Екатерина II. Часть 1

АВТОРСКИЙ ВАРИАНТ ЛЕКЦИИ (В РЕДАКЦИИ 2020 ГОДА). ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В ШАХТИНСКОМ ИНСТИТУТЕ (ФИЛИАЛЕ) ЮРГТУ (НПИ)

ЕКАТЕРИНА II

ЛИЧНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЕКАТЕРИНЫ II

Правление Екатерины II оставило заметный след в русской истории. Случайный человек в России, Екатерина сумела овладеть ситуацией и утвердиться на престоле. За долгие 34 года царствования Екатерина II сумела многого добиться. Под ее управлением Россия вышла на новый уровень развития, став несравнимо более богатым и сильным государством, чем раньше, заняв достойное место в ряду великих европейских держав. Эти успехи были достигнуты различными средствами: в государственной деятельности императрицы черты традиционной самодержавно-крепостнической политики причудливо сочетались с попытками использовать передовые идеи века Просвещения. В исторической науке правление Екатерины II обычно характеризуется как “просвещенный абсолютизм”.

Екатерина II родилась 21 апреля 1729 г. До православного крещения ее звали Софьей (Софией)-Фредерикой-Августой. Она была дочерью мелкого немецкого князя, генерал-майора Христиана-Августа Ангальт-Цербст-Бернбургского. Ее мать звали Иоганной-Елизаветой Голштейн-Готторпской. В 1744 г. Екатерину привезли в Россию и выдали замуж за Петра Федоровича, наследника престола.

Положение Екатерины при дворе Елизаветы Петровны было нелегким. Императрица, женщина весьма неуравновешенная, иногда осыпала невестку дорогими подарками и всячески демонстрировала свое к ней благоволение, но гораздо чаще мучила ее мелочными придирками. Отношения с мужем также не сложились: живая, изящная, склонная к серьезному чтению и умной беседе Екатерина и грубый, вздорный Петр, любимым занятием которого и в зрелом возрасте оставалась игра в солдатики, никак не могли найти общего языка. “Одно честолюбие меня удерживало”, – вспоминала она впоследствии. А честолюбие у нее было определяющим чувством – она была готова все вытерпеть ради российского престола, на который твердо рассчитывала. В эти нелегкие для себя годы Екатерина проявила удивительную выдержку и умение нравиться окружающим. В отличие от своего мужа Екатерина при каждом удобном случае подчеркивала свою любовь к России и приверженность к православию. Она много читала, причем только серьезные книги – “Дух законов” Монтескье, сочинения Вольтера и других просветителей. Именно в это время Екатерина восприняла многие идеи Просвещения.

После прихода к власти Петра III положение Екатерины лишь ухудшилось. Став самодержцем, Петр, и раньше не церемонившийся с супругой, всеми средствами стал подчеркивать свою неприязнь к ней. Екатерина постоянно ждала развода, ареста, ссылки. Однако у нее было что противопоставить мужу. Если Петр III своими действиями вызывал раздражение гвардии, придворных, духовенства, то Екатерина, напротив, пользовалась всеобщей симпатией. Особенно прочные связи у нее к этому времени были налажены с гвардейским офицерством. В это время с Екатериной был близок Григорий Орлов, старший из многочисленных братьев Орловых – кумиров гвардейской молодежи. Дворцовый переворот в конце июня 1762 г., который возвел на престол Екатерину, современники так и называли – “предприятие господ Орловых”.

Екатерина не собиралась править, подчиняясь давлению обстоятельств или своих фаворитов. Она стремилась к сознательной государственной деятельности, искренне пытаясь разобраться в сложных проблемах России и найти пути их решения. Кроме того, ей, как и ее предшественникам, приходилось учитывать настроения господствующего дворянского сословия в целом и гвардии в особенности.

