На пути к Единому

На пути к Единому:
пришло время собирать (складывать) камни и Быть человеком

«Наше саморазрушение неминуемо порождается
 Онтологическим* непониманием знаков природы,
все более и более многочисленных, более и более мощных,
более и более активных. Это онтологическое непонимание,
в свою очередь, приводит к технологическому, анархическому
 развитию, неизменно сопровождаемому беспокойством
об эффективности и прибыли.» Б. Николеску
* Онтология – философское учение о бытии,
изучающее фундаментальные принципы бытия,
структуру и закономерности

Свирепствующий в мире короновирус, уносящий каждый день сотни человеческих жизней, остро показал человечеству его уязвимость, его взаимосвязанность, взаимозависимость от природы, ярко (доходчиво) выявив последствия совершенного зла – антропогенного нарушения природного равновесия в биосфере, неорганизованность глобализованного мира перед внешними угрозами, глубокий раздор в человечестве, отсутствие единого духа при господстве индивидуалистического-эгоцентрического самоутверждения и стремления лишь к росту своего потребления за счет эксплуатации природы.
Перед лицом смертельной опасности каждый человек еще может остановиться и задуматься о смысле своего существования и человечества в целом, осознать и осмыслить естественную взаимосвязь всех вещей, единые законы Мироздания и начать, наконец, целенаправленно действовать – участвовать в становлении единого гармоничного Целого: человечества как Союза культур, цивилизаций, людей на основе общечеловеческой нравственности и Природы.
Быть или не быть человеку и человечеству…Выживание, еще не есть спасение, для этого должна пробудиться душа, которая осознает необходимость преображения человека и мира! Сначала – восхождение человека и человечества к своей зрелости через преображение сознания.
БЫТЬ или существовать? Иметь или Быть?! Кто я и зачем я? Что значит стать, быть и остаться человеком? Откопать в себе человека, не отпасть от человеческой сущности, сохранить человеческое достоинство. Человек начинается с заботы о другом. «Человек одиночка боится своей смерти. Человек-семьянин боится гибели своих детей. Человек-гражданин боится гибели своего отечества. Человек вообще боится гибели человечества. Чтобы побороть страх смерти, человек должен с позиции «я» и «я» перейти на позицию «я и ты», а затем «я и мы». Зачем я живу? Праздный вопрос человека, которому пока ничего не угрожает. А как только возникнет угроза его жизни, он так за неё уцепится!.. Слишком много у жизни врагов. Ты живешь, чтобы спасти свою семью от ее врагов, спасти свое отечество от его врагов, спасти человечество от его врагов, самые страшные из которых сам человек и вирусы. Вирус СПИДа. Вирус атипичной пневмонии. Вирус COVID19. Микроорганизмы пошли в атаку на макроорганизмы» (А. Чанышев). Смысл жизни человека в современных условиях – спасти мир через достижение истинной человеческой сущности (человечности) и самореализации своих сущностных духовных способностей в созидательной деятельности.
 
Время пришло! Мы пройдем через это вместе! А сейчас нам прежде всего необходимы глобальная солидарность, единство в реализации мер против распространения коронавируса, целостное видение мира и осознание ответственности за судьбу планеты и человечества каждым человеком.
 
Наш Мир – неделимое динамическое единое Целое и нет ничего отдельного, всё внутренне связано и соотнесено. 
Наш Мир, Вселенная, Абсолют, Универсум, Пространственно-временной континуум – изначальное неделимое динамическое единое Целое, внутренне упорядоченное так, что нет ничего отдельного, а лишь проявление в текущем моменте скрытого неделимого единства, и бытие каждой условно отдельно взятой видимой материальной части мироздания, включая элементарные частицы, поддерживается «развертыванием из целого и свёртыванием в целое» (по Д. Бому). Это причинно-обусловленная нелинейная развивающаяся самоорганизующаяся система, универсальное единое поле взаимосвязи, взаимозависимости, взаимоответственности и взаимодействия, континуум с бесконечным воспроизведением самоподобия, формообразующее Целое, средство проявления действующей творческой Силы (Духа, энергии, идеи). Неделимое единое Целое можно назвать, вслед за Вл. Соловьёвым, мировой душой как единящее начало материального мира, за фундаментальное свойство отражения – способность отождествляться «по образу и подобию» при взаимодействии.

