Слава на всех, но награды индивидуально...

Слава на всех, но награды индивидуально...

Некто Сергей Каргапольцев на ресурсе, посвященного Героям страны, разместил биографию Власова Павла Федоровича, полного кавалера ордена Славы.  Приведу из нее выдержку:

«От вылета к вылету росло боевое мастерство воина, летом 1943 года сержант Власов был уже флагманским стрелком-радистом. 10 октября 1943 года во время боевого вылета на железнодорожный узел Витебск флагманский корабль попал под зенитный огонь, был сильно поврежден правый мотор. Из строя вышли радиокомпас и другие навигационные приборы. Но экипаж выполнил задание, точно сбросив бомбы на цель. На обратном пути Власов смог отремонтировать радиостанцию и, взяв пеленг, помог привести самолет на свой аэродром.

В марте-апреле 1944 года сержант Власов участвовал в составе экипажа в нанесении бомбовых ударов по объектам противника в районах городов Фоссгорд, Бухольмен (Норвегия). В одном из вылетов подбил вражеский истребитель. Было разбито большое количество автомашин и уничтожено на земле до 5 самолетов.

Приказом от 28 апреля 1944 года сержант Власов Павел Фёдорович награжден орденом Славы 3-й степени (№ 48415).

С 15 мая по 15 сентября 1944 года гвардии старший сержант Власов, уже начальник связи эскадрильи, в составе экипажа совершил 7 боевых вылетов на бомбардировку военно-промышленных объектов противника в районе столицы Венгрии города Будапешт, где было уничтожено 10 складов горючего, 2 склада боеприпасов, 3 эшелона с вооружением и боевой техникой. Участвовал в отражении 5 атак вражеских истребителей.

Приказом от б ноября 1944 года гвардии старший сержант Власов Павел Фёдорович награжден орденом Славы 2-й степени (№ 8231).

На завершающем этапе войны, после последнего награждения, с ноября 1944 года по 16 апреля 1945 года уже офицер, гвардии младший лейтенант Власов, в составе экипажа совершил 13 боевых вылетов, нанеся противнику большой урон в живой силе и боевой технике. Был представлен к награждению орденом Славы 1-й степени.

Всего за годы войны Власов совершил 204 боевых вылета, последний - на бомбардировку столицы гитлеровского рейха. После победы продолжил службу в авиации.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1948 года за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецко- фашистскими захватчиками на завершающем этапе Великой Отечественной войны гвардии младший лейтенант Власов Павел Фёдорович награждён орденом Славы 1-й степени (№ 1418). Стал полным кавалером ордена Славы».

Первая моя реакция от прочтения… ощущение ущемления значимости одних в угоду другим в общем деле. И выразилось это в том, что о ком идет речь, как-то сам по себе, а кто был с ним тогда рядом, автор обозначил одним словом – «экипаж» и только.
   
В Авиации Дальнего Действия того времени просматривается единство трех составляющих в успешном ее использовании: постановка реалистичной и технически выполнимой задачи командованием, средства и их техническая готовность для ее осуществления и субъекты ее воплощающие.
   
Именно третьей составляющей и посвящается эта статья — людям, которые коллективно осуществляли свыше задуманное, используя потенциал вверенной им техники. Каждый из них был на своем месте - от моториста до командира экипажа. И если кто-то из них удостаивался награды, то заслуга в этом по сути каждого из них в той или иной мере.
   
Техслужбе не важно, куда полетит обслуживаемый ею бомбардировщик. На боевое задание или в учебных целях технику будут используют. Их задача обеспечить 100 % работоспособность самолета в рамках его технического потенциала. Техники отвечали головой за вверенную им машину, и экипаж верил в нее и верил своим техникам.
   
Летчик приводил бомбардировщик на цель и уводил его от нее. Курс прокладывал штурман и на цель летчика он выводил. А стрелок-радист нужной для этого информацией штурмана снабжал, используя радиоаппаратуру, и связь с домом держал и за верхней полусферой наблюдал. И что видел командиру сообщал.
   
А за нижней полусферой воздушный стрелок следил и что видел на земле также командиру докладывал. Его главной задачей было «пузо» бомбардировщика от вражеского посягательства крылатых охотников защищать, да прожектора над целью гасить. Он в турель моментом залезал, когда стрелок-радист у рации по надобности возился, бдительность удваивая.
   
Цель поражал штурман, если летчик выдерживал боевой курс над целью. Именно в этот момент бомбардировщик от зенитного огня и прожекторов был как никогда уязвимым. И стрелки ослепленными от прожекторов в этот момент могли быть и вовремя огрызнуться от вражеских истребителей порой не могли. И если и случалось над целью зажженными оказаться по злодейству судьбы, все равно бомбы сбросить на цель старались, и потом уж за живучесть боевой машины боролись и сами, как могли, спасались.
   
И когда уходили от цели или преследования противника все зависело от мастерства того, кто за штурвалом был и тех, кто за пулеметы держался и на гашетки вовремя жал, отгоняя огнем от родного самолета вражеские истребители. Выходит, что всё в единый организм обращалось: и люди, и машина, человеческое умения и технический потенциал.
   
И вот вообразите теперь, если кто-то при этом «увильнул» от возложенного: смалодушничал или проигнорировал свои обязанности... Хотя всякое бывало... Успех был результатом всех, а неудача как правило была индивидуальной, но доставалось также всем...
   
В папке под названием «Власов П.Ф, Сарнычев Н.М.» из архива историка Сергиенко нахожу наградной лист на Влассова Павла Федоровича на представление к ордену «Отечественной войны I степени», датированного 2 октябрем 1943 года. Узнаю, что до этого стрелок-радист был награжден медалью «За Отвагу», что случилось 25 апреля 1943 года. На ресурсе «Подвиг народа» имеется этот наградной приказ за № 036/н от 42-го авиаполка ДД. Читаем, что сержанта, воздушного стрелка-радиста 1-ой АЭ 42-го Краснознаменного авиаполка ДД Власова Павла Федоровича наградили медалью «За Отвагу» со следующей формулировкой:
   
«...за то, что он за период Отечественной войны с германским фашизмом с марта 1942 года в составе орденоносного экипажа: летчика старшего лейтенанта Ершова, штурмана младшего лейтенанта Павленко отлично выполнил 54 боевых ночных вылетов в системе АДД по ближним и дальним целям противника: Смоленск, Вязьма, Дно, Сычевка, Гривочки, Н-Сокольники. Кроме того, из пулемета уничтожил на земле 10 точек ЗА и погасил 8 прожекторов противника. Беспрерывно держит связь с землей и между экипажами в воздухе».
   
В наградных документах на летный состав АДД как правило указывался состав экипажа, в котором летал награждаемый. В данном наградном документе экипаж «оказался» без воздушного стрелка. За то обнаружились три новых персонажа из технического состава, на прямую причастных к истории экипажа Ершова.
   
Это моторист 1-ой АЭ старший сержант Бейсенов Сеит, казах, 1917 года рождения, член ВКП(б), участник разгрома белофиннов в 1940 году, награжденный первый раз 25.4.43 года медалью «За Боевые Заслуги» с формулировкой «...за то, что он за время Отечественной войны с октября 1941 года обеспечил совместно с техником Селезневым, награжденного медалью « За боевые Заслуги» - 126 боевых вылетов, из них в системе АДД — 108 вылетов орденоносных экипажей летчиков Ершова, Лапса, не имея не одного случая отказа матчасти по его вине. Тов. Бейсенов не жалея сил, не считаясь со временем, с любовью готовит свой самолет для выполнения боевых заданий.
   
Кроме боевых вылетов он обеспечил 45 учебно-тренировочных полетов, исключительно дисциплинирован, имеет благодарность от командования за отличную работу на матчасти».
   
Второе награждение орденом «Красной звезды» уже механика, гвардии старшины техслужбы Бейсенова состоялось 6 ноября 1944 года. На 1 ноября 1944 года он обеспечил 221 боевой вылет, из них 113 боевых вылетов после первого награждения.
   
