Брежнев в Хабаровске

Сейчас немногие могут припомнить, что 5 апреля 1978 года в Хабаровске был генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев. Не помнил этого и я, но моя постоянная читательница из Хабаровска напомнила об этой дате.  Тогда я вспомнил и об этом приезде, а также то, что написал об этом первые секретарь крайкома партии Алексей Клементьевич Черный в своих мемуарах.  Далее я приведу цитату из его книги «Остаюсь дальневосточником».

«Генеральному секретарю было около 70 лет, здоровье его ухудшалось. Он хотя и робко, но поднимал вопрос о своей замене. Вот тогда и надо было его просьбу удовлетворить, а не принимать решение на Политбюро о режиме работы Брежнева, в котором дословно говорилось следующее: «Все члены Политбюро, кандидаты в члены Политбюро, секретари ЦК КПСС единодушно высказали мнение о необходимости нормализации режима работы генерального секретаря ЦК КПСС товарища Брежнева Л.И. для устранения систематических перегрузок в работе и сохранения здоровья в интересах партии и государства».

Несмотря на подобные решения Политбюро, болезни и старость брали своё. Не сознавая этого, Брежнев все еще играл роль генерального секретаря, председателя Президиума Верховного Совета,  Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами страны и прочее.  В то время большое влияние на Брежнева приобрел Д.Ф.Устинов, назначенный в апреле 1976 года министром обороны СССР. Думается, с его подачи появилось решение Брежнева проехать в 1978 году поездом по Транссибирской магистрали, поприсутствовать в районе Хабаровска на полковых учениях Дальневосточного военного округа, затем во Владивостоке на учениях Тихоокеанского Флота и посетить город Комсомольск-на-Амуре.

Передвижение поездом через огромную территорию страны, кратковременные встречи на вокзалах с партийным и советским областей и республик, через которые двигался состав с генеральным секретарем, информационные материалы ТАСС и телевидения,  создавали впечатление большой и напряженном работы генерального.  Не кажется, что подобную, и, может быть, более наглую дезинформацию об энергичной деятельности высшего руководства страны приходится ощущать на себе каждому из нас. А на самом деле, королем уже давно правит свита…

В поездке по Транссибу Брежнева сопровождали Устинов – министр обороны, Горшков – главнокомандующий Военно-морским флотом, директор ТАСС Замятин и ряд других лиц. Когда поезд двигался по Амурской области, по которой пролегала тысячекилометровая трасса будущего БАМа, первый секретарь обкома КПСС Авраменко, связавшись с помощниками Брежнева, уговорил их организовать встречу со строителями магистрали непосредственно на вокзале. И это было правильное политическое решение. Рядом идет грандиозная стройна, Брежнев ежегодно, а то и по нескольку раз в год поздравляет строителей с трудовыми достижениями – и вдруг проехать мимо, не встретившись с бамовцами?

4 апреля на станции Сковородино Транссиба на встречу с Брежневым прибыл отряд передовых строителей Центрального участка БАМа. Состоялся тридцатиминутный митинг. Авраменко представил Брежневу лучших строителей БАМа, в том числе делегата XVIII съезда комсомола, первого Героя социалистического труда на БАМе бригадира Новика и других бамовцев.  Бамовцы вручили Брежневу альбом – летопись  своих трудовых свершений. Выразив огромную благодарность и признательность за их работу, Брежнев остался очень доволен этой встречей.

Затем была длительная остановка на станции Хабаровск-1. Здесь Брежнева встречали делегации трудовых коллективов Хабаровска с транспарантами. Он вышел на привокзальную площадь,  обошел полукруг встречавших людей, передал им привет от ЦК и правительства, пожелал успехов в работе и жизни.

А после кортеж машин направился в село Анастасьевку, на армейский полигон. Там предстояло показать боевую выучку армейских подразделений Дальневосточного военного округа. Это было 5 апреля, на залитом внешними водами, окутанным дымом Анастасьевском учебном центре состоялось общевойсковое тактическое учение в присутствии Брежнева и Устинова.  Командовал округом генерал армии Третьяк. С поставленной задачей личный состав справился. Брежнев дал высокую оценку учению.  Он отметил хорошее взаимодействие  танкистов, артиллеристов, зенитчиков и летчиков, их умелое владение современной боевой техникой. В заключение командующему округом Третьяку вручил орден Красного Знамени.

По возвращении из Анастасьевского учебного центра Брежнев в городе останавливаться не стал, и поездом отбыл во Владивосток.»

Вот какие воспоминания о встрече генерального секретаря ЦК КПСС Брежнева остались у первого секретаря крайкома партии Черного.  Остались они и у меня, потому что я был в числе тех, кто встречал Брежнева на вокзале, и даже стоял в первом ряду трудящихся Индустриального района города.  Я к этому времени был избран парторгом городской больницы № 11, расположенной в этом районе.  Нам было дано указание привести лучших сотрудников больницы на встречу с Брежневым. Были заказаны автобусы, и человек 20-25 из больницы в хороший апрельский солнечный день с удовольствием поехали на встречу с первым лицом в государстве.

Какое впечатление у меня осталось от увиденного  совершенно рядом, в каких-то двух метрах от меня, генсека?  В общем, такое же, как и на экране телевидения. Мимо прошел старый, усталый, но бодрящийся человек.  Правда, позже, а Брежнев руководил страной еще пять лет, он стал выглядеть еще хуже.  Уже на своем опыте почувствовав, что такое руководить первичной партийной организацией, мне стало жалко Леонида Ильича.  Мне доводилось не раз проезжать по Транссибу, я знал, что это тяжело даже физически мне, еще молодому человеку. А что чувствовал он, старый и больной человек, в трясущемся даже правительственном вагоне под стук колес, в течение недели, можно было догадываться.  А когда один из охранников Брежнева наступил мне на ногу, мне стало жалко и себя.  Правда, я взял себя в руки, и когда мы шли к автобусу,  показал грязь на ботинке от ноги охранника, сказал, что неделю не буду смывать.


Рецензии