папаша амабль
Прошуршал кучу произведений (всех не перечислить), почти каждое задевало меня до глубины души простым почерком жизни человеческой. Ещё один маленький шедевр за сегодня,хотя пролистал три повествования: "Отшельник", "Розали Прюдан" и "Папаша Амабль". Сильнее всех задел меня последний рассказ (страниц на двадцать в бумажном варианте), который возвращает к первоначальному вопросу о зле.
В центре повествования папаша Амабль, чем-то схожий с Гобсеком Бальзака из одноимённой повести, чем-то со Скруджем Диккенса из «Рождественских историй». Как и эти известные персонажи, папашка готов удавиться от злобы, лишь бы его не объели, не обобрали. Персонаж, погрязший во злобе от головы до пят. Работает, этого у него не отнять, пашет поле, сажает овощи. Хозяйственный мужик – женщины таких любят. И его любили, но было это давно. Автор не показывает, почему папашка покрылся злобной коростой, как данность выбросил на страницы своего героя: "Иди, отдувайся в злобе своей и мучай людей страждущих!"
Мучать было кого! В жизни найдутся головы, которые можно срубить, а не погладить, найдётся тело, которое можно убить, а не воскресить. И слово лучше всякого топора срезает капельки души у персонажей. Но..
...Вся выпущенная злоба всегда возвращается троекратно к хозяину резких речей. В итоге человек озлобленный получает сполна от жизни, сгибается под тяжестью собственной злобушки, рвётся в ничтожные клочья, становится пустым местом на земле, которого никто и никогда добрым словом не помянет.
Немного описал характер главного персонажа, а остальных не буду. Потому – не центральные , а второстепенные . О сюжете не заикнусь ( двадцать страниц можно и прочитать), скажу лишь, что начинается рассказ с папашки Сезара, который отчаянно влюбился в Селесту Левек. Всё было бы хорошо, если бы не папашка, который заупрямился пускать сию диву с ребёнком в своё семейство (имела незаконнорожденного дитятку).
Папаша Амабль вызывает неприятие, ибо такой человек не может быть приятным, потому что пытается быть королём в своём мирке А царствующее лицо не желает вокруг себя видеть никого лишнего . Холопам место на псарне, а не возле трона. Каждый открываемый рот учитывается!
Злость отравой заполняет организм папаши, выделяя яд внутри души. Мутный взгляд очей видит свою отчуждённую реальность, жестокую и безвозвратную.
У читателя возникает вопрос " Как папаша дошёл до жизни такой" ? Автор, в данном тексте не помогает, а даёт возможность поразмышлять на тему человеческой судьбы. В жизни случается всякое.Кто знает ,возможно Амабль голодал в прошлом или нехватка любви оказала действие на психику пациента внешнего мира .Возможно с ним произошла подобная история, что и сыном, расколола его суть на колышки и кресты в солнечном мире, превратила в брюзгу. Наделило ранимый характер собачьим ощерением , а сердечную красоту - тёмными красками.
И когда сын пытается попросить разрешения на брак папаша взрывается яростью , не скрывая отеческий эгоизм .Амабль хорошо ладит с сыном, но не готов терпеть сноху с незаконнорожденным чадом. Происходит столкновение двух миров. С одной стороны яростный старик, следящий за каждым движением чуждого для него существа, с другой - девушка сына, которая правила и устои в доме может повернуть в свою сторону. . Папаша не хочет делить сына и пищу с чуждой и незнакомой женщиной, но сделать ничего не может, мечется тенью по углам разливая внутри себя реки ядовитые, которые при огромном скопление взрывают желчь и приводят персонажа к печальному финалу.
Ги Де лёгким языком показал человеческую трагедию, бремя которой вынесет не каждый. Мопассан ,без канав и завитков заумных, доносит до читателя человеческие истины, порой ужасные и невероятные,порой лишённые логического понимания.
Напряжённая атмосфера повествования ведёт к неотвратимому финалу бедствия, после которого читатель может получить неприятное послевкусие. Финал слегка ошарашивает ( мою бедную голову накрыло неприятными чувствами), но другого финала не могло случиться ( хотя я ожидал другого) .
Советую ознакомиться с рассказом. Автор показал в нём не только зловещие стороны человеческого бытия , но и многочисленные деревенские пейзажи, психологические портреты, красоту и жизнь простого работящего народа. Искривления удаляющихся дорог и тропинок, смех деревенских жителей.
6. 04. 2020 р.
Свидетельство о публикации №220040600046