Вторая встреча со школой

О судьбах выпускников школы на примере одной жизни

(Из воспоминаний директора школы Гудаева М.В. Период 1976 – 84 гг. Фото из семейного архива.)

Итак, через одиннадцать лет после окончания школы я стал её директором. Доверие, оказанное мне, нужно было оправдать. Обязанности директора школы на селе беспредельны. Но кроме исполнения этих обязанностей я преподавал математику в старших классах, вел пропагандистский кружок в школьной партийной организации, участвовал в депутатской работе сельского Совета.

Принял я школу у Плотниковой Надежды Всеволодовны. В тот период в школе обучалось более 300 - х. учащихся, из них порядка двухсот проживали в пришкольном интернате. Это дети из поселков Чижа, Несь, Кия и одиннадцати оленеводческих бригад колхоза «Северный Полюс». В школе было 12 классов — комплектов с 0 по 10 класс.

Школьный городок состоял из 6 зданий: 2 учебных здания, 3 здания пришкольного интерната и здание столовой. Общая площадь - 4 300 кв.м. Двухэтажная школа была построена в 1958 году, а вот начальная школа и здания интерната в 30-х годах и, отслужив по 40 - 50 лет требовали капитального ремонта. Во всех зданиях кроме здания начальной школы было печное отопление на угле и дровах. В начальной школе в семидесятых годах была оборудована небольшая кочегарка с котлом, по зданию были проложены трубы водяного отопления.

Уголь для школы завозился с Архангельска морским путем в летний навигационный период. Дрова для школы и жилого фонда учителей и воспитателей заготавливались силами технического персонала школы. При школе был трактор, и работники школы в весенне-летний период выезжали на заготовку дров за несколько километров от посёлка в места, где в многочисленном количестве были бревна леса, выброшенные в разные годы морем. В зимний период тракторами вывозились эти бревна с берега моря в поселок.

Заготовленные и привезенные к школе бревна весной пилили, кололи и укладывали в костры. В апрельские субботники всё население посёлка от мала до велика, выходили на распиловку, колку и укладку дров. Более сотни кубометров заготовлялось только силами самой школы, но помогали школе организации поселка и родители.

Весь летний период приходилось заниматься организацией ремонтов и подготовки помещений к новому учебному году. Активное участие в ремонтных работах принимали работники школы, родители и учащиеся. Об отпусках думать было некогда.

Особенно проблематичной была организация ремонта печей в зданиях. Именно поэтому в 1979 году окружными властями была поставлена задача теплофицировать двухэтажное здание школы. Сказать легко да сделать трудно. С Нарьян-Мара спецрейсом был направлен специалист одиночка, с которым было заключено соглашение на выполнение необходимых работ. С ним же на этом борту поступила фасонина для работы. Однако ни котла, ни батарей отопления в школе не было. Приходилось всё доставать и привозить к школе кустарным способом.

Нужно отдать должное командирам воинских частей, которые были расположены вблизи посёлка. Они выделили котел, железобетонные плиты, трубы, швеллера и многие другие материалы необходимые для работ по теплофикации. Естественно, все эти материалы были у них уже из списанных, как бывшие в употреблении. Вместе с завхозом школы Пятибратовым Владимиром на школьном тракторе мы завозили эти материалы в посёлок. Силами технических работников школы во главе с директором вырыли котлован под кочегарку.

Военнослужащие помогли техникой и людьми поставить стены и потолок из железобетонных плит, отремонтировать и поставить на место котел, установить на изготовленный фундамент трубу. Все расчеты и сварные работы выполнял приехавший специалист. К началу нового учебного года здание было теплофицировано. Отпала необходимость топки печей. В школе стало чище и уютнее.

Путем постоянных летних ремонтов были улучшены условия проживания детей в пришкольном интернате. Дети младшего звена были переведены в здание начальной школы, имеющее водяное отопление. В этом же здании находились и классы для их обучения. Девочки были переведены в отдельное третье здание (бывшие ясли), а мальчики перешли в здание, где проживали до этого девочки. В освободившееся здании интерната для мальчиков были переведены кастелянская, мастерские для уроков труда с мальчиками, библиотека.

