Еще вчера...

 ЕЩЕ ВЧЕРА…
 АВТОР ПРОИЗВЕДЕНИЯ - АЛЕКСАНДРА РУДЭН. ( Раннее - Полевая Алла Владимировна) 04.07.47. ПЕНСИОНЕРКА. Г. ТЮМЕНЬ.

Еще вчера, градусник показывал на балконе - плюс один. И на деревья, с зеленной листвой, выпал слабый и тающий снег.  Утром  снег слетел с деревьев и вялые зеленные листья уже лежали на тротуаре. Те,  листья, которые остались на ветвях деревьев,  пожелтели. Первое октября и как положено во времена года, наступила золотистая осень, с вялым цветом.  Выбирать пору года не приходиться, все идет своим чередом. За красочным летом,  пришла пора унылой осени, отмирание и умирание на холоде, все того, что зеленело и цвело. Осень навивает грусть. В этом году,  нет того очарование, так как нет солнца на небосклоне, и  вперемешку со  снегом моросит дождь.   Возле окна сидит старик и смотрит без особой радости на пузыри рождаемые в лужах.  Ему грустно еще от того, что жизнь его клониться по линии синусоидой  - вниз. А когда – то -  был и взлет,  и падение,  и снова взлет. Тогда, он был уверен в том,  что за каждым падением у него хватит сил подняться, оглядеться вокруг себя и медленно идти вверх, преодолевая препятствия.  Их много было на его пути. И везде в этих препятствий  причиной являлась женщина.  Не всегда, была откровенность в их отношениях. Порой он себя винил, что – то сделал не так и все пошло кувырком. Женщины приходили с радостью, а уходили со скандалом, деля его имущество.  Первая жена была хорошей девушкой и домовитой. Тогда, он не был стариком, а был молодым и образованным человеком и звали его Георгий Кравец,  то есть - Гоша Кравец, инженер в отделе комплектации. С Верой он познакомился в  столовой завода. Она была машинисткой в отделе  секретариата.  Он,  увидев ее, аккуратно подстриженную, невысокого роста, больше похожею на мальчишку – подростка, чем на  юную девушку.  Это была любовь с первого взгляда,   и закружились и завертелись их отношения. Да так завертелись их пути дорожки, что через полгода он предложил Вере выйти замуж за него.
Гоша  познакомил Веру с родителями. После приятного ужина, мать спросила:
- Где собираетесь жить?
- Поженимся, нам от завода дадут квартиру.
- Ну – ну.
Вечером мама с отцом зашли к Гоши в комнату.
- Поговорить хотим сынок,  с тобой, - сказал отец.
- Насчет Веры? Я уже решил. Пока поживем в моей комнате, получим квартиру,  съедим.
- Мы ничего не знаем о семье  Веры.
- Предрассудки.
- Нет, это не предрассудки. Надо все знать, чем живет семья, какой у нее достаток, чем болели ее родители. Не пьют ли они, - рассуждала мама.
- Мама,  мы не в царское время живем, сейчас молодежь в советах не нуждается. Сами на себя будем работать. Осенью Вера пойдет учиться, мы так договорились с ней.
- Вот и женитесь зимой, - сказал отец.
- Нет. Папа, я же мужик, дал уже слово ей, не буду откладывать свадьбу. Да и свадьба нам не нужна. Пару родственников с нашей стороны и с ее стороны на гулянке в нашей квартире, и все.
Мама сказала:
- Спешишь сынок. Девочка молоденькая, да не пара она тебе.
-  Я для себя выбираю, а не для вас.
- Серенькая она, какая – то. Весь вечер промолчала, - сказала мама. – Не спеши сынок, присмотрись.
- Мама!
- Ладно, мать. Он уже не маленький, Свое родительской слово мы сказали, а он пусть сам решает, как ему быть.  Ты, сынок, не горячись. Все будет по - людски и гостей пригласим, и свадьбу сыграем, - сказал отец.
- Согласна, - сказала  мама. -  Давайте готовьтесь к свадьбе.
Верочка была юной девушкой  и вышла замуж она  спустя полгода после окончания школы. Гоша, инженер, чисто одетый и выбритый, ее смущал. Позже она поняла, что он был таким же парнем, как слесарь Вася, который ухаживал за ней. Став женой, она была под присмотром мамы Гоши, которая обучала ее вести хозяйство. Галина Павловна,  мать Гоши слепила из нее домашнюю жену своему сыну. В первый день после свадьбы, Верочка встала со стола, поблагодарив за ужин, ушла , не дожидаясь мужа,   в их комнату.
Гоша заглянул  в комнату, сказал:
-  Верочка, тебя мама ждет в кухне. Я в библиотеку пошел.
Галина Павловна  мыла посуду. Она дала в руки Веры  полотенце, сказала:
- Ты вошла в нашу семью. В кухне женская работа. С этого дня, без напоминаний, накрываешь на стол вместе со мной и моешь со мной посуду.  Если приходишь раньше меня, то готовишь ужин.
- Я не умею готовить.
- Я тебя научу, меня, тоже, свекровь учила готовить еду.
- Нам обещали от завода дать однокомнатную квартиру.  Зачем учиться, через месяц мы уйдем от вас.
Галина Павловна обняла ее, спросила:
- Чем кормить мужа будешь? На первое - поцелуйчики, на второй – обнимание, а на  третье – любовь и страсть?  Муж хочет поесть, чтобы исполнять свои супружеские обязательства перед тобой.  Помни хорошо, что мужа нужно кормить.  Пищу ему отдавать самую лучшею.   Отдай последнее, даже тогда, когда будешь  сама голодать. Поняла?
- Поняла….
Жизнь у Георгия текла вялотекущая. Галина Павловна так выдрессировала  Верочку, что та, как  только она приходит с работы, так сразу за кухонные работы принимается и за уборку помещений.
- Верочка, какая ты скучная стала, раньше пела, - сказал,  зевая Гоша.
- Уже и квартиру получили, а мы все живем с родителями. Когда переедем?
- Ремонт доделаем и переедем.
Верочка часто  по выходным дням бегала проведать своих родителей и сестер.
Мать жужжала ей на ухо:
-  Вышла замуж за инженера, думали  мы, что  вы нам помогать будете.
- Какая помощь? Деньги все на контроле у свекрови. Гоша, ленивый, третий месяц не может доделать ремонт. Как придет с работы, так за книжку хватается, читает.
- Больно грамотный он, читает. Обещал мне, что ты  будешь учиться. И,  что вышло?
-  А кто будет зарабатывать деньги?
- Муж. На нас не рассчитывай, у самих семеро голодных ртов по лавкам сидят.
- Что же вы,  мама, так стараетесь с папой. Детям нужно жилье дать и образование, а с вашими доходами, голыми выпустите в люди, как меня. Стыдно от свекрови, что пришла я не с чемоданами,  в которых могло быть приданное, а с маленькой сумкой.
- Ничего, сами будут дорогу в жизнь пробивать. Мы с папой тоже были голодранцами, а сейчас – и квартира есть и  обставили ее. Спасибо государству - без процентов в рассрочку все берем. А тебя еще не тошнит?
- Гоша сказал, что рано нам заводить детей.
- Разве,  чтобы  иметь детей,  нужен план? Не по – божьему вы живете.  Жалею, что не отговорил я тебя. Вот , Вася, так мужик, в прошлой недели нам из деревни привез мешок картошки и денег не взял, - сказал отец.
- Эх, Верочка , позарились мы с тобой на грамотного человека, - сказала мама
- Молчите, мама. Порой мне кажется, что они женили сына на мне, чтобы я прислугой у них была. И Гоша уже ничего не говорит о  любви ко мне.
- А, папа твой, мне каждый день говорит о том, что любит меня. Надоел он со своей любовью, но приятно слышать.
- Знаешь, мама, порой, мне кажется, что я рано вышла замуж.
- Пока детей нет, уходи от него к Васе. Правда он с больной теткой живет,  но квартира большая.
- Нет, я не отдам Гоше однокомнатную квартиру. Буду терпеть ухмылки свекрови. Переедем, будем жить одни, может быть,  наладиться наше семейное положение.   На работе устаю, прихожу домой,  весь дом веду, поздно иду в нашу комнату, Прихожу, а Гоша спит. А утром я рано поднимаюсь, готовлю завтрак. И кашу варю отдельно для свекра. Тебе повезло мама, ты ни одного дня не работала, все по дому хлопотала.  Как мы выживали на одну зарплату папы, ума не приложу.