Единство мира в многообразии и многообразие единства.
Это органическое всеединство мира можно представить как внутреннюю тождественность друг другу относительно разных элементов при сохранении их специфичной сущностной структуры (пространственно-временные относительные формы единого Целого), как согласованность, соответствие внешнего и внутреннего, универсального и уникального, объекта и субъекта, духовного и материального. Внешнее соответствует внутреннему, отождествление при взаимодействии (слиянность).

Человек – неотъемлемая часть природы, а не завоеватель.
Вред, причиненный природе, это вред самому себе.
Противопоставив себя природе, проявленному единому Целому, человек нарушил гармоничную целостность природы, неотъемлемой частью которой сам является, утратил связь с основами всеообщего и своего бытия. Будучи духовным существом (разумным, деятельным, творческим) и призванным к созиданию, человек не выполнил свою биосферную функцию по поддержанию устойчивости экосистем через сохранение биоразнообразия. В настоящий время взаимоотношения человека и природы соответствуют подвижному и неустойчивому симбиозу в форме паразитизма, при котором один организм (паразит) использует другой (хозяин) в качестве источника питания или/и среды обитания.
Мы не можем вернуться к обычной жизни как ни в чем не бывало. Мы должны восстановить природу в гармонии с ней, а не в борьбе.

«Человек – это синтез бесконечного и конечного, временного и вечного, свободы и необходимости»
(С. Кьеркегор)
Человек вобрал в себя противоречивое единство своих природного и надприродного начал. «Человек отплыл от животного берега, но пока не приплыл к берегу подлинно человеческому, на котором диалог и ответственное сотворчество с миром станет его повседневной нормой» (Сагатовский В.Н.).
Человек – особая форма бытия – духовное деятельное существо с разумом, свободой воли и универсальным творческим потенциалом, Личность,  целостное духовно-душевно-телесное существо, в котором душа и тело подчинены духу, одухотворены и этим соединены с сверхличным и сверхчеловеческим всеобщим бытиём.
Пробудить человеческую сущность, человечность – значит обрести самого себя, стать личностью, относительно самостоятельным субъектом бытия через культуру, через усиление своего личностного духовного начала, преодолевая инфантильную зависимость, безответственность, узость «винтичного» потребительского и обыденного существования, развивая самосознание.
Полностью состоявшаяся гармонично развитая личность целостна, внутренне свободна, способна к самостоятельным ответственным решениям, независимым от внешнего давления (авторитета, стереотипов, преходящих обстоятельств, произвола власти); открытая всему происходящему, достигшая порядка (качественности) внутреннего бытия, освободившись от эгоцентризма; с целостным сознанием, объединившим интеллект и духовность; с собственным широким мировоззрением; творчески активная, т.е. духовная индивидуальность – средоточие единства универсального и уникального, неделимая единица, «микрокосм», духовно зрелый человек-вполне человек (по Дюбенку Ю. Л.) - самореализирующийся, проявляющий свой дух в мире в свободной созидательной деятельности на общее благо.
Духовная индивидуальность соборна, не исключает себя из мира, но вбирает, вмещает в себя этот мир. Через единичное самобытиё-«духовную индивидуальность осуществляется желанное всеединство и цельность жизни личности, общества и природы, восхождение к надвременному - причащение к Универсуму». Человек вписывается в бесконечность.
Человеческая сущность определяется изнутри заданным порядком отношений, регулирующим разум и поведение, - общечеловеческой нравственностью, взаимосвязанной с внутренним порядком единого Целого (отождествление частей при взаимодействии). На уровне чувств и мышления это Любовь и Понимание: со-чувствие, со-переживание, принятие, со-гласованность, осо-знание, о-смысление, со-участие, со-трудничество, со-ответственность. Нравственный закон во мне (по И. Канту): относись другому как к самому себе. Несоответствие поведения или мышления нравственному закону, что в основе человечности, будит совесть.
Извечно стремление вочеловечиться в той степени, какая необходима для подлинного человеческого существования. Вне искренней устремлённости к целостности бытия - к общечеловеческим культурным ценностям, к согласованному взаимодействию с единым мировым Целым, к восстановлению своих личных и коллективных корней, к гуманному отношению к природе, к познанию сущности вещей, к творчеству, к наиболее полной реализации своих сущностных сил, возможностей, к определению своей особой роли в мире как едином вселенском «макрокосме» происходит деградация человека, его обезличивание и растворение в рутине повседневности – обыденщине. «Ценность вне бытия – это лишь бегство обывателя» (по М. Шелеру).
Будущее за Россией. Россия единит Мир.
Планетарная миссия России – новая духовно-экологическая цивилизация
Человечество находится в переломной точке своего существования. Глобальные проблемы современности (экологические, войны и мира) можно решить лишь совместными усилиями. Если человечество хочет избежать экологического и духовного коллапса, встать на путь не просто выживания, но и процветания, то «от диалектики борьбы надо переходить к философии гармонии». Наступает эпоха осознанного и ответственного человечества.
Русская национальная идея («Духовно счастливая личность, свободное и справедливое общество, эффективное и сильное государство, солидарное человечество, гармония с природой» - из проекта Национально-государственной идеологии России), основанная на таких свойствах национального характера, как всечеловечность, нестяжательство и самопожертвование, не является потребительской, она может в силу таких свойств русского национального характера, как мессианство и максимализм, встать во главе движения к экологической цивилизации. Путь к новому типу цивилизационного существования ненасильствен по сути своей и всемирен. Россия может сыграть в этом процессе огромную роль как в силу особенностей характера русского человека, так и благодаря срединному положению России между западом и востоком (Горелов А.А.).
Россия – великая евразийская держава. Центр Евразии - Сибирь и Алтай, своим пространственным расположением, богатством природных ресурсов и традициями мирного общежития разных народов призваны сыграть ключевую роль в переходе к духовно-экологической цивилизации.
Без духовного преображения сознания не может произойти коренных общественных преобразований, через новое целостное миропонимание человек обретает собственно человеческий облик, подлинные ценности и смысл своего существования. Духовный человек, в широком смысле, «это человек, живущий по нравственным принципам, образованный, любит свою страну, руководствуется в своей деятельности понятием общего блага».
Устремления людей уйти от потребительской цивилизации, созидать новые человеческие отношения на духовной основе в гармонии с природой реализуются в добровольно созданных эко-полисах, эко-поселениях.

