Ютландское сражение. Часть 2

Пару слов следует сказать и о легких силах. Немцы к 1916 году испытывали некоторую нужду в современных легких крейсерах (турбинных, начиная с типа «Магдебург»). Германия понесла ощутимые потери в этом классе кораблей на начальном этапе войны и теперь ощущала в них дефицит. Строительство масштабной серии кораблей типа «Кёнигсберг» еще продолжалось, но ни один крейсер из этой серии не успел принять участие в Ютландском сражении. Большинство немецких легких крейсеров было перевооружено со 105-мм орудий до более привычных 150-мм.

Аналогичное перевооружение прошли немецкие эсминцы – явно недостаточный калибр 88 мм на них был заменен на 105 мм. Эти орудия были гораздо лучше 102-мм пушек, устанавливавшихся на английских эсминцах, – они были легче и имели больший угол возвышения. Однако немецкие эсминцы были в целом меньше английских, имели более низкий надводный борт и уступали своим оппонентам в мореходности и дальности плавания. В составе немецких легких сил не было кораблей класса лидер эсминцев.

Подводя черту под весьма кратким и поверхностным анализом обоих флотов, можно сделать вывод, что каждая сторона имела свои слабые и сильные стороны. Британских кораблей было больше, в их числе уже были линкоры, оснащенные 343- и 381-мм артиллерией. Общее же количество стволов калибром 280 мм и выше исчислялось 344 у англичан и 244 у их противников. Вес бортового залпа соотносился в показателях в 2,5 к 1 тоже в пользу Гранд-Флита. Немецкие корабли имели снаряды лучшего качества и более рациональную защиту, но их мореходные качества были хуже, а скорость – ниже.

Тактические решения

Век паруса давно ушел в прошлое, но британцы и немцы по-прежнему практиковали ведение боя в кильватерном строю. Оба командующих в целом действовали в рамках канонов эпохи.

На первой фазе сражения командующий линейными крейсерами адмирал Битти расположил приданную ему 5-ю эскадру быстроходных линейных кораблей (все новейшие с 381-мм артиллерией) в 5 милях позади себя. Когда флагманский «Лайон» передал сигнал повернуть на противника, линкор «Бархэм» под флагом Эван-Томаса попросту не заметил этот приказ. Командир линкора попытался убедить командира эскадры следовать за Битти, но тот не захотел действовать «без приказа». Только через 7 минут, после того как «Лайон» отстучал прожектором повторное приказание, Эван-Томас начал совершать эволюцию, в результате он отставал от линейных крейсеров почти на 10 миль. Ни Битти, ни Эван-Томас, в отличие, например, от Хиппера, доложившего о бое с линейными крейсерами и линкорами, не удосужились сообщить Джеллико об обнаружении и примерном местонахождении немецкого линейного флота. Только в 16.45, спустя почти два часа боя, английский командующий узнает, что имеет дело не только с кораблями Хиппера, а что навстречу ему движется Флот открытого моря.

В действиях немецкой стороны тоже наблюдались просчеты. Вообще Шеер узнал, что Гранд-Флит находится не в базах, а в море, примерно в 18.30, когда ему сообщили результаты допроса пленных с английских эсминцев. Много критики вызывает его маневр в 18.55, когда весь немецкий флот повернул на 180 градусов и пошел на встречу главных сил англичан, практически выполняя для них классический «crossing T». А ведь всего за полчаса до этого очень удачным маневром первый раз повернув все свои силы, Шееру, казалось бы, удалось начать отрыв от своего грозного противника, скрывшись в тумане. Объяснял свое внезапное «возвращение» немецкий командующий достаточно невнятно: дескать, хотел помочь почти обездвиженному и страдающему от пожаров легкому крейсеру «Висбаден». В результате этого Шеер был потом вынужден отдать приказ линейным крейсерам «атаковать, невзирая на потери», чтобы вывести из-под удара свои линкоры.

На фазе ночного преследования происходили интересные события. Примерно в 21.40 немецкие легкие крейсеры 4-й разведывательной группы стали свидетелями того, как флагман Битти «Лайон» запрашивал клотиковым огнем у линейного крейсера «Принцесс Ройял» секретные позывные на текущий день, поскольку «его собственная сигнальная книга уничтожена». Тот ответил, передав данные световым сигналом. Так немецкому флоту стали известны английские секретные позывные.

Во время ночного боя Джеллико не знал, что немецкий флот проходит у него буквально за кормой – а ведь мог узнать. Дело в том, что поврежденный торпедой в дневном бою линкор «Мальборо» снизил ход, а идущая за ним 5-я эскадра быстроходных линейных кораблей Эван-Томаса ничего не знала об этом и тоже снизила ход, отстав тем самым от главных сил. С одного из ее кораблей, линкора «Малайя», в 23.40 был опознан «Вестфален» и другие дредноуты Шеера, однако командир «Малайи» открыть огонь не решился без приказа адмирала. Мало того, чтобы не обнаружить себя, он запретил пользоваться радио. Немцы прошли беспрепятственно. Линейный крейсер «Мольтке», сбившись с курса, прошел в темноте сквозь строй дредноутов Джеллико и был определенно опознан с дредноута «Тандерер». Однако и его командир посчитал ненужным открывать огонь, дабы «не указывать противнику местоположение своих линейных сил».

