рассказ Люди гибнут за металл

- А ты что думаешь по поводу всего этого?
- А что об этом думать-то?
- Как что? Это всё неспроста!
- Надо во всём разобраться основательно.
- Ну, и разбирайся, если тебе это так надо. А мне никакого интереса нет в этом.
- Хорошо, разберусь сам.

Время было за полночь. Ночной разговор с Леонидом ничего не дал, поэтому Игорю захотелось быстрее закончить записи в своих делах и лечь спать. Ну, сколько можно морочить себе голову о том, в чём ответ в лучшем случаи, будет только завтра. Хотя, Игорю очень хотелось, чтоб ответ был, как можно раньше, и лучше сейчас. Но его пришлось ждать до утра и это, конечно, немного напрягало, и без того настороженного Игоря.
Он лежал в палатке и размышлял, что всё это могло означать? Неужели они смогли найти нечто, на что есть и правда посмотреть невооружённым глазом. Хотя, даже если оно и так, уж больно опасно выглядела их находка. А самое главное, лишь бы она самая не причинила вреда всем окружающим её людям.

- Вот выкопали, так выкопали!
- А, что ты так возмущаешься? Я вот, например, очень рад, получим солидный гонорар!
- Ага, держи карман шире!
- Да, почему ты так думаешь?
- Да, потому, что за двадцать лет копательства, я научился разбираться в людях. А эти, заказывая нам найти одно, даже и ежу понятно, что искали в этих местах, совершено иное.
- Ну, ты и спец! А как догадался?
- Да, я тебе ещё раз говорю, что это и ежу было понятно. Что не те это люди и ищут не то.
- Ух, ты, научи меня так в людях разбираться.
- Вырастишь, сам поймёшь, где гниль и труха, а где настоящий пень и ничем его не выковырнешь.
- А, что есть и такие?
- Дурачок, ты у меня ещё. А я, по-твоему, не настоящий что ли пень?
- Нет, деда, ты не пень, ты целый корень. И, между прочим, которым, я очень горжусь!
- Спасибо, внучок. Ты, Лёнька, хоть и не блистал сообразительностью, но мне это нравится!
- Слушай, дед, а, может, ну их этих заказчиков?!
- Лёнь, да ты что?! Нас здесь с тобой заживо закапают!
- Что серьёзно?
- Серьёзней некуда, внучок.
- Тогда ладно. Только давай, мы им поутру сообщим. А то правда спать уж очень хочется.
- Хорошо, внучок, утро вечера светлее. Сейчас впотьмах всё равно всё собрать не получится. Ложись спать, я сейчас приду.
- Ты куда?
- Ну, а вечерние процедуры на ночь? Ты, что забыл? Я ведь тебя учил.
- Да, дед, помню. В кровать не писать, а то спать будет мокро. Ха-ха!
- Вот и я захотел облегчить свою душу. Спи, я сейчас буду.

Утро наступило, и дед Игорь набрал номер заказчика. Лёнька тут же раскрыл глаза, и, сев, по-турецки, стал вслушиваться в каждое слово деда.
- Алло, Дмитрий, это Игорь.
- Здорово, ну, что, как продвигаются наши дела?
- Дела удачно закончены, за исключением небольших формальностей.
- Каких именно?
-Почему, вы не сообщили мне о том, что эта находка, может быть опасной?
- Да, что за ерунду вы говорите? Какая опасность? Это ведь всего лишь небольшой сундучок.
- Какой сундучок, вы шутите?
- Я ничего не понимаю. Давайте, встретимся, и всё обсудим на месте.
- Хорошо, я жду вас, приезжайте.

То, что увидел Дмитрий, повергло его в лёгкое недоразумение.
- Но, этого не может быть! По старым картам моего деда, он спрятал драгоценности именно в этом месте. А теперь получается, что вместо ларца, здесь целый арсенал старинного оружия.
-Тоже, кстати, стоящее очень больших денег. Оно находилось в ящике. Может, поэтому то, что мы нашли, ваш дед назвал его сундучком в своих записях.
- Но, я всё-таки считал, что это старинные монеты или же драгоценности.
- А, разве раритетное оружие не драгоценность? Да за него коллекционеры всего мира глотки друг другу перегрызут, лишь бы заполучить такую ценность.
- Да, я думаю, вы правы. Как бы вы хотели получить свой расчёт, наличными или перевести на карту?
- Лучше наличными, и желательно прямо сейчас.
- Пройдёмте в мою машину.
- Хорошо, пойдёмте.

