Преодоление

Тот памятный осенний день в начале 80-х годов для меня начался с мало приятной новости. Моему начальству позвонили представители городской службы пожарной охраны. Они пообещали прийти к нам в технический центр телевидения для проверки работоспособности автоматической системы пожаротушения нового 9-ти этажного здания.

Насосная станция этой самой системы находилась в подвальном помещении нового здания. В небольшом помещении располагались два здоровенных электродвигателя с насосами, смонтированными на бетонных основаниях. Там же располагались металлические шкафы с электрооборудованием, а в углу помещения были установлены четыре вертикальных трубопровода с автоматическими клапанами дренчерной системы пожаротушения.

Для отвода грунтовых вод был предусмотрен отдельный насос со своей штатной автоматикой. Как только уровень воды в бетонном приямке поднимался выше критической отметки, включался насос и опорожнял приямок. Благодаря этому должна была уменьшаться и влажность в помещении насосной.

Все вроде бы выглядело неплохо, но это только на первый взгляд. На самом деле и во время строительства и после принятия нового здания в эксплуатацию проблем было предостаточно.
***
Мы более полугода ждали поставку этих 4-х автоматических клапанов для противопожарных трубопроводов. Их должны были поставить нам то ли из России, то ли из Украины. Но когда в конце концов их привезли и установили на место, выяснилось, что все они бракованные и пропускают воду в закрытом положении.

Срок приемки зданий в эксплуатацию приближался неумолимо и мне пришлось совершить «трудовой подвиг снабженца», хотя я им вовсе и не был.

Уже не помню каким чудом, но мне удалось найти и в этот раз за несколько дней получить их и не издалека, а прямо в Эстонии. Все четыре клапана пришли очень быстро и самым невероятным было то, что все они оказались работоспособными. У меня в этот момент создалось такое впечатление, что нам помогал всевышний.

Строительство комплекса новых зданий телевидения шло к завершению, и с каждым разом атмосфера наших совещаний со строительным начальством постепенно накалялась.

Начальник строительства лично мне высказал свое «Фе», заметив, что хорошие хозяева сразу после установки производят полную ревизию оборудования.
 
Так к своему глубокому удивлению я узнал, что за работоспособность установленного строителями нового оборудования отвечает принимающая сторона, а вовсе не та организация, которая привезла и установила это оборудование. Это конечно был нонсенс, но таковы были правила игры в те времена…

                ***

Под потолком помещения был закреплен швеллер, на который должен был быть установлен тельфер(электро подъемник) для производства монтажа и демонтажа тяжелого оборудования насосной станции.

До завершения строительства оставались считанные дни, однако тельфер так и не привезли. Мне тогда показалось, что это не столь уж и важная проблема.

Я решил, что совсем новые электродвигатели насосов будут включаться крайне редко, только при проверках ну или в крайнем случае при пожаре, и вряд ли когда-нибудь потребуется производить их замену, а посему и проблему с недопоставкой тельфера я не стал педалировать. Тем более, что других и более важных проблем, навалившихся на меня в тот момент, было выше крыши. В результате все так и осталось и после приемки здания в эксплуатацию, а зря - за свои просчеты и проявленную беспечность рано или поздно приходится платить…

                ***
Два строгих представителя пожарной охраны в сопровождении начальника тепло цеха и электрика, зашли в помещение насосной. Сначала все пошло более или менее неплохо. Проверяющие заглянули в шкафы с электрическим оборудованием, осмотрели состояние бетонного приямка с откачивающим насосом. Затем они попросили включить первый насос в работу.

Насос заработал нормально, и они жестом показали, что его можно выключить. Когда же они попросили включить второй насос, послышался сильный щелчок, насос остановился и в воздухе запахло сгоревшей обмоткой электродвигателя.

Похоже было, что проверяющие даже оживились таким ходом событий, еще бы: получается, что не зря они пришли проверять такой важный объект, да еще и непосредственно перед праздниками.

Старший по чину обратился прямо ко мне и жестко произнес: «На замену сгоревшего электродвигателя даем тебе 4 часа. Иначе пеняй на себя!». После этого они резко повернулись и с гордым видом ушли туда, откуда пришли…

                ***

Им легко было дать мне такое указание. А вот исполнить его, да еще в такой короткий срок- дело практически не невыполнимое. И все же, не поддавшись унынию и панике, я пытался осознать суть очень неприятной ситуации, в которой оказался и что мне следовало срочно предпринять.

Дело было в том, что таких мощных двигателей у нас в запасах и близко не было. Я понятия не имел: «Где вообще такой двигатель искать?». Для решения этой, неожиданно вставшей предо мной проблемы мне не оставалось ничего другого, как проявить чудеса интуиции и «ясновидения».

