Интервью после расстрела

Это произошло в последний приезд генсека КПСС Михаила Горбачёва в Красноярск в начале осени какого-то года. Нет, не тогда случилось интервью из заголовка. Просто меня чуть не расстреляла охрана первого лица государства. Как преподаватель Красноярского инженерно-строительного института (КИСИ), после занятий, примерно в 15 часов, я спускался по шоссе с горы, где красовался ВУЗ, вниз, к остановке городского транспорта. Погода, как говорится, "шептала": голубело небо, ещё тёплое солнце слегка напекало голову и тело. Поэтому снял пиджак, закинул за плечо и, шагая, просто наслаждался. Даже начал насвистывать мелодию, как герой знаменитого фильма "Я шагаю по Москве". Помните прекрасные слова?
Почему шёл по шоссе? Во-первых, рядом не было тротуара (уложили его через год), во-вторых, почему-то практически отсутствовали авто. Но, соблюдая правила, шагал я по встречной полосе.
Вдруг сзади послышался вой сирены и мимо пронеслась милицейская "Волга". Подумалось: "Неспроста!":). Сзади слышалось что-то ещё, и я, на всякий случай, продолжая размеренно двигаться, шагнул к обочине. Думаю, это меня и спасло.
Секунда, и мимо стали проноситься знаменитые членовозы! Все - "с зачехлёнными" окнами. Но во втором лимузине "ЗИЛ-114", я, широко раскрытыми глазами увидел буквально приплющенного к стеклу парня в расстёгнутом пиджаке. В руке у него - автомат без приклада. Охранник, удаляясь с огромной скоростью, неотрывно гвоздил меня глазами. Пришлось замереть, потому что мгновенно понял: только что был на волоске от расстрела - ведь охрана генсека бьёт без предупреждения! "Боже, он подумал, что под пиджаком спрятана граната, потому так напрягся!" - пронеслось в голове, когда мимо просвистела машина реанимации. Как поётся в другой хорошей песне: "Вот пуля пролетела и - ого!" Только в этот момент вспомнил - Горбачёв в городе, с однодневным визитом! Шоссе же шло прямиком от элитного посёлка -  резиденции краевого начальства, укрывшейся в сосновом бору.

Не мог подумать тогда на дороге, что через несколько лет в моей журналистской профессии случится это интервью, которого добился с большим трудом, точнее - благодаря упорству и драйву. Помните поговорку "упорство и труд - всё перетрут"? Так и случилось.
Как можно догадаться из заголовка - взял интервью у Михаила Горбачёва. Целых 10 минут! Как? Легко! Но совсем не просто. Известно, в жизни иногда бывает "всё совсем не так, как на самом деле" (Станислав Ежи Лец).
Случилось это в 1999 году, когда я работал обозревателем серьёзной газеты "Экономика и жизнь - Сибирь". Интернета ещё не было, слава богу. Жить и трудиться было интереснее.
Итак, как-то вечерком услышал по Радио России, что в ближайший четверг в студию приглашён первый президент СССР Михаил Горбачёв. И редакция предлагает всем желающим задать ему вопрос в прямом эфире.Если дозвонитесь в Москву, конечно.
Понял, что для меня это единственный шанс поговорить с первым лицом государства, хоть и бывшим. Ведь автор этих строк тоже вышел из СССР.
Редактор и директор газеты одобрили порыв журналиста, хоть и с лёгкой ухмылкой: "Звони, если дозвонишься". Меня же грел внутренний стимул: достичь недостижимое - поговорить напрямую с бывшим лидером страны.
В указанное время стал названивать в Москву с рабочего телефона. Причём, слушая вторым ухом радиобеседу. Срыв звонка за звонком. Бесполезно!
Решил тупо набирать столицу до упора. Редактор улыбаясь смотрел на меня, я - напряжённо на телефон.
Вы бы видели как изменилось его лицо на 15-й минуте, когда он услышал мои слова в трубку: "Здравствуйте, вам звонят из Красноярска, корреспондент такой-то экономического еженедельника...
Понятно, что ряд экономических вопросов заготовил заранее. Горбачёв стал спокойно на них отвечать в эфире. На всю страну! Моё волнение быстро улетучилось - обычное интервью по телефону, которое записывал на диктофон с телефонного динамика.
О чём спрашивал? Помню один вопрос: "Как вы видите будущее развитие Сибири?"
Понятно, что "Горби" поведал, используя свои знаменитые словечки, что по его мнению перспектив громадьё. Он же известен как речистый соловей.
Интервью продолжалось 11 минут. Удалось задать все пять вопросов. Это стало полной профессиональной победой, так как передача сразу закончилась. Через неделю на первой странице (с продолжением внутри)красовалось интервью с человеком, лицо которого все сибиряки видели только по телевизору. Многие серьёзные читатели - региональные начальники, впали в лёгкий шок.
Хотел бы повторить интервью у Горбачёва сейчас? Несомненно! Вопросы имеются. Только вот живёт он в Германии - в России не появляется.


Рецензии
Андрей, привет.
Прочитал твой рассказ с удовольствием. Интригующий заголовок. Сюжет незамысловатый, но мастерски написанный. Мне понравился. Благодарю, дружище.
Желаю крепкого здоровья и дальнейших творческих успехов. Валерий Малыхин.

Валерий Малыхин   08.04.2020 10:51     Заявить о нарушении
Валера, спасибо за добрый отзыв-рецензию. Сначала я захотел написать только об интервью, но вспомнил, что Горбачёв в моей личной жизни неожиданно проявлялся ещё в институте. Почти лично. Это была реальная история. Но я не испугался - просто не успел на такой скорости кортежа :)

Андре Григорьев   08.04.2020 18:12   Заявить о нарушении