Из наградного листа читаем: «На его самолете летали летчики Ершов, Глумов, которые благодаря отличной работе материальной части всегда выполняли боевые задания успешно. Тов. Бейсенов принимал активное участие в обеспечении боевых вылетов с оперативного аэродрома Ваенга в ноябре 1943 - марте 1944 года, где им было обеспечено 38 боевых самолетовылетов без единого отказа материальной части по его вине. Материальную часть содержит в боевой готовности, работает на материальной части не считаясь ни с какими трудностями, временем и отдыхом... На ряду с боевой работой он так же выполнял обязанности по охране материальной части самолетов. Службу свою всегда выполнял отлично. Вместе со своим техником тов. Бейсенов заменил 20 моторов с хорошими результатами. Случаев отказов, не выходов, возвращений и других летных происшествий по вине тов. Бейсенова не было...» Да, охрана самолетов и прочего добра, тогда возлагалась на мотористов.
   
В первом наградном документе на Бейсенова упоминается младший авиатехник Селезнев Андрей Григорьевич, из 42-го авиаполка ДД, 1914 года рождения, русский, член ВКП(б) с 1941 года, участник разгрома белофиннов в 1940 году, награжденный медаль «За Боевые Заслуги» 6.3.43 года и орденом «Красной Звезды» 17.8.44 года. Но в его наградных документах летчик Ершов ни разу упомянут не был. На оперативном аэродроме Ваенга в период с ноября 1943 года по март 1944 года техник Селезнев обеспечил 30 боевых вылетов летчику Сергееву.
   
Однако надо учесть тот факт, что и Селезнев и Бейсенов представители еще довоенного техсостава 42-го ДБАП, прошедшие финскую войну и, скорее всего, участвующие в иранских событиях августа 41 года. И на аэродроме Якушево в момент образования экипажа Ершова в апреле 1942 года до перелета на оперативный аэродром Ваенга в ноябре 1943 года они вместе вполне могли обслуживать Ил-4 Ершова. Тем более сам Бейсенов всю войну находился у самолета Ершова. Для него он был родным, как для моего отца два Ил-4 за №25 летчика Милавина в 42-ом ап ДД и за №8 летчика Горинова в 108 ап ДД .
   
В наградном приказе по 36-ой авиадивизии ДД за №0230/н от 6 ноября 1944 года вслед за Бейсеновым значится техник звена 28-го Гвардейского авиационного Краснознаменного Смоленского полка ДД гвардии старший техник-лейтенант Гончаров Виктор Матвеевич, 1915 года рождения, украинец, члена ВКП(б) с 1941 года, участник разгрома белофиннов в 1940 году, награжденного медалью «За Отвагу» 20.6.43 года и орденом «Красной звезды» 6.11.44 года. В его наградном листе читаем: «В действующей Красной Армии с 13 октября 1941 года. За это время обеспечил 244 боевых самолетовылета, из них в качестве техника самолета 115 боевых вылетов и за техника звена 129 боевых вылетов. В системе АДД обеспечил 224 вылетов.
   
После последний правительственной награды обеспечил 224 боевых вылетов, из них 16 боевых вылетов сам лично готовил на дальние цели: Кенигсберг, Инстербург, Кедайны, Штеттен, Варшава с продолжительностью полетов 7-9 часов каждый полет. На его самолетах летали летчики: Васильев, Лапс, Ершов, Золотухин и Гализентинов... Под руководством тов. Гончарова заменено 20 моторов, восстановлено 4 самолета Ил-4...»
   
Не те ли это 20 моторов М-88б, которые заменил механик Бейсенов под руководством своего техника? Надо учесть еще и то, что ГСС Василий Васильев погиб 8 сентября 1943 года, а ГСС Анатолий Лапс погиб 29 декабря 1943 года. Значит звено, которое обслуживал Гончаров состояло из самолетов Ершова, Золотухина и Гализентинова. К тому же капитан Ершов Леонид Иванович на момент представления к очередной правительственной награде 29 июля 1944 года занимал должность командира звена. Механиком у него был Бейсенов, а техником техник звена Гончаров. Все по ранжиру. С техническим составом, обслуживающим бомбардировщик летчика Ершова, в какой-то степени разобрались, теперь очередь за летным составом.
   
Как уже нам известно костяк экипажа в составе летчика лейтенанта Ершова, штурмана младшего лейтенанта Павленко и стрелка-радиста Власова сложился весной 1942 года, как раз в момент образования АДД. А полный состав экипажа с именами и отчествами его членов на момент 2 октября 1943 года узнаю из наградного листа на представление стрелка-радиста Власова Павла Федоровича к ордену «Отечественной войны I степени». Зная эту информацию по наградным документам из «Подвига народа», узнаю о каждом.
   
И так:
   
1. Ершов Леонид Иванович, 1917 года рождения, русский, летчик 28-го Гвардейского Краснознаменного Смоленского БАП, гвардии капитан, командир АЭ, член ВКП(б) с 1944 года, участник Отечественной войне с 24 апреля 1942 года, награды: орден «Красного Знамени» 10.4.43 г., орден «Красного Знамени» 19.11.43 г., орден «Отечественной войны I степени» 20.9.44 г., орден «Александра Невского» 13.7.45 г. С 24 апреля 1942 года по 9 мая 1945 года совершил 174 боевых вылетов, из них днем — 3, 171 — ночью.
   
2. Павленко Владимир Авксентьевич, 1921 года рождения, русский, гвардии старший лейтенант, штурман звена 28-го Гвардейского Краснознаменного Смоленского БАП, кандидат в члены ВКП(б) с 1944 года, участник Отечественной войны с 28 марта 1942 года, награды: орден «Красной Звезды» 31.12.42 г., орден «Красного знамени» 17.6.43 г., орден «Отечественной войны I степени» 19.11.43 г., орден «Красного знамени» 6.11.44 г. С 28 марта 1942 года по 6. ноября 1944 года совершил 161 боевой вылет, 7 из них днем, 154 ночью.
   
3. Власов Павел Федорович, 1912 года рождения, русский, гвардии младший лейтенант, начальник связи эскадрильи, он же флагманский стрелок-радист 28-го Гвардейского Краснознаменного Смоленского БАП, член ВКП(б) с 1942 года, участник Отечественной войны с 26.марта 1942 года, награды: медаль «За Отвагу» 25.4.43 г., орден «Отечественной войны I степени» 6.11.43 г., орден «Славы III степени» 28.4.44 г., орден «Славы II степени» 6.11.44 г., орден «Славы I степени», представлен 16. мая 1945 г., награжден 23.2. 1948 г. с 26 марта 1942 года по 9 мая 1945 года совершил 202 боевых вылета ночью.
   
Этот костяк: Ершов — Павленко — Власов, просуществовал с 24 апреля 1942 года до 9 мая 1945 года. Что касается воздушных стрелков в экипаже Ершова, то их было несколько. Одним из них оказался воздушный стрелок Яновский Сергей Иванович, 1916 года рождения, русский, гвардии старший сержант, воздушный стрелок 28-го Гвардейского Краснознаменного Смоленского БАП, член ВЛКСМ, участник Отечественной войны с августа 1941 года, награды: медаль «За Отвагу» 19.2.43 г., орден «Красной звезды» 29.4.44 г., орден «Красной звезды» 5.6.45 г. В действующей Красной Армии с 26.3.42 года. С 26.3.42 года по 9 мая 1945 года совершил 145 боевых вылетов ночью.
   
Начинал летать Сергей Яновский в экипаже летчика Колягина, будущего командира одной из АЭ 42-го ап ДД, в которой начинал боевой путь механиком и мой отец. Яновский за период с 23.3.42 года по 19.2.43 г совершил 53 боевых вылета ночью.
   
А начиная с февраля-марта 1943 года по май 1944 года он является воздушным стрелком в экипаже Ершова. За этот период он совершает 65 боевых вылетов ночью. Воздушный стрелок Яновский «имеет 6 случаев в отражении атак немецких истребителей, благодаря чего он спасал жизнь экипажа... Сбрасывал листовки на территории врага... Точные данные его наблюдений не раз давали сведения о тактике вражеских наземных войск. Если его самолет пролетал на низкой высоте над территорией врага из-за плохих метеоусловий все им замеченные движущиеся колонны вражеских войск и идущие ж/д эшелоны обстреливались метким огнем его пулемета. Не раз открывал огонь по замеченным им прожекторам, гасил их, а также уничтожал мелкие точки ЗА».
   
Последние свои 27 боевых вылетов воздушный стрелок Яновский совершал в экипаже командира 28-го БАП ГСС гвардии подполковника Серафима Кирилловича Бирюкова.
   
