Отцы и Дети. Антология человеской слабости

Спектакль «Отцы и Дети»  ТЮЗ им. А.А.Брянцева
Режиссер: Георгий Цвихирава. Художник: Алексей Вотяков.
Художник по свету: Евгений Ганзбург
В ролях Андрей Слепухин, Радик Галиулин, Никита Остриков,
Засл. Арт России Сергей Шелгунов, Алексей Титков, Лилиан Наврозашвили,
Юлия Нижельская, Анна Дюкова, Алиса Золоткова, Аделина Любковская,
Кузьма Стомаченко, Анна Лебедь, Елизавета Прилепская,
Нар.арт.России Николай Иванов, Засл.арт России Сергей Жукович,
Засл.арт России Наталья Боровкова, Засл.арт. России Татьяна Ткач, Виталий Кононов,
 Денис Гильманов
Роман «Отцы и Дети» И.C. Тургенева в театральном мире обладает необыкновенной притягательностью, его сюжет был воплощен в несчетном количестве театральных проектов и его сюжет находил сценическое воплощение во всей палитре театральных жанров и форм. Вопреки всему этому многообразию богини Мельпомены и времени, сюжет романа «Отцы и Дети» остаётся актуальным для воплощения и он не теряет привлекательности для театральной сцены. Возможной причиной этой притягательности заключается в многоплановости романа и его хитросплетенном сюжете. Тургенев в этом произведении сплёл воедино большое количество историй вокруг главной сюжетной линии романа и это хитросплетение предоставляет безграничный полёт для творческого поиска форм и путей сценического воплощения.
В романе «Отцы и Дети» великий классик написал портретную галерею персонажей в глубоко философской манере, в ней каждый герой его романа подобен айсбергу. Его герои люди, у которых малая кромка индивидуальности на поверхности в зоне зрительского  обзора и громадный массив индивидуальности внутреннего мира не видим, он открывается нам постепенно, в процессе погружения в атмосферу произведения, по мере развития сюжета. Это тургеневское видение позволяет дорисовать образы героев и фокусировать внимание зрителя на авторском прочтении произведения.
В своём сценическом воплощении романа «Отцы и Дети», Георгий Цвихирава в массиве тургеневского материала выделил лирическую линию сюжета и фокусирует на ней внимание зрителя. В его спектакле лирика отношений героев играет первую скрипку в сценическом пространстве спектакля «Отцы и Дети» и Цвихирава через фокусировку зрительского внимания на этой теме создаёт угол зрения и восприятия событий истории. В его спектакле, он раскрывает тургеневский сюжет под этим углом зрения и фокусировка на это видение сюжета главное, но это упрощает историю и не нивелирует другие сюжетные линии романа. Это видение тургеневских персонажей воплощено через пластику образов созданных в эмоционально-чувственных тонах смыслового подтекста романа.
Тургенев в своём романе поместив своих персонажей в пространство провинциальной России и в нём он создаёт антологию конфликта человеческого общетсва его времени. Эта плоскость невероятно эмоционально насыщена и благодаря столкновению противоположных мировоззрений Цвихирава создаёт предпосылки для раскрытия индивидуальности его героев. В своём спектакле он через усиление лирической линий сюжета придаёт столкновениям индивидуальностей яркие драматические краски и тона и это позволяет зрителю познать глубины их внутреннего мира и осознать в полном объёме масштаб человеческой трагедии.
Увлечение лирической линией в спекакле не снижает и не упрощает конфликты персонажей, в спектакле образ Базарова конфликто – центричен, в нём проявляется нигилизм в абсолюте во всём его понимании мироздания и роли человека в мире и обществе. В «Отцах и Детях» радикализм его взглядов, свободолюбие и независимость являются раздражителем и угрозой для блаженного благоденствия провинциального общества. Его приезд ставит под угрозу разрушения ауры светского благополучия провинциального общества и здесь он чужой, который не хочет видеть жизнь через розовые очки балагурства и праздного ничего неделания и это делает его катализатором конфликтов.
Базаров в видении Цвихирава человек уверенный в своей жизненной позиции, носитель прогресса, но его встреча с Одинцовой создаёт многостороннюю конфликтную ситуацию. Они оказываются пленниками своих принципов и убеждений, эта встреча ставит перед дилеммой выбора с жизнью по их принципам на одной чаше весов и любовью и жизнью под властью чувств на другой. Цвихирава в этой точке представляет их людьми слабыми, беззащитными перед охватившими их чувствами, любовь требует от них отказа от привычных устоев и полного следованию зову сердца. Их страх потерять устойчивую систему координат жизни определяет их финальное решение и здесь они пытаются найти оправдание своей слабости. Финал жизни Базарова подводит его и Одинцову к точке признания того что принятое решение было роковой ошибкой их жизни.
Спектакль Цвихирава в раскрытии темы конфликта поколений показывает многочисленные тоски слабости  у всех персонажей,  в нём человеческая слабость повелевает ими. Персонажи спектакля «Отцы и Дети» легко поддаются порывам слабости, это позволяет избегать волевых решений, они не хотят плыть против течения жизни и избегают эмоциональных бурь и легко отказываются от своих взглядов и убеждений. Трагедия Базарова и Одинцовой в том что эти два сильных персонажей тоже поддались страху и не смогли сделать смелый поступок, который изменил бы их жизни.
Спектакль «Отцы и Дети» в авторской интерпретации и воплощении Георгий Цвихирава предоставляет нам жителям двадцать первого века возможность абстрагированного наблюдения человеческого общества под воздействием внешних и внутренних факторов, которые выводят его (общество) из состояния покоя и душевного равновесия. Вопреки столетиям, отделяющим нас от персонажей Тургенева, эта история необыкновенно актуальна для сегодняшнего дня, так как наше общество мало чем отличается от описанного в романе Тургенева. В нём живёт и процветает желание жить благополучной жизнью, в которой можно избегать эмоций и всего того, что нарушит  покой нашей эгоистичной зоны душевного комфорта.


Рецензии