Февральские ветры, санки под парусом

Из цикла коротких рассказов «Моё деревенское детство…»

Есть одно развлечение зимой - катание на санках под парусом, когда кругом снег, и даже к соседу сходить проблема, когда каникулы или отмена занятий из-за мороза, и все сидят по домам, со двора не вылазят, просто делать нечего.
 Там, где нет зимой крепких морозов и изобилия снега этого не понять.
Мы с товарищем придумали технологию развлечения, перелистывая журнал «Юный техник». Был такой журнал для детей, кто помнит. Увидели  длинные лодки туземцев с  парусом. У них лодка не переворачивается из-за паруса при наличии  лёгких опор о воду на расчётном расстоянии, определяемом высотой паруса и техническими возможностями.  Мы  построили  аналогичную  конструкцию  на  деревянных санках. Для этого использовали старые не комплектные  лыжи в усечённом варианте. Полозья санок сделали значительно шире, выступающими впереди и сзади. Проверили за домом в поле. На свежем рыхлом снегу санки не держат даже одного человека, а на твёрдом даже очень здорово, и всё работает. Для изготовления паруса использовали простыни, что сушили на улице на морозе. Бывало, что ветром их уносило, что тут сделаешь - ветер, так и не находили. Оставалось подходящих условий дождаться, когда снег на полях станет твёрже, а пока решили провести испытания на озере при хорошем ветре. Недолго думая, демонтировали конструкцию, под одежду спрятали парус и на озеро, час ходу через лес на лыжах. При испытаниях выявилась слабая устойчивость конструкции на хорошем ветре и недостаточном скольжении. Что могли доработали в конструкции в походных условиях на морозе, исправили, остальное делали у себя в сарае, где инструменты деда - мастера по дереву, и куча различного материала.
 Всё готово! Дождались, день настал. Светило солнце, искрился снег, мороз щипал щёки, ветер сбивал с ног. Занятия в школе мы отменили себе сами по дороге в школу. Вернулись домой, когда все разошлись на работу и в садик. Жаль, что санки с парусом одни и вдвоём не прокатишься. Испытания наметили по дороге в соседнюю деревню в полях. Ветер был реально хорош, а позёмка в поле не мела, снег лежал с твёрдой корочкой, так бывает. Санки вырывало из рук даже без паруса. Можно на них сесть, раскрыть полы одежды и уже можно ехать. Однако, с парусом было просто здорово. Первым жребий определил меня в качестве лётчика - испытателя.  Как только я поднял парус,  меня подхватило. Разогнало по ветру не на шутку. Я мчался по полю, как автогонщик или даже лётчик, временами обгоняя ветер. Впереди уже виден огород поскотины - это вольер для деревенского скота. За изгородью из продольных жердин сугроб снега в виде трамплина, а перед ней - провал. С разгона санки в месте со мной угодили в провал и зацепились за изгородь, на ней и остались, а я пролетел вперёд и воткнулся по пояс в сугроб, головой пробив твёрдый слой снега. Руки оказались вдоль туловища, а снег достаточно плотный, особенно корка сверху, так что не пошевелиться. Как мог вокруг себя я делал полости под снегом, где он был мягче, наружу торчали только ноги. Кричать бесполезно. Как я не задохнулся, выкручиваясь из сугроба, и сколько ушло времени, сказать трудно. За это время я даже успел напугаться. Друг спешил ко мне на выручку, на четвереньках, ползком и перекатываясь, получалось очень медленно. С большим трудом я выбрался всё же сам, незадолго до подхода друга. Обратно выходили до дороги вдоль изгороди на уровень села, так было быстрее. Конструкция санок снова потребовала доработки: распределили вес на все опоры, приделали тормоза, учились передвигаться под углом к ветру, галсами. Забава стала любимой среди детворы села, а мы делали конструкцию всё лучше. Весной, во время великого разлива, ходили под парусом на плотах. Конструкция плота очень напоминала лодку туземцев.

     фото из интернета


Рецензии