Мир уже не будет прежним

Пандемия GOVID -19 повлияла на все аспекты жизни людей во всем мире. Мне хочется затронуть именно психологический аспект этой  проблемы. Что и как изменилось в психологии людей при распространении пандемии по всему миру?
Вспомним, как начиналась вспышка GOVID -19 в Китае. "До нас далеко, ну и что, где Китай, где мы..." и т.д. Жизнь продолжалась, как и прежде, без существенных изменений. Люди продолжали путешествовать, проводить отпуска в других странах, беспрепятственно пересекали воздушные и наземные границы на всех видах транспорта.
Когда в Китае начали умирать люди от этой вирусной инфекции, правительство Китая приняло беспрецедентные меры по купированию распространения GOVID -19.
У людей страха как такого еще не было. Тревога и страх появились гораздо позже, когда инфекция начала стремительно расползаться по всему миру.
Ведь что такое страх? Это переживание, возникающее при угрозе жизни. В зависимости от ситуации и особенностей личности каждого человека, переживание страха варьируется в широком диапазоне оттенков: неуверенность, опасение, тревога, испуг, паника, отчаяние, ужас.
Понятно, что каждый отдельный человек в такой ситуации начинает испытывать чувство тревоги  и опасения. И здесь огромную роль играет то, КАКАЯ информация и КАК преподносится людям через СМИ, ТВ, периодические издания и т.д. Не секрет, что огромное количество людей смотрят, слушают, читают эту информацию как сообщения с "мест проведения боевых действий". И чем больше они смотрят, слушают и читают, тем сильнее испытывают чувство тревоги.
Конечно, очень важно, архиважно, чтобы в таких чрезвычайных ситуациях на "авансцену" наряду с медиками выходили специалисты в области психотерапии и психологии, которые бы разъясняли "на пальцах", как с наименьшими потерями для своего психического здоровья  справляться с такой неординарной ситуацией.
Действия медиков, психологов, СМИ, ТВ и т.д. должны быть согласованными в борьбе с вирусной инфекцией. Как снизить интенсивные эмоциональные переживания, которые могут привести к депрессиям, дезорганизации и панике?
Люди вынуждены временно находиться дома на карантине и соблюдать самоизоляцию.
Самоизоляция и карантин, а также работа на удалении становятся настоящими вызовами для современного общества.
Самоизоляция для пожилых людей может быть и благом, и несчастьем. Благом, если есть дети, внуки, с которыми сложились теплые, доверительные, дружеские отношения. А если нет?
Дистанционная работа или работа на удалении предполагает круглосуточное нахождение дома с членами семьи: с супругой или супругом, детьми. Хорошо, если в семье было взаимопонимание между членами семьи, забота, терпимость...А если отношения еще задолго до карантина оставляли желать лучшего?
Если это были конфликтные отношения и их "спасало" только то, что большую часть времени члены семьи проводили вне дома...
Как подтверждение этому, совершенно недавно в СМИ было опубликовано обращение Генерального секретаря ООН ко всем людям, в котором говорится о том, что в условиях карантина в семьях произошла "ужасающая вспышка насилия". Он выступил с призывом защитить женщин, страдающих от бытового насилия.
Оказывается, пандемия обострила еще одну проблему: насилие в семьях. Генсек ООН признал тот факт, что карантин и самоизоляция являются необходимыми мерами сдерживания распространения пандемии. Но в результате таких вынужденных мер женщины могут оказаться в западне - лицом к лицу с партнерами, склонными к агрессии. Попутно он привел цифры, что в некоторых странах удвоилось количество женщин, обратившихся в службы поддержки.
Глава ООН призвал всех в это сложное время сообща предотвращать насилие, где бы ни возникала угроза: от районов боевых действий до квартир и жилых домов.
Пандемия оказалась своеобразным "катализатором" ускорения всех "наболевших" вопросов  в обществе по всему миру. Многие оказались не готовы ответить на новые вызовы. Иначе, как объяснить то, что за первые месяцы эпидемии в Китае было зафиксировано рекордное количество разводов?
Наверное, это говорит о том, что пандемия обострила давно назревавшую перестройку социальных отношений между людьми: внутри семьи, на работе и т.д.
Пандемия оказалась "лакмусовой бумажкой"  проверки межличностных отношений (между детьми и родителями, между супругами) на прочность, их ценностных ориентиров и способности быстро адаптироваться к новым условиям.
Готовы ли мы к этим вызовам и в какой мере? Что нужно сделать для того, чтобы подготовиться к тем переменам, которые просто неизбежны и произойдут в ближайшее время? Безусловно, нельзя отделять от этой проблемы и экономический кризис. Все это в совокупности будет мощным потрясением для всех людей.


Рецензии