Византийский Город на Северо-востоке. Гл 1-3

  «Византийский Город на Северо-востоке» (Начало).
Глава Первая «Духовная «эстафета».

 
Когда в растленной Византии
Остыл божественный алтарь
И отреклися от Мессии
Иерей и князь, народ и царь…
 
Именно тогда Русь, по словам мыслителя и поэта В.С.Соловьёва, «приняла эстафету», став единственным Царством Православным.
«Два Рима пали, третий – Московское Царство стоит, а четвёртому не бывать».                И забывать  об этом пророчестве -  «предупреждении» русских людей  иноком Псково-Печёрского Монастыря Филофеем никак нельзя – иначе, конец всему.
  Почему сейчас об этом вдруг вспомнили? Да потому, что в бывшем селе Бибирево  - ныне почти рядом со станцией метро «вырос» не просто удивительный по красоте Храм – а целый «Град Византийский»! Византийский купол, как написано в знаменитых «Трёх очерках» Князя-Философа Е.Н. Трубецкого, словно «небо, землю покрывшее». Золото куполов рядом с синевой словно соединение неба, «очами зримого», с «золотом полуденного солнца»  - Царства Небесного.
  В этом Величественном Пространстве пять алтарей. Главный – в Честь Собора Святых Московских – Святых Столицы Православной.
 Собор, Соборность – Единство Духовное – Единство во Имя Христа,                во имя Отечества Небесного и земного! Единство, что над временем                и пространством! Оттого, наверное, Образы Соборные особое чувство вызывают.
 Святые Московские – и Благоверные Князья, и  мир сей презревшие Юродивые,                и Новомученики окаянного века богоборческого.
 А в центре, конечно, Святители Московские с Образом Пресвятой Богородицы.  И перенесший в Москву Кафедру Митрополичью Пётр; и                Алексий, по молитве которого сами собою лампады в Успенском Соборе зажигались; и за обличение опричнины убиенный Митрополит-Мученик Филипп…
  Словно Образ в Образе. Словно Икону Святителей Московских                во времени и пространстве «расширили».
Снова и снова приходят мысли о том, что без них, без их вознесённых к Небу молитв,  без мудрых их деяний, без жертвенного их служения мы, ныне живущие, могли и вовсе                в этот мир не прийти.
               


                Глава вторая
 «Князь-Миротворец, в столице Православной просиявший».
      «Князь-Миротворец, в столице Православной просиявший».
    Подойдём ближе с благоговением и всмотримся…
Князь Московский Даниил, которому лишь сорок два года земной жизни отпущено было! Спас Князь  Столицу нашу Православную в годы  нашествия поганых, возвеличил неприметное когда-то княжество до Града Стольного! Стала при нём Москва от врага прибежищем. Князь – Миротворец, Сын Святого Воина Александра. «Звезда Пресветлая Земли Русской», «Миротворец Святой», «кротость оружьем признавший»                и победивший, приняв лишь одно сражение. (Слова сии из Жития Благоверного Князя Даниила и из песни о Благоверном Князе, созданной инокинями одной из обителей                в Александрове, исполненной знаменитым Архидиаконом Романом).   
 Обитель, Благоверным Князем воздвигнутая, позже всех в годы богоборчества отнятая и раньше всех, ещё при партийных вождях, возвращённая, - самая в Москве древняя.  Она на другом конце Столицы нашей. Благоверный Князь Даниил Московский, с иконы на нас смотрящий  - один из великого множества примеров соединения во времени   и пространстве земном.
                Глава третья  «Через века и пространство земное…»
  И не только, конечно, Образ Святого Князя Благоверного.
   Один из Престолов здесь в Честь Святителя Мирликийского Николая. Да где же нет Образа почитаемого всем миром христианским Чудотворца?! Угодника Божьего, что, будучи ещё младенцем новорождённым, три часа в Крещенской  Купели простоял! Святого Покровителя всех неправедно осуждённых, путешествующих, в нищете оказавшихся.
   Вспоминается, с каким благоговением говорит о Святителе Николае  простой урядник в повести  И.С.Шмелёва «Пути Небесные». О том, сколько храмов Никольских                в одном лишь Зарядье! И о том ещё, как обходили лихие люди их район, когда                на дежурство заступал старый урядник, лицом на один из образов Святителя Мирликийского похожий. 
 Наконец, сколько улиц московских от Святителя имена свои получили – и даже в годы безбожные на названия советские не меняли. (Вспомнить хотя бы фильм «Девушка                без адреса»)...
   А рядом - Престол в честь тех, что жили в окаянном веке богоборческом и как Истинные Воины Христовы за веру христианскую мученическую кончину приняли. Священнослужители и миряне разных профессий, Герои Отечества, в огне Первого Мирового пожара уцелевшие и слугами антихриста на Бутовской Голгофе убиенные.
Образ Мучеников Бутовских! Конечно, в памяти сразу же встают Храмы,                на полигоне смерти из пролитой крови  «выросшие»,  поднявшиеся. Кресты, - и тот, что с Соловков по всей  России везли,  и деревянный – замироточивший – там, где убиение двадцать тысяч русских людей слугами антихриста совершилось.  И рвы, и Аллея Памяти.
А ещё Храм у станции «Бутово» в честь Митрополита Серафима,  которого                на расстрел скорая помощь везла...
Словно огромный «мост» и в пространстве  - на Юго-запад  Столицы - и во времени                на шестнадцать веков…       
(Продолжение следует).


Рецензии