Скорочтение, клиповое мышление и... литература
Быть может, для кого-то эта наука представлялась жизненно необходимой; мало ли кому приходилось перелопачивать горы текстовых материалов в поисках нужной информации в архивах или каких-либо канцеляриях.
Однако сдаётся мне, что ныне настали такие времена, когда впору разворачивать
оглобли в обратную сторону и объявлять набор на курсы неторопливого, внимательного,
вдумчивого чтения. Потому как народ, приобщившийся в своё время к навыкам беглого чтения, оказался неприспособленным к восприятию не просто абы какого текста, но... литературы.
Тем самым современный человек обедняет свой внутренний мир до такой степени, что воспринимать жизнь реальную сквозь призму собственного мышления никаких навыков
у него не имеется.
Настало время полчищ социофобов, не способных не то чтобы разобраться в подводных течениях человеческого общения и понимания окружающего мира, но разучившихся
мыслить и чувствовать самостоятельно - без каких-либо ориентиров рабски-бездумного подражания, без примеров разного рода кумиров, без указаний каких бы то ни было
гуру...
Люди перестали воспринимать и понимать самих себя, свою собственную душу, не говоря уж о понимании других. Практически всё нынешнее общение свелось к примитивному
обмену фотками, смайликами, лайками-дизлайками и видеокартинками...
Как тут понять и почувствовать душу собеседника?
Разве быстрочтение и мелькание перед глазами примитивной информации поможет
проникнуть в суть того, что содержится в строчках и между строк?
Восприятие человеком окружающего мира, как внешнего так и внутреннего, требует не навыков мгновенного схватывания глазами того, что лежит на поверхности, но
неторопливого и вдумчивого вчитывания в написанное, чтобы суметь разгадать символы души, скрывающейся под завесой слов.
К тому же нынче, как выясняется, и мышление у людей какое-то клиповое. При котором человек воспринимает окружающий мир как набор фрагментарных, разрозненных, мало связанных между собой картинок. Что-то наподобие комиксов, которые когда-то были придуманы для малограмотных людей.
Сам термин "клиповое мышление" появился в 90-х годах и первоначально означал способности человека воспринимать мир через короткие яркие картинки и информационные обрывки теленовостей или видеоклипов.
Слово "clip" переводится с английского как фрагмент текста, вырезка из газеты,
отрывок из видео или фильма.
Мир обладателя клипового мышления превращается в калейдоскоп разрозненных обрывков информации, постоянно сменяющихся сообщений, требующих новых цепляющих заголовков, усиливающих желание слушать новую музыку, наблюдать новые ролики, "чатиться", редактировать фотографии и т.п.
Человек с клиповым мышлением теряет способность долго концентрироваться на
информации и что-либо анализировать.
В результате люди становятся податливыми к манипуляциям и разного рода влиянию.
Краткость рекламной продукции становится основной пищей для умов с клиповым мышлением. А так как в любой рекламе акцент делается на эмоции, человек теряет здравый смысл, способность логически мыслить и анализировать.
Помимо прочего, ежедневно поглощаемые людьми с телеэкранов и каналов на YouTube жестокость и насилие, незаметно ослабляют чувствительность в отношении переживаний других людей - чувство сопереживания постепенно атрофируется.
Клиповое мышление отличается сиюминутностью восприятия и кратковременностью
реакции. Человек с таким мышлением не способен воспринимать прочитанный текст
после одной-двух страниц; внимание его рассеивается и появляется желание найти себе другое занятие.
Для борьбы с издержками клипового мышления специалисты советуют читать классиков.
Их произведения приучают мозг анализировать и логически мыслить.
В отличие от телевидения и кинематографа, где восприятием зрителя управляют, при
чтении художественной литературы человек создаёт образы самостоятельно.
Однако для обладателя клипового мышления чтение вообще выдаётся довольно сложным делом.
Конечно,куда проще "потреблять" фильмы, сериалы и музыкальные клипы, которые дают уже готовые решения и образы, а если точнее, то лишь их иллюзию. Ведь куда проще взывать к "низшим" чувствам людей, не сомневаясь, что это наверняка будет бездумно
проглочено, подобно тому, как пропихиваются в мозг потенциального покупателя со сформировавшимся клиповым мышлением рекламные ролики.