В школьной библиотеке было более 11 тысяч книг. Все дети обеспечивались учебниками через библиотеку бесплатно. В своих записях я нашел подписку на газеты и журналы для библиотеки на год. Газеты: Северный комсомолец — 2 экз., Учительская газета — 1, Комсомольская правда — 2, Пионерская правда — 4, Нарьяна Вындер — 3, Красная Звезда — 3. Журналы: Советский воин — 1, Юный натуралист — 1, Юный техник — 1, Костер — 2, Пионер — 2, Мурзилка — 4, Веселые картинки — 1, Ровесник — 1, Комсомольская жизнь — 1, Начальная школа — 1, Воспитание школьника — 1, Сборник приказов — 1, Народное образование — 1, Агитатор — 1, Вестник знаний — 1, Календарь знаменательных и памятных дат — 1, Квант — 1. Не правда ли, для сельской школы не плохо?

Школа была переименована в Шоинскую национальную среднюю школу. В школе обучались русские, ненцы, коми, украинцы и дети других национальностей. В школе был открыт специальный нулевой класс, где дети ненцы изучали ненецкий язык. Уроки в нём вела Варницына Наталья Федоровна. Обучение шло по специальным учебникам.

Учебный процесс в целом по школе был переведен на кабинетную систему. Занятия проходили с 9 часов утра в одну смену. В учебных корпусах было оборудовано 12 классов-кабинетов, в том числе кабинеты физики, химии, математики, русского языка и литературы, НВП, немецкого языка, географии, домоводства. Через Архангельский магазин Главснабпрома школа ежегодно пополнялась учебным оборудованием, наглядными пособиями и техническими средствами обучения.

В кабинетах имелись киноустановки, кодоскопы, эпидеоскопы, проигрыватели, диапроекторы. Все классы имели возможность зашторивания. Для хранения учебно-наглядных пособий, дидактических материалов в кабинетах была установлена необходимая мебель. Для уроков труда имелись швейные машины, верстаки, инструмент и оборудование. Был оборудован радио класс для изучения азбуки Морзе, кабинет по профориентации, оформлены коридоры. Для детей, проживающих в пришкольном интернате, было организовано 4-х разовое питание в столовой интерната. Продуктами питания столовая снабжалась через Шоинский рыбкооп (председатель Римских Л.Г.). Детодень составлял 1 руб. 92 коп.

При школе работал учебно-консультационный пункт Нарьян-Марской заочной школы. Руководил УПК учитель истории Рукавишников Владимир Тихонович. Успешно сдали здесь экзамены и получили аттестаты 6 человек.

Дети интерната на весенние и зимние каникулы выезжали к родителям. Для этого  организовывались специальные авиарейсы самолетов АН-2 и вертолетов.  Дети выезжали в Несь и Чижу, в оленеводческие бригады, расположенные в зимний период в Пинежских и Мезенских лесах. Были дни, когда выполнялось до 12 рейсов самолетами. Детей привозили с каникул обратно в Шойну. В обратную сторону самолеты загружались навагой, выловленной бригадами Гослова в реке Шойна и везли уже замороженную и упакованную в коробки рыбу в Мезень.

Помню, когда в Шойне появилась первая телевизионная тарелка «Орбита», я слетал в Мезень и привез четыре телевизора, которые установили в пришкольном интернате.
Работа директора проходила в постоянном контакте с работой поселкового сельского Совета руководимого Широким Евгением Егоровичем, а позднее Сопочкиным Александром Аркадьевичем; незаменимым секретарем исполкома Богдашиной Еленой Дмитриевной, бухгалтерами Сахаровой Евдокией Степановной и Зезеговой Клавдией Петровной. Постоянными помощниками были руководители организаций и предприятий поселка Христенко Зося Васильевна — директор Дома культуры, Римских Леонид Григорьевич — председатель Шоинского рыбкоопа, Широкий Федор Семенович — заведуюших рыбоприемным пунктом, Коткина Серафима Яковлевна — колхоз «Северный полюс» и другие.

Вместе со мной в 1976-84 годах работали: Попова Роза Федоровна, завуч школы и учитель математики. Учителя начальных классов: Варницина Наталья Федоровна, Римских Анна Михайловна, Авдеева Людмила Зосимовна, Коткина Анна Егоровна. 