- Так и выживали. Из своих платьев шила  тебе и остальным девочкам сарафаны и юбки. Вязала. Ходила по квартирам, просила отдать старые свитера. Люди думали, что я прошу на ветошь, а я нитки порола.  Сама знаешь, как мы жили. А, как живет Арсений Иванович? Тихий он был на вашей свадьбе.
- А что ему, как сыр в масле купается. Лучший кусок мяса ему, лучшие ягоды ему…. Хоть и под каблуком ходит у свекрови, но его это устраивает. Приходит с работы, поужинает и лежит  возле телевизора, наращивает живот.  Порой мне кажется, что он уже породнился с диваном. Никто не имеет право сесть на него.
- У имущих людей свои тараканы в голове. От чего он так устает? От партийной работы? Знай,  мели языком по уму и все.
- Устает, поэтому дома молчит, и в выходные дни ни одного слова от него  не услышишь.
- Прости, Верочка, но непонятная мне твоя жизнь. Вмешиваться я не буду, что желала, то и получила. Сама разбирайся в своей семейной жизни.
… Прошли годы, Верочка  с Гошей давно  живут отдельно от родителей.  Свекровь продолжала контролировать сына, ее мучил вопрос - куда он девает деньги из зарплаты, что молодой семье не хватает прожить несколько дней до месяца, одалживают они деньги у родителей. Гоша, был единственным ребенком в семье и привык к тому, что за него всегда думала мама. Даже тогда, когда он жил с женой отдельно.
- Гоша, путевки на море  в профсоюзе мне обещали. Скоро у нас отпуск, - сказала Верочка.
- Верочка, как мы можем поехать, когда болеет мама. И какое море в марте месяце?
- Я читала в журнале, что в горах мимозы зацвели.
- Тоже сравнила – мимозы и мою больную маму. Не научили тебя родители относиться с уважением к свекрови. Не научили, да и кому учить, если твоя мама занята  другим делом, каждые три года ходит в интересном положении.
- Завидуешь?
- Я?  Нет! Удивляюсь ее безрассудству. Хорошо, что ты не в нее пошла.
Верочка густо покраснела,  резко ответила мужу.
- Уже пять лет вместе живем,  и я не могу быть в интересном положении. Пора, уже иметь нам детей.
- Еще успеем, какие наши годы, - ответил ей Гоша.
Первый раз, за все годы, Верочка ослушалась мужа. Она выкупила две путевки в Гагры и уехала с младшей сестрой отдыхать, та, уже, работала и так как недавно окончила школу. Гоша вернулся с работы,  а на столе лежала записка. В ней Вера писала, что через двадцать один день она с сестрой вернется из Гагр.
Это был удар по самолюбию Гоши, удар ниже пояса, как говорят спортсмены  и он пошел жаловаться маме на жену.
- Боже мой, она даже не поправилась в замужестве, такая же вобла, как и пришла в наш дом.  Говорила же я тебе о том, что в тихом болоте черти водятся, - обиженно сказала мама. – Вот,  послал Бог невестку . У меня тонзиллит, а она поехала отдыхать. Никакого уважения ко мне.
Через двадцать один день Верочка не вернулась домой и Гоша заволновался. Он пошел к родителям жены.
- Мог бы позвонить, чего через весь город шел? – спросила мама Верочки.
-  Ехал. А у вас есть телефон?
- Конечно. Хорошо, что пришел. Соня вернулась одна, а Верочка там нашла себе достойного мужа, в Норильск она  с ним уехала.
- Как в Норильск?
- А, так, сговорились они с Матвеем,  и она решила  уехать жить с ним.
- Она, что знала его раньше, этого Матвея?
- Соня говорит, что познакомились они на море. Он там почки лечил.
- Какие почки?
- Не свиные же, а свои.
- Ничего я не пойму, я ее муж,  и,  причем здесь почки? Не ожидал я…
- Сама не ожидала я такого от дочери. Так что, мы с Валей придем и заберем вещи  Верочки.
- Какие вещи. Она не могла мне позвонить?
- Записку тебе она передала. Дети ее на кораблики пустили. Но я помню, что она написала. Было написано « Прости, полюбила я другого мужчину».
- Так просто, взяла и полюбила?
- Ничего не знаю. А вещи Верочки мы завтра заберем.
- Какие  вещи?
- Гоша, мы пойдем в партком завода, если не отдашь и люстру сними, ее я покупала вам на новоселье.
- Нет вопросов.
Гоша был ошарашен известием – его бросила жена. Он всегда считал ее не очень умной женщиной, домоседкой и домохозяйкой. Гоша  поехал к родителям рассказать о том, что мечта мамы сбылась – он расстался с Верой.
Услышав известие,  папа расхохотался.
- Этого следовало ожидать. Отделался малой кровью, квартира осталась за тобой.
Гоша был печален. Квартира была на замке, а он переехал жить к родителям.  Верочка никаких известей не подавала, как будто ее и вовсе не было, не существовало у него жены.
Года через три она появилась в городе, да не одна, а с семьей. Официально она не была замужем, но двоих детей уже успела родить. Как летом снег на голову, так подействовал ее звонок, на Гошу.
Он не успел спросить, мол,  кто звонит, как услышал знакомый голос, заволновался.
-  Гоша, мне нужен развод, - тихим голосом сказала она.
Он не понял сразу, что Верочка от него  хочет, и когда у него все разложилось по полочкам в голове, ее слова,  данная ситуация, ее образ, он стал успокаиваться.
- Алло, алло, почему ты молчишь?
Гоша небрежно сказал.
- Кто бы был против развода? Нас без суда разведут, в загсе, так как у нас нет общего имущества и нет общих детей.
- Я приеду,  и мы обговорим все.
- Нет, сразу встретимся возле загса. Я тоже не один, - соврал Гоша.
Он не  соврал, а  сказал неправду для нее. Когда были у него женщины,  тогда он открывал дверь своей пустующей квартиры, запасными ключом, приводя даму сердца на одно - два свидания. Гоша всегда ночевал дома, и мама не подозревала о том, что он  от нее скрывает свои не санкционированные ею встречи.
 Гоша подъехал к загсу, где много лет назад был зарегистрирован их брак. Он долго сидел в своем «Москвиче», ждал. Подъехала машина «Волга» и из нее вышла Верочка. Модно одетая,  с пучком волос на голове.  За ней, вышел  крепкий среднего роста мужчина с раскосыми темными глазами.
 - Это Гоша, а это - мой муж, отец моих детей.
- Матвей, - сказал мужчина и протянул Гоше руку.
- Георгий. Ну,  пошли. У меня еще дел по горло, на все не хватает время.
- Верочка я подожду тебя в машине, - сказал Матвей.
Они поднимались по деревянным ступенькам в старом здании.
Она шла впереди, а он сзади.
- Он якут у тебя? – спросил Гоша.
- Он отец моих детей, - уклончиво  ответила Верочка, добавила. – Я его люблю.
 Он хотел ее спросить, за что она так поступила с ним, но,  передумал.
Заведующая загсом спросила:
- Дети, имущество есть общее?
- Нет, - ответил Гоша.
- Есть, - сказала Верочка. -  Нам выдали от завода общее жилье.
- Ну, мои дорогие, идите в суд и делите квартиру пополам.
- Однокомнатную квартиру? - спросил Гоша.
Заведующая загсом посмотрела в паспорт Веры.
-  Она прописана в нашем городе, двое детей. Ну, дорогой папаша….
- Это дети не мои. И живет она не в нашем городе и муж у нее есть.
- Разводитесь  через суд.
Они вышли из здания.
- Почему не подтвердила мои слова? - спросил Веру Гоша.
- Когда мужчина говорит, то женщине нужно молчать.
- Тебя Матвей этому научил?
- Жизнь научила. Чтобы не судиться, прошу моих детей прописать в квартире. Сам понимаешь, поликлиника и прочее,  нужно обращаться по месту жительства.
- Не пойму тебя. Ты с семьей хочешь переехать в наше жилье? – спросил с удивлением Гоша.
- Не совсем так. Матвей уедет на  место работы. Ему еще года два нужно потрудиться, чтобы купить нам дом.
-  Это ваши проблемы, где будете вы жить, такого согласия я не дам, чтобы прописать твоих детей, - сказал Гоша.