Таким образом, отворачивая человека от собственного творчества, подменяя способность образно и логически мыслить на часто абсурдные стереотипы - примитивные,
низкопробные, опошленные, не будоражащие ум стремлением к самостоятельной работе,
но зато готовые к мгновенному употреблению... происходит отдаление от Создателя и Творца, от творческого созидания собственного бытия, от духовного развития и
возможности совершенствования души.
" Только в творчестве жизнь".
" Творчество - смысл жизни и тайна жизни". (Стефан Цвейг)
" Мыслить - значит испытывать желание создавать мир". (Альбер Камю)
" Величие человека - в его способности мыслить". (Блез Паскаль)
" В виде печатного слова мысль стала долговечной, как никогда: она крылата,
неуловима, неистребима, она сливается с воздухом... Она превращается в стаю
птиц, разлетающихся на все четыре стороны, и занимает все точки во времени
и пространстве". (Виктор Гюго)
" Слово - выражение мысли и может служить соединению и разделению людей, поэтому нужно с осторожностью обращаться с ним". (Лев Толстой)
" Постоянный труд, без коего нет истинно великого, является необходимым условием художественного творчества". (Александр Пушкин)
Читать, постигая сердцем и умом слова, строки и главное - между строк...
Такое умение на курсах быстрочтения вряд ли получится приобрести. По всей вероятности, этому можно научиться лишь самостоятельно читая книги умных и талантливых авторов, вживаясь в их чувства и мысли, соотнося, сопоставляя со своими собственными - своей жизнью, своей судьбой.
Не секрет, что и в школе программные вещи по литературе ученики не читают вовсе, довольствуясь кратким содержанием и поверхностными комментариями в интернете.
"А зачем забивать голову всякой ерундой?! - восклицают они.
И отбрасывая от себя классиков, именно и забивают свои головы разного рода мусором,
ибо не приучены потреблять духовную пищу, без которой невозможно жить душе. Зато
привыкли отравлять себя всякой бездуховной гадостью; к тому же и напрягаться особо
не надо - легко глотается, даже пережевывать не требуется, никаких особых заморочек. Беспроблемно и вроде бы где-то приятно.
Отравить себя, свою душу так просто...
И не понять потом, отчего же ей, бедолаге, погано так, отчего же она мучается?
Отчего жизнь бросает и вкось и вкривь? Отчего всё лучшее, что заложено в тебе,
никому не нужно, в том числе и тебе самому?
А требуется почему-то всё не то, всё что душе неугодно?
Или, может, всё нескладно так, потому что душа духовно бедна, опустошена?
Или, может, наоборот - природой много дано, да цели и потребности не те?
Не ввысь устремлена душа, а опускается, может быть, до животного уровня?
Где уж тут разобраться в таких сложных вопросах с клиповым-то мышлением?!.
**********************
Ученые из Университета в Ливерпуле провели исследование, чтобы определить книги, положительно воздействующие на мозговую активность. И установили, что работу мозга улучшает чтение не мотивационных и психологических книг, а классики.
О результатах исследования сообщила британская газета Daily Mail.
Руководитель группы исследователей Филипп Дэвис, утверждает, что именно
классическая литература "высвобождает эмоции и воображение". К положительно
влияющим на работу мозга книгам отнесли произведения Льва Толстого, Чарльза
Диккенса, Джейн Остин и других классиков.
Прочие книги не дают подобного эффекта, поскольку при их чтении задействуются
только базовые навыки мозга.
"Вы просто ищете информацию и делаете это быстро; это очень просто и происходит
почти автоматически. А чтение художественной литературы подразумевает более
сложные процессы, и мозг начинает работать. Человек вовлекается в происходящее: включается его воображение и задействуются эмоции", - пояснил Дэвис.
В связи с этим британские медики рекомендуют людям, страдающим депрессией,
читать классическую литературу, потому что чтение художественной литературы
требует от человека больших умственных усилий, а это очень полезно для его
общего состояния.
**********************
Опрос фонда "Общественное мнение" показал, что Россия перестала быть самой
читающей страной. 44% наших граждан за год вообще ни разу не открывали книгу. Действительно, молодое поколение сегодня всё чаще отдаёт предпочтение просмотру
фильмов и аудиокнигам, давно позабыв, о том, что значит держать в руках
печатное издание.
**********************
Оксфордские учёные, исследовали работу головного мозга человека в процессе чтения.
