Мир, дружба, жвачка и выгода

"Моя единственная подруга - это выгода" к.ф "Коллектор"


Я долго думала про религию, про Бога, про веру и верующих людей.

И вот к какому странному выводу я пришла сегодня, читая книгу "Хроники раздолбая" Павла Санаева. Она подтолкнула меня к неожиданному выводу.

В книге есть полемика о Боге и вере между двумя молодыми людьми, но в основном там рассказывается про 90-е годы, когда в стране начался бардак, и молодёжь это чувствует лучше всех. Уже тогда у них начинался нигилизм, кощунство, цинизм, а самое главное, что они очень хорошо впитали в себя принцип выгоды и прибыли.

Все моральные принципы сводились к одному: если тебе это выгодно - то это добро, а если не выгодно - то это зло. Уже тогда стало безразлично, что "опустить" другого человека на бабки или просто унизить морально, это не красиво. Если тебе выгодно, то чувства другого человека и его выгода тебя не касается.

И автор рассказывает не о каких-то нищебродах, которые застали дефицит и ели некачественные продукты. Тогда даже нищие ели тоже самое, что и богачи, исключая только крайние дефицитные продукты, но даже чёрную икру можно было купить на праздник в наборе со шпротами. В общем, никто не голодал, но всякого рода мажорам хотелось всегда какого-то запретного заграничного плода: модную пластинку или сигареты "Мальборо".

Я не могу понять, отчего людям так важен их статус в обществе. Ведь статусность и иерархия всегда была признаком животных, которые жили в племенах, и потому для выживания нужно было иметь возможность подчинять себе более слабых особей, и этот статус был необходим вожаку стаи, чтобы быть авторитетом и чтобы его уважали.

Именно в 90-е люди стали превращаться в стаю и это стало более заметно, чем во все другие времена.

Я помню вкус болгарских сигарет "Родопи", и они были ничуть не хуже заграничных. Кстати говоря, сегодняшние сигареты нстолько мало напоминают качественные, что их запах не выветривается вообще и для некурящего человека они так воняют, что тошнота к горлу подступает. Даже "Мальборо" сейчас на рынке - это дешёвый аналог настоящих сигарет, потому что только наше поколение помнит настоящий вкус "Мальборо", которые появились в 90-е в свободном доступе.

В общем, сказать хотелось вот о чём. Я так думаю, что настоящий верующий человек, внутри которого есть божественная искра - это по нынешним меркам лох, который поступает вопреки здравому смыслу. Это не значит, что он не думает головой и совершает бессмысленные и безумные поступки, но иногда со стороны они и правда выглядят, как безумные. Например, отказ от потребления никак не объяснить с точки зрения здравого смысла, хотя это объяснить гораздо легче, чем многое другое.

Чем больше мы потребляет продукции, тем больше её выпускают, а это сильно влияет на экологию, потому что большинство производимых товаров производится из вредного пластика. Какую бы вещь вы не взяли в руки, в ней каждая деталь состоит из пластика. Даже кожаная обувь сейчас производится не из настоящей кожи, потому что животных, которых убивают и пускают на расходный материал становится всё меньше и меньше, поэтому настоящая кожа стоила бы в два-три раза дороже.

Поэтому отказ от потребления ещё можно объяснить выгодным, но есть такие вещи, которые совсем не выгодны, например, когда тебе предоставляется случай кого-то обмануть, а ты этого не делаешь. Или тебе светит счастье, но это счастье будет построено на несчастье другого человека. И каждый сейчас скажет, что глупо упускать своё счастье, даже если при этом ты кому-то сделаешь больно или ограбишь. Что тебе до жизни постороннего человека или такого, который стал уже чужим? Например, что тебе до того, что кто-то станет страдать, если ты его уже не любишь? Что тебе до того, что ты разобьёшь кому-то сердце, если своё счастье намного ценнее?

И кто-то скажет, что это мораль и нравственность, но это не так. В каждом человеке присутствует такая лакмусовая бумажка, которую можно назвать не совестью, а эмпатией, то есть способностью поставить себя на место другого человека, чтобы понять, что он чувствует и даже ощутить его боль или радость.
И вот когда боль или радость чужого, другого человека отзывается в тебе таой же болью или радостью, то ты обладаешь эмпатией, а если ты ничего не чувствуешь, то эмпатия у тебя отсутствует.

Наличие эмпатии не даст совершить дурного поступка и причинить боль другому человеку, даже если ты упускаешь свою выгоду.

И вот я пришла к тому выводу, что верующий человек - это человек, обладающий эмпатией, который чуствует чужую боль, как свою, и способен радоваться чужому счастью, как своему, зная при этом, что ему ничего не перепадёт.

Такому человеку становится радостно, когда вокруг счастливые люди, поэтому ему выгодно, чтобы вокруг него все былм счастливы. Он сильно страдает от того, что видит несчастных людей и ничем не может помочь, поэтому он не хочет заставлять страдать других людей.

Это сверхчеловек, который перерос своё поколение, потому что для него логика современных людей нелогична, потому что они приносят вред самим себе постоянным поиском выгоды для себя, извлекая прибыль из каждого своего поступка и гоняясь за успехом, как конечным смыслом своей жизни.

Базовые ценности жизни ему неведомы, поэтому он никогда не достигает самой главной цели жизни - счастья, которое состоит в том, чтобы счастливы были люди, которые рядом с тобой, и при этом не всегда твоё личное счастье может совпадать с их счастьем.

Почему мы иногда слушаемся маму даже тогда, когда нам не хочется что-то делать? Не потому, что мы получим выгоду, заслуживая её любовь, а потому что нам хочется сделать любимому человеку приятное, чтобы доставить ему радость. И если этот человек просто просит тебя сделать что-то, чтобы насладиться своей властью, то он не передаёт тебе свою радость, потому что он её и не получает, а получает он только суррагат радости в виде упоения своей властью и твоей зависимостью, то есть это не выгодно вам обоим, и энергия доброго поступка уходит в пустоту, не принося никому радости и счастья.

Если так понимать любой человеческий поступок и прежде всего чувствовать, что движет человеком, то можно увидеть, в ком присутствует божья искра, а кто совершает добрые поступки из чувства морали и долга, чтобы самому себе казаться лучше, чем есть на самом деле.

Одно и тоже действие может производить совершенно разный результат не по внешним признакам, а по внутреннему удовлетворению и состоянию человека. Это и есть признак того, от души человек что-то делает, или он себя принуждает.

Но иногда усилие должно быть. В самом начале пути усилие должно привести к тому, что победив в себе эгоизм, ты почувствуешь удовлетворение и счастье.

Не всегда отказ от наслаждения приносит удовлетворение и счастье, и нужно быть готовым к тому, что это умиротворение придёт намного позже, потому что сиюминутное удовольствие приносит мгновенную радость и хорошее настроение, а отказ от удовольствия приносит отсроченную радость, которая приходит по прошествии времени, когда ты осознаёшь, что этот отказ был правильным, что он не дал тебе совершить ошибку и навредить самому себе.

В общем, это трудно объяснить и воспринимать, потому что это нужно чувствовать сердцем, когда с каждым поступком, который ты совершаешь, отказываясь от своей собственной выгоды, приносит тебе удовлетворение и самоуважение.

Но это не значит, что выгодных поступков совершать вообще не нужно. Если твоя выгода не идёт вразрез с выгодой другого человека, то, безусловно, отказ от такой выгоды был бы совершенно неблагоразумен.

Плоха не сама выгода, а плох поступок, который задевает чужие интересы и чужие чувства.

Я это понимаю, а вы?            

   


Рецензии