Позитивную программу своего царствования, направленную на усиление государства, на решение общенациональных задач, Екатерина пыталась создать, опираясь на труды просветителей. Ей казалось вполне естественным искать ответы на волновавшие ее вопросы, обратившись к сочинениям “умнейших людей своего времени”. Екатерина стремилась наладить и личные отношения с деятелями Просвещения. На протяжении долгого времени она вела оживленную переписку с бароном Гриммом, писала Вольтеру, пригласила в Россию Дидро, который был назначен библиотекарем Эрмитажа, но главным его занятием были беседы с императрицей по интересующим ее вопросам. И современники, и историки много писали о демагогическом характере этих отношений, о стремлении Екатерины произвести впечатление просвещенной государыни.

Подобные заботы Екатерину и в самом деле очень занимали. Однако влияние философии Просвещения действительно заметно сказывалось как в общих ее подходах к важнейшим вопросам – в разработке нового законодательства, совершенствовании системы управления, создании учебных заведений, доступных разным слоям населения, так и в конкретных деталях. При этом Екатерина сама много работала и стремилась окружить себя знающими и энергичными людьми. Канцлер А. А. Безбородко, генерал-прокурор Сената А. А. Вяземский, Н. И. Панин, М. И. Воронцов и многие другие приближенные Екатерины II были незаурядными государственными деятелями. Незаурядность отличала и некоторых фаворитов императрицы, немало поработавших на благо государства, – Алексея Орлова (брата Григория) и особенно Григория Потемкина. Многим из этих людей были свойственны обычные для придворной и сановной среды недостатки – корыстолюбие, стремление к власти. Но Екатерина (как и Петр I в свое время) умела заставить приближенных проявлять на службе свои лучшие качества.

Одной из первых мер принципиального характера, предпринятых императрицей, был созыв Уложенной комиссии для создания нового свода законов (уложения). Время тому действительно пришло: после грандиозных перемен, которые Россия пережила за сто с лишним лет со времени принятия Соборного уложения 1649 г., руководствоваться им было нелегко. Хаос, царивший в законодательной сфере, очень поощряли произвол и взяточничество. Екатерина могла бы поручить создание свода чиновникам, однако она предпочла передать это дело депутатам, выбранным из разных слоев населения. Отчасти это было сделано под влиянием просветительских рекомендаций привлекать народ к законодательной работе. Но в еще большей степени Екатерина, пришедшая к власти в результате дворцового переворота, стремилась расположить к себе подданных, подчеркивая свое стремление сотрудничать с ними, учитывать их интересы.

В назидание депутатам Екатерина написала “Наказ”, в котором излагала свои соображения о том, на каких принципах должен был быть построен новый свод законов. Сама императрица писала, что “в этом сочинении мне принадлежит лишь расположение материала, да кое-где одна строчка, одно слово”. Главным источником “Наказа” стали труды просветителей. Но именно поэтому “Наказ” был весьма смелым произведением: в нем постоянно высказывались мысли, в корне противоположные реальному российскому законодательству. Например, в “Наказе” провозглашалось, что перед законом все равны; что каждый вправе делать то, что законами не запрещено; что подчиняться следует лишь закону, а не правительству и чиновникам. Идеи “Наказа”, врученного депутатам, должны были, казалось, настроить их на серьезную работу по совершенствованию законодательства.