Скорей всего одним из первых воздушных стрелков в экипаже Ершова был младший сержант Демехин Алексей Савельевич, 1921 года рождения, русский, член ВКП(б), награжденного 20 сентября 1943 года медалью «За Отвагу» за 50 боевых ночных вылетов. В наградном листе на штурмана Павленко по случаю награждения его вторым орденом «Красного Знамени» от 17.9.43 г. упоминается в качестве воздушного стрелка именно Алексей Демехин. Но именно 20 сентября 1943 года воздушный стрелок Алексей Демехин не вернулся с боевого задания. Он погиб с летчиком Баукиным, представленного до этого к званию ГСС, но награжденного звездой Героя России уже в наше время посмертно, и со стрелком-радистом Луковкиным. Тогда лишь один штурман Андрей Коновалов, будущий ГСС, сумел выпрыгнуть с парашютом и через трое суток добраться до своих...
   
В наградном листе на Баукина Алексея Ивановича по случаю его награждения орденом «Красного Знамени» от 17.6.43 г. в его экипаже воздушным стрелком значился Яновский. Видать руководство поменяла с того момента воздушных стрелков: Яновский вошел в состав экипажа Ершова, а Демехин в состав экипажа Баукина. Кому из них не повезло, читающий уже догадался.
   
После Яновского в экипаже Леонида Ершова появляется в качестве воздушного стрелка гвардии ефрейтор, а затем гвардии младший сержант, некто Меркулов. Он указывается в наградных листах Ершова, Павленко и Власова. Однако все усилия узнать что-либо об этом загадочном воздушном стрелке ничем не увенчались.
   
И наконец в последние вылеты пред окончанием войны в составе экипажа Ершова летал воздушным стрелком Скубко Павел Иванович, 1923 года рождения, украинец, гвардии сержант, кандидат в члены ВКП(б) с 1945 года, имеет тяжелое осколочное ранение, полученное 2.8.42 г. на Сталинградском фронте, будучи командиром отделения стрелкового взвода. С 3 ноября 1943 года воздушный стрелок 42-го авиаполка ДД, летал в экипаже командира звена гвардии лейтенанта Сергеева и сделал за войну 31 боевой ночной вылет. Награжден орденом «Красной Звезды» 25 июля 1945 году.
   
На этом с персоналиями экипажа Леонида Ершова можно закончить и приступить к описанию боевых действий.

Чувство, что из наградных документов можно весьма много выжить, меня никогда не покидало. Персоналии, география и хронология боевой работы, характер боевой работы как самого экипажа, так и каждого члена его. Иногда находишь ответы на мучающие тебя вопросы, да и самим вопросам бываешь рад, когда они неожиданно возникают по ходу знакомства с этими документами. Особенно радуешься тому, когда получаешь дополнение к уже тебе известному и это неожиданно предстает совсем в другом свете. И вдруг замечаешь, что этот канцелярский штабной стиль написания этих документов давно уже не коробит, ибо уже знаешь, что за этим стоит...

Эта часть статьи отражает типовую боевую работу типового экипажа из 36-ой авиадивизии дальнего действия.

Для полноты и ясности исследования уместным будет указать места дислокации 42-го ап ДД (он же 28-ой БАП) с июня 1941 года по 9 мая 1945 года. Эту информацию беру из «Выписок из форм», что обнаружились в архиве Сергиенко.

1. Март 1940 г. - июль 1941 г. 42-ой ДБАП был в составе 64 АБ Закавказского ВО, базировался в г. Кировабад.

2 Июль 1941 г.- август 1941 г. 42-ой ДБАД вошел в состав 26-ой смешанной АД Закавказского ВО, базируется там же.

3. Август 1941 г. - октябрь 1941 г. 42-ой ДБАП в составе 133 АД Закавказского ВО, базируется там же.

4. Октябрь 1941 г. - март 1942 г. 42-ой ДБАП в составе 133 АД уже Московского ВО, перебазировался в г. Ярославль.

5. Март 1942 — сентябрь 1943 г. 42-ой ап ДД в составе 36 -ой ад ДД в системе АДД, базируется: аэродром Якушево, Рыбинский район, Ярославская область.

6. Сентябрь 1943 г. - май 1944 г. 42-ой ап ДД в составе 36 -ой ад ДД в системе АДД, базируется: аэродром Выдропужск, Спировский район, Калининская область.

7. Май 1944 г. - сентябрь 1944 г. 42-ой ап ДД в составе 36 -ой ад ДД в системе АДД, базируется: аэродром Ново-Дугино, Смоленская область.

8. Сентябрь 1944 г. - декабрь 1944 г. 28-ой гв. ап ДД в составе 36 -ой ад ДД в системе АДД, базируется: аэродром Желудок, Барановическая область.

9. Декабрь 1944 г. — март 1945 г. 28-ой гв. БАП в составе 36-ой БАД в системе 18-ой ВА, базируется: аэродром Щучин, Барановическая область.

10. Март 1945 г. -май 1945г. 28-ой гв. БАП в составе 36-ой БАД в системе 18-ой ВА, базируется: аэродром Радзынь, Люблинское воеводство, Польша.

Летчик Леонид Ершов участником Отечественной войны становится с 24 апреля 1942 года, штурман Владимир Павленко с 28 марта, стрелок-радист Павел Власов с 26 марта. Но когда они прибыли на аэродром Якушево мне не известно. Например, мой отец и его товарищи из Челябинской школы военных авиамехаников прибыли в Якушево, где базировался 42-ой авиаполк ДД, в конце декабря 1942 года, но участником Отечественной войны отец стал лишь 15 января 1943 года. Он вспоминает, что этому предшествовал недельный карантин: была баня, их экипировали, регулярно кормили. Но был ли карантин для служивых летного состава я об этом не ведаю.

Из первого наградного листа на Леонида Ершова известно, что в 42-ом авиаполк ДД он прибыл из 2-ой ВШШ. Затем прошел дополнительную тренировку в полетах в сложных метеоусловиях. А вот штурман Владимир Павленко боевые задания начал выполнять лишь с 12 августа 1942 года, о чем так же узнаем из его наградных документов.

Предположительно могу сказать, что упомянутые 45 учебных вылетов в наградном приказе на моториста Бейсенова Сеита, возможно связаны с дополнительной тренировкой в полетах в сложных метеоусловиях летчика Ершова. И четырехмесячная невостребованность штурмана Павленко в боевой работе так же вполне объяснима причиной его штурманской переподготовки для полетов в сложных условиях.

Смело могу утверждать, что доводка экипажей из вновь прибывших до стандартных требований в АДД была нормой, осуществлялась неукоснительно на протяжении всей войны. К тому же надо учесть, что Ершов, Павленко и Власов прибыли в полк как раз после образования АДД из летных училищ, программы которых еще не были увязаны с ее требованиями.


5 марта была образована АДД и экипаж Ершова оказался в числе тех многочисленных первых, кому выпало начинать эту полезнейшую традицию: не только вбирать опыт уже опаленных и закаленных в первые месяцы войны воздушных бойцов, но и водить свои воздушные корабли и ночью и в непогоду, чтобы стать настоящим экипажем и оказаться назло всем передрягам судьбы везучим и успешным.

174 раз летчик Ершов неизменно приводил свой бомбардировщик с боевых заданий на родной аэродром. Что это значит? Представьте себе, что враг 174 раза крутил неполный барабан револьвера, пытаясь убить вас, и все 174 раз вам везло. И в это мгновение на линии огня от вас ничего уже не зависело — убьют вас или судьба отложит это на следующий раз. В эти мгновения вас больше беспокоило совсем другое — сумеете ли вы поразить уже свою цель, ради которой вас и ввергли в эту рулетку судьбы! И когда все это вдруг закончилось, вы неожиданно для себя осознаете, как вы к этому привыкли...

Стрелок-радист Павел Власов с 26 марта 42-го по 9 мая 45-го выполнил 202 боевых вылета, что на 28 вылетов больше, чем у летчика Ершова. Любопытно, что у Ершова в наградных листах значится 3 дневных боевых вылета, у Павленко — 7, у Власова ни одного. Вероятность того, что именно 171 боевых вылетов было сделано экипажем «Ершов — Павленко — Власов — воздушный стрелок» вполне допустима, однако в этом есть определенные сомнения, с которыми хочу поделиться.