-  Зря, сейчас Матвей к нам подойдет, я не хотела бы говорить при нем. Гоша, сорока мне донесла о твоих махинациях на заводе. Ты  вывозишь из завода водопроводные трубы и продаешь их колхозу за наличный расчет. Не спорь со мной, об этом я знаю. точно. Могу посодействовать, чтобы тобой занялась милиция по экономическим преступлениям.
- Ничего не докажешь…
- Мне не нужно доказывать, главное пустить тень на тебя у директора завода. Забыл, я тоже, на этом заводе работала. Прикроется твоя лавочка.
- Что ты хочешь от меня?
- Малость желания, приписать детей по месту прописки матери. Желаю, чтобы ты и дальше жил у своих родителей, - сказала Верочка.
- Для чего?
- Чтобы муж меня не ревновал к тебе.
-  Я подумаю…
- Думать некогда, мы с тобой едем в суд или в жилищную кантору?
 Подошел Матвей.
- Ну как,  обо всем договорились? Развод вам дали? – спросил он.
- Нет.  У Гоши возникло предложение.  Он хочет наших детей прописать по месту моей прописки, Мы переедем в однокомнатную квартиру, а он будет жить с родителями.
- А развод?
- Подам я на развод, когда пропишу детей,  - ответила ему Верочка.
- Так решили? – спросил Матвей у Гоши.
- Да. Я там. не живу. Иногда прихожу проведать квартиру. Теперь и приходить нечего, будет охранять ее твоя жена.
- Дальше…
- Дальше, мы  едим в кантору. Заедем в квартиру, я заберу кое – какие вещи и документы, - сказал Гоша. –  Возьму  их, чтобы прописать ваших детей.
 Прописка детей Верочки у Матвея заняла час. Они заехали в суд, подали заявление на развод.
Гоша передал ключи от квартиры Вере.
- Кажется все. Я выполнил условия, и ты, будь добра… Не только меня подведешь.
- Я порядочный человек, условия буду соблюдать. Я довольна результатом. Не волнуйся, мы начинам строить дом.
Гоша  пошел к своей машине.
- Поехали к детям, - сказал Матвей.
Он завел машину.
- Машину оставлю тебе, чтобы  детей в поликлинику возила и на прогулку в парк, - сказал Матвей.
- Мы для этого ее и пригнали сюда. Что тебя волнует,  Матвей?
- Ваши условия. Какие?
- Он не хотел прописывать наших детей в квартире. Он не хотел…
- Мы же договорились о том, что вы пропишитесь у мамы.
- Почему я должна ему отдавать часть своей жилплощади?  Почему? Не знаешь? А я помню, как он меня гонял на аборты, не желая иметь детей, и как его семейство считала меня дурочкой. Пришлось припугнуть.
- Как?
- Валя мне рассказала о махинациях Гоши на заводе, она в цеху работает. Он ни разу с ней не поздоровался, а зачем? Она же рабочая.
- Обида гложет?
- Теперь,  уже, нет обиды.
- О, как тебя зовут? Мое имя – Женщина. Да, Верочка? – смеясь,  спросил Матвей.
- Да, - ответила Верочка.
 Гоша рассказал отцу, как он, на время,  лишился однокомнатной квартиры.
- Не все потеряно,  и с детьми ее можно  было принять обратно. Без нее,  не такой вкусный обед у мамы получается, - сказал отец.
- Папа, ты не видел  ее мужа, то ли араб, то ли якут, тяжеловес.
 - Какие арабы в России?  Успокойся Гоша.
- Чувствую себя ущербным, как будто, меня бросила жена, - сказал Гоша.
- Исключи слово, «как будто».  Лучшее лекарство от скуки - это новая женщина.
- Куда я ее приведу, мама не позволит, а жениться еще раз,  я не хочу.
- Сними квартиру.
- Мама будет недовольна.
- Эх, сынок, когда ты своим умом будешь жить? – спросил отец.
- С этой минуты.
- Посмотрим, а потом посмеемся вместе над тем, как тебя облапошила твоя бывшая жена.
Гоша, по совету отца, в тот же день снял квартиру и переехал в новое жилье до прихода мамы домой с работы.
 Галина Павловна,  узнав причину переезда сына, заплакала.
- Не благодарная. С грязи да в князьи. Как она посмела? Я буду судиться с ней, - выкрикнула Галина Павловна.
- Причем ты? Успокойся, так решил сын и с его мнением нужно считаться, - ответил ей муж.
- А, от нас,  почему он ушел?
- Будет самостоятельно жить. Меньше бы ее поучала, может быть, и не ушла она от нас.
- Ты так думаешь? – спросила Галина Павловна, перестав плакать.
- Ты, как лучше хотела, а получилось…  то, что получилось. Гоща получит развод и снова станет в очередь на квартиру. Года через три получит новое жилье. На заводе очередь быстро идет.
 По совету мужа, Галина Павловна решила вопрос о сыне пустить на самотек.
Сын жил своей жизнью, а родители своей. Казалось родителям, что они правильно поступили - не мешать сыну.
 Он редко приходил к ним в гости, приходил на несколько минут.
Но, однажды к ним постучалась в дверь соседка квартиры, где снимал жилье их сын.
- Коль молодые не решаются вам сообщить новость, пришила я сама с вами познакомиться. Меня Каппой  зовут. Мы из поволжских немев. О, не пугайтесь, заграницей у нас родственников нет.
- Простите, вы по какому вопросу пришли к нам, - спросила Галина Павловна.
Каппа, встряхнула кудряшками, сказала:
- Наши дети живут уже около года вместе. Соседи мы. Раньше,  я не замечала ничего. Она все говорила,  мол, схожу к соседке на первый этаж, а двери хлопают у соседа. Я их застукала. Теперь,  они не скрываются.
- Как вашу дочь зовут?
- Зинаида.
-  Нам, сын ничего не говорил о ней.
-  Вот по - этому я и пришла. Нам нужно им помочь воссоединиться. Она образованная, он, тоже. Он разведен , она разведена, почти равновесие, если не считать сына, который есть у Зины от первого брака. И с жильем мы им помажем. У вас большая квартира, трехкомнатная?
- Четыре комнаты с чуланом, то есть пять - с лоджией. Шесть метров лоджия и застеклена.
- Что шесть  метров?
- Лоджия шесть метров на полтора.
- Да, только позавидовать можно и потолки высокие, как  у сталинских квартир.
- Да, не завидуйте. Мой муж партийный работник, заслужил.
- И я к тому же говорю, что заслужили. Я согласна с  молодыми  жить.  Семья уже будет большая.  Мы можем обменяться с вами. Всем будет хорошо,  и дети будут счастливы. Ну, что,  поможем детям  быть счастливыми?
- Даже,  не знаю, что вам ответить. Ты куда? – спросила Галина мужа.
- Проедусь по городу, а ты чаем угости мать Зинаиды, скоро родственниками станем.
- Арсений!!!
- Я приеду с сюрпризом.
 Они пили чай в кухне. Каппа рассказывала о своей жизни, о мужьях, которых сейчас с огнем не найдешь, так как они сумели в свое время скрыться от алиментов. Рассказывала о судьбе Зинаиды. О второй дочери, которая никак не может найти свое счастье.
- Я все о себе и о себе говорю, а вы ничего не говорите о своей семье.
- Не знаю, что и говорить. Окончила театральное училище. Распределение получила в ваш город. Познакомилась с Арсением. Замуж вышла. Один сын у нас. Театральную карьеру оставила. Работаю в доме пионеров, веду студию молодых дарований. Больше нечего рассказывать.
- Так и нечего. А личная жизнь?
- Моя личная жизнь в Арсении и в сыне.
- И что, муж вам никогда не изменял?- спросила Каппа.
 Галина Павловна задумалась.
- Ну, конечно изменял. Такой видный мужчина и без внимания жадных взглядов одиноких женщин – не верю, - сказала Каппа.
Входные двери стукнули.
 Галина Павловна сказала:
- Это муж вернулся… с сюрпризом.
Каппа потерла руки.
- Наверное, он с коньячком пришел, а то, не прилично мы сидим при знакомстве, попивая чай.
В кухню заглянул Гоша.
- Вы в кухне обосновались,а не в комнате, понимаю, почему…  Тетя Каппа, а что вы здесь делаете? – спросил Гоша.