Я сел за свой рабочий стол и начал мысленно импровизировать. Такие мощные насосы следовало искать в недавно построенных в городе больших зданиях. Итак направление действий я себе задал.

Мне пришло в голову, что подобным объектом теоретически мог бы стать например городской холл. Немедля ни секунды я нашел нужный телефонный номер и позвонил туда. Там взяли трубку, и я объяснил ответившему мне человеку, что хотел бы поговорить со специалистом, отвечающим за их пожарные системы.
 
Трубку передали моему коллеге, и он моментально ответил мне, что у него на складе есть один именно такой электродвигатель. Я ушам своим не поверил. Первый же звонок и стопроцентное попадание, это было слишком хорошо, чтобы быть правдой. Но именно так и случилось.

 Коллега лишь попросил меня прислать грузовую машину за электродвигателем, и пообещал загрузить его своими силами.

Я бросился бегом в транспортный отдел с требованием срочно представить мне грузовик. Там меня естественно с цветами никто не ждал. Но увидев мое состояние, машину мне все-таки предоставили.

                ***

Двигатель прибыл на место в течение получаса. Я собрал своих самых крепких работников, все мы вместе впряглись в эту операцию и опустили его на веревках по деревянному настилу с первого этажа в подвал. И вскоре двигатель весом около 300 килограмм уже стоял перед входом в насосную. Это было хорошо, но к сожалению – совсем недостаточно для победы.

Взглянув на швеллер под потолком, я сразу вспомнил про не установленный строителями тельфер. Мне стало окончательно ясно, что главная и почти неразрешимая проблема еще ждала меня впереди.

Все усугублялось тем, что новый двигатель для второго насоса надо было затащить в проем насосной и далее перенести над первым насосом и установить его на фундамент, находившийся у дальней стены помещения. Размеры и особенно вес двигателя скажем прямо: не сопутствовали легкому решению этой проблемы.

Я обратился к работникам цеха: «Какие есть идеи?» И тут наш электрик неожиданно заявил, что он альпинист–любитель и что у него дома есть система блоков и веревок для подъема альпинистов на горы.

Я спросил его: «Какую максимальную нагрузку выдержит эта его система?» И он чуть подумав сказал, что никак не меньше, чем 800 килограммов. Это меня вдохновило. Жил он в ста метрах от работы, и я попросил его принести систему, как можно быстрее.

Электрик принес и закрепил блок на швеллере и подъем двигателя начался. Мы стали подтягивать веревки и после каждого подъема на очередные 10-15 см подкладывать под него кирпичи.

Потихоньку – полегоньку двигатель встал на башенку из кирпичей в проеме, при этом веревки держали его под углом. Нам пришлось качнуть его вовнутрь помещения, что было весьма небезопасно. После этого маневра он наконец уже оказался внутри помещения.

Я очень переживал за то, что люди, находившиеся внутри помещения периодически ставили свои ноги прямо под двигателем. Я несколько раз призывал их соблюдать осторожность, но они снова и снова забывали про мое указание и продолжали рисковать своими конечностями, а возможно и жизнями. Ведь если бы двигатель сорвался с веревок, то могла произойти страшная трагедия.

Я снова и снова  просил их беречь ноги и оставить для себя пространства для того, чтобы в случае чего отпрыгнуть, но они просто отмахивались от моих навязчивых слов…

 Теперь двигатель завис прямо под швеллером на вертикально натянутых веревках на высоте, позволявшей перенести его через первый насос. Однако расстояние до насоса надо было еще преодолеть.

 Наступил еще один рискованный момент. Нам предстояло передвинуть блок вместе с висящим на нем двигателем, чтобы перенести его к пустующему фундаменту.

 Как ни странно,это нам тоже вполне удалось, и зависший над фундаментом тяжеленный груз, мы плавно и очень точно опустили на предназначенное для него место.

 Второй электрик подключил кабель и насос заработал. А вот это уже была полная и настоящая победа!

Мы уложились в невероятно короткое время, отведенное нам на решение проблемы и справились со всеми трудностями. Хотя объективности ради следует признать, что в тот день я пренебрег всеми, возможными правилами техники безопасности. И случись несчастье, я бы за это ответил по полной...

Чуть позже я позвонил контролерам службы пожарной охраны и сообщил им, что все насосы уже работают. В ответ я услышал, что они мне верят на слово и проверять не придут. У меня в голове пронеслась дурацкая мысль о том, что если бы я знал, что они второй раз проверять не придут, то я мог бы так не спешить.
***
Через много лет, сидя в кампании, праздновавшей день рождения моего приятеля, я с немалой толикой удивления выяснил, что человек, с которым мы и ранее не раз встречались за праздничным столом, был одним из тех 2-х инспекторов, поставивших мне в тот далекий день жесткий ультиматум…


Рецензии