Идея подобного исследования принадлежит специалисту по классическому английскому
языку Натали Филлипс (Natalie Phillips), которая задалась целью выяснить
истинное значение литературы. Её интересовало, возможно ли как-то оценить
ощутимую пользу для человека в чтении, помимо непосредственного получения
знаний и связанных с конкретным произведением культурных и гуманитарных
аспектов.
В процессе эксперимента учёные поместили участников исследования в камеру
аппарата МРТ и попросили их почитать главу из романа Джейн Остин "Парк
Мэнсфилд", текст которой проецировался на монитор внутри камеры.
Участникам эксперимента было предложено делать это двумя способами: как если
бы они читали ради удовольствия, а также критически анализируя текст, как это
делается перед сдачей экзамена.
Аппарат МРТ позволил учёным наблюдать циркуляцию крови в мозге человека
в процессе чтения, и то, что они обнаружили, поразило их.
Выяснилось, что при переходе от чтения для удовольствия к критическому
восприятию информации, в мозгу человека происходит резкая смена видов
нервной деятельности и характера кровообращения. В зависимости от способа
прочтения книги, человеческий организм задействует разные механизмы,
позволяющие тренировать познавательные способности мозга.
При этом каждый вид неврологической нагрузки несёт свою пользу человеческому
мозгу, являясь как бы управлением для него. При чтении кровь поступает в те
области мозга, которые находятся вне зон, отвечающих за управление, и доходит
до участков, связанных со способностями к концентрации и познанию.
Таким образом, учёные доказали, что при чтении включается эффект "погружения"
в книгу, когда человек мысленно представляет себя на месте героя, то есть в мозгу начинают функционировать те области, которые в другое время не бывают
задействованы. Стоит отметить, что подобный эффект не возникает при просмотре телевизора или в процессе компьютерной игры.
Специалисты советуют хотя бы два часа в день выделить на чтение хорошей
литературы, потому что прочитанная книга всегда лучше просмотренного фильма.
Причина кроется в том, что чтение не ограничивает человеческую фантазию.
Именно поэтому, как правило, поставленный по книге фильм не соответствует
ожиданиям зрителей, нарисовавших в своём воображении совсем другие образы.
************************
По мнению учёных из Йельского университета, чтение художественной литературы
благотворно сказывается на внутреннем мире человека и даже способно продлить
жизнь.
О работе специалистов говорится в статье, опубликованной на сайте Popular Science.
По мнению экспертов, чтобы восстановить душевное равновесие и увеличить продолжительность жизни, достаточно потратить тридцать минут за чтением
хорошей литературы. Кроме того, любовь к чтению поможет снизить риск
развития ряда заболеваний, в том числе инфаркта и инсульта.
При этом наибольшего эффекта можно добиться, если заниматься чтением на
свежем воздухе.
"Мы посвятили нашим исследованиям двадцать лет.
В результате можем посоветовать людям больше читать. Если проводить за книгой
двести минут в неделю, то можно не только повысить свой уровень знаний и
грамотности, но и защитить себя от депрессии и других болезней", - рассказали специалисты Йельского университета.
**********************
Свидетельство о публикации №220040700175
К сожалению, к написанию статьи автор подошла бездумно, в результате чего белое объявляет чёрным, а чёрное белым.
Автор выступает в поддержку одного из самых вредных педагогических лжеучений: концепции "вдумчивого чтения".
При оторванном от жизни умозрительно-кабинетном подходе, "вдумчивое чтение" кажется не просто разумной, а единственно верной идеей. Ведь читаем мы не для перебирания букв глазами, а для извлечения из текста авторских размышлений.
На практике, дети ставшие жертвой "вдумчивого чтения" не приобретают устойчивых навыков чтения. Попытки начать обдумывать текст раньше, чем он прочитан, приводят к тому, что уже после одной-двух страниц ребёнок устаёт и внимание его рассеивается. Платой за попытки преждевременного обдумывания текста становится "клиповое мышление". Т.е. привычка мозга работать исключительно с малыми объёмами информации.
Свою статью автор завершает цитатой, призывающей читать по двести минут в неделю.
Что такое 200 минут? Это менее трёх с половиной часов.
Что можно успеть прочитать за это время, если читать, скажем, со скоростью двадцать страниц в час? Несколько рассказов? Скромного объёма повесть?
Для того, чтобы осилить за это время классический роман, надо читать со скоростью никак не менее ста страниц в час.
Автор жалуется, что школьники не читают программной литературы.
