Путь левой руки и кризис

                "Мы, оглядываясь, видим лишь руины".

 Прежде, чем говорить о Традиции в ее истинном смысле, мы должны выбрать некие ориентиры или объект поиск. К сожалению, ни Киевская Русь, ни ее памятники такие как "Повесть временных лет", "Слово о полку Игореве" не дают нам такого ориентира. Хотя и утверждается некоторыми современными историками, что Андрей Боголюбский был первым самодержцем на Руси. Но оставим этот вопрос на откуп историкам. Для нас важен другой факт о русской традиции в ее более глубоком евразийском аспекте можно говорить лишь с Василия III. Именно в его правление монахом Филофеем была выдвинута идея о Москве как о Третьем Риме, т.е. преемнице как Византийской, так и Римской империй.  Конечно, зачатки Традиции витали в воздухе и до Филофея, когда Киевская Русь не только воевала со Степью, но и искала с ней контакта. Но не было самой мировой идеи. Да существовала идея единства Киевской Руси, которая гибла из-за княжеских междуусобиц. Ее можно встретить в "Слове о полку Игореве". Однако дальше этого средневековая русская мысль не пошла. Потребовалось татарское иго и московское собирание Руси "неправдами, насильем, грабежами", а также истребление новгородской вольности, чтобы из узко национальной идеи сформировалась мировая, с которой Московская Русь могла выступить на европейскую арену и твердо сказать Западу что мы не какие-то там невесть откуда взявшиеся варвары, а преемники двух империй.

 Связующим звеном этой новой идеи было православие. Но на данный момент с исчезновением с исторической арены как царской, так и советских империй православие слишком слабый козырь. Теперь, чтобы выбраться из исторического тупика, нужна другая идея. И именно она была в 20-30-х гг. прошлого века сформулирована нашими евразийцами. Что Россия есть не только Запад, но и Восток, не только Европа, но и Азия, и даже вовсе не Европа, но Евразия. Здесь я не буду касаться казусов евразийства и их слепого преклонения перед империей Чингисхана. Констатирую лишь правильность исходной идеи, которая открыла новые геополитические горизонты, связав воедино как Запад, так и Восток. К тому же у этой идеи уже три связующих звена. Это христианство, ислам и буддизм.

 Определившись с объектом коснемся вкратце пути левой руки. Это название употребил впервые итальянский традиционалист Юлиус Эвола. Для него этот путь сводился к консервативной революции, отрицании демократии и возврату как к воинским, так и имперским ценностям.

 Употребляя это выражение попробуем найти еще одно связующее звено. Этим связующим звеном может стать национал-большевизм Николая Устрялова. Эта идея не отрицает не только Октябрьскую революцию, к которой можно по-разному относиться, но она же прочерчивает путь от царской к советской империи. Т.е. на лицо видна не только Имперская Традиция, но и историческая преемственность.

 Подчеркивая факт преемственности, упомяну и о помощи наших врачей Италии, которую бросил Запад. Об этом, забывая о преемственности, т.е. самой идее "Москва - третий Рим" сейчас трубят наши СМИ. Было бы неплохо извлечь из этого факта и геополитические уроки.

 Итак, Человек Традиции, который следует "пути левой руки", не поддается всеобщей панике и боязни, исходя из героического убеждения, "где суждено погибнуть, там смерть тебя найдет". Во-вторых, даже в кризисе он ищет опору не только для личностного, но и духовного роста. В-третьих, стоическое принятие любых потерь и преодоление любых трудностей, выпавших на его пути. В-четвертых, когда опасно плыть по течению, он выбирает свой героический путь, который не только приводит его к своему Тулону, но и дает высочайший всплеск вдохновению и творчеству, чтобы "на куске сбереженного кварца начертить новые лики".

 P.S. Завершить эту статью я хотел бы цитатой из книги Юлиуса Лангбена  "Рембрандт как воспитатель", которая хотя и не имеет прямого отношения к к современной России, но, если слово немецкий заменить на русский, то попадание будет точно в яблочко:  "Очевидно, что современная немецкая культурная жизнь находится в состоянии упадка. Наука вырождается в специализацию, в сфере философии и литературы нет эпохальных имен, в изобразительном искусстве хотя и есть имена, но нет монументальных произведений; музицирующих много, а музыкантов нет. Архитектура - это ось изобразительного искусства, также как философия - ось научного мышления; в настоящее время нет ни немецкой архитектуры, ни немецкой философии". ( Цит.: Пленков О.Ю. Государство и общество в Третьем рейхе. Реальность диктатуры. - СПб, 2017, с.400)

 Эти строчки и подтолкнули меня к написанию данной статьи.


Рецензии