Формирование культуры мира и ненасилия.
Совместный призыв к солидарности, состраданию, совести и единстве.
Показатель человечности в человеке – культура. Ни одна культура не имеет универсального содержания и планетарной монополии, но любая из них может внести вклад в укрепление общечеловеческой нравственной мудрости. В основе общей культуры мира и ненасилия - признание равноценности культур, индивидуальностей и всего живого. Настала объективная необходимость самосовершенствования человечеством своего качества, формирования целостного мировоззрения, целенаправленного становления единства, целостности всечеловеческого бытия и природы, создания «ноосферного пространства Разума и Любви», настала пора реализовать потенциал каждого человека и человечества на благо всего мира, радикально изменить отношение к природе с антропоцентрического (в центре-человек), на экоцентрическое (стремление к ценностям общего Бытия). В культуру должна войти этика, в этику – природа.
Концепция культуры мира и ненасилия приобретает характер глобального движения. Из Декларации Международного Дня Совести (Нравственности), провозглашенного ООН 5 апреля: «Взаимосвязанные и взаимозависимые, все граждане мира призваны с состраданием, храбростью и подлинной мудростью встретиться лицом к лицу с международными и национальными кризисами, активно стремясь к миру и гармонии, а также к реализации планов, от которых выигрывают все, на благо Матери-Земли и всех людей. Любовь и мир способствуют повышению благосостояния, и они являются наиболее важными краеугольными камнями глобальной устойчивости. Совесть является источником любви, необходимо пробудить совесть граждан мира, чтобы поощрять любовь, терпимость, принятие и заботу среди людей, укрепляя тем самым дружбу, семейные узы и международные отношения, что способствует Единому миру, где все люди трудятся вместе для общего блага».
"Выживут только те страны, правящая элита которых будет отождествлять себя с народом". (А. Фурсов)


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.