Трущобы вечности

 

Размышляя на досуге об устройстве сознания с точки зрения буддизма, программировании, биологии, математике и квантовой физики, заметил что концепции применяемые в программировании по дизайну своей архитектуры напоминают буддийские концепции организации сознания. Постараюсь развить эту мысль. На текущем уровне развития человечество не готово ни к созданию искусственного интеллекта, ни к сколько-нибудь рациональному сосуществованию и просто альтруистическому образу жизни, хоть бы и во благо выживаемости вида, ему необходимо пройти ещё несколько уроков.

Постараюсь кратко описать наблюдаемые мной сходства. Опишу буддийскую модель устройства сознания на примере школы Дзогчен. Вступивший на данный духовный путь адепт постепенно развивает в себе Бодхичитту — некое объективное пробуждение посредством предварительных практик, настройки своего образа мышления. Практически для этого применяются практики: семи пунктов тренировки ума, изучение Дхармических текстов: Бодхичарья-Аватары и им подобных, практика четырёх безмерных: любящая доброта, сострадание, сорадование, беспристрастие. Кратко это всё что касается предварительной сонастройки некой антены. Дальнейшее укрепление и объективизация реальности происходит методикой медитации шаматхи. С помошью различных техник наблюдения за дыханием, возникающими образами ума, желаниями, воспоминаниями, эмоциями, наблюдением за осознанием и осознанием осознания, расслаблением и обезличиванием не полагающим разницы между медитирующим и окружающим его пространством, непрерывными попытками сконцентрироваться на рассматриваемом в данный момент аспекте. Этот список техник используется для выхода сознания на безличностный субстратный уровень сознания, светоносный и познающий. Здесь наши страдания и заблуждения стихают. На мой взгляд это некий сброс сознания в заводские базовые настройки, выход на уровень ассемблера в программировании, позволяющий быстро взаимодействовать с данными вашей сущности хранящимися на условном жестком диске. Серьезные практикующие способны без напряжения пребывать в этом состоянии дни напролёт годами. Серьёзные результаты в практике от 4+ часов в течении 3+ лет.

Далее происходит установка новой операционной системы вроде Gentoo Linux. Методом практики Випашьяны. Здесь мы прорываемся к обретению Дхармакаи - пустотной сущностной природе ума, по средствам медитации над вопросами вроде: Какова природа того кто осознает? Каковы его свойства? Наблюдаем откуда проявляется осознание. Рассекая неведение мудростью - называемой мечом Манджушри рассеивающим мрак невежества. По мне этот уровень как некое дно природы ума, на нем мы обретаем завершенность четырёх кай. Это Нирманакая- сострадание по отношению ко всему миру и осознание пустотности всех живых существ, Самхогакая - обнаженная пустотность и светоносность осознавания. Дхармакая - приведенная выше пустотная природа ума и Свабхогакая - нераздельность всех 3-х кай. Этот паттерн напоминает объектно-ориентированные концепции, абстракции, работу с классами из области программирования, а так же установку базовых пакетов, драйверов, более совершенной системы.

Всё приведённое выше помогает нам в прорыве к Ригпа - исконному осознаванию. Это если хотите ядро операционной системы. Считается что на этом уровне уже само время не имеет власти над практикующим. По буддийским данным он обретает радужное тело и исчезает с радаров этого мира. Такой уровень реализации, за всю историю буддизма достигался не более десятков или сотен раз. Монахами посвятившими практике всю жизнь. В общем-то всё, единственное отмечу, что все эти последующие стадии, невидимые с предыдущих, связаны системой, похожей на системы ссылочных указателей в программировании, обращающимся к определенным участкам памяти.

Ввиду приведенного выше вижу смысл для изучения вопроса людьми интересующимися искусственным интеллектом, так как современная наука разбивается о закостенелый материализм. По сути учёные ищут сознание в мясе мозга, в нейронах - химии и электричестве. Процитирую Алана Уоллеса: это как считать что компьютер состоит только из клавиатуры и дисплея, отрицая существование жесткого диска. Искать сознание, но так не разу на него и не взглянуть. И наконец, основная мотивация развития буддийского мировоззрения это то, что все остальные аспекты жизнедеятельности рассматриваются как барахтанье в сансаре, неведении, протекающем из года в год, из жизни в жизнь, с переменным успехом и обуславливающим всевозможные причины страданий живых существ, их эгоизм и непостоянство. Продолжу свои исследования вопроса, может кому эта кратко упакованная сущностная информация пригодится, откровенно говоря это сжатый конспект материала многих часов лекций авторитетных адептов Дхармы уходящий в века, от меня здесь разве что вкрапления аналогий с компьютерными системами и минимальные искажения субъективности интерпретаций.


Рецензии