Аналогичные ночные приключения выпали на долю тяжело поврежденного «Зейдлица». Около полуночи его опознали с «Мальборо», «Ривендж» даже запросил позывной. Получив неправильный ответ, англичане ничего не предприняли. Промолчал и «Эджинкорт», с которого также заметили тяжело поврежденный линейный крейсер, но решили «не выдавать своего расположения». Легкие крейсеры, сопровождавшие британские линкоры, видя, что их командиры ничего не предпринимают, ограничились наблюдением. Утром «Зейдлиц» 7-узловым ходом дополз до Хорнс-рифа. Джеллико всерьез готовился к новому дневному бою, пока в 3 часа 30 минут не получил радиограмму о том, что немецкий флот уже подошел к своим базам. Новый Трафальгар откровенно не удался.

За кем осталось море

Главным итогом Ютландского сражения было то, что уже спустя 48 часов Джеллико мог вывести в море не меньше 25 дредноутов, не считая кораблей других классов. Немецкий флот, хоть и чувствовал себя почти победителем, утопив 3 английских линейных крейсера, нового выхода сделать не мог из-за слишком большого объема повреждений. Английский флот лишился, как уже говорилось, 3 линейных крейсеров, 3 броненосных крейсеров и 8 эсминцев. Шеер потерял затонувший от полученных повреждений следующий на базу линейный крейсер «Лютцов», старый броненосец «Поммерн», 4 легких крейсера и 5 эсминцев. Германские корабли получили в общей сложности 120 попаданий, английские – 124. Процент попаданий на одно орудие выглядит в пользу Флота открытого моря.

Если смотреть по цифрам, то однозначно Британия получила существенный щелчок по носу в виде проигранного сражения. И немцы вполне справедливо говорили о победе.

Да, немцы точнее стреляли (3,3% против 2,2% попаданий), лучше боролись за живучесть, потеряли меньше кораблей и людей. Английский флот выпустил 4598 снарядов, из них 100 попало в цель (2,2 %), и израсходовал 74 торпеды, из них достигло цели 5 (6,8 %); Германский флот выпустил 3597 снарядов и добился 120 попаданий (3,3 %) и 109 торпед, из которых в цель попало 3 (2,7 %).

Но — везде есть нюансы.

Посмотрим на цифры. На другие цифры. Англичане выставили на треть больше кораблей, чем немцы. А что осталось за цифрами? Какие резервы были на то случай, если вдруг произойдет глобальное побоище или явится кракен и всех утащит на дно?

Линкоры. Британия: из 32 в битве участвовало 18. Германия: из 18 — 16.
Линейные крейсера. Британия: из 10 — 9. Германия: из 9 — 5.
Броненосцы. Британия: из 7 — 0. Германия: из 7 — 6.
Броненосные крейсера. Британия: из 13 — 8. У немцев таких кораблей не было.
Легкие крейсера. Британия: из 32 — 26. Германия: из 14 — 11.
Эсминцы. Британия: из 182 — 79. Германия: из 79 — 61.

Вот, в принципе, и ответ. Британия могла себе позволить такие потери. И они нанесли ущерб, пожалуй, только самолюбию, не более того. Немцы же выгребли для этого сражения фактически весь свой флот. И в случае иного расклада, если потери бы были больше вдвое, про боевые действия на море можно было бы забыть. Результат таков: немцы выиграли сражение, англичане выиграли кампанию и войну.

Британский флот сохранил за собой господство на море, а немецкий линейный флот перестал предпринимать активные действия, что оказало значительное воздействие на ход войны в целом.

Немцы, несмотря на радость от больших потерь у неприятеля, удостоверились, что в открытом бою господство на море у Великобритании не вырвать. Требовались иные методы, в частности, неограниченная подводная война, которая, с одной стороны, почти что поставила Англию на колени, с другой – дала весомый повод к вступлению в войну США, которые никак не могли допустить победы Германии.

Споры об истинных победителях и побежденных, нереализованных возможностях и упущенных шансах обеих сторон не утихают до сих пор. Однако, зная итоги, которыми закончилась Первая мировая война, можно с уверенностью утверждать, что, в конце концов, фактически проиграли обе стороны. Немецкий флот был уничтожен самозатоплением в Скапа-Флоу, остатки его розданы и распроданы. Некогда могучий Гранд-Флит, опутанный навязанной Америкой системой договорных соглашений, был сокращен в несколько раз, делая теперь ведущей морской державой США.

Германский флот до конца войны находился на базах, и по условиям Версальского мира был интернирован в Великобританию. Не имея возможности использовать надводный флот, Германия перешла к неограниченной подводной войне, что привело к вступлению в войну США на стороне Антанты. Кстати, нечто похожее произошло и во Вторую мировую.

Несмотря на то, что бои на суше шли с переменным успехом, морская блокада Германии принесла свои плоды. Немецкая промышленность не смогла обеспечить армию всем необходимым, в стране возникла острая нехватка продовольствия в городах, что и вынудило германское правительство капитулировать. Морская блокада в начале ХХ века была очень серьезной вещью.

Один, правда, урок, немцы и англичане из этого сражения извлекли. Генеральное сражение на море уже не могло принести тех результатов и обеспечить победу, как, скажем, 50-100 лет до того. И во Второй мировой войне стороны уже не планировали массовых схваток стальных гигантов, закованных в броню.

Все же остальные ошибки, совершенные в Первой мировой войне, Германия весьма точно повторила через какие-то 20 лет… И войну на несколько фронтов, и обеспечение промышленности всем необходимым. Ну, и самая фатальная ошибка: они снова поперлись на восток, к русским.


Рецензии