Летчик Ил-4 больше всего из экипажа выматывался в полете. И каждый день летать физически не мог. А вот штурман, стрелок-радист, воздушный стрелок, как правило, замещали своих товарищей в боевой работе при определенных условиях.

Если проанализировать информацию в наградных листах на Ершова и Павленко от 15 октября 1943 года, а Власова от 2 октября 1943 года, то Ершов к тому времени сделал 132 боевых вылета, Павленко 138, а Власов 113 вылетов. Эти награды получены за боевые вылеты, сделанные экипажем в большей степени с аэродрома Якушево, и несколько последних с аэродрома Выдропужска. Если принять, что экипаж Ершова начал летать с первого боевого вылета штурмана Павленко, состоявшегося 12 августа 42 года, то частота полетов составляет один боевой вылет в 3 и реже в 4 дня. Это стандартная практика в АДД.

О характере боевых заданий, выполняемых экипажем Ершова в этот период, узнаем из наградных листов на его членов. Это боевые задания по уничтожению военно-промышленного объекта в глубоком тылу гитлеровской Германии, по средним целям противника, в том числе бомбардировка ж/д станций и узлов, по аэродромам противника на уничтожение материальной части, по переднему краю обороны и арт. позициям противника, на разведку погоды, на фотографирование результатов боевой работы.

Вот что узнаем о боевых вылетах в глубокий тыл врага:

Летчик, старший лейтенант Ершов Л.И. из наградного листа от 15.10.43 г.: Данциг — 1 раз 16.4.43 г, Резекне — 1раз 20.4.43 г, Инстенбург — 1 раз 23.4.43 г.

Штурман, младший лейтенант Павленко В.А.: в наградном листе от 29.5.43 г. - Инстенбург, Тельзит, Данциг -2 раза. Но в наградном листе уже на лейтенанта Павленко В.А. от 25.10.43 г. уточняется: Данциг — 1 раз 16.4.43 г, Резекне — 1раз 20.4.43 г, Инстенбург — 1 раз 23.4.43 г.

Стрелок-радист, сержант Власов П.Ф. из наградного листа от 2.10.43 г: Данциг -1 раз 14.4.43 г (скорей всего ошибка штабного писаря), Резекне — 1 раз 20.4.43 г, Инстенбург — 1 раз 23.4.43 г.

По поводу налета на Инстенбург в наградных листах на летчика Ершова от 15.10.43 г. и штурмана Павленко от 29 мая 1943 года имеются ряд подробностей:

«23.4.43 г. при полете на Инстенбург после успешного бомбардирования в городе возникло 3 пожара, один из них большой силы, экипаж пробыл в воздухе 9 часов 01 минуту, после чего благополучно вернулся на свой аэродром» (Ершов).

«В ночь на 23 апреля 1943 г. экипаж бомбардировал военно-промышленные объекта г. Инстенбурга. Полет проходил в исключительно сложной метеообстановке — около 4 часов шли за облаками, над целью экипаж пробил облачность на высоте 1400 метров — выполнил задание. В результате успешного бомбардирования возникло 3 очага пожаров» (Павленко).

Но вот на Данциг подробности есть только у штурмана Павленко в наградном листе от 29 мая 1943 года: «При налете на военно-промышленные объекты Данцига, несмотря на сильное сопротивление ПВО противника, умело маневрируя, экипаж успешно выполнил задание. После бомбардирования возник взрыв большой силы, сопровождающийся рядом пожаров».

Теперь о боевых вылетах по средним целям противника и переднему краю обороны:

Из наградных листов на летчика Ершова Л.И. от 29 марта и 15 октября 1943 года: «...летал на выполнение боевых заданий по разгрому ж/д станций и узлов Сычевка, Невель, Ново-Сокольники, Ярцево и др., на разрушение и уничтожение материальной части противника на аэродромах: Дно, Псков, Гривочки, Смоленск и др., на уничтожение и разрушение укреплений в районе Ржев. Все боевые задания им выполняются точно и смело. Несмотря на бешеный огонь вражеских зенитных точек и противодействие прожекторов, всегда точно ведет свой самолет к цели, этим обеспечивая штурману отличное бомбометание. Так 8.11.42 г. при налете на аэродром Псков, попав в трудные условия, все же точно достиг цели, обеспечив штурману бомбометание, в результате чего на аэродроме возникло 2 очага пожара с последующим большой силы взрывом.

Стремясь выполнить задание, всегда точно выходит на цель, несмотря на то, что попадает в трудные метеоусловия. Так, например, при налете на цель Сычевка, попав в тяжелые условия, товарищ Ершов все же достиг намеченной цели и бомбы были сброшены точно в цель. 7.1.43 года при выполнении боевого задания экипаж попал на обратном пути в трудные метеоусловия при низкой облачности 150-200 метров, плохой видимости и все же товарищ Ершов довел свой самолет до аэродрома и благополучно произвел посадку.»

«Выполнял боевые задания по уничтожению материальной части на аэродромах противника Коровье-Село, Кресты и по ж/д узлам и перегонам Колодня, Дно, Смоленск, Жуковка и др. После последнего награждения совершил 76 боевых вылетов ночью, из них 6 не выполнены по метеоусловиям. ...выполнял боевые вылеты по ж/д узлам, аэродромам противника в районы: Гомель, Смоленск, Минск, Брянск 1-2, Лиозно, Витебск, по укрепрайону Духовщина и в интересах Ленинградско-Волховского фронтов — станция Мга, Славянка, Вороново, Торталово и др.

4.7.43 г. получил задание бомбардировать ж/д узел Орел. Не смотря на неблагоприятные метеоусловия - 10-ти бальную облачность на Н=600-1200 метров при видимости 2-3 км - экипаж товарища Ершова достиг цели, поразил ее, в результате отличного бомбардирования возникло 3 очага пожара, один из них большой силы.

Действовал по арт. позициям, живой силе укреп. района Духовщина, ж/д узлам Витебск, Гомель и др. В результате успешного бомбардирования возникло 27 очагов пожара, разрушено около 8 км ж/д путей, уничтожено 13 вагонов с войсками и грузами противника.»

Из наградного листа на штурмана звена Павленко от 15 октября 1943 года:

«После последнего награждения совершил 48 боевых вылетов ночью, из них 45 успешно выполненные, 3 невыполненные по метеоусловиям. ...13 вылетов в интересах Ленинградско - Волховского фронтов — Синявино, станция Мга, Торталово, Беззаботинск. За весь период боевой работы товарищ Павленко не имеет ни одной потери ориентировки... производил по два боевых вылета в ночь.

Товарищ Павленко имеет два боевых вылета на фотографирования цели аэродрома Сеща с отличным результатом.

При налетах на ж/д узлы Витебск, Гомель, Лиозно, Городок, точным бомбардированием поразил заданные цели, в результате возникло 13 пожаров, 3 взрыва, из них 2 большой силы.

При полете 9.10.43 г. на ж/д узел Витебск экипаж встретил сильное сопротивление ККЗА во взаимодействии с 20 прожекторами и при патрулировании истребителей противника, но несмотря на это, экипаж мужественно, смело, с военной хитростью подошел к цели и успешно поразил ее, в результате чего в районе цели возникло 4 очага пожара».

Из наградного листа на стрелка-радиста Власова П.Ф. от 2 октября 1943 года:

«За все время боевой работы не имел ни одного случая отказа радиостанции в воздухе. 9 раз помогал радиопеленгацией вывести самолет своему штурману на свой аэродром.

В ночь на 4.8.43г. экипаж получил задание бомбардировать ж/д узел Орел, в следствии плохих метеоусловий экипаж находился 1 час 30 минут за облаками, на обратном маршруте тов. Власов быстрым запросом, применением радиопеленгов и прослушиванием радиомаяков - помог экипажу в уточнении местонахождения самолета и выполнении заданного маршрута до цели и выходе на свой аэродром.

10.10.43 г. выполняя боевые задания на бомбардирование ж/д узла Витебск, несмотря на сильные противодействия ЗА и МЗА и прожекторов противника тов. Власов мужественно и хладнокровно наблюдал за разрывами снарядов, о чем докладывал командиру экипажа, тем самым помог вывести самолет из зоны огня и успешному выполнению боевого задания.