- Я? Свататься пришла.
- За кого.
- Так, Зинка сказала, что вечерами у тебя она трется.
- Договор у меня с ней, я ей плачу, а она убирает квартиру у меня.
- Ну, чего ты врешь. Я сама видела. Как вы лежали в кровати. Дверь нужно было закрывать.
- Так это от ее скуки, немного мы проигрались в хозяина и служанку.
- Ничего себе… Вы слышали, что вытворяет ваш сын. Если он не жениться на Зине, то я пойду в партком.
- Будете жаловаться на тридцати двухлетнего  мальчика? – спросил Арсений.
- А, что вы думаете,  управы на вас  нет, если - вы партийные.
- Гоша, как ты мог. Так обидеть образованную женщину? – спросила Галина Павловна.
- Два класса образования и длинный коридор перехода в третий класс. Убирала она в моей квартире, а тетя Каппа придумала бог весть чего.
- Уходите, - сказала Галина Павловна. – Каппа, вы аферистка?
- Лучше быть ней, чем  некому не нужной актрисой, - ответила ей бойко Каппа.
Арсений побагровел.
- Спокойно папа, я разберусь.  Поехали, тетя Каппа домой. Поехали, заедем в ларек, подумаем, как помочь вашей Зине не мыть полы в подъездах. А, может быть, на завод устроить ее работать?
- А, можно? Поехали. Не нравиться тебе моя Зинка?
- Нет,  не нравиться, - ответил Гоша
- Ну, каждый месяц у него новая красотка. Вы не знаете родители, какой у вас сын - кабель. Точно, в ларек заедем? – спросила Каппа у Гоши.
- Обещаю. Поехали.
Дверь закрылась за сыном и Каппой.
- Что это было? – спросила Галина Павловна. - Как я не поняла, что она выпившая?
-  Новые нравы, - ответил ей муж.
- В наше время,  обман был завуалирован. Был намек, на интересные обстоятельства.
- Какая разница. Ложь в любые времена – есть гнусное вранье.
 Все – таки Каппа не удержалась и написала в партком письмо о нескромном поведении члена партии и о том, что он соблазнил молодую соседку, предлагая ей поиграть в игру « Хозяин и домработница».
 Гошу парторг вызвал в кабинет, строго спросил:
- Как можно такое произойти с тобой?
Гоша повертел в руках письмо, ответил:
- Оно же анонимное. Клевета.
- Почему, не на меня написали такое письмо, а на тебя?
Гоша задумался и,  помня то, как часто кабинет партийного работника изнутри был закрыт на ключ. То ли старик спал на диване от усталости говорить, то ли его разморило от чая, принесенного молоденькой активисткой.  Точных данных у Гоши не было, чтобы парировать секретарю. Гоша возмущенно засопел.
- Будя, тебе, - сказал секретарь. – Кто без греха в твои годы был? Но, нужно быть аккуратным… и без свидетелей, - сказал секретарь и бросил анонимное письмо в корзину.
Каппу мучила квартира родителей Гоши. Она продолжала писать анонимные письма в партком,  и когда к ней пришел Гоша за объяснениями, то она испугалась:
- Это не я писала, вот тебе крест, - выкрикнула она и перекрестилась слева направо.
- А, кто?
- Не знаю. Такие почтенные родители…   Не я. Не осмелилась бы.
- Оставь ее, - сказала Зина. – Не дает ей покоя квартира твоих родителей. И, правда, за какие заслуги вы ее получили? На троих. А? Думаешь, она только одна вам завидует. Ищи  виновного среди партийных работников.
Гоша ушел,  хлопнув дверью.
 Зинаида спросила у мамы:
- Ты писала?
- Нет. Зачем мне это? Вот тебе крест, я не писала.
- Да, ну вас всех. Надоели и этот еще ворвался. Кто ему дал право?
- И я о том же. Это не мы, что постоять за себя не можем. А такие как они - могут. Не я писала, доченька.
- Не очень верю тебе.  Ну, да ладно. А мужик он хороший, жаль, что я не родилась артисткой.
- Какие твои годы. Еще встретишь человека. Я пошла в магазин.
Каппа вышла из квартиры, она была довольная собой - всех сумела обмануть.  Писала ее подружка, под ее диктовку, а не она. Каппа поспешила к подружке, чтобы  написать новое письмо – кляузу  на Георгия. Сильно ее обидели родители Гоши, назвав ее аферисткой, и выставили они ее за дверь. 
 Секретарь парторганизации не читал уже письма жалобы на Гошу, так как они не были подписанными, складывал их в ящик.  Но, его мучило то, что однажды его спросят, почему он не принял меры по письмам. Не мог, так как папа Гоши был,  чуть ли не вторым человеком в области по партийной работе.  Он еще раз вызвал Гошу, дал прочитать письма.
- Забодают они тебя и меня, тоже. Может быть,  тебе уехать из города?
- Да, перебрался я жить к родителям – а письма к вам идут. И заявление отнес я в милицию. Сравнили почерк  Каппы, Зинаиды, оказалось, что не они пишут. Я подумаю над вашим советом.
Еще вчера, он был счастливым человеком, свободным от семейных уз и  на тебе – такое негодование он почувствовал, сейчас. Он не сомневался в том, что письма писала Каппа или кто – то,  по  ее инициативе. И снова женщина перешла ему дорогу. Старая, некрасивая, с торчащими волосами из носа.  Верочку он,  кажется, когда – то любил и простил. А Каппу он ненавидел. Обе женщины вызвали сильные чувства.  Любил, ненавидел, теперь уже не имеет значения, он уезжает в новую жизнь. Он уезжает  из областного города в столицу Москву.
Мама долго плакала над его решением – уехать.  Сразу он не мог уйти с работы, на заводе ему пришлось еще две недели отработать. К концу второй недели Галина Павловна взяла себя в руки, перестала плакать и на вокзале она уже улыбалась сыну.
- Гоша, тебе есть  где остановиться. Моя двоюродная тетушка,  которая на почве того, что ее предки были из  бедной дворянской семьи, сбрендила на старость лет. Вуаль, шляпки, перчатки летом. Не обращай на это внимание.  Уважай ее за то, что она наша родственница. Когда освоишься в Москве, то мы через год купим тебе однокомнатную квартиру, дальше сам уже расширяй свою жилплощадь.
Гоша не раз бывал в Москве и не открывал рот от удивления, смотря на небоскребы. Он легко влился в московскую толпу, так как еще не перегнал свою машину из родных мест, пользовался общественным транспортом. Ему повезло с работой, он сразу устроился работать инженером на завод. И со старушкой, Клавдией Владимировной, его какой – то далекой родственницей, он нашел общий язык. А в выходные дни он водил ее в театр. Гоша часто вспоминал свой приезд в Москву.
…. - Я от Гали, вашей двоюродной племянницы привез письмо.
- От Гали? Кто такая… Не помню.
- Она на вашей свадьбе к вам в бокал бросила  колбаску из оливье.
- Этого не забуду никогда. На дне бокала… Выпила шампанское и закусила колбаской.  Помню, помню, эту стрекозу, которая мечтала стать актрисой.
- Она стала на один театральный сезон, а потом я родился.
- Теперь она вяжет носки?
- Работает, только с детьми в любительском театре.
- Мне писала о вас моя сестра из Тамбова. И что привело Вас ко мне?
- Хочу снять у вас комнату, на время…
- Все временное переходит в постоянное. А я уже давно на пенсии, так что я,  буду мешать вам жить, Георгий. Давайте…
- Что?
- Письмо.
- Ах, да.
- Вы с дороги, пойдемте в кухню, я вас чаем угощу.
Клавдия Владимировна читала письмо, Гоша оглядывался по сторонам.
- Ну, что же. Коль мне не дал Бог детей, то я соглашусь вас принять на год проживания. Условия таковы. Никаких женщин в моей квартире и раз в неделю вы устраиваете мне культурное мероприятие. Театр, концерт, встреча с моими бывшими коллегами. За комнату я у вас деньги не буду брать. Согласны? Да, завтрак за мной, ужин тоже, только из ваших продуктов.
- Согласен…..
Утром Клавдия Ивановна долго спала, и он уходил на работу, не видя ее. Но на столе под вязаной салфеткой стояло блюдце и термос с горячим чаем.  На блюдце лежало несколько кусочков колбаски и сыр. Иногда колбаску заменяла холодная телятина. Для мужского завтрака было достаточно. И как обещал ей Гоша, он водил ее в театр и на концерты. Был он доволен этими походами, так как  сам образовывался в области культуры.