Однако депутаты разочаровали государыню. Среди 450 депутатов (по другим данным – 600 депутатов) комиссии, собравшихся в Москве в 1767 г., были примерно в равном количестве представлены основные группы населения России, кроме “крещенной собственности” – помещичьих крепостных. Депутаты имели достаточно широкие возможности для того, чтобы выразить свои собственные соображения и огласить наказы пославших их избирателей. Но весь ход заседаний Уложенной комиссии ясно показал, что никакого положительного результата ждать от нее не приходится. Наставления “Наказа” не произвели на ее членов никакого впечатления. Почти все выступления и заявления депутатов были проникнуты тем чувством, которое можно назвать сословным эгоизмом. Представители всех сословий (дворяне, купцы, государственные крестьяне, казаки и др.) стремились добиться для себя как можно больших выгод, совершенно не думая об общенациональных, общегосударственных интересах. Так, например, дворяне упорно отстаивали свое монопольное право на владение землей и крепостными, не прочь были распространить эту монополию на торговлю сельскохозяйственной продукцией и в то же время отстаивали свое право заводить промышленные предприятия. Представители городской верхушки заявляли, что интересы дворянства должны быть законодательно ограничены лишь сферой сельского хозяйства, а торговля и промышленность – это их, предпринимателей, дело. Однако они сами настойчиво добивались прав, которые сравняли бы их с дворянами, желали владеть землей и крепостными. На фоне подобных стремлений урвать для себя новый жирный кусок вполне обоснованно выглядели лишь жалобы представителей государственных крестьян на несоразмерные подати и повинности, истощающие их хозяйства. А в чем сходилось большинство депутатов? В резкой критике чиновничества всех рангов, в жалобах на волокиту, взяточничество и произвол в правительственных учреждениях. Но и в этих справедливых заявлениях нередко просматривалась сословная корысть. Так, например, дворянские депутаты предлагали заменить чиновников местного управления выборными представителями своего сословия.

Заседания Уложенной комиссии представляли для Екатерины II большой интерес тем, что позволяли ей составить ясное представление о настроениях и желаниях ее подданных. Однако очень скоро ей стало ясно, что никакого свода законов подобное собрание, раздираемое внутренними противоречиями, составить неспособно. 18 декабря 1768 г. под предлогом начавшейся войны с Османской империей Уложенная комиссия была распущена.

Потерпев неудачу в сотрудничестве с подданными, Екатерина II позже предпочитала действовать в традиционном духе, проводя сверху те преобразования, которые считала необходимыми. Именно так была проведена губернская (областная) реформа. Эта реформа действительно назрела: органы местного управления, созданные Петром I и претерпевшие существенные изменения при его приемниках, плохо справлялись со своими повседневными обязанностями. Престиж губернских, провинциальных и уездных властей был низок, а их возможности были ограниченными. Нередко всеми делами заправляли крупные землевладельцы, полностью подчинявшие себе чиновников. Центральная власть часто с трудом могла влиять на дела на местах. Сами же местные власти явно не справлялись со своими задачами. Так, например, они не смогли противостоять пугачевщине. “Учреждение о губерниях” 1775 г. должно было надежно укрепить самодержавно-бюрократическую систему в самом ее основании.

Губернская реформа предусматривала новое административно-территориальное деление России. По сравнению с предыдущим (губернии – провинции – уезды) оно упрощалось: страна делилась теперь на губернии, а те – на уезды. В основу деления легла численность податного населения: в губернии должно было жить 300-400 тысяч душ мужского пола, в уезде – 20-30 тысяч. В результате реформы было создано 50 губерний (раньше – 23).

Организуя государственное строительство на местах, Екатерина II решительно нарушила старую традицию, по которой глава местного управления концентрировал в своих руках всю власть, превращаясь в маленького царька. Теперь основные властные функции – административные, финансовые, судебные – делились между различными органами, каждому из которых предоставлялась известная самостоятельность. Так, например, губернатор, стоявший во главе губернского правления, занимался в основном делами административно-полицейскими, отвечая за проведение в жизнь указов верховной власти и поддержание порядка. Вице-губернатор возглавлял Казенную палату, на которую возлагались финансовые дела: раскладка и сбор податей, управление государственным хозяйством, контроль над сделками имущественного характера. Судебные палаты (одна – по уголовным делам, другая – по гражданским) вершили суд, действуя относительно независимо от остальной администрации.

Несколько особняком стоял Приказ общественного призрения, который занимался делами, до того местным властям почти неведомыми: просвещением, медицинской помощью и богоугодными заведениями – домами для престарелых и инвалидов.

В результате губернской реформы Екатерины II на местах возник сложный и довольно эффективный аппарат местного управления и судопроизводства. Вся эта система была подкреплена организацией дворянского самоуправления. На некоторые должности в губернском и уездном правлении и суде стали привлекать выборных лиц от различных сословий (дворян, горожан, государственных крестьян).

