папаша амабль

До чего может довести человеческая злоба? До каких абстрактных берегов способна добраться желчная активность? Этими вопросами задался известный французский усач Ги Де Мопассан, знакомый мне по душещипательным романам "Жизнь" и "Пьер и Жан", по хождению по костям в "Милом друге", по страданиям женщины в "Пышке" и "Мадмуазель Фифи".

Прошуршал кучу произведений (всех не перечислить), почти каждое задевало меня до глубины души простым почерком жизни человеческой. Ещё один маленький шедевр за сегодня,хотя пролистал три повествования: "Отшельник", "Розали Прюдан" и "Папаша Амабль". Сильнее всех задел меня последний рассказ (страниц на двадцать в бумажном варианте), который возвращает к первоначальному вопросу о зле.

В центре повествования папаша Амабль, чем-то схожий с Гобсеком Бальзака из одноимённой повести, чем-то со Скруджем Диккенса из «Рождественских историй». Как и эти известные персонажи, папашка готов удавиться от злобы, лишь бы его не объели, не обобрали. Персонаж, погрязший во злобе от головы до пят. Работает, этого у него не отнять, пашет поле, сажает овощи. Хозяйственный мужик – женщины таких любят. И его любили, но было это давно. Автор не показывает, почему папашка покрылся злобной коростой, как данность выбросил на страницы своего героя: "Иди, отдувайся в злобе своей и мучай людей страждущих!"

Мучать было кого! В жизни найдутся головы, которые можно срубить, а не погладить, найдётся тело, которое можно убить, а не воскресить. И слово лучше всякого топора срезает капельки души у персонажей. Но..

...Вся выпущенная злоба всегда возвращается троекратно к хозяину резких речей. В итоге человек озлобленный получает сполна от жизни, сгибается под тяжестью собственной злобушки, рвётся в ничтожные клочья, становится пустым местом на земле, которого никто и никогда добрым словом не помянет.
Немного описал характер главного персонажа, а остальных не буду. Потому – не центральные , а второстепенные . О сюжете не заикнусь ( двадцать страниц можно и прочитать), скажу лишь, что начинается рассказ с папашки Сезара, который отчаянно влюбился в Селесту Левек. Всё было бы хорошо, если бы не папашка, который заупрямился пускать сию диву с ребёнком в своё семейство (имела незаконнорожденного дитятку).

Папаша Амабль вызывает неприятие, ибо такой человек не может быть приятным, потому что пытается быть королём в своём мирке А царствующее лицо не желает вокруг себя видеть никого лишнего . Холопам место на псарне, а не возле трона. Каждый открываемый рот учитывается!

Злость отравой заполняет организм папаши, выделяя яд внутри души. Мутный взгляд очей видит свою отчуждённую реальность, жестокую и безвозвратную.

У читателя возникает вопрос " Как папаша дошёл до жизни такой" ? Автор, в данном тексте не помогает, а даёт возможность поразмышлять на тему человеческой судьбы. В жизни случается всякое.Кто знает ,возможно Амабль голодал в прошлом или нехватка любви оказала действие на психику пациента внешнего мира .Возможно с ним произошла подобная история, что и сыном, расколола его суть на колышки и кресты в солнечном мире, превратила в брюзгу. Наделило ранимый характер собачьим ощерением , а сердечную красоту - тёмными красками.

И когда сын пытается попросить разрешения на брак папаша взрывается яростью , не скрывая отеческий эгоизм .Амабль хорошо ладит с сыном, но не готов терпеть сноху с незаконнорожденным чадом. Происходит столкновение двух миров. С одной стороны яростный старик, следящий за каждым движением чуждого для него существа, с другой - девушка сына, которая правила и устои в доме может повернуть в свою сторону. . Папаша не хочет делить сына и пищу с чуждой и незнакомой женщиной, но сделать ничего не может, мечется тенью по углам разливая внутри себя реки ядовитые, которые при огромном скопление взрывают желчь и приводят персонажа к печальному финалу.


Ги Де лёгким языком показал человеческую трагедию, бремя которой вынесет не каждый. Мопассан ,без канав и завитков заумных, доносит до читателя человеческие истины, порой ужасные и невероятные,порой лишённые логического понимания.

Напряжённая атмосфера повествования ведёт к неотвратимому финалу бедствия, после которого читатель может получить неприятное послевкусие. Финал слегка ошарашивает ( мою бедную голову накрыло неприятными чувствами), но другого финала не могло случиться ( хотя я ожидал другого) .

Советую ознакомиться с рассказом. Автор показал в нём не только зловещие стороны человеческого бытия , но и многочисленные деревенские пейзажи, психологические портреты, красоту и жизнь простого работящего народа. Искривления удаляющихся дорог и тропинок, смех деревенских жителей.
6. 04. 2020 р.


Рецензии