Однажды за ужином Клавдия Ивановна сказала:
- Георгий, вы уже зрелый мужчина. Вам уже тридцать пять лет, пора заводить романы. Зрелый возраст, могут ваши отношения перейти в  серьезное состояние вашей души. Вам нужен семейный очаг.
- Но, вы же сказали….
- Да, с улицы – никаких женщин.
- Мне и самому…
- Вы меня не поняли. Не имеет значения, где вы познакомитесь - на улице, в метро, в магазине – все это уличное знакомство – все это делается на беглом ходу. Вам другие нужны отношения и чтобы кто – то порекомендовал вам женщину или, на худой конец, поручился за нее. Нужно всегда знать о порядочности этой женщины.
- Более полугода работаю на заводе и никак не могу осмыслить, кто замужем, а кто одинок.
-  Звонила Галочка. Они с Арсением приедут покупать вам квартиру. Пока они не приехали,  я подберу вам несколько кандидатур.  О, не волнуйтесь, у меня вкус отменный.
Гоша подумал о том, что он одинок и привести не может женщину в дом,  и если с разрешения  Клавдии Владимировны будет приличный секс в ее квартире, то он согласен, потом, можно ей сказать, что женщина не подошла ему по физических параметрах.
- Я согласен, - сказал Гоша.
 Клавдия Владимировна по очереди приглашала в гости незамужних дочерей бывших своих сослуживцев.
Они сидели в кухне пили чай, разговаривали на разные темы. У них была договоренность, если Гоша вставал со стула и говорил: « Мне завтра рано вставать», это значит то, что молодая женщина ему не понравилась.
- Ну, Георгий, вам не угодишь.  Третья барышня из приличной семьи…
- Все три женщины моего возраста. У них и дети есть.
- Ну, молодой человек, а где взять проверенного человека.  Дети, рожденные в браке и они не могут быть для вас помехой. Пойду,  пройдусь, весна уже стучится  в двери, - сказала Клавдия Владимировна, накинув плащ, вышла.
Гоша стал возле окна, подумал: «  Зачем обижаю я старушку. Она хочет, как лучше. Да и  не на всю жизнь я выбираю женщину, а хочу тепла и только. Для этого может подойти Анастасия, корректор журнала. И поговорить с ней мне будет интересно. Когда перееду в свою квартиру, тогда и решим, как мне быть дальше ».
Пошел дождик. Гоша ушел в свою комнату, отдохнуть. Проходя мимо вешалки, он увидел, что Клавдия Владимировна не взяла с собой зонтик. Он знал, где она делает вечерний променад, так как иногда ее сопровождал на прогулке.
Оделся, подошел к лифту. Дверь открылась и из лифта вышла молодая женщина.
Она подошла к двери, позвонила.
- Вы к Клавдии Владимировне? - спросил он.
- Да. Мы с ней договаривались.
« Очередная невеста» - подумал Гоша.
-  Хотите,  подождите ее дома. Я вам открою дверь. Бегу я к ней, чтобы отнести  зонт.
- Нет. Я подожду ее здесь. Скажите ей, что Софья Николаевна пришла померить давление.
- Я сейчас. Тут недалеко. Если хотите, мы под моим зонтом вернемся в дом.
- Да, это лучше, чем стоять у двери.
 Они вышли на улицу, моросил дождик и Гоша предложил:
- Софья Николаевна, возьмите меня под руку, далеко стоите,  и капли дождя падают на вас.
- С удовольствием…
Они шли рядом, он чувствовал ее руку на своей руке и ее  бедра слегка соприкасались с его телом. Даже, через плащ он чувствовал ее тепло. Он, так был увлечен близостью женщины, что не заметил Клавдию Владимировну, шедшую домой.
- Георгий, - окликнула она его.
Они остановились.
- Мы вам зонт несем, - сказала Софья Николаевна.
- Я вас и не узнала, как будто помолодели вы.
- Рядом с таким красавцем, любая женщина помолодеет. Вы звонили в поликлинику и просили меня прийти.
- О, да.  Все нормально, вы уже познакомились? Гоша, мой родственник.
Георгий, почему вам дома сидеть, пригласите Сонечку в кафе. Вы же молодые люди. София Николаевна, мой  лечащий врач. Вернетесь и измерите мне давление.
- Вы не спешите? - спросил Гоша у доктора.
- Нет.
- Тогда, я вас приглашаю в ресторан поужинать.
- С удовольствием.
 Соня оказалась женщиной,  о которой он мечтал. Спокойная и рассудительная. С работы он заезжал за ней,  и они шли гулять по городу.  Иногда , он приглашал ее на чашку чая к себе. Клавдия Владимировна, всегда находила причину, чтобы уйти из дома, оставляя наедине молодую  пару, осознавая то, что она исполняет роль свахи. Наступил день, когда  Соня его познакомила с семьей.  Ее семья состояла из мамы  и двух сыновей погодок, которым было пять лет и семь.
- Это моя гордость – дети. Юра и Коля.
Гоша растерялся, он знал о том, что у нее двое сыновей, и знал, что она разошлась с мужем, который уехал с ее подругой на Север. Он растерялся от того, что дети не были фантазией, а были реальные и ему придется заняться их воспитанием. Он планировал то, когда его родители купят ему квартиру, то он непременно будет там жить с Соней, а о ее детях -  он не задумывался.
- Они хорошие, - прошептала ему Соня.
-  Да, надеюсь, что мы подружимся.
- Далеко идущие планы у вас? – спросила мама Сони, Наталья Ивановна, на вид пожилая женщина.
- Как только куплю квартиру, мы с Соней поженимся.
- Замечательно.
 Ближе к лету приехали его родители.  К этому времени Клавдия Владимировна подыскала  им квартиру, которая продавалась, недалеко от своего дома. Это был спальный приличный район, Метро было рядом с квартирой. Папа одобрил выбор невесты, мама, как всегда была не довольна будущей невесткой.
- Гоша, неужели нет во всей Москве невесты без детей? Воспитывать чужих детей - это большая ответственность.
- Справятся, - ответил за Гошу отец. – Молодец,  сынок. Соня похожа на молодую Бистрицкую.
- Я этого не заметила.
Арсений что – то забормотал.
- Нет, я не против их совместной жизни, - поспешила сказать Галина. – Тем более – это рекомендация тетушки Клавочки. Она знает толк в людях. Не одну роль сыграла на сцене.
Они поженились и переехали в новую квартиру. Было тесно жить, но жили дружно. Шел 2000 год.
Семья нуждалась в деньгах.  Дети подрастали и вырастали из своих одежд. Везде возникали проблемы.  Арсений был уже на пенсии,  и партия не позаботилась о нем, так как развалилась еще до выхода ему на пенсию. Последнее время, Арсений преподавал в школе историю. День был не загружен  в школе,  и он шел  на рынок, продавал овощи,  выращенные  ими  на даче. Единственную помощь, которую он предлагал сыну – это на летние каникулы забрать детей Сони  к себе.  Завод, на котором работал Гоша, обанкротился. И Гоша остался без работы. Его сослуживица, Ольга,  предложила Гоше заняться торговлей. Начали они с того, что привозили в Москву свиней, поросят, забивали их и сдавали в магазин, так как прилавки были полупустыми. Работа была доходной.  Семья ожила,  и могли себе позволить купить новый наряд Соне для работы. Бывший инженер со стажем, уже, ловко торговался , когда встречался  с селянами,   насчет домашней живности.  Петр, первый муж Сони, вяло платил  алименты, а порой, он забывал детям присылать их. У него была новая семья, и как сказали мальчики, мол,  у папы появились новые дети и о старых детях он уже не думал.  Юре было четырнадцать лет, а Коле  двенадцать, когда пришла Соня с работы, сказала:
- Мама предлагает нам съехаться с доплатой – импортная машина.
- Какой район?
- Конечно, будет подальше от центра. Это не важно.  Две комнаты мамы и одна твоя, поменяем на трехкомнатную квартиру, плюс,  хорошая машина. Говорят – производство Японии. Ну, как согласишься?
- У каждого будет своя комната, это здорово.  И новая машина, а то моя уже старенькая и неприглядная на дорогах.
