Заремба

В кругу композиторов.  Забытые имена.   


                Сигизмунд Владиславович Заремба. 1861 - 1915
                Композитор, пианист, виолончелист.

               
Имя  композитора Заремба появляется в мемуарах П. И. в связи  с описанием концертов Марии Ивановны  в 1900-х  годах.
 «На  благотворительном  концерте  в  зале  Благородного  собрания,  данном  Министерством  Путей  Сообщения  (на  Невском, у Полицейского моста) в  концерте  принимали   участие  Вержбилович,  проф.  Э.  Э. Крюгер  и  солидный   музыкант  С.  В.  Заремба».  В этом блистательном ансамбле Заремба выступал как пианист и композитор.  «Заремба  сочинил  и  посвятил  ей (Марии Ивановне)   два  прелестных  романса  «Об  увядшей   фиалке»  на  слова  Шелли  в  переводе  Бальмонта  и  «Элегия»  на  слова  М. А.  Лохвицкой)   с  сопровождением виолончели  и  рояля - пишет П.И. далее.- «В   ежегодном  концерте  Вержбиловича  Мария  Ивановна  вместе  с  ним  и Зарембою  исполнила,  между  прочим,  упомянутые  выше  романсы  последнего». 
Можно предположить, что во множестве  камерных концертов, данных М. И Полетикой  в девятисотых годах,  звучали  и другие  романсы Зарембы, но именно эти два, посвященные ей, были включены в программу бенефисного концерта, который состоялся
5 апреля 1906г.  в зале Петровского училища на Фонтанке .
 Афиша гласила: «Концерт Марии Ивановны Полетики при участии солиста его Величества А. В. Вержбиловича,  артистов  Императорских Театров Э. Э. Крюгера и  Г. А. Морского  и С. В. Зарембы».

               
Критика  отметила  …  как  выдающийся  ансамбль  исполнителей, так  и  сами  романсы,  сплошь  красивые  и  свежие  по  музыке,  интересные  в  гармоническом  отношении,  великолепно  звучащие,  а  потому  являющиеся хорошим  вкладом  в  небогатую  литературу  этого  рода. К сожалению,  они  не  были  напечатаны  автором,  вскоре  умершим;  рукопись  же  находится  у  меня» . 

О композиторе  Сигизмунде Заремба известно очень мало –  ему посвящено несколько строк в словаре Римана, которые и переписывались в дальнейшем другими  справочными изданиями. Но, по счастью, некоторые сведения о нем сообщают украинские источники

Сигизмунд Владиславович Заремба  родился в 1861году в г. Житомир, в семье профессионального музыканта и композитора, Владислава Ивановича Зарембы.
В 1862 г. семья перебралась в Киев, где  глава семейства стал преподавать  музыку и хоровое пение в нескольких учебных заведениях Киева. Очень скоро он  получил всеобщее признание как талантливый педагог, одаренный композитор и пропагандист музыкальной культуры. Превосходный пианист, Владислав Заремба сам учил сына игре на  фортепиано. Высшее образование – юридическое – будущий композитор получил в Киевском университете, где одновременно с юриспруденцией продолжил и своё музыкальное образование. Его вторым инструментом стала виолончель, а теорией и гармонией с ним занимался автор первого на Украине учебника по гармонии Андрей Казбирюк.
О службе Зарембы на юридическом поприще ничего неизвестно, зато его карьера как музыканта развивалась стремительно. Он много выступал и как пианист, и в качестве  участника струнного квартета, а в 1896 году был назначен директором Воронежского отделения Императорского Русского Музыкального Общества и руководителем симфонических и камерных оркестров. Воронеж обязан ему организацией регулярных симфонических концертов. Благодаря его усилиям Воронежская публика услышала и только что написанную VI симфонию Чайковского. 
В 1901 году Сигизмунд Владиславович переехал в Санкт-Петербург, где продолжал свою концертную и композиторскую деятельность.В Петербурге,помимо всего прочего, Заремба был известен и как музыкальный критик с острым пером. Ему приписывают фразу «Не люблю дилетанства!» А свои статьи он подписывал: «Не-Ларош».
Творческое наследие  композитора включает немногие крупные симфонические произведения, сюиты для камерного оркестра, струнный квинтет, фортепианные пьесы.  Его вокальная музыка –  лирические романсы на стихи Апухтина, Лермонтова, Константина Романова – всем знакома «понаслышке: «Ночи безумные», «Повеяло черёмухой». В этом Сигизмунд Заремба повторил судьбу своего отца, чьи песни распевались повсюду и считались  народными. Оброненная Риманом и растиражированная повсюду фраза «Его композиции отличаются естественностью и мелодичностью» приобретает неожиданный смысл для человека, еще заставшего эпоху расцвета советской песни. И правда - простые и яркие мелодии Зарембы прямо-таки «прорастают» из пионерских песен и детских хоров середины 20 века. Винить ли композиторов-песенников в заимствованиях – или  мелодии Зарембы  остались  на слуху как «народные»? 
 Для  народной музыки  композитор тоже немало сделал: ему принадлежит  множество обработок украинских песен. В этом же ряду стоит и вокальный цикл «Ганя», песни  которого в равной степени можно считать как авторскими, так и народными в авторской редакции. Одним из лучших образцов украинского соло считается  его   обработка мелодии известного романса М. Кропивницкого «Соловей»  («Ой, в саду на Вишенке»).

Заремба  умер  в 1915 г. в возрасте 54-х лет в Петербурге.


Рецензии