Рекомендуемый список на лето для средних классов - это (в зависимости от возраста) от шестидесяти до ста наименований. Летние каникулы - 90 дней. Чтобы успеть и суметь совместить чтение с активными формами отдыха, школьник должен читать со скоростью не менее 40-60 страниц в час.
Автор выступает за чтение классической литературы. Полностью с ней в этом согласен.
Увы, классическая литература объёмна.
Аксаков и Андреев, Бальмонт и Бердяев...,
Сотни русских авторов. Каждым написаны внушительные тома и десятки внушительных томов. И каждый из томов достоин того, чтобы его прочитали.
А есть ещё классическая английская литература, классическая немецкая литература, классическая испанская литература...
Единственный способ освоить сколько-нибудь заметную долю этого богатства - читать не просто быстро, а очень быстро. Двести страниц в час для современного широкополосного скорочтения - далеко не предел.
Однако, быстрочтение автор объявляет злом, приписывая ему грехи "вдумчивого чтения".
Аргументы? Аргументы так себе...
Давайте представим себе человека, читающего со скоростью три страницы в минуту.
Вот он взял книгу, прочитал одну-две страницы, потом, через пол минуты, устал, внимание его рассеялось...
Представили? Посмеялись?
Но, видимо, на людей способных обдумывать прочитанное, статья не рассчитана.
Во-всяком случае, оформлена она под потребности обладателя клипового мышления.
Нет, сама автор читает быстро.
Иначе она бы не написала более трёхсот не очень маленьких статей. Скорость чтения и умение быстро писать самому связаны довольно тесно.
Но вот нам, то ли по недомыслию, то ли по злобе на род людской, рекомендует обратное.
Беднарский Константин Викторович 26.04.2022 10:44 Заявить о нарушении
этим сказать?
Если бы Вы действительно намеревались выразить что-то своё, высказавшись конкретно
по тексту, то хотя бы привели цитаты, с которыми несогласны. А так Вы попросту переворачиваете написанное мной с ног на голову, изрекая при этом свои умозрительные заключения.
Например, у Вас: "к написанию статьи автор подошла бездумно, в результате чего белое объявляет чёрным, а чёрное белым".
Спрашивается: в чём именно выражается моя бездумность? Что у меня белое, а что чёрное? И что есть белое и чёрное, по-Вашему?
Дальше цитирую Вас: "Автор выступает в поддержку одного из самых вредных педагогических лжеучений: концепции вдумчивого чтения"...
Спрашивается: что сие значит? Что это за лжеучение такое и откуда Вы его выкопали?
Так можно перечислить все Ваши, взятые с потолка утверждения, недоумевая: с чего
Вы всё это взяли?
Цитирую Вас: "На практике, дети ставшие ЖЕРТВОЙ "вдумчивого чтения" не приобретают устойчивых навыков чтения. Попытки начать обдумывать текст раньше, чем он прочитан, приводят к тому, что уже после одной двух страниц ребёнок устаёт и внимание его рассеивается. Платой за ПРЕЖДЕВРЕМЕННОЕ ОБДУМЫВАНИЕ текста становится "клиповое мышление". Т.е. привычка мозга работать исключительно с малыми объёмами информации."
Но позвольте Вас спросить: а какие привычки вырабатываются бездумным чтением?
Неужели любовь к чтению больших объёмов? Или любовь к чтению вообще? Или
пробуждает у ребёнка интерес к тому, что он читает?
Простите, неужели Вы действительно полагаете, что ребёнок не устанет от чтения того,
что ему не интересно? И о каком интересе можно говорить, если то, что человек читает, как говорится, не затрагивает ни ум, ни сердце?
Привычка не думать вообще при чтении, по-Вашему, вырабатывает что? Тупое
запоминание?
Полагаю, мы с Вами имеем ввиду, что речь идёт о чтении книг, написанных людьми,
а не роботами. То есть, говоря о текстах, предполагаем, что писавшие их авторы думали
о том, что писали, а не просто строчили что-то в каком-нибудь безумном наркотическом бреду.
Стало быть, наверняка тот, кто писал, предполагал, что человек, который прочтет его мысли, тоже будет думать, чтобы понять и прочувствовать всё, что автор хотел донести
до своего читателя.
Честно говоря, у меня по поводу Вашей рецензии возник лишь один-единственный вывод:
по всей вероятности, Вы являетесь неким руководителем курсов быстрочтения и вздумали
их тут прорекламировать.
