Любимая жена султана Баязеда-2

На тот момент гарем султана тридцатипятилетнего Баязида I находился в столице Османов - городе Эдирне. Сам он считался довольно успешным военачальником, но неопытным правителем, и как утверждают историки, имел очень неустойчивый характер. Из того памятного похода на Сербию, Баязид привез много наложниц, но никях был совершен лишь с Оливерой, названной Деспиной.

Современники пишут, что девушка довольно быстро стала «любимой женой» Баязида. Ей удавалось влиять на султана в государственных делах, в том числе, оказывать помощь брату Стефану, которому по малолетству помогала править его мать Милица.

В принципе, ее жизнь во дворце можно было назвать вполне сносной. Однако были и свои отрицательные стороны: султан злоупотреблял алкоголем, был слишком импульсивен, недальновиден.  Его мало заботили государственные дела, во многом он полагался на своих наместников. Между военными походами Баязид предавался наслаждениям: обжорству, пьянству и разврату. Двор султана славился своей роскошью и был сравним с византийским двором в период его расцвета. Несмотря на свои пороки, Баязид был религиозным человеком и долгое время проводил в личной мечети Бурсы и держал в своём окружении исламских богословов

При этом султан был талантливым полководцем. За все 13 лет своего правления Баязид потерпел лишь одно поражение, которое и решило судьбу не только его но и красавицы Деспины...

Красноречивым подтверждением недальновидности султана служит  его переписка с Тамерланом. До нашего времени дошло  восемь писем, по четыре с каждой стороны. Изучая их, можно ясно представить, как правители вели себя по отношению друг к другу.

Грозный Тамерлан обращался к сопернику довольно уважительно. В первом письме он назвал султана «великий эмир, Божий меч против его врагов, посланный Богом, чтобы отстаивать интересы мусульман и защищать границы ислама» и упомянул, что его сын Миран-шах отправлял к Баязиду посланника с предложениями дружбы. В  его задачи входило склонить к совместному походу против Тохтамыша. Кроме того, просил не предоставлять убежища двум своим  врагам — Ахмеду Джалаиру и Кара Юсуфу.

В ответ на восточные дифирамбы Тамерлана султан Баязид ответил резко и грубо. Справедливости ради, следует заметить, что второе и третье письма османского султана были более сдержанными. Как известно, слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.  В общем, не мудрено, что в итоге «Железный хромой» решил напасть на Османов… Случилось это в 1402 году.

Плен

Зачем вдруг султану Баязиду пожелалось взять с собой в военный поход Оливеру и дочерей, понять сложно. Как вариант, считал себя непобедимым, все-таки ни одного проигранного боя за спиной! Или просто боялся оставить любимую и дочерей без защиты… Рассуждать можно до бесконечности. Ответ найти невозможно. Зато есть печальный факт. В Ангорском сражении Баязид был разбит войсками Тамерлана и все семейство оказались в плену. Таким образом, в руках врага оказалось самое главное сокровище султана.

По легенде Тамерлан, увидев высокородного пленника, громко рассмеялся. Оскорбленный Баязид заметил, что неприлично смеяться над несчастьем других. И тогда Тамерлан сказал: «Видно, судьба невысоко ценит власть и обладание обширными царствами, когда раздает их калекам, тебе кривому и мне хромому»

Существуют разные версии пребывания в плену Баязида и его семьи. По одной, супруги подвергались различным унижениям. Самого Баязида посадили в клетку, кормили отбросами, порой Тамерлан использовал его в качестве скамеечки под ноги и возил его за собой в тесной клетке. Оливеру и вовсе заставили прислуживать во время пиров Тамерлану и его придворным в обнаженном виде.

Рассказывают, что когда султан увидел свою любимую, то отчаянии от того, что не может спасти от унижения, разбил себе голову о прутья клетки. Подобное написал византийский летописец Лаоник Халкокондил и монах, а затем аббат бенедиктинского монастыря на острове Млет Мавро Орбини в своей «Истории славян».

Другие источники, и прежде всего, болгарский книжник Константин Философ, сербский политический деятель Джордже Бранкович, писатель Йован Раич, считают, что Тамерлан относился к пленным вполне уважительно. Более того, есть свидетельства, что Тамерлан планировал освободить султана. Так, Шарафаддин Язди писал: «Воля государева была такова, что после окончательного завоевания страны Рума хотел снова вернуть её Йилдырым Баязиду и посадить его на трон и вернуться».

Однако все они едины в том, что Баязид умер через девять месяцев нахождения в плену, после чего Оливеру сразу отпустили.

Сербский историк Стоян Новакович, а вместе с ним и другие его коллеги, полагают, что легенда, пусть и придуманная о самоубийстве Баязида в плену, прежде всего говорит о его привязанности к жене. Лично мне кажется странным, что гордый правитель довольно долго терпел унижения, а потом покончил жизнь самоубийством...

Жизнь после Баязида

За годы счастливого брака, который длился двенадцать лет, Оливера родила двух дочерей - Пашу-Мелек, и Оруз-хатун. Старшая в 1402 году стала женой Шемсуддина Мухаммеда, сына Джелаледдина Ислама, военачальника на службе у Тамерлана. А младшей в 1403 году суждено было выйти замуж за внука завоевателя Тамерлана Абу Бакра-мирзу, сына Миран-шаха. Что также доказывает: к своим пленникам хромой Тимур испытывал уважение.

Сразу после смерти своего господина Оливера вернулась в Сербию и какое-то время жила в монастыре в деревне Манастырица вблизи Кладово. Затем она переехала в новую сербскую столицу Белград и стала советником своего брата, правителя Стефана. Ее помощь очень пригодилась брату в период борьбы сыновей покойного супруга за престол в Османской империи.

После смерти Стефана в 1427 году и перехода Белграда в руки венгров Оливера переехала к племяннику Георгию Бранковичу в Смедерево, ставшую новой столицей.

Умерла в 1444 году примерно в возрасте 71 года, место захоронения неизвестно. Виделась ли она со своими девочками или хотя бы общалась с ними, неизвестно.

И еще. Именно после этого случая с Оливерой-Деспиной султанам запретили брать гарем в военные походы. Кстати, могли бы подумать об этом раньше. Таскать за собой обоз с дамами, платьями и служанками по меньшей мере неудобно.


Рецензии
Возможно этот случай был не единственной причиной,по которой султаны перестали заключать законные браки.Ведь ранее основной целью таких браков было сохранение и укрепление позиций государства, целостность территорий, и их расширение.У того же Баязида I (Молниеносного) была жена турчанка,которая выпрашивала у него ранги и должности для своих многочисленных родственников.Примером стала семья Чандарлызады, члены семьи были настолько сильны, что время от времени могли ставить султана в трудное положение.Последних представителей этой династии казнил Мехмед Фатих.Султаны больше не хотели "плодить" новые могущественные династии,составляющие им конкуренцию. И в гарем стали привозить наложниц иностранного происхождения,за которыми не стояли родственники.Сулейман I нарушил это правило по причине роста могущества его Империи.Он хотел соответствовать уровню европейских монархов(тех же Габсбургов.)Ему нужна была королева.Так что,скорее всего,решение принимал сам Сулейман.И это не являлось заслугой Хюррем.Чувства Сулеймана к ней известны.Но кроме этого еще была умна и образована.Так что идеально подходила на роль королевы.

Ирина Шестопалова 2   17.12.2021 16:22     Заявить о нарушении
само собой, что заключенный никях нельзя назвать заслугой Хюррем. Однако ее заслуга заключается в том, что именно она стала королевой.

Наталья Швец   17.12.2021 21:35   Заявить о нарушении