- Значит,  решили – обмениваемся.  Люди расходятся.  Они переедут в наши квартиры, а мы в их квартиру.  Ты ответственным будешь  за машину, смотри, чтобы не подсунули старую они.
  Они были счастливыми, уже живя все вместе. Молчаливая Наталья Ивановна, никогда не вмешивалась в их семейную жизнь. С утра наготовит обед и уходит к  подругам, много  времени проводила она в церкви. С каждым годом ее лицо становилась все печальней и печальней.
- Ну, что вы мама, ведь все уже хорошо у нас.
- Подружка моя померла в больнице, на той нелделе схоронили мы нашего друга. 
- Не тоскуйте так, а то, можно заболеть, это я тебе, как доктор говорю.
- Вы давно были у Клавдии Владимировны? – спросила Наталья Ивановна.
- Месяц назад Гоша ей завозил печень говяжью. Гоша сказал, что она еще бодрая.
- Восемьдесят лет ей. Вчера я звонила, телефон не отвечал, - сказала Наталья Ивановна.
- Гоша приедет, позвонит. Ничего я не знаю о ее здоровье. Переехали,  и мне пришлось поменять поликлинику.
Того вечера Гоша не стал звонить, а он с женой поехали к Клавдии  Владимировне. На звонок никто не отзывался. Вышла соседка по плошадке.
- Ох, Гоша, умерла наша Клавдия Владимировна.
- Я месяц назад был у нее.  Она была еще здорова.
- Здорова. Смертушка приходит не за больным человеком, а за готовым человеком перейти в мир иной. Пришло ее время умирать, вот она и умерла. Тихо умерла, сидя в кресле.  Два дня назад схоронили ее. Не оставила она завещание.  Тут столько родственников прикатило, а я их не пускаю, не отдаю ключ от квартиры. Они по гостиницах расселились. Вступают все в наследство, чтобы одному ничего не осталось.
- Мы не знали….
- Забегалась я с похоронами.  После похорон никто не хотел выходить из квартиры. Все рылись в ее вещах.  Пришлось внука вызвать, он у меня капитаном в милиции работает. Опечатали они квартиру. Запасной ключ мне отдал он. Вот вступят они в наследство, тогда и получат ключ. Гоша, ты ее тоже родственник. Она тебя уважала, иди,  и ты вступай в наследство.
- Родственник далекий, есть и ближе. Не буду я травмировать их души.
- Поняла.  Скажи, что ты хотел получить из квартиры Клавочки,  на память.
-  Не знаю.
-  У нее на комоде шесть слоников стояли. Если можно оставьте их Гоше, - сказала Соня.
- Легко.  Я первая войду с милицией в квартиру, раньше наследников.
- Как – то неудобно.
- Я сама вам позвоню через шесть месяцев.
- Мы в выходные дни  хотим поехать на кладбище. Расскажите, как искать ее могилу?
Со временем ушла боль и о потере уже немолодой женщины, которая Гоше подарила вторую жену, любимую женщину.
Ольга,  напарница его по бизнесу провернула какие – то грязные делишки,  и их совместную заготовительную кантору прикрыли.  Она закупила у предпринимателя падеж свиней от чумки.   Ольга  отделалась легко, ее не посадили в тюрьму, так как мясо не попало на прилавок магазина,  оштрафовали на большую сумму денег.  Доходы в дом рухнули в один день.
 Работать инженером он не смог устроиться, время потеряно было и нужно было знания компьютера.  Снова, Гоша остался без работы. В поиске работы шли дни.  Он устроился на завод техническим работником, с окладом мастера. Это был доход в семью, хотя и деньги были маленькими. Соня работала на износ в поликлинике и в больнице. Весь дом держался на Наталье Ивановне.
Как – то вечером Соня пришла с работы, сказала:
- Поеду в командировку. Эпидемия гриппа, дети болеют и лежат в  больнице, не говоря уже о взрослом населении.  Командировка на месяц – приличные деньги я получу.
- Сонечка, я найду денежную работу, не надо ехать никуда.
- Гошенька, такой шанс. Многие врачи хотят таким способом заработать, мне наш главврач предложил.
- Она решила, пусть едет, - сказала Наталья Ивановна. - Как – то проживем месяц без нее.
Соня уехала, часто звонила из Перми. В тот, 2007 год  многие города с великим количеством населения страдали от эпидемии гриппа. Она жаловалась на то, что устает и уже хочет вернуться домой, но разорвать контракт она может.
Вот уже и подошел день месяца, когда должна вернуться Соня из командировки. Гоша пришел  раньше домой, последнее время он допоздна  занимался извозом людей от аэропорта, это было в свободное время от работы на заводе.
 - Соня звонила. Сегодня она должна прилететь. Просила, чтобы мы не встречали ее, так как она прилетит на санитарном самолете без точного времени и их развезут на автобусе по домам. Просила всем ждать ее дома.
- Тогда,  я в магазин пошел, купить что – то вкусненькое, вчера я подзаработал немного денег,  - сказал Гоша.
 Уже и двенадцать часов пробило на часах.
- Завтра прилетит она, - сказала Наталья Ивановна. – Пора всем спать.
Ранним утром затрещал в квартире телефон.
- Квартира Кравец? Вам необходимо приехать в отдел здравоохранения города Москвы.
- Что – то случилось?
- Вам вручат бумаги.
-  Какие бумаги? – спросил Гоша.
- Я не обладаю информацией, кроме той, что я вам сказал.
- Кто звонил? – спросила Наталья Ивановна.
- Какие – то бумаги нужно получить в отделе здравоохранения.
- Может быть,  они Соне звонили?
- Не знаю. Заеду.
- Пойду будить мальчиков, - сказала Наталья Ивановна.
 В Комитете собралось много народа. Гоша увидел знакомого врача, который прилетел несколько дней назад, из Перми.
- Что – то случилось?
- Вам не сказали?
- Нет.
- Самолет разбился, летевший из Перми.
- Не пойму….
- То ли птицы, то ли двигатель отказал. Ничего не знаем. С нашей поликлиники два врача работало там.
-  Вы хотите сказать, что все погибли? – спросил Гоша. Сказал,  и его душа заледенела, по спине прошелся холод.
- Говорят, все... Целую ночь работали с пострадавшими людьми, если можно их назвать…. Вы полетите на опознавание вещей?
- Каких вещей?
- Тех, которые были у жены.
Гоша задыхался.
- Она не может умереть, она жива, я знаю это.
- Формируется вертолеты.
- Когда это случилось?
- Вчера,  в девять часов вечера.
- В это время мы сидели за праздничным столом и ждали ее.
После похорон Софьи, ее хоронили в закрытом гробу, не было возможности Гоше прикоснуться к любимому телу жены, Гоша окаменел.  Людей на похоронах собралось много, Соня была хорошим специалистом и добрым человеком и те , кто ее знал,  приехали проститься с ней. Несколько дней после похорон жены, Гоша ни с кем не разговаривал в доме.  Тихо плакала Наталья Ивановна в своей комнате, из детской комнаты не выходили дети, они вроде умолкли, когда навсегда умолкла их певунья – мама. В квартире стояла гробовая тишина.  Гоша с трудом поднялся и никому,  не говоря,  пошел в церковь, первый раз за свою жизнь он находился в храме. Старый священник, терпеливо выслушав его, сказал:
- Очень жаль вашу жену. Все в жизни проходит, и   боль,  и печаль,  и это состояние – отчаяние у вас пройдет.  Вы же мужчина и должны быть опорой для матери жены и ее детей. Крепитесь. Молитесь, а я помолюсь за упокой души рабы Божьей Софьи.
После смерти жены у Гоши пропал смысл жизни. На работу ходил, потому, что ему нужно было зарабатывать деньги, чтобы содержать семью. С работы приходил рано и,  поужинав,  ложился спать.
 Как – то вечером его разбудила Наталья Ивановна.
- Что? – испугано,  спросил он.
- Гошенька просыпайся, у нас в доме сидит Петр.
- Кто?
- Петя, отец ребят. Он хочет с тобой поговорить.
Гоша с трудом поднялся с кровати. Он зацепил рукой подушку жены, она упала на пол. Вместе с ней свалилась и ночная рубашка жены. Он поднял ее, уткнулся лицом в ночную сорочку, зарыдал. Наталья Ивановна гладила зятя по голове и просила его успокоиться.