Летает на боевые задания с большим желанием, свой накопленный боевой опыт передает молодым стрелкам - радистам».

На берегах Волги в местечках Якушево и Туношное, что в Ярославской области, 27 августа 1943 года окончательно сформировалась корпусная система АДД. 8-ой авиакорпус дальнего действия в составе двух авиадивизий — 36-ой и вновь созданной 48-ой — приступил в этот день к боевой работе. А в начале сентября полки 36-ой дивизия — 42-ой ап ДД и выделенный из него 108-ой ап ДД — покинули «насиженный» аэродром Якушево и перебазировались на аэродром под Выдрапужск.

Предлагая читателю данный целевой обзор наградных документов, ловлю себя на мысли, что у него ненароком может сформироваться впечатление о боевой работе экипажей АДД, как об экипажах одиночках, улетающих в тыл врага для точечных бомбовых ударов.

Конечно же это не так. Что толку от 1000 кг бомб от одного бомбардировщика, если цель — крупный ж/д узел, где скопились составы с техникой, боеприпасами и живой силой, направляющиеся на восточный фронт? А вот если это единовременный налет в 20-30 бомбардировщиков, урон врагу мог быть нанесен существенный.

Улетали экипажи поочередно и согласно графика выполнения задания, добирались до цели самостоятельно к заранее оговоренному графиком времени и заходили на цель для сброса бомб также по заранее оговоренной очереди. Конечно обстоятельства на маршруте и над целью вносили свою корректировку. И наглядным примером этому служит следующий документ.

В руках держу копию боевого донесения за №20 штаба 8-го ак ДД от 21.9.43 года. Вот выдержка из него: «2. 36 ад ДД в ночь на 21.9.43 г. произвела 16 самолетовылетов. 7 самолетов бомбардировали основную цель — скопление эшелонов на ж/д узле Витебск...

...1 самолет № 11318, летчик Ершов, штурман Павленко, задание не выполнил по неисправности матчасти (отказал в работе трехстрелочный индикатор, упало давление масло правого мотора). Командой по радио был возвращен, произвел посадку с бомбами на свой аэродром. Налет 03.20...»

Анализ этого документа — тема отдельного повествования. Но для справки скажу, что еще 3 самолета, не выполнив задание, вынуждены по тем или иным причинам вернуться на базу. Один самолет отбомбился по случайной цели, не отыскав из-за плохих метеоусловий основную. 4 бомбардировщика, сообщив на базу о выполнении задания, так и не вернулись на свой аэродром. В том числе и экипаж Баукина. А вот результат этого боевого вылета:


«а/ Цель: ж/д узел Витебск бомбардировался 7 самолетами в период 00.32 — 03.56 (? может быть 00.56) с Н=4000-4500 м. На цель сброшено бомб: 1 ФАБ-250, 48 ФАБ-100, 35 ЗАБ-100, 4 САБ-100. Всего весом 8650 кг. Сброшено листовок на русском языке 48000 экз. Боевой налет 33.14. Разрывы бомб наблюдались на путях ж/д станции и среди станционных построек. В результате бомбардирования создано 5 очагов пожаров, из них один в центре ж/д узла на путях /предположительно горели эшелоны/ и один пожар в западной части ж/д узла /предположительно горели эшелоны с боеприпасами/. Самолеты — осветители: Осипов — Зуенко, Рыжков — Кухарук, цель подсвечивали хорошо. В результате взаимного контроля и проверки бомбардировочных расчетов установлено: успешно выполнили задание 6 экипажей, выполнил задание один экипаж.

б/ Случайная цель — ж/д станция Шумиха бомбардировалась одним самолетом в период 00.40 с Н=1500 м. На цель сброшено бомб: 6 ФАБ-100, 4 ЗАБ-100. Всего весом 1000 кг. Сброшено листовок 8000 экз. Содержание: «Вести с Советской Родины». Налет 05.39. Разрывы бомб наблюдались в юго-западной части станции, результатов не отмечено. По докладу экипажа задание экипаж не выполнил. Причина — не отыскал основную цель ж/д узел Витебск...»

Это пока единственный документ у меня, помимо наградных листов, где как-то упоминается экипаж Ершова. Не выполнение экипажем боевого задания говорит о том, что «на войне, как на войне»: и технари напортачить могли, и техника подвести, и голова у летчика могла внезапно заболеть, что штурвал из рук стал вываливаться, да и судьба-злодейка в самый неподходящий момент счета начинала предъявлять к тому, кто первым в очереди у нее на приеме оказался...

С 10.11.43 г. по 12.04.44 г. оперативная группа в количестве 25 Ил-4 из 42-го и 108-го ап ДД была направлена в Заполярье на аэродром Ваенга-1. Эта была уже третья по счету подобная оперативная группа, в задачу которой входило обеспечение прохода союзнических морских караванов в наши северные порты Мурманска и Архангельска. В момент прохода караванов наши экипажи блокировали немецкие аэродромы на территории Норвегии и Финляндии, бомбили порты, а между караванами бомбили военные и промышленные объекты противника.

Ярко описал боевую работу в Заполярье участник всех трех оперативных групп ГСС штурман Алексей Прокудин :

«Когда шли союзные конвои, у нас была главная задача - бороться с германской торпедоносной и бомбардировочной авиацией, держать её на аэродромах Хебуктен, Лаксельвен, Луостари, Киркенес и других, чтоб не взлетала. Брали мы стокилограммовые фугаски, чтоб воронок побольше числом получилось, и бомбили взлётно-посадочные полосы. Аэродромов-то много, а сил у нас маловато, поэтому летали круглосуточно и бомбили по графику. Весь смысл в том заключался, чтобы фашисты не успевали аэродромы в порядок приводить.

А теперь скажите, как с погодой быть. Ясных дней на Севере мало, облачность низкая чаще всего сплошная. Взлетать и садиться можно, а бомбить прицельно нельзя, потому что не видно земли. Со смекалкой и тут приспособились: до каждого аэродрома подлётное время до секунды рассчитали. Долетел до расчётной точки - бомби. Тут, конечно все на штурманской квалификации строилось. Курс надо было выдерживать точно, ветер ловить и все поправки на него учитывать.

Побольше бы нам силёнок в те дни. Другой раз обидно бывало до горечи. Видишь самолёты на стоянке, а трогать их тебе запрещено, потому что расходовать бомбы на любые цели, кроме взлётно-посадочных полос, нам строжайше запрещалось. «Пройдёт конвой, тогда бомби стоянки!» - так нам говорили. А сейчас всю стаю надо на земле держать, так что наша задача рой фугасками воронки на ВПП, чтобы фриц их засыпать и трамбовать не поспевал. Так и воевали мы без сна круглосуточно в воздухе, а немец с тачками бегает. Мы роем - он закапывает, мы роем - он закапывает. А конвой тем часом идёт…»

Из наградного листа на летчика Ершова:

«С ноября 1943 года по январь 1944 года командир звена капитан Ершов успешно выполнял боевые задания по обеспечению проводки транспортов союзников в наши северные порты, действуя по блокировке аэродромов на собственной территории противника, в условиях заполярной ночи, при плохих метеоусловиях — он совершил 13 боевых вылетов в районы: Керкинес, Хебуктен, Луостари.

Боевые задания выполняет всегда успешно, невзирая ни на какие трудности — плохие метеоусловия и противодействие ПВО противника. Так: 21.1. 44 года при полете на бомбардирование г. Керкинес, который был прикрыт до 6-ти батарей крупного калибра ЗА и до 10-ти прожекторов, несмотря на это противодействие, он умело маневрируя успешно поразил заданную цель...»

Из наградного листа на стрелка-радиста Власова:

«После последнего награждения от 6 ноября 1943 года стрелок-радист сержант Власов совершил 54 боевых вылета, большинство из которых в условиях заполярной ночи. Во всех вылетах сержант Власов обеспечивал бесперебойною и отличную связь. 5 раз выполнял специальные задания на разведку погоды и во всех случаях отлично справлялся с поставленной задачей, обеспечив командный пункт и все остальные экипажи своевременной информацией о погоде по маршруту и в районе цели.

