Заремба
Сигизмунд Владиславович Заремба. 1861 - 1915
Композитор, пианист, виолончелист.
Имя композитора Заремба появляется в мемуарах П. И. в связи с описанием концертов Марии Ивановны в 1900-х годах.
«На благотворительном концерте в зале Благородного собрания, данном Министерством Путей Сообщения (на Невском, у Полицейского моста) в концерте принимали участие Вержбилович, проф. Э. Э. Крюгер и солидный музыкант С. В. Заремба». В этом блистательном ансамбле Заремба выступал как пианист и композитор. «Заремба сочинил и посвятил ей (Марии Ивановне) два прелестных романса «Об увядшей фиалке» на слова Шелли в переводе Бальмонта и «Элегия» на слова М. А. Лохвицкой) с сопровождением виолончели и рояля - пишет П.И. далее.- «В ежегодном концерте Вержбиловича Мария Ивановна вместе с ним и Зарембою исполнила, между прочим, упомянутые выше романсы последнего».
Можно предположить, что во множестве камерных концертов, данных М. И Полетикой в девятисотых годах, звучали и другие романсы Зарембы, но именно эти два, посвященные ей, были включены в программу бенефисного концерта, который состоялся
5 апреля 1906г. в зале Петровского училища на Фонтанке .
Афиша гласила: «Концерт Марии Ивановны Полетики при участии солиста его Величества А. В. Вержбиловича, артистов Императорских Театров Э. Э. Крюгера и Г. А. Морского и С. В. Зарембы».
Критика отметила … как выдающийся ансамбль исполнителей, так и сами романсы, сплошь красивые и свежие по музыке, интересные в гармоническом отношении, великолепно звучащие, а потому являющиеся хорошим вкладом в небогатую литературу этого рода. К сожалению, они не были напечатаны автором, вскоре умершим; рукопись же находится у меня» .
О композиторе Сигизмунде Заремба известно очень мало – ему посвящено несколько строк в словаре Римана, которые и переписывались в дальнейшем другими справочными изданиями. Но, по счастью, некоторые сведения о нем сообщают украинские источники
Сигизмунд Владиславович Заремба родился в 1861году в г. Житомир, в семье профессионального музыканта и композитора, Владислава Ивановича Зарембы.
В 1862 г. семья перебралась в Киев, где глава семейства стал преподавать музыку и хоровое пение в нескольких учебных заведениях Киева. Очень скоро он получил всеобщее признание как талантливый педагог, одаренный композитор и пропагандист музыкальной культуры. Превосходный пианист, Владислав Заремба сам учил сына игре на фортепиано. Высшее образование – юридическое – будущий композитор получил в Киевском университете, где одновременно с юриспруденцией продолжил и своё музыкальное образование. Его вторым инструментом стала виолончель, а теорией и гармонией с ним занимался автор первого на Украине учебника по гармонии Андрей Казбирюк.
О службе Зарембы на юридическом поприще ничего неизвестно, зато его карьера как музыканта развивалась стремительно. Он много выступал и как пианист, и в качестве участника струнного квартета, а в 1896 году был назначен директором Воронежского отделения Императорского Русского Музыкального Общества и руководителем симфонических и камерных оркестров. Воронеж обязан ему организацией регулярных симфонических концертов. Благодаря его усилиям Воронежская публика услышала и только что написанную VI симфонию Чайковского.
В 1901 году Сигизмунд Владиславович переехал в Санкт-Петербург, где продолжал свою концертную и композиторскую деятельность.В Петербурге,помимо всего прочего, Заремба был известен и как музыкальный критик с острым пером. Ему приписывают фразу «Не люблю дилетанства!» А свои статьи он подписывал: «Не-Ларош».
Творческое наследие композитора включает немногие крупные симфонические произведения, сюиты для камерного оркестра, струнный квинтет, фортепианные пьесы. Его вокальная музыка – лирические романсы на стихи Апухтина, Лермонтова, Константина Романова – всем знакома «понаслышке: «Ночи безумные», «Повеяло черёмухой». В этом Сигизмунд Заремба повторил судьбу своего отца, чьи песни распевались повсюду и считались народными. Оброненная Риманом и растиражированная повсюду фраза «Его композиции отличаются естественностью и мелодичностью» приобретает неожиданный смысл для человека, еще заставшего эпоху расцвета советской песни. И правда - простые и яркие мелодии Зарембы прямо-таки «прорастают» из пионерских песен и детских хоров середины 20 века. Винить ли композиторов-песенников в заимствованиях – или мелодии Зарембы остались на слуху как «народные»?
Для народной музыки композитор тоже немало сделал: ему принадлежит множество обработок украинских песен. В этом же ряду стоит и вокальный цикл «Ганя», песни которого в равной степени можно считать как авторскими, так и народными в авторской редакции. Одним из лучших образцов украинского соло считается его обработка мелодии известного романса М. Кропивницкого «Соловей» («Ой, в саду на Вишенке»).
Заремба умер в 1915 г. в возрасте 54-х лет в Петербурге.
Свидетельство о публикации №220040702360