Подходя, к автомобилю, у Игоря засосало под ложечкой в преддверии чего-то нехорошего, но он не подал вида, только оглянулся, ещё раз посмотреть на Лёню. Леонид по-свойски, махнул деду рукой, и стал дальше складывать в кузов газели выкопанные находки. Лёня вытер пот со лба, и больше, не обращая внимания, на всё постороннее, продолжал свою работу. Лёня, уже всё уложил в кузов машины, а деда всё ещё не было. Тут он не на шутку заволновался, и было, уже шагнул в сторону иномарки, как из-за открытой дверцы багажника, выглянул Дмитрий. Он улыбнулся Леониду, и, узнав, что работа закончена, хотел уже уезжать. Но, Леонид тут же, остановив его жестом, сразу спросил про деда. На что абсолютно невозмутимым тоном, Дмитрий ответил, что тот  отправился в сторону своего дома. Лёня не мог в это поверить. Дед никогда не бросал его одного, тем более в лесу. Он возразил Дмитрию, на что тот спокойным голосом и чистым взглядом, убедил Леонида, что его дед и в самом деле направился домой, побоявшись долго оставаться в лесу с крупной суммой денег.
- Но, почему он меня не предупредил?
- Он сказал передать тебе, что когда закончишь работу, то, чтобы ступал в деревню, он будет там тебя ждать.
- Ну, хорошо, я так и сделаю.