Учителя предметники: Рукавишников Владимир Тихонович — история, обществоведение и право, Плотникова Надежда Всеволодовна — биология и химия, Сядей Галина Павловна — русский язык и литература, Насонова Надежда Васильевна — русский язык и литература, Носова Устина Яковлевна — биология, география и природоведение, Кузнецов Дмитрий Николаевич — математика и труды, Капишева Людмила Викторовна — математика, Капишев Николай Степанович — физика и военное дело, Остроухова Диана Николаевна — немецкий язык, Гапчич Людмила Анатольевна — учитель музыки и художественный руководитель, Ушакова (Лазарева) Галина Борисовна — рисование, черчение и домоводство, Волкова Елена Анатольевна — русский язык и литература. Воспитатели: Канюкова Татьяна Николаевна, Ванюта Надежда Аркадьевна, Кузнецова Елизавета Николаевна, Рюмина Анна Степановна, Малышева Мария Михайловна, Охремяк Вера Ивановна. Заведующая интернатом Кисляк Гетта Анатольевна. Старшая пионервожатая — Дмитриева Маргарита Семеновна.

Школа из года в год пополнялась и новыми педагогическими кадрами в основном выпускниками Архангельского педагогического института и Нарьян-Марского педагогического училища. В период с 1976 по 1984 год в школу пришли работать: Петров Николай Константинович – учитель химии и биологии, Попа Сергей Григорьевич – учитель русского языка и литературы, Коткина (Скворцова) Людмила Леонидовна – учитель немецкого языка, Канюкова Нина Ивановна – учитель русского языка и литературы, Батманова Елена Викторовна — учитель музыки и художественный руководитель, Широкая (Трегубова) Татьяна Павловна – учитель математики и организатор внеклассной работы, Казанская Антонина Игнатьевна – старшая пионервожатая, Воротилина Людмила Ивановна – учитель физики, организатор внеклассной работы, Христенко Олег Валентинович — военрук.

Пришли также новые воспитатели: Дитятева Галина Петровна, Мойстрович Ольга Анатольевна, Бобрикова Светлана Владимировна, Рочева Ольга Александровна, Малыгина Лариса Демьяновна, Бобрикова Вера Максимовна, Кузнецова Ольга Романовна.

В школе работали выпускники школы – Гудаев Михаил Васильевич — директор школы (1965 год), Канюкова Нина Ивановна — учительница русского языка и литературы (1972 год), Канюкова Татьяна Николаевна — воспитатель (1966 год), Бобрикова Светлана Владимировна — воспитатель (1976 год), Майстрович (Широкая) Ольга Анатольевна — воспитатель (1977 год), Коткина Антонина Игнатьевна — старшая пионерская вожатая (1977 год).

В школе работала большая армия вспомогательного и обслуживающего персонала. Назову некоторых из них: Пантюхова Л. Т. — библиотекарь, Божок Е. Д. — лаборант, Белоусова А.Н., Малыгина Л.И., Любова А.Г- повара, Грязева О. П. — кастелянша. Заведующими хозяйственной частью были — Пятибратов Владимир, Саломатов Александр, Назарова Анна Егоровна. Кочегарами — Качегов А.М., Саломатов С.А., Гудаев Г.В., Коткин И.А., Малыгин А. П. Ночные няни – Широкая Л.Г., Гирфанова Б. К., Коптякова К. П., Малыгина А. В., Шишкина Е. В., Госкоева О.Ф., Казанская У., Григорьева Е.П., Мезенцева П.И., Шарыпова Ф.Н. Уборщики – Полякова Н.П., Канюкова А.Ф., Нечаева Е.М., Медведева Л.М., Канюкова Н.М., Сенькив С.А., Канюкова Е.С., Канюкова А.И.

Дети были заняты не только учебой. Школа жила интересной и полезной внеклассной и внешкольной работой. Под руководством организаторов по внеклассной работе Воротилиной Людмилы Ивановны и Широкой Татьяны Павловны, при активном участии всего педколлектива, школа отметила такие знаменательные даты, как 50 — летие Ненецкого автономного округа, 60 — летие со дня образования СССР и Пионерской организации имени В.И.Ленина.