Возможно, я и ошибаюсь. Но Ваша безапелляционность удивляет.
И очень сомнителен вывод, что тот, кто быстро читает, быстро и пишет. Писать-то он может и быстро, но перед этим должен достаточно долго обдумывать то, что собирается написать.
Что касается меня, то, по правде говоря, я даже никогда не задумывалась, с какой скоростью я читаю. Иногда, бывает, беглого взгляда достаточно, чтобы понять, что это
я не хочу читать и не буду. Но, бывает, над одной страницей, одним абзацем или даже всего одной фразой могу зависнуть на несколько часов, а то и дней, задумавшись.
Что же касается пользы вдумчивого чтения и вреда скорочтения...
Согласитесь, что чтение - это тоже пища, духовная пища, то есть питание для ума и сердца. И если сравнивать эту пищу с обычной, которой мы ежедневно питаем свой организм, то вряд ли нужно кому-то доказывать: куда полезнее есть качественную пищу, пусть немного, но неторопливо и тщательно пережевывая, чем глотать быстро, много и
что попало...
К слову сказать, Федор Михайлович Достоевский все четыре года, проведенные в омском остроге, читал одну-единственную книгу, подаренную ему в Тобольске женами декабристов: Евангелие. А всё, что он впоследствии написал в своих бессмертных произведениях - плод его вдумчивого четырёхгодичного чтения.
Однако спасибо за отклик!
Кузьмена-Яновская 26.04.2022 19:45 Заявить о нарушении
Хотя быстрочтением владею и охотно, при всяком удобном случае, рекламирую это достижение цивилизации.
Ваше неприятие легковесного чтения и бездумного запоминания текста - грубейшая ошибка.
Легковесное чтение и бездумное запоминание текста - абсолютно необходимые ступени к качественному чтению с глубоким усвоением авторских мыслей.
Если Вам случится преподавать, Вы в этом сможете убедиться самолично.
Существует классическая схема обучения детей:
1 этап. Чтение как принципиальный навык сложения слов из букв.
2 этап. Отработка навыка до скорости, когда чтение наиболее занимательных для подростков литературных произведений начинает удовлетворять любознательность и доставлять удовольствие. На практике индивидуальные пороги лежат в диапазоне от 60 до 120 слов в минуту.
3 этап.
а. Выработка навыка запоминания текста.
Если Вы вспомните советскую школу, то там, со второго по пятый класс, на контрольных дети писали изложения, а не сочинения.
б. Дальнейшее совершенствование навыка чтения с дальнейшим увеличением скорости.
4 этап.
а. Выработка навыков простейшего осмысления текста.
Если Вы вновь обратитесь к советской педагогической практике, то во втором-третьем классе ученики писали изложения "в лоб", инстинктивно используя естественный ресурс памяти. А вот в четвёртом-пятом классах перед началом написания изложения от учащихся требуют сначала составить план изложения, а только потом приступать к написанию основного текста.
б. Дальнейшее увеличение скорости чтения и совершенствование навыка запоминания.
5 этап.
а. Выработка навыков сложного анализа текста.
Написание сочинений с обязательным предварительным составлением плана.
б. Дальнейшее увеличение скорости чтения и совершенствование навыка запоминания.
Только так, постепенно, поэтапно, без перепрыгиваний и забеганий вперёд, можно выработать у человека способность к усвоению крупных текстов, насыщенных сложными мыслями.
Однако, испокон веку, существуют альтернативно мыслящие товарищи, которые заявляют, что "Лучше читать медленно, но вдумчиво, чем быстро, но бездумно "глотать" тексты".
В настоящее время, наиболее шумным из этих альтернативно-одарённых методистов является руководитель т.н. Международного Центра Гуманной Педагогики Шалва Александрович Амонишвили. С его творчеством и педагогическими концепциями легко ознакомиться в интернете.
Поставленная Вами проблема "неинтересности бездумного чтения" на практике легко решается подбором для подросткового чтения соответствующих произведений.
Абсолютно бездумное чтение невозможно, возможно лишь легковесное. А там где есть мысль, пусть и поверхностная, создать интерес для отработки навыков "проглатывания" текста не так уж и сложно.
Сложнее подбирать произведения "с двойным дном", позволяющие переходить от легковесного восприятия к глубокому. Таких произведений гораздо меньше, чем хотелось бы.
Беднарский Константин Викторович 26.04.2022 21:05 Заявить о нарушении