У Лёни было нехорошее предчувствие, но, не проверив достоверность слов, он не мог в чём-то обвинять Дмитрия. Тем более, если что-то не так, то у него есть его номер телефона. Машина с грузом уехала быстро, как только Лёня закрыл борта, и пошёл к Дмитрию, справится о деде. Дмитрий видел замешательство Лёни, и, чтоб хоть как-то успокоить парня, предложил ему его подвести, на что Лёня наотрез отказался, сказав, что дорогу знает отлично, и он не заблудится в лесу. Дмитрий уехал, а Лёня пошёл по знакомой тропинке в сторону дома. Уже начало смеркаться, когда он подходил к дому. Зайдя в избу,  он сразу почувствовал что-то нехорошее. Свет не горел, и в избе было темно. Дед обычно в это время любил зажигать старую керосиновую лампу. Ему она была намного роднее, чем «лампочка Ильича». Но керосинка не горела, да и в доме было холодно. Дед всегда любил затопить печь, чтобы в ней трещали паленья. Даже летом, он всегда хоть парочку, но истопит. А по всему было видно, что дед не возвращался в дом, и от этого у Лёни возникли плохие предчувствия. Он, конечно, мог ещё предположить, что дед Игорь мог заглянуть к своей давней зазнобе по имени Евдокия, живущей недалеко от их дома.  Туда-то и отправился Лёня в первую очередь. Он знал, что дед испытывал к Евдокии особые чувства. А, значит, мог и щегольнуть перед своей возлюбленной подарками. Ведь сумма, вырученная с раскопок, позволяла побаловать его барышню. Но, придя к Евдокии, Лёня уже стал переживать серьёзно. Деда он там не застал. А куда ещё мог пойти дедушка, Лёня, конечно, догадывался, но предчувствие твердило о другом. Но, чтобы всё проверить, он пошёл к Ильичу, к старому закадычному другу его деда. Дед, конечно, мог приложиться к бутылочке, но это бывало очень редко. Здоровье было не то, да и физический труд требовал трезвого тонуса жизни. Но Лёня мог предположить, что эти раскопки принесли неплохие доходы, а это можно было расценивать, как особый случай, по которому пригубить и не вред. Но и у Ильича деда не оказалось. Тогда Лёне ничего не оставалось, как бежать бегом к участковому и писать заявление о пропаже человека. Константин Тимофеевич был хорошим участковым, но к большому расстройству Леонида, заявление принимать не стал, потому что три дня  ещё не прошло. Лёня сидел у него в кабинете, схватившись за голову, и причитал, чтобы он хоть что-нибудь сделал. Но тот в свою очередь только отводил глаза в сторону, и нервно постукивал ручкой по столу. Что было делать Лёне, он не знал. Идти в лес было глупо, потому что на деревню опустилась ночь. А впотьмах сам чёрт ногу сломит. Он всё раздумывал, почему дед его не дождался? Почему пошёл один? Ведь у него было слабое сердце. И он мог свалиться в овраг, никто бы и не помог.
Тропинок, ведущих к деревне, было много. Местные жители любили собирать грибы и ягоды, истоптали родные пенаты вдоль и поперёк. Поэтому, по какой дороге пошёл дед, Лёне стоило только догадываться. Но, что точно он решил, так это то, что завтра с утра пойдёт сам на поиски деда. Если Константин Тимофеевич не хочет ему помогать, то он это сделает сам. Хотя участковый и сказал, что через три дня организует расширенные поиски деда, если тот сам раньше времени не объявится. Лёню это не обнадёжило, но хоть что-то.
Утро наступило, как только в окно забрезжил рассвет. Первые лучи не просто залазили в щелки штор, они врывались сквозь них, освещая старую избу. Лёня не сомкнул глаз, рисуя на клочке бумаги жёлтой от старости, план дальнейших действий. Он насчитал не меньше десяти тропинок, и чтобы план был эффективным, решил к своим поискам подключить местных мальчишек. У них всё равно были каникулы, и они целыми днями слонялись по деревни без всякой цели. Рыбалка им надоела, игры в разбойников тоже. А тут целая поисковая экспедиция намечается. Поэтому мальчишки с большой охотой согласились поучаствовать в таком деле.
Лёня снабдил ребят самым необходимым. Выдал им несколько компасов, что нашёл в доме. Складные ножечки, чтобы делать отсечки на деревьях, пару раций и свистки. В лесу было тихо, поэтому, чтобы не орать глупое «ау», лучше уж посвистеть в свисток, если что. Выдвинулись они хорошей оравой в полном боевом настроении. Лёня, конечно, тешил себя надеждой, что дед просто мог заблудиться. Но эта мысль была настолько абсурдной. Он всю войну провёл в этих местах. Был командиром партизанского отряда. Дед знал этот лес как облупленный. Что могло произойти, Лёня не знал. Но по пути к лесу, он всё же набрал номер Дмитрия, но тот оказался недоступным. Лёня не предал этому значения и пошёл дальше вместе с ребятами. На опушке они разошлись в разные стороны в поисках деда. Они тщательно шерстили лес, стараясь не пропускать ни одних кустов и оврагов.
Леонид сразу направился на место раскопок, чтобы оттуда начать свою траекторию движения, где он в последний раз видел деда. Он шёл уверенным шагом, слушая, как ребята пересвистываются своими позывными, чтобы не потерять друг друга. Лёня был спокоен, все восемь свистков он слышал, поэтому не волновался за ребят. Бродить пришлось до вечера. Поиски ничего не дали. И Лёня решил, что завтра, пойдут другими тропками. Может, дед решил срезать дорогу к дому. На следующий день о поисках Леонида узнал участковый от одной мамаши, которая уж больно пеклась за   своё чадо.
- Константин Тимофеевич, да, что это такое делается-то? Куда это Лёнька моего оболтуса втянул?
- Что такое, Софья Михайловна, о чём вы?
- Да как же, вы участковый и не знаете? Что ребята весь день, с утра до ночи по лесу с Лёнькой шарились, деда его искали!
- Не переживайте, разберёмся. А, вы, за своим Стёпкой глядите лучше!
- Это я-то не глазастая? Он же проныра шасть с заднего двора и ищи, свищи его оболтуса!

Участковый тут же направился к дому Леонида. Зайдя в избу, он увидел, что Леонид уже собрался и был готов выйти. Лёня сразу понял, что ребятня разболтала своим домашним о поисках. Ведь для них это было что-то вроде игры в «Зарницу». А ни какое-то очень важное и серьёзное дело. Но играя, они всё равно помогали Лёне в его поисках. В одиночку он не смог бы обхватить такую большую территорию. Лёня не предложил участковому присесть. Так как посиделки устраивать было некогда, и была дорога каждая минута.
- Ну, здравствуй, Леонид. Это, ты на что ребят подбиваешь?!
- Так, вы же помочь отказались. А дед старый, ему в лесу одному нельзя.
- Ладно, понял я тебя, дам тебе ребят. Но наших оболтусов больше на поиски не бери. Не даст Бог ещё с ними что приключиться, может.
- А, вертолёт вызовите? Мы ведь вчера много перешерстили, но видимо не всё.
- Я позвоню, но ничего обещать не могу. Сам понимаешь, не от меня это зависит.
- Понимаю, когда ждать подкрепление?
- Можешь, выходить. Я смотрю, ты с рацией, они с тобой свяжутся.
- Договорились.

