в тылу, например, такие как ты, но я думаю, что ты не осудишь меня за то, что я оставил институт и ушёл на фронт. Закончу после
войны, и ты ещё увидишь меня инженером.
Сейчас я нахожусь под Москвой. Даже не верится, что фашисты зашли так далеко. Вчера у нас было комсомольское собрание, и все решили стоять насмерть, потому что
дальше отступать нельзя. Извини, брат, но сейчас дописать письмо не могу. Они снова идут в атаку…»
«15 февраля 1942 года.
Дорогой Михаил! Прости, что долго не писал. Был ранен и находился в госпитале, но сейчас чувствую себя хорошо.
Как лучшего бойца, меня направляют в танковое училище.
Очень жаль расставаться с боевыми друзьями, но ведь ты всегда учил меня, что нужно поступать так, как велит долг.
До свидания, меня ждут в машине. Напишу из училища».
«16 апреля 1945 года.
Это письмо я пишу тебе, сидя на броне своего танка.
Через несколько минут вместе со своими орлами я иду громить фашистских гадов. Перед нами Бранденбург, и мы будем брать его штурмом. Экипаж моего танка хорош, и все ребята готовы драться как львы, чтобы как можно скорее приблизить час победы.
Может, придётся погибнуть за Советскую Родину, но знай, что для меня это великое счастье, и я рад, что в общее дело победы внёс и свой скромный вклад».
Последнее письмо, судя по ровным строкам, выведенным другим почерком, уже не карандашом, а пером и чернилами, написано в спокойной обстановке затишья, наступившего после капитуляции фашистской Германии.
«15 мая 1945 года.
Дорогой Михаил Тимофеевич! С глубокой скорбью сообщаю, что ваш брат, младший лейтенант Алексей Трофимович Попов, пал смертью храбрых за свободу и независимой нашей Советской Родины.
17 апреля, на второй день берлинского наступления, нашей роте была поставлена боевая задача уничтожить вражескую батарею, мешавшую продвижению пехоты.
Первым ворвался на позиции гитлеровцев танк младшего лейтенанта Алексея Попова. Он уничтожил несколько орудий и, продолжая преследовать бегущих немцев, устремился по улицам Бранденбурга, но неожиданно из переулка ударил „тигр“. Круто развернувшись, танк Алексея таранил немецкую машину, а через несколько минут по улицам города уже бежали наши бойцы. Боевое задание было выполнено, но Алексей Тимофеевич Попов погиб. Похоронен он в братской могиле на окраине Бранденбурга.
10 мая 1945 года ваш брат Алексей Трофимович Попов за свой подвиг награждён (посмертно) орденом Отечественной войны первой степени.
Командир танковой роты капитан И. Н. Чижов».
Я прочёл письма неизвестного мне парня, не дожившего до Победы несколько дней, и задумался. Семьдесят пять лет прошло со дня капитуляции фашистской Германии…
И парню было тогда лет двадцать или больше… Почти век минул! И наверняка не было бы его сейчас в живых, не погибни он там, в Бранденбурге… Но время не властно над
памятью о героях Куликовской битвы, Бородинского сражения и других войн, в которых наши соотечественники отстаивали честь, свободу и независимость Отечества.
Слава тебе, солдат Алексей Попов! Ты выполнил свой долг перед матерью-Родиной! Слава всем участникам Великой Отечественной войны!

Источник: Альманах «Новый Енисейский литератор» № 2/2020 (72)


Рецензии