Работая в Заполярье, сержант Власов выполнял боевые задания по аэродромам: Луастари, Хебухтен, по портам и военным объектам: Керкинес, Лиинахамарий и укреплениям в районах: Большая Западная Лица, Водопад, и др. Несмотря на большое количество истребителей противника стрелок-радист Власов своим наблюдением и оружием всегда обеспечивал своему экипажу безопасность при выполнении боевого задания по бомбардированию цели, а также наблюдая за разрывами зениток и информируя об этом командира, обеспечив ему этим правильный противозенитный маневр.

Благодаря высокой бдительности стрелка-радиста Власова его экипаж всегда после боевого задания благополучно возвращается на свой аэродром. Огнем своего пулемета сержант Власов неоднократно заставлял замолчать зенитные и пулеметные точки, а также гасил прожектора противника и обстреливал автоколонны по дорогам.

Так 2.4.44 г. после бомбометания по цели аэродрома Хебухтен, экипаж на дороге Солми - Ярви - Ипари обнаружил автоколонну до 50 автомашин, летчик снизился до высоты 800 метров, а стрелок-радист Власов огнем своего пулемета обстрелял автоколонну. После нескольких заходов, на дороге были зафиксированы горящие автомашины.

Так же отлично экипажем было выполнено задание 4 марта 1944 года по бомбардированию аэродрома Луастари, в результате на аэродроме были отмечены пожары в районе ангаров.

Стрелок-радист Власов … отлично овладел своим делом. Грамотно эксплуатирует радиооборудование, средства внутренней связи. Систематически работает над повышением своих знаний и сейчас выдвигается на должность начальника связи АЭ. Много работает по передаче своего опыта и знаний своим молодым товарищам.

За время пребывания в Заполярье из 3-х стрелков лично подготовил полноценных стрелков-радистов».

Приказом 36-ой Авиационной Дивизии № 069/н от 28.4.44 года Власов Павел Федорович был награжден орденом Слава 3 степени. А представлялся к ордену «Красного Знамени», но руководство уже тогда, видать, на сержанта имела виды, и офицерский орден был заменен на первую «солдатскую звезду», хотя и 3 степени.

Противоречивость в информации в наградных листах на летчика Ершова и его стрелка-радиста порождает ряд вопросов. Например, утверждение того, что в Заполярье Ершов находился «с ноября 1943 года по январь 1944 года», однако приводится факт, что Ершов 21.1. 44 г. летал на бомбардирование г. Керкинес. А также указывается, что «...в условиях заполярной ночи, при плохих метеоусловиях — он совершил 13 боевых вылетов в районы: Керкинес, Хебуктен, Луостари...». Выходит, другие боевые вылеты были сделаны в более приемлемых метеоусловиях, коли у стрелка-радиста вылетов в этот период чуть ли не в 4 раза больше? Или может быть стрелок-радист Власов летал в составе других экипажей, а летчик Ершов после января 44 года находился совсем в другом месте? А вот штурман Павленко из экипажа Ершова за боевую работу на Севере отмечен почему-то не был.

Остается привести еще несколько выдержек из наградных документов на летчика Ершова и его стрелка-радиста Власова. Увы, на штурмана Павленко я материал весь исчерпал.
       
Из наградных листов на летчика Ершова:

«27 и 28-го июля 1944 года совершил боевые вылеты на бомбардирование военных и промышленных объектов на собственной территории противника: Тильзит и Инстенбург, несмотря на патрулирование и атаки истребителей противника, задание товарищем Ершовым было выполнено успешно.

15 боевых вылетов совершил на бомбардирование военных объектов противника в пределах армейских и фронтовых тылов: Выборг, Вильно, Лида, Резекне, Шауляй, Полоцк. Боевые задания выполняет всегда успешно, невзирая ни на какие трудности — плохие метеоусловия и противодействие ПВО противника.

За весь период боевой работы случаев потерь ориентировок и других летных происшествий не имеет. Как командир звена умело руководит своим звеном и, как опытного руководителя, показавшего образцы в боевой и политической подготовке, командование допустило на должность заместителя командира АЭ. Со своими обязанностями этой должности справляется хорошо. Требователен к себе и подчиненным.
После последнего представления 29 июля 1944 года гвардии капитан Ершов совершил 21 боевой вылет в районы: 11 боевых вылетов на бомбардирование военных и промышленных объектов на собственной территории противника — Тельзит - 24, 27.8.44 г. и 11, 15.10.44 г. , Будабешт — 15.9.44 г., Гумбинен — 17, 24.10.44 г., Штетин - 21.2.45 г., Кенигсберг — 22.2.45 г., Штетин — 6.3.45 г., Тракенинген — 14.10.44 г. и 10 боевых вылетов на бомбардирование военных объектов в тылу противника в пределах временно оккупированной территории Союза ССР — Либава, Салдус, Фридрихштадт и др. На ряду с боевой работой товарищ Ершов ввел в строй 4 молодых летчика, которые совершили от 5 до 20 боевых вылетов ночью...Как командир умело руководит своей Эскадрильей. 24 мая 1945 года. Командир 28 Гв. БАП, гв. подполковник Бирюков».

Из наградных листов на стрелка-радиста Власова:

«После последней правительственной награды от 28.4.44 г. совершил 39 успешно выполненных боевых вылетов, из них 5 боевых вылетов на бомбардирование военных и промышленных объектов на собственной территории противника: Тильзит-27.7.44 г., 24.8. и 27.8.44г., Инстербург- 28.7.44 г. и на столицу Венгрии Будапешт-15.9.44 года. Все задания товарищем Власовым выполнялись успешно. Случаев отказов радиосвязи и полетов без связи не имел. Зорко охраняет свой экипаж от вражеских истребителем, отражая их атаки огнем своего оружия и давал команды летчику по маневрированию для лучшего ухода от истребителей. 34 боевых вылета совершил на бомбардирование военных объектов противника в пределах временно-оккупированной территории Союза ССР: Минск, Выборг, Вильно, Резекне, Двинск, Шауляй.

В зоне зенитного огня помогает командиру осуществлять противозенитный маневр, предупреждая летчика о разрывах снарядов вражеской зенитки. Из числа 39 боевых вылетов после награждения, имеет 6 боевых заданий, выполненных весьма успешно. Так: 15 мая 1944 года при выполнении боевого задания по бомбардированию ж/д узла Даугавпилс в составе экипажа командира АЭ гвардии майора Колягина, в результате отличного обеспечения действия экипажа в зоне зенитного огня противника со стороны товарища Власова экипаж сброшенными бомбами создал сильный очаг пожара, сопровождающийся клубами черного дыма, на станции был уничтожен склад с горю-чим. За отличное выполнение боевых заданий гвардии майор Колями награжден орденом Отечественной войны I степени.

Так же товарищ Власов при выполнении боевого задания 4 июля 1944 года в составе экипажа гвардии капитана Ершова по бомбардированию ж/д. узла Вильно, зорким наблюдением за воздухом, предупреждая неоднократно командира о вражеских истребителях, обеспечил отличное бомбардирование ж/д узла, в результате чего от сброшенных бомб в центре ж/д узла Вильно возник большой пожар, сопровождающийся взрывами, горели эшелоны противника, находящиеся на станции. Гвардии капитан Ершов за отличное выполнение боевых заданий так же награжден орденом Отечественной войны I степени.

Товарищ Власов является примерным командиром, отлично владеет своим делом. Много работает над собой в деле повышения своих знаний, вырос с рядового стрелка-радиста до начальника связи АЭ...

Приказом Авиации Дальнего Действия № 0665/н от 6 ноября 1944 года гвардии старший сержант Власов награжден орденом Славы 2 степени.

После последней правительственной награды от 6 ноября 1944 года совершил 13 боевых вылетов с боевым налетом 50 час. Из них: на бомбардирование военно-промышленных объектов на временно оккупированной территории СССР Либава - 5 вылетов, на бомбардирование военно-промышленных объектов на собственной территории врага: Мемель, Тильзит, Гумбинен, Штеттин, Кенигсберг - 7 вылетов, на прорыв укрепленной полосы на подступах к Берлину — Дольгелин 1 вылет. В ночь на 23.11.43 года (по логике должно быть - 23.2.45 г. Скорей всего ошибка машинистки, делающей данную копию. Этого наградного листа на Подвиге народа нет, он из архива Сергиенко) при бомбардировании скопления эшелонов и живой силы на центральном узле станции Гумбинен, который прикрывался ЗА и ночной истребительной авиацией, товарищ Власов проявил особую наблюдательность и вовремя заметил атаку Ю-88, который слева сзади пытался сбить наш самолет. Товарищ Власов вовремя открыл прицельный огонь по самолету противника, сделав 3 больших очереди, заставив самолет противника отказаться от попыток атаки бдительного экипажа, таким образам товарищ Власов обеспечил целостность своего экипажа и отличное выполнение боевого задания, в результате чего возникло 2 взрыва большой силы. Предположительно взорван эшелон с боеприпасами.