Губернская реформа была нацелена также на создание прочной взаимосвязи между органами губернского и уездного уровней. Так, например, административно-полицейским органом в уезде, подчинявшимся непосредственно губернатору и губернскому правлению, стал Нижний земский суд, главную роль в котором играл капитан-исправник. Характерно, что Екатерина II учла пожелания депутатов-дворян Уложенной комиссии: члены Нижнего земского суда избирались уездным дворянством. Казенная палата имела в уезде своего представителя – уездного казначея. Создавались в уезде и сословные судебные органы.

Екатерина II большое внимание уделяла организации контроля над местными чиновниками (как и Петр I в свое время). Этот контроль осуществляли генерал-губернаторы. Формально именно они стояли во главе одной или нескольких губерний, обладая здесь всей полнотой власти. Однако в повседневные дела генерал-губернаторы не вмешивались, проявляя свою власть лишь в случае необходимости. Главной их задачей был надзор за деятельностью всех губернских и уездных чиновников – недаром в “Учреждении о губерниях” они назывались “оберегателями закона”. Екатерина II видела в них личных представителей своей власти на местах и назначала обычно на эту должность наиболее доверенных лиц вроде Г. А. Потемкина. Заметим, что позже, в XIX в., роль генерал-губернаторов уменьшилась: они стали возглавлять окраинные, удаленные от центра регионы, соединяя в своих руках гражданскую и военную власть. Кроме того, в каждой губернии действовал прокурор, доносивший обо всех выявленных им фактах нарушения закона местными чиновниками как генерал-губернатору, так и своему начальнику в центральном управлении – генерал-прокурору. В уездах представителями этого надзора были подчиненные прокурору стряпчие.

В целом система управления на местах, созданная Екатериной II, доказала свою жизнеспособность, просуществовав, с некоторыми изменениями, вплоть до 1917 г. Однако губернская реформа требовала своего продолжения. Нужно было преобразовывать центральные органы управления, приводя их в соответствие с местными, налаживая между центром и губерниями такую же последовательную и прочную взаимосвязь, как между губерниями и уездами. Но этот необходимый шаг Екатерина II так и не сделала.

И еще. Именно в созыве Уложенной комиссии и губернской реформе наиболее ярко проявился “просвещенный абсолютизм” Екатерины II. Эти меры свидетельствовали о ее стремлении укрепить свою власть на “просветительских” основаниях, дав стране разумное законодательство и хорошо организованное управление.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ЕКАТЕРИНА II. ПРАВИЛА УПРАВЛЕНИЯ

Если государственный человек ошибается, если он рассуждает плохо или принимает ошибочные меры, целый народ испытывает пагубные следствия этого. Нужно часто себя спрашивать: справедливо ли это начинание? полезно ли?

Пять предметов.
1. Нужно просвещать нацию, которой должен управлять.
2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы.
3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.
4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.
5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям.

Каждый гражданин должен быть воспитан в сознании долга своего перед Высшим Существом, перед собой, перед обществом, и нужно ему преподать некоторые искусства…

(Источник: Записки Екатерины Второй. – М., 1997. – С. 76, 241)

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.    


Рецензии
БЛИСТАТЕЛЬНАЯ АВТОРСКАЯ ЛЕКЦИЯ!
Андрей Борисович Ворожейкин всегда!!! отличался в ШИ (ф) ЮРГТУ (НПИ) высоким уровнем "обработки" и "преподнесения" информации до любого слушателя, независимо от уровня его подготовки...
На лекциях всегда!!! был аншлаг:всегда не хватало мест в аудитории,поэтому слушатели стояли в проходах...
ВЕЛИКОЛЕПНЕЙШЕЕ ВЛАДЕНИЕ МАТЕРИАЛОМ!!!

Георгий Георгиевич Ларин   17.02.2022 23:57     Заявить о нарушении