Селяне против китайского агропарка

Зарабатывают жители деревни Ильбеший, да и всего Синьяльского сельского поселения Чувашии, в состав которого входит деревня, в основном в городе. Благо что до Чебоксар рукой подать — не больше 20 км. Само поселение ничем особо не примечательно: пять тысяч жителей, серьезной промышленности (а значит, и работы) нет, хотя имеются мелкие частные производства и такие же по размеру бюджетные организации. Как говорится, жили не тужили, но в прошлом году пришла беда, откуда не ждали: возникли неожиданные перспективы развития территории с возможностью пополнить бюджет поселения на 5 млн рублей — в том случае, если на окраине вырастет предприятие. Но местные перспективу не оценили. И… взбунтовались. С тех пор даже глина, на которой испокон веков стоят Ильбеши, в глазах жителей превратилась в особо ценный ресурс.

Виной всему — китайский проект строительства в Чувашии агропарка аж на 10 млрд рублей. Производить планируют говядину и весь спектр молочных продуктов: сухое молоко, сухую молочную сыворотку, пастеризованное питьевое молоко, сыры, сливочное и топленое масло. Центральное предприятие комплекса — молокозавод — обещает быть грандиозным объектом: китайцы собираются перерабатывать на нем 500 тонн молока в день, которые будут давать предусмотренные проектом 10 тысяч коров (для них инвесторы, судя по заявленной документации, должны построить еще и молочно-товарную ферму). По расчетам, правда, 10 тысяч коров обеспечат завод сырьем только на 30 процентов, так что планами предусмотрен добор недостающего у местных фермеров и в соседних регионах. Инвесторы сулят создание в рамках проекта более 400 рабочих мест с зарплатой выше средней по республике (а средняя сегодня — 29 630 рублей, по данным Росстата за 2019 год). Министр экономического развития и имущественных отношений Чувашии Иван Моторин называет создание агропарка «хорошим мероприятием, которое понравится жителям любого района Чувашской республики».

Но вот незадача — мероприятие жителям разных районов республики активно не нравится. Почему?
С 2018 года, когда в регионе зарегистрировалась компания «Сычуань-Чувашия», которая и реализует проект, инвесторы успели сделать не очень много: на 25 лет арендовали пять тысяч гектаров в Порецком и две тысячи гектаров в Шумерлинском районах (до намеченных 20 тысяч еще далеко). В Порецком расчистили и засеяли кормовыми культурами чуть больше двух тысяч га, в Шумерлинском решили вроде строить молочно-товарную ферму, но к работам еще не приступали. На сегодняшний день в проект вложено 300 млн рублей. Хотя тот же Моторин еще в октябре озвучивал совсем другую цифру — 800 млн. Возможно, все дело в разности подходов: «Сычуань-Чувашия» вложилась ведь не только в культур-технические работы, но и в разработку проекта молочного завода и молочной фермы. Правда, потраченные на это средства «по-братски» ушли некоей китайской проектной организации, так что местным жителям от таких инвестиций пока ни тепло, ни холодно.

Больше всего проблем возникло с площадкой под грядущий молокозавод: китайцы планируют вложить в него 3,5 млрд рублей (свыше трети стоимости всего проекта), однако земельный участок, который, согласно плану Кабмина Чувашии, должны были найти еще к концу прошлого года, так и не определен — ни проектной документации предприятия, ни ясности с местом его размещения пока нет.

Молокозавод в итоге прозвали «летучим китайцем», поскольку он никак не может «приземлиться» на чувашской земле. У этой саги своя история. Сначала инвесторы пробовали обосноваться в Моргаушском районе, где действовали вроде по-хозяйски: нашли частника, купили у него участок в 40 га. Но позже выяснилось: участок предназначался под жилищное строительство и перевести его из категории населенных пунктов в промышленную категорию (а иначе завод не построить) не получилось. Тогдашний глава республики Михаил Игнатьев развел руками: дескать, никто китайцам здесь землю не давал, сами напортачили. А жителей района позиция властей и вовсе не заботила — соседствовать с заводом они не собирались. На публичных слушаниях единым фронтом выступили против строительства, местные депутаты их поддержали. По словам источника из компании «Сычуань-Чувашия», так и висят сегодня эти 40 га у китайцев на балансе: и в Поднебесную их с собой не увезешь, и коттеджный поселок инвесторы вроде как возводить не намерены.

Затем — еще одно фиаско. Власти присмотрели для китайских партнеров сельхозземли во Второвурманкасинском сельском поселении Цивильского района, однако по мистическому стечению обстоятельств и эти угодья находились в частной собственности, и для того, чтобы строить на них завод, требовалось внести изменения в генплан поселения и включить земли в производственную зону. До публичных слушаний по этому адресу дело даже не дошло: на сельском сходе возмущенные местные жители выразили готовность пикетировать Дом правительства Чувашии, а потом и вовсе пытались дозвониться до президента РФ во время прямой линии. Местная власть против людей не пошла, слушания отменила, проект «подвис». Тогда-то и возник призрак завода на горизонте деревни Ильбеши и Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района.

Избавиться от проблем жителям Синьяльского сельского поселения поможет референдум, считает юрист Вячеслав Медведев. Его он пытается организовать еще с прошлого сентября, но суд «по формальным признакам» (в этом защитник убежден) разрешения не дает. Между тем в поселении 9 марта прошел опрос местных жителей: половина высказалась за то, чтобы участок рядом с Ильбешами вернули в категорию сельхозназначения, другая — за жилую застройку на этом месте. За промышленное производство проголосовало только два человека — слишком много опасений вызывает китайский проект у чувашей: «Китайцы станут монополистами на рынке, мы финансово просто не сможем с ними тягаться. Все наше сельское хозяйство, тем более молочные заводы, просто загнется»,— комментирует такой итог Медведев.

Китайцы вяло отбиваются: мол, с местными производителями на внутреннем рынке серьезно конкурировать не намерены.
Источник в компании «Сычуань-Чувашия» сообщил «Огоньку», что инвесторы собираются сделать акцент на выпуске сухого молока, которое полностью будет уходить в Поднебесную, а в Чувашии останется только 10 процентов китайской продукции. При этом в компании подчеркивают: сегодня почти 42 процента всего экспорта в агропромышленном секторе Чувашии уже приходится на КНР — китайцы закупают у республики зерновые, картофель, крахмал, лен масличный, мясо и молочку, кондитерские изделия. Не чужие, словом…

Китайский инвестиционный проект — приоритетный для региона. Соответствующее распоряжение Кабмин республики принял в июне 2019-го и обязался оказывать китайской стороне нефинансовые меры поддержки до 2023 года. И это не случайно: ведь соглашение о строительстве в Чувашии агропарка заключалось еще в 2014 году и не абы где, а в Москве — на встрече глав правительств России и Китая.

В деле, короче, крупные игроки, большие деньги и светлые перспективы. Вот только посвятить в них население власти в погоне за молочными реками и кисельными берегами забыли. Так что синьяльцы настороже. И повод тревожиться имеют: недавно в соседнем поселении, в поселке Кугеси, две недели на карантине находились 11 гостей из Поднебесной. Коронавируса у них, к счастью, не обнаружилось, но сам факт карантина взволновал и без того взбудораженных местных, да и «режимные вопросы» имелись — китайцы ведь спокойно выходили на улицу покурить…


Рецензии