В ночь на 21.2.45 года при бомбардировании военно-промышленного объекта города Кенигсберг, который защищался ЗА всех калибров, товарищ Власов, отлично наблюдая за воздухом, во время докладывал командиру о разрывах зенитных снарядов, помогая командиру производить искусственный противозенитный маневр, им обеспечил выход самолета на цель и отличное выполнение боевого задания, в результате чего произошел 1 взрыв большой силы, предположительно взорван склад горючего.

В ночь на 16.4.45 года при бомбардировании укрепленной полосы на Берлинском направлении г. Дольгелин товарищ Власов наблюдал за воздухом, отлично держал связь, своевременно докладывал командиру об окружающей обстановке, чем обеспечил отличное выполнение боевого задания. Являясь начальником связи АЭ товарищ Власов воспитывает воздушных стрелков и стрелков-радистов смелость и отвагу, зоркость в полете и умение грамотно эксплуатировать матчасть вооружения и радиостанции. Повседневной работой со своими подчиненными добился отличных результатов в знании стрелками-радистами воздушных раций и работа с нею в воздухе, так товарищ Власов воспитал и обучил за короткое время 2-х стрелков-радистов, которые были ранее воздушными стрелками (Беседин, Мурашов), а также ввел в бой 4-х воздушных стрелков-радистов из числа нового пополнения, с которыми летал на боевое задание в качестве контролера, одновременно прививая им смелость и отвагу личным примером в воздушном бою. Большое внимание товарищ Власов уделяет обучению тактических приемов ведения воздушного боя и рационального использования бортового оружия, в следствии чего стрелками радистами за период с ноября месяца 1944 года отбито 7 атак истребителей противника и сбит 1 вражеский истребитель стрелком радистом Прокофьевым.

За проявленное мужество, отвагу и геройство при выполнении боевого задания по разгрому немецкого фашизма, по прорыву укрепленной полосы на подступах к Берлину товарищ Власов достоин правительственной награды орденом «Славы I степени".

Командир 28 Гв.БАП Герой Советского Союза гвардии подполковник Бирюков.
16 Мая 1945 г.»

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23.2.1948 года награжден орденом Славы I степени.

Читатель должен заметить, как с приближением долгожданной Победы снижалась частота боевых вылетов у наших героев. Это было характерно. Молодежь рвалась в бой, а умудренные опытом старички повышались в должностях, боевой опыт позволял. С каждой очередной наградой уже не хватало как будто личных подвигов, но не беда, подвиги молодежи - прямое следствие вовремя переданного опыта старших товарищей и это учитывалось. Наверное, летчик Ершов уже в мирное время в душе сожалел, что не дотянул каких-то 26 боевых вылетов до заветных 200.

И стрелок-радист уже и не думал о последней «солдатской звезде»...

Да и командиры полка для общей полковой славы особо и не суетились, чтобы в одном экипаже был ГСС и полный кавалер орденов Славы. А может быть это судьба уберегла от ненужного и опасного рвения лишний раз лезть на рожон ради порочного тщеславия...
   
Так получилось, что папку их архива историка Сергиенко с надписью: «Власов П.Ф, Сарнычев Н.М.», я обследовал на кануне 9 декабря, даже не предполагая, что именно 9 декабря страна чествует своих Героев. Об этом я узнал «на скаку», обратив внимание на слова диктора новостей по ТВ. Для меня откровением стал факт, что в 42-ом ап ДД оказались аж целых два полных кавалера орденов Славы из числа стрелков-радистов. Это гвардии старший сержант Сарнычев Николай Максимович и гвардии младший лейтенант Власов Павел Федорович.
   
По материалам из этой папки можно сделать вывод, что память людская об этих людях сохранилась различная. О Сарнычеве, кроме копий наградных листов, остались лишь несколько фотографий и скупые воспоминания дальнего родственника. А о Власове осталось гораздо больше и этому есть причины. О Власове я рассказал, теперь на очереди Сарнычев. О нем лишь скупые формулировки в наградных документах и краткий психологический портрет от дальнего родственника: характер мягкий, вежливый, послушный...
   
Воздушный стрелок-радист 42-го авиационного Смоленского Краснознаменного полка Дальнего Действия старший сержант Сарнычев Николай Максимович в Действующей Красной Армии «прописался» с 1 сентября 1942 года.
   
Боевые задания начал выполнять с 16.12.42 года. А 16.6.44 был представлен к первой боевой награде — к ордену Славы III степени.
   
За этот период совершил 47 успешно выполненных боевых вылетов ночью в системе АДД, с общим боевым налетом 198 часов, в составе экипажа: летчик лейтенант Калинин, штурман младший лейтенант Вильчинский, воздушный стрелок старший сержант Ермолаев. 12 боевых вылетов было на бомбардирование военных объектов в тылу противника в пределах временно-оккупированной территории Союза ССР: Резекне, Даугавпилс, Витебск, Гомель. 35 боевых вылетов на бомбардирование военных объектов противника в пределах армейских тылов — Опочка, Кохтла, Духовщина, Апраксино, Шаталово, Балбасово. Во всех боевых вылетах связь работала безотказно. Случаев невыполнения боевых заданий по его вине не было. Зорко охраняет свой самолет от нападения истребителей противника. На боевые задания летает мужественно, смело и с большим рвением, не считаясь ни с какими трудностями и личным отдыхом, иногда производя по 2 боевых вылета в ночь. Большую помощь оказывает штурману в ориентировке и прослушивании радиопеленгов, не раз тов. Сарнычев спасал жизнь экипажа от нападения истребителей противника.
   
14.6.44 года при полете на бомбардирование аэродрома Балбасово, который был прикрыт 5 батареями ККЗА, до 15 прожекторов, тов. Сарнычев зорким наблюдением за воздухом обнаружил вражеский истребитель, пытавшийся атаковать самолет, но предупредительными тремя очередями своего пулемета, вынудил вражеского истребителя отказаться от атаки, который после третьей очереди пулемета Сарнычева ушел со снижением и больше не появлялся. При этом тов. Сорнычев израсходовал около 160 патронов. Самолет благополучно вернулся на свой аэродром.
   
Летать любит и летает на боевые задания с большим желанием. Дисциплинирован. Морально устойчив. Делу партии Ленина-Сталина и Социалистической Родине предан.
   
За доблесть и мужество, проявленные при выполнении боевых заданий по разгрому немецкого фашизма, тов.Сарнычев достоин правительственной награды ордена Славы III степени.
   
Командир 42 авиационного Смоленского Краснознаменного полка Дальнего Действия Герои Советского Союза-подполковник /Бирюков/. 16 июня 1944 г.»
   
Приказом 36 АСД ДД N2 0121/н от 20.6.44 года награжден орденом Славы III степени.
   
Ко второй награде воздушный стрелок-радист 28 гвардейского авиационного Смоленского Краснознаменного полка Дальнего Действия гвардии старший сержант Сарнычев Николай Максимович был представлен 30.9.44 г.
   
С 1 сентября 1942 года совершил 81 боевой вылет ночью на бомбардирование вражеских объектов с общим налетом 305 часов.
   
После последней правительственной награды совершил 30 боевых вылетов ночью, из них 5 боевых вылетов совершил в глубокий тыл противника на его собственной территории: Тильзит - 27.7.44 г. и 24.8.44 г., Инстенбург - 28.7.44 г., Будапешт — 15.9.44 г., Дебрецен-16.9.44 г., 25 боевых вылетов совершил на бомбардирование военных объектов противника в пределах временно оккупированной территории Союза ССР: Молодечно, Двинск, Шауляй, Вильно, Яноварти, Таллин, Рига.
   
Во всех боевых вылетах связь работала безотказно, случаев невыполнения боевых заданий по его вине не было. Зорко охраняет свой самолет от нападения истребителей противника. На боевое задание летает с желанием. Боевые задания выполняет мужественно и отважно. Все время следит за воздухом и огнем своего пулемета отражает атаки врага.
   