Пионерская дружина школы носила имя Героя Советского Союза Юрия Смирнова. Пионеры выступали с приветствиями в Доме культуры к праздникам. Участвовали во всех проводимых в школе мероприятиях.

В день рождения пионерской организации 19 мая каждого года зажигался пионерский костер на песчаной сопке. Дети пели пионерские песни, жарили картошку, играли в мяч, смотрели, как в небе пролетали возвращавшиеся в родные места с юга на север, стаи птиц.

Комсомольцы школы провели большую работу по подготовке достойной встречи 19 съезда ВЛКСМ. Комсомольцами школы проводились субботники с перечислением заработанных средств в «Фонд солидарности», была построена спортивная площадка и полоса препятствия для занятий по начальной военной подготовке.

Лучшие комсомольцы поощрялись фотографированием у знамени комсомольской организации школы. Дети выполняли посильный труд по самообслуживанию в школе, интернате, ремонте книг в библиотеке. В летний период старшие работали в оленбригадах, в торговле, в детском саду, клубе, больнице, на заготовке сена, на ремонте школы и интерната.

Выпуск школьных стенгазет к каждому знаменательному дню. Проходили уже ставшие традиционными общешкольные линейки и праздники: «Первый звонок», «Всесоюзная радиолинейка», «День учителя», «Красной звездочки», «Букваря», «Посвящение в читатели», «Смотр строя и песни», «День юного героя-антифашиста», «Последний звонок» и другие. К праздникам в школе проходили вечера отдыха и смотры художественной самодеятельности, выезды в шефскую воинскую часть.

В коридорах школы были оформлены и постоянно дополнялись стенды: «Пионеры-герои», «60-летию Пионерии», «Экспозиция Архангельского краеведческого музея», «Офицер — профессия героическая», «Герои комсомольцы», «Оперативная фотоинформация», «Все работы хороши», «Куда пойти учиться», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Ими гордятся в школе», «Учком в школе», «Выпускные экзамены» и другие.

Были оформлены выставки детских рисунков и поделок. Оформлена витрина «Богатства Канина» из материалов, подаренных школе геологами, проводившими экспедиции на Канин-камне.

В школе работали кружки: фото – Гудаев М.В., изокружок – Ушакова Г.Б., математический – Воротилина Л.И., по киноискусству – Попа С.Г., хоровой – Батманова Е.В., стрелковый – Дмитриев С.К., ОФП, лыжный, борьбы – Насонов Е.М., немецкого языка – Скворцова Л.Л. и другие.

Военизированный КВН и соревнования по стрельбе учащихся 9 — 10 классов школы и воинов шефствующей части. Учащиеся 10 класса проходили трехдневные полевые сборы на базе воинской части.

Вся школа принимала участие в общепоселковом построении по случаю открытия памятника погибшим воинам. В этот день была сильная метель. Сильный ветер со снегом посыпал построившихся вокруг памятника учащихся с подготовительного до выпускного класса. Как и все присутствующие на открытии жители поселка, учащиеся школы с честью отдали дань Памяти погибшим воинам.

Концерты и смотры художественной самодеятельности готовились с учащимися под руководством учителей музыки Гапчич Людмилы Анатольевны и Батмановой Елены Викторовны. Большую помощь в организации концертов оказывала директор ДК Христенко Зося Васильевна.

За восемь лет работы директором школы из моих рук около трехсот учащихся получили свидетельство о восьмилетнем образовании и более двухсот выпускников получили аттестат о среднем образовании.

За период своей работы в Шоинской средней школе я дважды направлялся на курсовую переподготовку. В декабре 1977 года был направлен на двухмесячные курсы повышения квалификации по научным основам управления школой при Калининском государственном университете.

В марте 1984 года на двухмесячные курсы повышения квалификации на факультете директоров средних школ при Вологодском государственном институте. Во время этих курсов в серьез задумался о переезде из Шойны.

С июня 1984 года по сентябрь 1999 года, в течение пятнадцати лет работал директором Новодвинской школы – интерната для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Свои обязанности, как и в Шойне, старался выполнять добросовестно. В 1993 году была присвоена высшая квалификационная категория.


Рецензии