Утешитель

Утешитель
Утеши;тель – одно из наименований Святого Духа, третьего Лица Святой Троицы.
Встречается в Священном Писании в Ин.14:16, 26, 15:26, 16:7.

«Утешитель» – по-гречески Параклитос (;;;;;;;;;;). Первоначально это слово обозначало человека, призванного на помощь, защитника (но не в смысле обыкновенного адвоката, а в смысле друга, который идет упрашивать судью за своего друга, обвиненного в каком-либо преступлении). Но затем, особенно у евреев, к которым это слово перешло из греческого языка в форме «Пераклет», оно стало обозначать утешителя, советника, указывающего человеку, находящемуся в затруднительном положении, как ему лучше выйти из этого положения. Отцы и учители восточной Церкви такое именно значение «утешителя» и придают этому термину.

В Священном Писании Святой Дух именуется также просто Духом (1Кор.12:8), Духом истины (Ин.16:13), Духом Божиим (Мф.3:16) и (Рим.8:14), Духом Отца (Мф.10:20) и (Еф.3:14-16), Духом Господа (Деян.5:9), Духом Божиим и Христовым (Рим.8:9), Духом Сына Божия, (Гал.4:6), Духом Христовым (1Пет.1:11) и (Флп.1:19), Духом святыни (Рим.1:4), Духом усыновления (Рим.8:15), Духом откровения (Еф.1:17), Духом обетования (Еф.1:13), Духом благодати (Евр.10:20), благим (Пс.142:10), Владычним (Пс.50:14), Духом «премудрости, и разума, и совета, и крепости, и ведения, и бнлагочестия» (Ис.11:2-3) и другими именами.

Рождению Церкви содействовало двойное чудо: сошествие Святого Духа на апостолов в виде огненных языков и дарование им возможности проповедовать на различных языках и быть услышанными всеми народами.

Десять дней после вознесения Господня апостолы ожидали того, когда они будут облечены силою свыше, чтобы стать свидетелями и проповедниками покаяния и прощения грехов во имя Христово во всех народах (Лк. 24:47-49). Им было обещано Христом послание другого Утешителя, т. е. "Заступника, Ходатая", вместо Себя – Духа истины, Который от Отца исходит (Ин. 15: 26). Но они не могли и предположить, что первым даром Святого Духа будет дар говорения на иностранных языках (греч. "глоссолалия"), необходимый для проповеди даже до последних, т. е. "до крайних пределов", земли (Деян. 1: 8).
Чудо состояло еще и в том, что говорить на языках стали люди неученые. Простые галилейские рыбаки в одночасье превратились в убедительных ораторов, тонких психологов и возвышенных богословов, ловящих в сети своей проповеди умы и сердца людей самой различной степени развития. Об этом говорится и в тропаре Пятидесятницы:

Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей ("Показавший рыбаков мудрецами"), ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную ("и ими уловивший весь мир"): Человеколюбче, слава Тебе!

Еще одно поэтическое явление, называемое игрой слов и чаще всего исчезающее при переводе, неожиданно украсило славянский текст службы Пятидесятницы: словом "язык" передается не только греческое "глосса" ("орган речи", "сама речь, национальное наречие"), но и греческое "этнос" ("народ", преимущественно "языческий народ"). В результате, дар языков ("наречий") приводит к просвещению языков ("язычников"), а праздник Пятидесятницы становится поистине праздником духовного единства всех народов:

Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва... – "Когда, сойдя [посмотреть на Вавилонскую башню – Быт. 11:5-7], Всевышний смешал все наречия, [этим] Он разделил народы; когда же Он раздавал [апостолам] огненные языки [Духа], Он всех [людей] призвал к единству..." (кондак Пятидесятницы).


Рецензии