Прочёсывали лес по всему периметру, метр за метром, заглядывая в самые укромные места. Деда нигде не было. Но Леонид не сдавался. Ведь живым или на худой конец мёртвым, он всё-таки где-то должен быть. Пройдя уже несколько километров, где улыбнулся деду напоследок, Лёня в кустах услышал слабое прерывистое дыхание. Он тут же бросился к этому месту, и, раздвинув ветви кустов, увидел деда Игоря.
- Слава Богу, жив! Сейчас дед, потерпи немножко.
Он по рации сообщил, чтобы ребята несли носилки. И стал осматривать деда. Голова его была пробита. Из ранки тонкой струйкой сочилась кровь. Он тут же, достав из кармана бинт, перевязал ему голову, и, усадив его поудобнее, стал её придерживать рукой. Другой рукой он достал фляжку и напоил деда водой, когда тот пришёл на несколько минут в сознание. Потом снова провалился в небытие. Ребята дружно положили деда на носилки, и пошли быстрым шагом. Врач Елена Николаевна осмотрела деда и обработала рану.
- Лёнечка, ваш дедушка ещё легко отделался. Хорошо, что рана оказалась не такой глубокой. И заражения крови он избежал. Вот, что значит старой закалки человек! Как его так угораздило-то?
- Если бы я только знал. Пока он в себя не придёт, ничего не известно, а он ещё долго будет в таком состоянии?
- Не переживайте, денёк-другой. Я оказала ему всю необходимую помощь. Думаю, что скоро вы сможете с ним поговорить.

Но Леониду и без дедушкиных слов было уже всё ясно. Он ещё раз набрал номер Дмитрия, и всё встало на свои места. Кинул их Дмитрий по полной программе. Деда по башке брякнул, и вывез в лес куда подальше. Не зря же у него багажник был открыт, ведать деда укладывал. А Лёне и в голову прийти не могло, что дед совсем рядом, и был в бессознательном состоянии. Дмитрий продумал всё заранее. Он знал, что именно ищет, с дедом рассчитываться не собирался. Хитрым гадом оказался этот Дмитрий. Конечно, никаких денег в одежде деда и в помине не оказалось. Что ещё раз подтвердило мысли Лёни. Через два дня дед Игорь пришёл в себя и тут же позвал Леонида. Тот сидел рядом с дедом. Двое суток не отходил от его постели. Дед был бледным, губы била дрожь, но рука крепко схватила руку Леонида.
- Лёня, внучок, он нас обманул.
- Знаю, дедушка, не волнуйся. Тебе нельзя нервничать. Да и Бог с этими деньгами. Главное, что ты жив, это важнее. А деньги я ещё заработаю. Не переживай, голодать не будем. В районный центр поеду, на работу устроюсь, проживём.
- Спасибо, Лёня. Спасибо, внучок.
- Прорвёмся, дед, не такое ведали. А ему всё равно эти находки счастья не принесут, боком выйдут. Ты спи, отдыхай, сил набирайся. Мы с тобой ещё на рыбалку собирались, так что поправляйся.
Лёня вышел из палаты и пригласил врача к дедушке. За двое суток его организм тоже изрядно поизносился. И, зайдя в дом, он тут же рухнув на кровать, и провалился в глубокий сон.

Через месяц, смотря телевизор, дед и Леонид  увидели в криминальной хронике,  сообщалось, что их «общему знакомому по имени Дмитрий» проломили голову у  подъезда своего дома. От полученных травм он умер. О судьбе раскопанных ценностей ничего не сообщалось. Да это и понятно, кто же сознается, что обладает таким раритетом, из-за которого гибнут люди. Если бы Леонид вовремя не организовал, поиски ещё не известно выжил бы его дед.
Пусть, что предано земле, остаётся в ней. Не стоит тревожить её плоть, чтоб ковыряя её чрево, извлечь оттуда смерть.
Леонид устроился на стабильную хорошо оплачиваемую работу. А дед ловил и коптил рыбку, которую с большим аппетитом уплетал внучок.


Рецензии