16. Эксперименты профессора с осьминогом

          Профессор был исключением из правил. Он не мог жить без работы и исследований. Кроме несения вахты ему ещё как воздух была нужна научная деятельностью.

          По его просьбе, командир корабля выделил ему большой аквариум, в котором плавало несколько рыбок. Обычно этот аквариум использовал кок Чумичкин для временного хранения живой рыбы. Профессор поместил туда своих пойманных осьминогов, и стал проводить с ними опыты. Он проводил около них всё свободное от вахты время. Правда, на вахте он больше глазел в иллюминатор, нежели на приборы на пульте управления лодкой, что впрочем, не обижало вахтенного офицера, а давало ему возможность немного отдохнуть от его лекций. В процессе исследования осьминогов Анатолий Иванович  приобрёл множество новых научных знаний о них.

          Он выявил, что осьминоги обладают множеством любопытных способностей, к примеру, видят свет кожей, имеют уникальную стратегию управления своим телом, а также могут отращивать потерянные конечности. Для проведения этого опыта профессору пришлось ампутировать у осьминога одну конечность. За две недели конечность восстановилась.

          По счастливой случайности оба осьминога, оказалась беременными самками. Дело в том, что самки осьминогов могут воспроизводить потомство лишь один раз за всю жизнь. Когда первая самка отложила яйца, она стала проводить всё время в "гнезде". Гнездо ей подготовил Алексей Иванович из глиняного кувшина, который он выпросил у кока Чумичкина. И в этом кувшине, она отложила яйца, и, некоторое время ухаживала за ними. Но, к сожалению, после откладки яиц она постепенно перестала питаться, а к моменту появления детёнышей умерла.

          В кают-компании Анатолий Иванович рассказывал:

          - Наблюдения за такими самками зрелище не для слабонервных. На последних этапах жизни она буквально морила себя голодом, - и при этом морщился, - и как будто ускоряла приближение смерти, отщипывая кусочки собственного тела или поедая кончики щупалец. На пищу, которую я ей предлагал, она не обращала никакого внимание. Чем обусловлен такой жестокий механизм самоуничтожения и зачем он нужен? Возможно она морила себя голодом для того чтобы не съесть своих детей и у них на первое время была еда - мёртвая мать.

          Со второй самкой профессор продолжил свои опыты. Когда она отложила яйца и перестала питаться, он удалили ей оптическую железу – отдел мозга, расположенный между глаз и по функционированию схожий с гипофизом позвоночных.
После этого с самкой, произошло нечто странное, - рассказывал он товарищам, - у неё исчезли материнские инстинкты, она перестала интересоваться яйцами, а потом и появившемся потомство, к ней вернулся аппетит и она стала искать ухажера для спаривания. Удивительно. Вероятно, оптическая железа самок, опираясь на сигналы репродуктивной системы, выделяет некий "гормон самоуничтожения". Последний, каким-то образом, влияет на пищевое поведение, возможно, дезактивируя пищеварительные и слюнные железы.

          Но подробнее изучить этот феномен профессору не удалось. Не хватило времени и наблюдаемого материала.

          Профессор успел описать четыре фазы материнского поведения, связанные с сигналами, поступающими из оптической железы. Эти фазы поведения оказались чёткими и стереотипными.

          Осьминоги являются активными хищниками, которые проводят много времени на охоте за пределами своего логова. Однако на первом этапе подопытные уделяли всё своё время отложенным яйцам, постоянно вентилируя и промывая их. В течение трёх-четырёх дней самки продолжали питаться, но оставляли потомство ненадолго и охотились неподалёку от "гнезда- кувшина".

          Затем наступила вторая фаза: самки полностью прекратили есть, но по-прежнему продолжали тщательно оберегать яйца. Этот этап продлился восемь-десять дней.
 
          Третья и четвёртая фазы были по-настоящему драматичными. Осьминоги стали вялыми, побледнели и утратили мышечный тонус. При этом у них наступали моменты внезапного возбуждения: самки приступали к беспорядочному грумингу, активно двигая щупальцами и обнимая себя мантиями, пока не запутывались в них окончательно. Некоторые начинали метаться и бились о стенки резервуара.
Дождавшись появления детёнышей, самки погибали.

          Для профессора это было полной неожиданностью, поскольку ранее никто не предполагал, что оптическая железа может контролировать процессы, не связанные с размножением. Он выявил, что увеличение уровня стероидов и инсулина также влияет на репродуктивную систему, из-за чего у животных начинают преобладать материнские инстинкты и они перераспределяют энергию, отдавая предпочтение не собственному кормлению и перевариванию еды, а уходу за потомством.

          Анатолий Иванович никак не мог сформулировать, почему столь умные существа как осьминоги заканчивают жизнь такой "унизительной" смертью. У него появилось несколько предположений, почему они в ходе эволюционного развития смирились с таким концом.

          - Во-первых, -  говорил он в кают-компании за обедом, - осьминоги являются каннибалами, поэтому "биологически запрограммированная" смерть самок может быть способом уберечь детёнышей от участи быть съеденными собственными матерями. А во-вторых, сроки роста осьминогов практически не ограничены, и задуманное природой устранение взрослых особей не позволяет популяциям этих моллюсков стать доминирующими и тем самым пошатнуть устоявшиеся экосистемы.

          Из научных статей профессор выяснил, что и многие самцы осьминогов также погибают вскоре после спаривания, хотя не имеют "родительских обязательств" по уходу за потомством.

          И последнее что удалось узнать профессору это то, что осьминоги, считавшиеся одиночками, организовали в аквариуме «общежитие» из труб, камней и кувшина, которые Анатолий Иванович поместил в аквариум, и не предпринимали агрессивных действий друг против друга.


Рецензии