- Пошли, Гошенька. Петя ждет тебя.
 В комнате сидел небольшого роста мужчина.
- Петр.
- Гоша, - ответил он и протянул руку бывшему мужу Сони.
- Знаю, что тебе тяжело. Мне не легче.  Знаю, что она любила тебя,  и когда я написал ей письмо и просил ее простить меня, ради детей, то она мне отказала. Я разошелся с ее подругой. Там две девочки осталось. Не поймешь этих женщин, я ушел от Сони, ради нее. А, она ушла к мужчине,  которого полюбила, сказала мне, что  с ним будет жить всегда.  Мне прислали телеграмму наши общие знакомые. Не мог прилететь на похороны Сони. Прилетел, как смог,  к детям. Как будем делить детей?
- Папа… Мы не килограмм яблок. Это тебе, а это мне….
- Петя, говори то, что говорил мне, - потребовала Наталья Ивановна.
- Да. Не знал,  как подойти к этому вопросу. Для уверенности спрошу ребят. Хотите жить со мной и бабушкой?
- А как же Гоша?
- Гоша. Он еще не стар, жениться. Один не останется.  А вы мои дети. Виноват я. Уже несколько лет живу один.
- С тобой будем жить, - почти шепотом сказал Коля.
-  Хорошо. Гоша, твоя доля есть в этой квартире, я знаю. Я привез деньги из Севера, я готов тебе приобрести однокомнатную квартиру.
- Мне все равно…
- Как сказал, так и сделаю я. Спасибо тебе за ребят. Спасибо тебе за то, что Соню сделал счастливой. Я не смог…
Они еще месяц прожили в одной квартире. Петя вернулся в ту поликлинику работать терапевтом, , с которой уволился, убегая от жены с любовницей на Север.
Как и пообещал  Петя, он купил  Гоше однокомнатную квартиру, а Гоша подарил квартиру, записанную на его имя двум сыновьям Сони и матери Сони.
- Все правильно. Я не обиделся. Такой красавец, как я,  долго не засидится в холостяках.  Будем отныне считать, что мы с Соней и Натальей Ивановной приобрели Юре и Коле квартиру. Спасибо тебе, Георгий. Ты оказался порядочным человеком. Прости, думал, что придется через суд отнимать у тебя это жилье.
Гоша переехал в свою квартиру. Петр помог ему приобрести необходимую мебель.
- Вернешь, мне деньги, когда станешь богатым. Хочу жить со спокойной душой.
Они расстались, обещая звонить друг другу.
Гоша пытался начать жить с чистого листа, но у него ничего не получилось. Все женщины,  с которым он знакомился,  не имели тепла, как было у него с Соней.   Одна,  вторая и так далее – процесс подыскать необходимую женщину угнетал его. Какое – то время он думал о том, что все его женщины были в погоне за счастьем, приехавши в Москву. А быстрота только нужна при ловле блох, а не в любовных встречах. Уже через неделю,  они перевозили свои вещи с наемных квартир и поселялись у него. Расставание было скандальное, но он уже больше не мог видеть физиономию, недавно,  симпатичной женщины. Гоша сделал себе зарок, что никаких он не будет давать обещающий, все встречи с женщинами он объяснил себе, как полезное и приятное занятие  для всего тела. Год, второй и ничего путевого из этого  не вышло. Соседи считали его, распутным человеком. Сослуживцы,  женщины считали его ловеласом.    Он несколько раз был  в гостях родителей, те постарели сразу во время девяностых годов.
- Чтобы купить папе кофе, нужно считать крупу на кашу. Все очень дорого и пенсии у нас маленькие.
- Почему о тебе партия не позаботилась, какие – то справки состряпали бы, на передовом фронте  идеологии был и маленькая пенсия.
- Когда развалилось  все, то  у меня не был пенсионный возраст.  А с трудового стажа    учителя и пенсия не большая. Да,  и у мамы такая же. Одно благо осталось от партии, я приватизировал квартиру. Не малые деньги она стоит, в центе города она у нас.   Вот тебе в наследство она перейдет.
- Живите долго.
- Радует меня, что ты в столице живешь, только Бог тебе не послал детей? Почему? С Соней могли родить? - спросила Галина Павловна.
 - Не получалось. Очень хотели…  Даже,  я проверялся …
- Что?
- Соня этим  вопросом занималась, не знаю я ответа.
- Может быть,  тебе жениться,  сынок. Скоро тебе сорок семь лет стукнет.
- Женился бы, да не могу найти хорошую женщину, без рекомендации тети Клавочки,-  пошутил Гоша.
 По работе его карьера  поднималась вверх,  он уже был начальником цеха. Многие женщины проявляли интерес к седовласому мужчине, но он не  реагировал на их жаркие взгляды.
 Помог он Петру похоронить маму Сони, та, долго болела и последние годы больше была в больнице, чем дома. В воспитании детей,  Петру помогали многочисленные родственники, он был коренным москвичом. Во время поминок они вышли на балкон.
- Знаю, что не женился. Почему? – спросил Петр.
- Сам ты до сих пор не женат, спроси себя, почему?- спросил Гоша.
- Слабость имею к молодому поколению. Наши медсестры такие прелести, как будто на подиум вышли, а не на смену. Как удержаться?  Стараюсь любить на работе, чтобы мальчишки ничего не заподозрили. Конечно,  женился бы, так ребят нужно учить, деньги нужны, а молодая жена быстро поделить их деньги на учебу и пустить себе на косметику. Нет.  Не пришла моя пора обзаводиться семьей. Почему ты не нашел женщину?
- Найти женщину не трудно, трудно только жить с надоевшей. Знаешь, сколько одиноких мужчин у нас на заводе и никто не спешит жениться, живут они для себя.
- А, по Москве,  сколько мужчин одиноких упакованных во все самое лучшее, ты себе не можешь представить. Все хотят иметь умную, красивую знаменитость и с немалым капиталом.
Гоша засмеялся.
- Я правду говорю. Каждый четвертый человек разводиться и долго остается не востребованным. Это трагедия для демографии русского населения, так как мало рождаются русских детей. Приезжие из провинции и из стран бывшего союза заполняют все места в роддомах, это  я знаю точно.  Ну, пошли к столу, а то родственники переживают, что мы можем выяснять наши отношения.
- Причины нет.
И все – таки бес в ребро боднул,  и Гоша утонул в глазах молодой женщины, оказалась она была певицей в Большом театре. Разные профессии и разный темперамент. Она была воздушной поющей канарейкой. Год он ухаживал за ней,  и она стала увлекаться уже не молодым человеком. Он пригласил ее на чашку чая домой в свое жилье.
 - Мило. Тесновато немного…, - сказала Неля
- Я не думал расширяться, одному, как  - то ни к чему.
И все - таки он задумался. Он написал Верочке письмо и просил продать их квартиру и половину денег выслать ему в  Москву. Верочка давно жила в выстроенном большом особняке с семьей. Ее муж работал  вахтовым методом  в Якутии,  и они не нуждались в деньгах. На его удивления она дала согласие, начала продавать однокомнатную квартиру. Каждый год на завод поступали квартиры по себестоимости от ДСК, так как они изготовляли для них металлоконструкции. Ему ничего не стоило уговорить начальника управления выделить ему большую квартиру по себестоимости в рассрочку. Свою однокомнатную квартиру выставил на продажу. Через полгода он погасил половину денег стоимости жилья и получил ключи от четырехкомнатной квартиры. Он привел Нелю в новое жилье. Она порхала по квартире и пела арии из опер.
- Какой звук. Чудесная квартира. Остается,  привести невесту тебе в дом.
- Неля, выходи за меня замуж. Это тебе свадебный подарок будет.
- Согласна, - ответила она и поцеловала его в губы.
- Я старше тебя на двадцать пять лет…
- Для меня, ты молод и красив. Я влюблена в тебя.
Они поженились. Свадьбу сделали скромную. Неля однажды утром сообщила ему о том, что она беременная. Радости у Гоши не было конца. Он позвонил Пети и сообщил ему свою новость.
- Поздравляю. Возьму с тебя пример. У нас в больнице работает врач, моя одногодка, вдова, дети взрослые, живут отдельно.   Наверное, мы с ней сойдемся. Мальчишки не против нашего брака.
- Слабость к молодым, как понять? – спросил Гоша.