Так, при выполнении боевого задания, экипаж Сарнычева был атакован истребителем противника, но меткими очередями Сарнычев отогнал вражеский истребитель, израсходовав 80 патронов УБТ на отражение атаки.
   
Тов. Сарнычев 9 раз выполнял специальное задание на разведку погоды и все задания были выполнены отлично, командный пункт был всегда полностью обеспечен всеми данными о погоде, и командир АП мог своевременно принять нужное решение. Как радист оказывает помощь экипажу в ориентировке и выходе на свой аэродром путем запроса радиопеленгов и прослушивания радиомаяков.
   
Отличной охраной самолета обеспечил отличное выполнение боевого задания. Так 24 августа 1944 года при бомбардировании ж/д узла Тильзит, обеспечив охрану от истребителя, Сарнычев обеспечил отличное бомбометание, в результате чего на станции был уничтожен эшелон противника, что подтверждается фотоснимком. Так же особо успешно было выполнено экипажем задание 20.9.44 года при бомбардировании ж/д ст. Скривери, когда в результате успешного бомбардирования в центре станции возник большой пожар, свидетельствующий об уничтожении склада.
   
Много и упорно работает над повышением своих знаний, активно участвует в общественной работе. Активный участник Красноармейской художественной самодеятельности. Дисциплинирован, морально устойчив. Предан делу партии Ленина-Сталина.
   
За мужество и отвагу, проявленные в боях с немецкими захватчиками, тов. Сарнычев достоин правительственной награды орденом «Слава II степени».
   
Командир 28 гвардейский авиационный Смоленского Краснознаменного полка Дальнего Действия Герои Советского Союза-подполковник /Бирюков/. 30 сентября 1944 г.»
   
Приказом АДД №0665/н от 6.11.44 года награжден орденом Славы II степени.
   
К третьей боевой награде воздушный стрелок-радист 28 гвардейского авиационного Смоленского Краснознаменного полка Дальнего Действия гвардии старший сержант Сарнычев Николай Максимивич был представлен 16.5.45 г. уже после войны.
   
«С 1 сентября 1942 года совершил 94 успешных выполненных боевых вылетов ночью на бомбардирование вражеских объектов с общим боевым налетом 383 часа. Боевые задания выполняет в составе экипажа: зам. командира АЭ Гвардии старшего лейтенанта Калинина, штурмана звена Гвардии лейтенанта Вильчинского и воздушного стрелка гвардии старшего сержанта Ермолаева.
   
После последней правительственной награды совершил 15 отлично выполненных боевых вылетов ночью, из них 5 боевых вылетов совершил в глубокий тыл противника на его собственной территории: Кенигсберг - 2.2.45 г., Штеттин - 6.3.45 г., Дольгелин- 16.4.45 г., Мюнхенберг - 17.4.45 г. и на столицу Германии Берлин - 21.4.45 г. 10 боевых вылетов совершил на бомбардирование военных объектов противника в пределах временно оккупированной территории Союза ССР - Либава, Саудус, Рига, Таллин и др.
   
Во всех боевых вылетах связь работала безотказно, случаев невыполнения боевых заданий по его вине не было. Зорко охраняет свой самолет от нападения истребителей противника. На боевые задания летает с желанием и выполняет их мужественно и отважно.
   
Так, при выполнении боевого задания 2.10.44 г. на разведку погоды тов. Сарнычев держал связь с командным пунктом без перебоя и через каждые 10 минут сообщал, погоду командованию полка, чем дал возможность командованию принять соответствующие решения. На такие задания тов. Сарнычев летал не раз и все задания были выполнены отлично. Командный пункт всегда был осведомлен о погоде на маршруте. Как радист большую помощь оказывает экипажу в ориентировке и выходе на свой аэродром путем запросов радиопеленгов и прислушиванием к радиомаяку. При выполнении боевого задания по целям противника порт Мемель 21.12.44 года цель прикрывалась двумя батареями среднего калибра и 3 батареями МЗА, а также 6-8 прожекторами, но благодаря правильной подачи команды радиста своему командиру экипажа самолет вышел из зоны обстрела и точно сбросил бомбы на цель. В результате возник один взрыв среднего размера и один пожар в южной части порта, предположительно горели портовые сооружения. Задание командования было выполнено успешно. За успешное выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками правительство высоко оценило их экипаж - летчик и штурман были награждены орденами Красное Знамя.
   
Тов. Сарнычев участвовал в прорыве укрепленной линии противника на центральном направлении к Берлину, а также был участником в налете на столицу Германии г. Берлин. Благодаря отличной связи, зоркого наблюдения за воздухом со стороны радиста тов. Сарнычева все эти боевые вылеты были выполнены успешно и весьма успешно. Так при налете на г. Берлин 21.4.45 г. где патрулировали истребители противника и препятствовали выполнению боевого задания экипажем, но благодаря зоркого наблюдения за воздухом со стороны тов. Сарнычева экипаж выполнил боевое задание отлично, в результате чего возник взрыв большой силы, перешедший в пожар. При прорыве укрепленной линии противника и при взятии Берлина тов. Сарнычев проявил мужество и отвагу. Грамотный радист, хорошо знает свое дело и любит его. На боевые задания летает с большим желанием. Много и упорно работает над повышением своих знаний. Свой боевой опыт умело передает молодым радистам. Среди товарищей пользуется деловым авторитетом, среди них общителен. Активно участвует в красноармейской художественной самодеятельности. Дисциплинирован. Аккуратен в быту и в исполнении всех приказов и распоряжений командира. Морально устойчив.
   
Делу партии Ленина- Сталина и Социалистической Родине предан.
   
За мужество, отвагу и геройство при выполнении боевого задания в разгроме немецкого фашизма и при прорыве укрепленной полосы противника к Берлину тов. Сарнычев достоин правительственной награды- орден Слабы I степени.
   
Командир 28 гвардейский авиационный Смоленского Краснознаменного полка Дальнего Действия Герои Советского Союза-подполковник /Бирюков/. 16 мая 1945 г.»

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23.2.1948 года награжден орденом Славы I степени.
   
А в мае 1974 года историку Сергиенко пришло ценное письмо, в котором находилась вместе с его фотографиями школьная тетрадь в линейку. Некто Гаврилов Александр Семенович из села Красноселье Тамбовской области крупным почерком делится воспоминаниями о своем шурине Коле Сарнычеве. В конце пишет: «В самолет он был просто влюблен. Однажды при разговоре я ему предложил перейти работать в связь наземных организаций, так он и слушать не хотел. Очень хвалил свой самолет Ил-12, на котором он работал и погиб 18 декабря 1947 года». Погиб Николай Сарнычев под Красноярском вместе с пассажирами при авиакатастрофе... так и не дождавшись своей последней солдатской звезды.
   
В Интернете в автобиографических статьях о Сарнычеве слепо копируется, что место захоронения полного Кавалера орденов Славы не известно. В записях Сергиенко есть такая фраза: «Похоронен во Внуково»...
   
У читающего этот сухой материал может возникнуть мысль-червоточина. Человек добросовестно выполнил свою работу и среди четырех таких же добросовестных членов экипажа в силу двух предыдущих наград — орденов Славы III и II степеней в конце концов становится Героем. Ущербность системы?
   
Причина такой мысли для меня понятна: сломан стереотип. Мы привыкли. Героями становились сначала летчики, затем штурманы и весьма редкий случай стрелки и то за сбитые самолеты противника. Если летчикам и штурманам АДД представление к званию ГСС предполагалось за 200 успешных боевых вылетов, то некоторые стрелки-радисты имели их за 400. И никакого тебе намека на высокое звание. Но не многим стрелкам из АДД везло сбить самолет противника. У них совсем другая задача была — дать долететь бомбардировщику целым и невредимым до дома. И если эта задача регулярно выполнялась, то и «хлеб свой» стрелки ели законно. Что и продемонстрировал нам Сарнычев Николай Максимович, в течение всей своей боевой работы набирая зачетные баллы... Солдату это не возбранялось! Жаль вот, что так и не ощутил он веса этого славного иконостаса на своей груди...


Рецензии
Замечательный труд. Автору хвала и честь. С уважением!

Николай Мринский   29.05.2020 22:06     Заявить о нарушении