- Иссякли возможности, хочу спокойной жизни. Буду у Марьи третьим взрослым ребенком. Гоша, познакомил бы нас со  своей женой.
- Неле двадцать шесть лет, ничего общего с нашим возрастом, но она меня очень любит.
- Ну – ну…
 Родилась у них девочка,  и назвали ее  Алисой.
- Имя мне не очень. Может быть, Клавдией ее назвать, в честь старой актрисы, моей тетушки.
- Клавдией?  А почему нет. Очень звучное имя для будущей актрисы.
 Неля долго не сидела дома, а наняла няню для Клавдии,  так как нужно было петь, чтобы не слететь с подмостков сцены. Она мечтала и надеялась получить главную партию в опере. Но, были другие, которые были не обременены  детьми и это ее сильно обижало.  По этому поводу она хандрила и иногда сердилась на мужа, который желал ее близости.
- Кто мне даст петь главную партию, когда у меня нет норковой шубы.
- Кто мне даст…., когда в этом доме вся мебель подобрана не со вкусом.
 И Гоша старался.  Кроме того, что он погашал долг за квартиру ежемесячно, нужно было прилично одеть Нелю и купить ей не безделушки, а бриллианты, тогда режиссер заметит ее. Он был в этом убежден.
 Денег катастрофически не хватало, помня свои махинации на заводе в Перми, он выстроил целую цепочку, продавать неучтенные металлоконструкции через ДСК. Те, принимали заказы на коттеджи, а Гоша в своем цеху изготавливал заказ.  Деньги стали литься рекой. Гоша поменял всю мебель по желанию Нели, одел ее, обул, массажистки и прочие, как сказала Неля сделали свое дело – ей дали спеть арию. Нели была счастлива и в доме целый день вертелись какие – то режиссеры и продюсеры, в их разговорах Гоши не было места, да времени у него не было, он ковал деньги на своих аферах.
 Когда исполнилось три года Клавдии, они съездили в Пермь к стареньким родителям. Галина Павловна посмотрела на Нелю, похожую на немецкую куклу, сказала сыну:
- Первая жена дана от Бога, вторая жена пришла по совету окружающих жениха людей, а третья жена дана от черта. Намучишься ты с ней, сынок.
- Как – то справлюсь.
- Три года Клавочке, а на ногах и руках ногти покрашены в красный лак. Кого растите из ребенка.
- Не называй ее Клавочкой, она Клавдия. Приучает Неля ее  к  хорошему тону – быть красивой девочкой. Заметила, у Клавдиии и босоножки красного цвета и сарафанчик из красного атласа.
- Смотри, чтобы тебя она не приучила торговать собой, своим именем и своей совестью.
- Мама!
- Молчу, молчу, меня это не касается.
 Долго у родителей они не задержались, Нели было скучно со стариками и они улетели в Сочи на море, отдыхать.
 По приезду из Сочи, Гоша узнал о том, что кто – то донес на них из   поставщиков металла,в прокуратуру,  так как они их исключили из цепочки махинаций. Пользовались поставщиками металла, а в расчете не отделяли им наличных денег. Завертелось вокруг Гоши, ревизии, проверки, заказчики проходили, как свидетели.  После расследования, дело передали в суд.
 Вечером Гоша сказал Нели.
- Может так случиться, что меня посадят. Я перевел на твое имя деньги, погаси рассрочку за квартиру. И,  жди меня. Прости. Возможно, придется заплатить большой штраф, вину свою я отрицаю, больше стоят подписи главного инженера и мастера. Посмотрим
 Неля отвернулась к окну.  Гоша из  здания суда не вернулся, групповое хищение государственного имущества и суд определил в совокупности ему десять лет  заключения.
« Десять лет. Я не увижу, как вырастит моя дочь», - лихорадочно стучало в мозгу.
На суд Неля не пришла, и по прибытии в лагерь его вызвал начальник.
- Два дня в лагере, а уже адвокат приехал. Иди. В комнату свиданий.
 Лысый старичок объяснил цель своего приезда.
- Квартиру не конфисковали, а машину забрали.
- Ничего в приговоре не было написано о конфискации имущества.
- Вы плохо читали. Вот приговор, прочтите.
Гоша прочел.
- Что дальше…
- Нужно продать квартиру, чтобы Неля с дочкой могла купить маленькую квартиру. У нее нет денег,  и не будет чем  погашать долг.
- Но, я ведь оставил деньги.
- А, как ей жить с ребенком, муж ее оказался вором и это ударило по ее репутации.
- Все я делал ради нее.
- Понимаю вас, молодая жена и такие амбиции. Попортили вы ей репутацию, перешла она работать в массовку. Если будете прилично себя вести,  то лет через шесть вас выпустят. Приехал я за доверенностью продать квартиру, погасить долг и купить поменьше жилье. Согласны?
  -  Конечно, там растет моя дочь.
Через год в лагерь приехал другой адвокат. От привез заявление о разводе.
- Как.
- Десять лет, это большой срок, никто вас ждать не будет, а Нели нужно жить и устраивать свою жизнь. Я мог и не приезжать к вам. Но, она хочет, чтобы вы знали о том, что вас разведут.
- А дочь?
- Деликатный вопрос. Она не ваша дочь. Вот копия анализа ДНК.
- Но, тут другая фамилия, девяносто девять и… процентов.
- Правильно, это ее бывший друг, который не хотел детей, а когда увидел Клавдию, сразу согласился сдать анализ на отцовство.
- От меня, что хотите?
- Чтобы вы не писали и не искали их.  Отец Клавдии состоятельный человек и будет сам помогать им. Он очень серьезный человек.
- Моя квартира тю – тю.
- Ничего не знаю о квартире.
В бараке кто спросил:
- Старик, посидел ты за свидание. Не жди конца срока, а просто - живи, придет время и кончиться твой срок пребывания здесь.
 Через шесть  лет Георгий приехал в Москву. Он не знал, где разыскивать Нелю. Вещи на нем весели мешком, он похудел и осунулся.
 Он поехал на квартиру Сони, чтобы встретиться с Петром.
- Старик, ты совсем сдал. Они такие молодые бабы – акулы. Ты виделся с Нелей? – спросил Петр.
- Нет. Хочу у вас привести себя в порядок, чтобы сходить в Большой.
- День Божий, сейчас позвоним и узнаем, работает  ли она там.
Петру ответили в отделе кадров.
- Она у нас больше не поет. Посвятила себя семьи.
У нее недавно родился сын.
- Можно телефон ее получить или адрес. Я друг ее детсва.
- Нет, такие сведения мы не даем.  Но, если вы друг, то обратитесь к ее мужу.
- А кто ее муж.
В телефонной трубке загудели гудки.
- Отключилась. Гоша, не ищи ее. Неприятности могут быть, если у нее уже есть супруг и наверно – большая шишка.
Гоша прослезился.
- Только с Соней я был счастлив.
-  Езжай домой, в Пермь. Родители, небось,  заждались?
- Сначала от стыда и позора, что сын оказался преступником, умер  от сердечной болезни отец, а потом и мать от тоски, заболела раком. Верочка с Матвеем их схоронили. Да, нужно уезжать на родину.  Поеду, когда получу телеграмму, что квартиру родителей никто не занял. Можно, я у вас поживу.
- Живи,  сколько хочешь. Мария живет на даче, Ребята работают в Германии, а я караулю квартиру.
В Перми его встречал Матвей.
- Прости, Верочка с дочками ждет у тебя. Готовят обед. С приездом,  путешественник.
- Как поживаете?
- Слава Богу.
 Вот,  он уже несколько лет живет в Перми. Оформил небольшую пенсию. Три комнаты сдает он приезжей семье, а в четвертой комнате с чуланом расположился сам. В кухню не заходит, готовит на плитке обед. Читает книги и ждет в гости к себе Верочку с Матвеем, которые заботятся о нем. Болеет. Часто плачет сидя на лоджии и там принимает гостей, бывших непьющих своих одноклассников. Матвей утеплил лоджию и получилась у него еще одна комната.
 Еще вчера … он страдал и чувствовал себя обиженным человеком, а сегодня его стариковская жизнь налаживается. У него заслезились глаза, он заплакал,  вспоминая Соню. Кто сказал, что нервы у мужчины из стали сделаны, а они, оказывается такие же, как у нас - женщин. Мужчины, тоже - плачут и страдают...


Рецензии